Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Кировская область
Собирается ежемесячно 15 809 из 50 000
  1. post
  2. Кировская область

Посторонним в.

Ольга Шебеко
Ольга Шебеко
Добавить блогера в избранное

На прошлой неделе в Кирове прошла неделя инклюзивного образования. Тема эта интересна достаточно узкому кругу лиц: чиновникам, педагогам и родителям, которые воспитывают детей с нарушениями развития. И не стоило бы об этом говорить, если бы не то, что именно и какими словами говорилось с кафедр на темы инклюзии.

Многие специалисты РООРДИ «Дорогою добра» и родители наших детей всю неделю посещали лекции, которые читали московские, питерские и кировские специалисты. Задачей лекторов было осветить новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья, на основании которых с сентября будут обучаться все школьники этой категории. Если коротко и понятно – то это программы обучения, согласно которым учителя должны строить свои уроки. Есть ФГОСы для обычных школьников, а теперь – еще и для «особых».

Так вот, мы думали, что эти лекции станут для нас новым ресурсом, источником энергии, стимулом к развитию, чем угодно. Не могли мы ожидать только одного – что они станут похоронами. А хоронили мы философию, культуру и практику инклюзии, а вместе с ними гуманистический подход к ученикам в государственной системе образования.

Уже на пленарном заседании консультант отдела образования детей с проблемами в развитии Министерства образования и науки Российской Федерации Юлия Сачко объяснила, как государство видит ситуацию с внедрением ФГОС для детей с особыми образовательными потребностями: пусть в законе об образовании и написано, что в любую школу может прийти любой ребенок и для него должны быть созданы условия, но «вы же понимаете, что это не возможно». В общеобразовательные школы нужно включать только детей с однозначно сохранным интеллектом и «готовых к включению».

А это – не инклюзия, а интеграция: таким ученикам и не нужны никакие специальные условия для того, чтобы учиться вместе со всеми. Это, например, дети с различными заболеваниями внутренних органов или с небольшими нарушениями зрения или слуха. Они и сейчас, как много лет назад, учатся в обычных классах, и в этом нет ничего особенного. А теперь таких ребят записывают в «инклюзированные» и отчитываются, как у нас, по обыкновению, все хорошо.

Но вернемся к речи консультанта Министерства образования, ведь дальше идет самое приятное: «Необходима грамотная работа с родителями, которые по каким-то своим амбициозным мотивам пытаются обучать ребенка с выраженными нарушениями развития в рамках инклюзии. И, несмотря на то, что законом все предусмотрено (право ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться вместе со всеми – мое прим.), такой ребенок должен получать коррекционное образование в коррекционной школе.

Вот так новость!  Тогда у нас вопрос к Министерству образования РФ, а также к Госдуме и заодно уж к президенту: зачем в новый закон об образовании, принятый в 2012 году, были включены эти замечательные формулировки про то, что «все дети вне зависимости от их состояния могут учиться совместно со сверстниками»? Зачем тогда, скажите, было давать «родителям умственно отсталых» ложную надежду, что их детей пустят в обычный мир? Ведь они и так уже «сильно травмированы» диагнозом ребенка, по словам психологов. А они не самим диагнозом травмированы, но как раз тем, что их дети обречены, так как уже на стадии садика и школы их отодвинули в сторонку, что уж говорить о взрослой жизни.

Впрочем, вернемся к инклюзии, вернее, к ее метаморфозам в России. Я согласна, что создать условия (действительно необходимые условия, а не фикцию) для детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе правда не просто. Денег не хватает, в стране кризис и прочее. Но даже не в финансах дело. Ведь инклюзия – это не только и не столько новые пандусы и лифты, сколько принятие самого факта прихода в школу особого ребенка педагогическим сообществом. К сожалению, все, что связано с нашими детьми (не с «тяжелыми», нет! – а даже с небольшими проблемами) вызывает панический ужас. Но и это поправимо, я верю, что большое количество учителей смогли бы работать в инклюзивных классах. Да, им понадобилось бы время, чтобы научиться работать с такими детьми, переосмыслить ситуацию, но им не дали на это даже шанса.

Всю инклюзивную неделю лекторы старались донести до педагогов одну мысль: ребята, делайте все, чтобы родители забрали особых детей из школ. Основная ваша задача по работе с родителями – доказать им их неадекватность.

