Собирается ежемесячно 53 300 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Архангельская область
  2. В Соловецкий монастырь через Архангельск: ретроспектива

В Соловецкий монастырь через Архангельск: ретроспектива

Сергей Яковлев
Сергей Яковлев
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник

В отличие от нынешних дней, во второй половине XIX века основной поток путешественников на Соловки шел через Архангельск. Дорога эта была не проста, порой даже опасна для жизни. Ниже привожу свою статью из Соловецкого сборника за 2015 год (Соловецкий сборник. Вып. 11, Архангельск, 2015, с. 141-151), приправив ее разнообразными и редкими  фотографиями.

До XIX в. паломники могли попасть на Соловецкие острова разными путями, но можно выделить три основные точки их отправки с материка на Соловки: Онега, Архангельск, Кемь. Кроме того, в разные времена существовало регулярное и не регулярное сообщение с Сумским Посадом, деревнями на Онежском полуострове. В этой статье речь пойдет о морском сообщении между Архангельском и Соловецким монастырем.


Теме морского сообщения Соловецкого монастыря с Архангельском посвящено несколько дореволюционных статей. Часть их восхваляет соловецкое пароходство (И. Сырцов, архимандрит Порфирий), другая акцентирует внимание на  нарушениях техники безопасности насельниками монастыря, плохом состоянии плавсредств (В.Г.Козлов, С.Ф. Огородников). Аспекты паломничества и преодоления морского пути до Соловков рассматривали А.А. Крысанов, Р. Робсон, А.А. Сошина, Н.М Ведерникова. Историей пароходного сообщения Соловков и Архангельска занимались Р.А. Давыдов  и Г.П Попов. 

В XVIII – начале XIX вв. каждый паломник должен был иметь специальный билет-разрешение, выданный властями по месту жительства, на совершение путешествия в Соловецкий монастырь. В Архангельске у Соловецкого монастыря было два подворья, пассажирские суда отходили на Соловки от второго из них, находящегося на острове Соломбала. На Архангельском подворье путники могли остановиться на ночлег, получить необходимую информацию о рейсах на Соловецкий архипелаг. До Соломбалы из центральной части Архангельска богомольцы обычно добирались на другом небольшом пароходике-«макарке», который ходил через каждые полчаса. Билеты на соловецкие пароходы продавал монах, в июне, июле, августе на суда стремилось попасть множество людей, выстраивались очереди, создавалась давка. 

С середины XIX в. перевозкой богомольцев стал заниматься в основном Соловецкий монастырь, но в более ранние времена это было не так. В XVI-XVIII вв. их (наряду и с монастырскими парусными судами) перевозили архангелогородские мещане, купцы и крестьяне окрестных деревень. На борт пассажиров брали ладьи, гукоры и карбасы. Так в конце XVIII в. на Соловки ходили 13 судов с названием «Св. Николай», «Св. Дмитрий», «Св. Андрей», «Св. Апостол Иаков», «Св. Иоанн», «Св. Феодор», «Зосима и Савватий», «Святой Василий», «Св. Иоанн». В центре таких судов обычно был грузовой трюм, на носу — камбуз-поварня и каюта для матросов, на корме - хозяйская каюта. Чаще всего такие суда имели две мачты. Поморские суда были заполнены до отказа, так как кормщики получали деньги за каждого перевезенного богомольца.

Примечательно, что архангельские жители активно строили суда, специально для перевозки богомольцев в Соловецкий монастырь. Так в начале XIX в. архангельским купцом Афанасием Ивановичем Амосовым было построено два пакетбота. В 1849 г. между Архангельском и Соловецким монастырем начал ходить пассажирский пароход «Повиг» . С этого началось постоянное летнее сообщение Соловков с материком.

В 1850-ее гг. архангельское губернское начальство упразднило очереди на перевозку богомольцев в Соловецкий монастырь, оттеснив крестьянский извоз на последнее место, перевозкой богомольцев в основном стали заниматься купцы и мещане.Важной вехой в истории судоходства Соловецкого монастыря стал 1851 г. Монастырю было разрешено перевозить богомольцев из Архангельска на Соловки и обратно на своих парусных судах. Разрешение было выдано Министром Внутренних дел и Министерством Государственных Имуществ по ходатайству соловецкого архимандрита Дмитрия и Святейшего Синода.

Уже в 60-ее гг. XIX в. основную массу богомольцев перевозили монастырские пароходы «Вера» и «Надежда» по стандартному маршруту Архангельск-Соловецкий монастырь, длиной 400 верст. Пароходы совершали рейсы в период с мая по сентябрь. Малоимущие богомольцы перевозились без всякой платы, остальные пассажиры по фиксированному тарифу. Судно «Вера» было куплено в 1861 г. за 13 тыс. рублей у архангельского купца Бранта (ранее называлось «Волга»), дополнительно на его обслуживание в 1861-1863 гг. было затрачено еще 11.479 рублей. 60-сильный пароход «Надежда» был построен в монастырском доке в 1862 г., монастырю он обошелся в 65337 рублей. 


Важной вехой в истории морского сообщения Соловков с Архангельском стал 1861 г.: было основано Соловецкое пароходство. Вскоре Соловецкий монастырь стал главным перевозчиком, этим путем стала пользоваться основная часть богомольцев. По словам соловецкого архимандрита Иоанникия «пароход «Вера» отнял дело почти у всех судов парусных». За первое десятилетие соловецкие пароходы совершили около двухсот рейсов, перевезя на Соловки более 50000 пассажиров. Ежегодная выручка от продажи билетов составляла до 15 тысяч рублей.

В 1862 г. 17-19 августа, по велению соловецкого архимандрита Порфирия новый пароход «Надежда» совершил бесплатный рейс из Архангельска до монастыря для всех желающих: «число охотников простиралось до 600 человек».

 

Но пароходная монополия монастыря не могла продолжаться долго. С августа 1871 г. начал работу пароход «Качалов» Товарищества Беломорско - Мурманского срочного пароходства. В 1872 году проезд на Качалове до монастыря составлял: 1-ым классом – 4 руб. 50 коп., 2-ым классом – 3 руб., 3-им классом – 1 руб. 50 коп., дети до 7 лет ехали бесплатно, от 7 до 14 дет за половинную стоимость. В 70-80-ее гг. XIX в. пароходы этого пароходства заходили на Соловки каждые 5 дней, давая возможность приехать и уехать с архипелага богомольцам. Для таких пароходов соловецкий архимандрит установил ограничение, они стояли на рейде, не швартуясь к причалам, как монастырские суда.

Но соловецкие пароходы, как и суда Товариществ, ежегодно должны были проходить освидетельствование специальной комиссией. Соловецкие суда допускались к ней по ходатайству соловецкого архимандрита с разрешения архангельского губернатора.  По результатам освидетельствования пароходам разрешалось плавание на небольшие расстояния, с ограничением количества пассажиров («Вера» - до 100 пассажиров, «Михаил Архангел» - до 500 человек, «Соловецкий» - до 477 пассажиров). Ежегодно монастырским властям предписывалось закупить дополнительные спасательные