Первый проректор Института специальной психологии и педагогики г. Санкт-Петербурга Роман Демьянчук (сцена и театр много потеряли в его лице) с упоением и восторгом изображал детей с умственной отсталостью, скашивая глаза к переносице, а обычных школьников называл придурками. Да, как специалист он определенно в теме, знает плюсы и минусы инклюзии, и тем обиднее, что в его словах был в основном негатив, а степень профессионального цинизма просто зашкалила. Слушатели с удовольствием смеялись над его плоскими шутками и крестились, чтобы к ним никогда не пришли дети с аутизмом.

Заведующая лабораторией инклюзивного образования Московского городского педагогического университета Ирина Левченко (очень известный ученый с высоким статусом в мире коррекционной педагогики, принимала участие в разработке ФГОС для детей с умственной отсталостью) четко сказала, что закон и государство поделили мир на обычных людей, людей с ограниченными возможностями здоровья и людей с умственной отсталостью. Так вот, дети с умственной отсталостью должны обучаться отдельно, вот и все. И никаких рассуждений. Ведь «по закону мы должны брать всех детей в инклюзию, но ФГОС дает нам возможность отказать детям с умственной отсталостью». А про детей с тяжелыми множественными нарушениями «даже говорить не хочу, это просто неприлично».Потому что «у детей с тяжелыми нарушениями развития прописано по закону 4-6 часов обучения в образовательном учреждении, а занять их нечем. Вы будете все эти 4-6 часов в неделю в течение 9 лет трясти над ним погремушкой». И никакой информации (или нежелание ею делиться) о том, каких успехов может достигнуть ребенок, если заниматься с ним не от звонка от звонка и не для галочки, а для того, чтобы действительно помочь, научить тому, чему он реально может научиться.

 И прекрасное о родителях детей с нарушениями развития: «Родители таких детей совершенно не понимают образовательных задач. В болезненном родительском сознании, а оно у большинства родителей болезненное, тот факт, что мы берем детей в школу, подхлестывает их неоправданные надежды». «Нужно создать такие условия, чтобы родители сами забрали ребенка из школы». То есть учитель должен уметь вести скорее борьбу с родителями, а не учиться сотрудничать с ними и стараться находить общий язык.

Что же теперь, когда неделя инклюзивного образования позади? Одна из мам, которая присутствовала практически на всех лекциях, говорит: «Я просто чувствую, что меня, всех нас, наших детей и все наше общество отбросили в начало пути – в тот день уже шесть лет назад, когда я держала на руках свою маленькую дочку, родившуюся с синдромом Дауна, и не знала, как она будет в этом мире? Примут ли ее? Как сложится ее жизнь и будет ли она счастливой? Хотя нет, лично я очень с того времени изменилась – я не реву, не впадаю в истерику, не считаю, что жизнь закончилась – я очень хочу жить! Я рада, что у меня заботливый, любимый  муж, прекрасная дочка. Я знаю, что вокруг много (очень много!) людей, которые поддерживали и поддерживают нашу семью. Спасибо им всем». 

Но вся наша работа как организации оказалась перечеркнута. То, что мы пытались объяснить много лет: что «особые» дети – это прежде всего дети, равные в правах с остальными, они достойны гуманного, уважительного отношения к себе как к личности, и их родители и семья в целом (как и любая другая семья) тоже, про терминологию (наши дети как были для всего остального мира «даунами», «дцпшками» и «олигофренами», так,  в общем, и остаются), про то, что с родителями школа должна взаимодействовать, сотрудничать, а не работать (мы не материал) – это все оказалось никому не нужно, у учительского сообщества нет запроса на эту информацию, они тяготятся ей и понимают, что учитывать все эти вещи в своей работе не будут.

Необходимо сказать: мы не выступаем против педагогов. Мы выступаем против системы, которая их формирует: выставляя высочайшие требования к профессиональным и личностным качествам (по современным профстандартам учитель – это просто божественная сущность какая-то должна быть), но не дает ничего взамен: ни уважения, ни компетенций, ни возможности что-то изменить. Пять дней чиновники из министерства образования, специалисты и страшно уважаемые ученые и педагоги несли одну мысль: делайте все, чтобы родители забирали детей с нарушениями развития из школ! Это вместо того, чтобы дать тем, кто готов работать в системе инклюзивного образования, реальные методики и инструменты.

И пусть провалилась в России в целом и Кирове в частности идея образовательной и социальной инклюзии и интеграции. Думаю, мы это переживем, как прочие испытания в нашей жизни, и выйдем, как пишут уважаемые психологи, на «уровень формирования новых жизненных ценностей».

Оригинал

Комментарии (14)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
13 мар 2016 12:48

Оля, неужели вот открытым текстом в ходе лекций и отграничивали детей "норма" от детей с "отклонениями"? Уровень цинизма до этого уже дошел?

13 мар 2016 17:14

Олечка, Думаю, что необходимо для проведения недели по инклюзивному образованию пригласить БЫЛО или попросить содействия у Руководства *Института ЛЕЧЕБНОЙ педагогики*! Там работают высококлассные СПЕЦИАЛИСТЫ! У них есть и ПРАВОВОЙ отдел. Выйдите на их Сайт. Почитайте. Если потребуется Я дам Вам и их номера телефонов для связи! Я к ним обращалась и не раз. Мы выиграли суд, который имел решающее значение для многих ОСОБЫХ детей в РЕСПУБЛИКИ РК!! Помогали из Москвы врачи и специалисты указанного учреждения и ЕЩЕ ряд специалистов. Нужно будет, Я вам помогу. В Москве очень много друзей, которые помогают в защите ПРАВ особых детей по инклюзивному обучению. Успехов и ДЕРЗАЙТЕ.

13 мар 2016 17:20

На чиновников Министерства образования РФ...не обращайте внимания. Раньше, работали там более ТОЛКОВЫЕ специалисты. Сейчас, вообще не на кого опереться. Я общаюсь, иногда, по телефону с ними... Прихожу к выводу, что не знают даже элементарных Законов, которые раннее принимались Министерством, но по которым еще работают школы УПРО.

Игорь Олин
13 мар 2016 18:43

Не буду давать оценок риторике выступавших. Однако то, что общее настроение Минобрнауки и специалистов склоняется к отказу от "дикой инклюзии" - радует. Ольга, я уважаю Вашу точку зрения, но невозможно реализовать заявленный ФГОС без общей реформы школы, без решения громады накопившейся в ней проблем. Та школа, что есть сейчас, НЕ МОЖЕТ обучать "особых детей". Для этого нет ни малейших условий. Навязывание обратного сегодня - это или благоглупость, или вредительство.

13 мар 2016 20:02

Оля, ПРАВА, как родители....в части обучения детей инвалидов с *сохранным интеллектом*. Согласитесь, что ЧАСТО таких детей тоже направляют в *коррекционки*...7 и 8 вида. Особенно это касается сирот. Я два раза съездила в Москву, перепахала её, начиная от Министерства образования РФ до Гос.Думы Смолин О.Н. звонил и в интернаты и в УПРО., через суд наказали штрафом Председателя ПМПК и дет.психиатра, чтобы был прекращен произвол в отношении детей - инвалидов. Не знаю, как у вас...а у нас собрали детских психиатров в Сыктывкаре и настоятельно, без подтверждающих на ТО документов *ПРЕДЛОЖИЛИ* вывести детей из обр. процесса с диагнозом Ф-71 и даунов. Я потребовала *ОСНОВАНИЕ*..? Приехала комиссия из Сыктывкара и за один день детям изменили Ф-71 на Ф70. Потом Я обратилась через Члена ОП РФ Гл.вр. ЦПБ №12 г.Москвы и он помог нашему ребенку пройти медико-псих. экспертизу при АСПЭК при дет.псих. №6 в Москве и получили мы Заключение, которое явилось ОСНОВАНИЕМ, *поворота* всей чиновничьей рати МО РК к деткам инвалидам. Сейчас у нас обучают и деток через дистанционное обучение! Инклюзия хорошо для адаптации ребенка к жизни, но нужно учитывать, что не всегда ребенок может влиться в дет.коллектив. У нас в Воркуте, когда-то ребенок с ДЦП покончил с собою, т.к. одноклассники насмехались над ним. Должен быть, обязательно, тьютор и другой сопровождающий... и отвечающий непосредственно за жизнь ребенка в определенных условиях. Последнее. Когда-то, у нас Ухте проводилась Конференция по инклюз.обр. из нескольких регионов били представители и из Москвы, ПРАКТИКИ. Вот они, действительно, проводят большую работу по внедрению инк.об. в школы. Спасибо.

veez
16 мар 2016 19:14

Игорь, если Вы внимательно читали то Ольга и не просит принять в школу сейчас и всех. Мы как раз против "дикой инклюзии", мы за то что оставлять так как сейчас то же нельзя.

Ирина
13 мар 2016 19:15

Ольга, продолжайте, несмотря ни на что. Москва не сразу строилась!

15 мар 2016 21:42

А Вы , Ольга Шебеко, готовы встать на учительское место? Встань, иди и учи. Вы Педагогический закончили. Сколько лет в школе отработали УЧИТЕЛЕМ? "Многие специалисты РООРДИ"- кто? назовите поименно, с указанием уровня образования- или все "переучки"? А здоровые дети как должны ЕГЭ сдавать ?

veez
16 мар 2016 19:18

Вера Александровна, с преподавателями РООРДИ Вы можете ознакомится на сайте http://rordi.ru/about/komanda/ большинство имеет высшее образование по специальностям педагогика, психология и дефекторлогия

16 мар 2016 22:06

Если большинство из вас имеет ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, откуда две орфографические ошибки в сообщении от VEEZ.
Тем более. желаю вам всем попробовать поработать в школе и устроить показательную идеальную инклюзию в классе с 30-тью учениками. С уважением, Вера Александровна.

17 мар 2016 11:29

Принимать за норму класс с 30 учениками - уже не норма.
Для меня вообще ребенка в школу отдавать - это уже не норма.
Норма - создать в школе атмосферу желания учиться, познавать, творить. В этой ситуации не важно, есть у тебя отклонения (любые, поведенческие, интеллектуальные, в здоровье), поскольку оценивать будут твой личный рост, а не среднее оценку по классу.
А сейчас школа является институтом социализации детей. В весьма уродливой форме, нужно заметить. А вот нужно ли в условиях индивидуализации производства и потребления всем так одинаково социализироваться?

21 мар 2016 00:20

Вот люблю 7х7 за то, что они перепечатывают тексты своих авторов и даже не считают нужным сообщить им об этом. Поэтому отвечаю с опозданием, зато всем сразу.

Михаил, Ольга, Ирина, спасибо за поддержку! Да, Миша, сейчас еще иногда пытаются сделать вид, что дети с особенностями развития могут претендовать на что-то похожее на равные со всеми права. Но, увы, долго на этой волне удержаться не могут и все равно скатываются к "больным", "инвалидам" и "даунам". Так что уровень цинизма не "дошел", а еще даже и не думал меняться.

Игорь! Не поверите, но и мы против "дикой", стихийной инклюзии. Она на самом деле вредит всем. Но, судя по всему, никто и не думал внедрять положения нового закона об образовании в жизнь в каком бы то ни было виде. Это были, как обычно, слова, слова, слова, в надежде, что этими словами нас можно будет сначала заболтать, а потом как-нибудь само рассосется. Вообще поведение некоторых чиновников от образования напоминает мне (это мое личное мнение!) тихий саботаж: да-да, конечно-конечно, говорят они нам, вам все положено и мы вас очень-очень поддерживаем, вы такие молодцы-молодцы. Вот и идите со своими детьми в школы и пусть вам там создают необходимые условия, а мы-то тут причем? Разумеется, это абсолютно противоречит даже элементарной житейской логике. Потому что в школе нет ресурса, чтобы создать необходимые условия, и он ни от куда не появится, и это всем очевидно. Именно поэтому мы не бежим во все школы подряд с требованием, чтобы туда срочно приняли наших детей, а идем в министерство и просим содействия в создании условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями в той школе, коллектив которой готов принять наших ребят. И нам отвечают: конечно-конечно, вы такие молодцы, мы полностью за, и школа должна создать условия, вот пусть и создает, а мы-то тут при чем? Круг замкнулся.

И Вера Александровна, да, я готова пойти в школу педагогом инклюзивного класса, если от меня это потребуется. Несмотря на то, что в организации у меня есть свой круг задач, и если я уйду работать в школу, решать его будет некому. Потому что я прекрасно понимаю: пока мы не предъявим реальный опыт инклюзии с реальными детьми в реальной школе, у нас не будет аргументов против таких заявлений, как ваши.

21 мар 2016 00:29

Ольга, пожалуйста не обижайтесь :) Я вот давно привык, что мои тексты из блога разбирают разные СМИ. В следующий раз буду сообщать.

21 мар 2016 02:00

Артур, нормально все. Просто забавно следить за судьбой своих текстов. :)) И вот видите, хорошо, что случайно узнала, а то вопросы у людей так и остались бы без ответов.

Стать блогером

Новое в блогах

Рубрики по теме

Дети

Без барьеров

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности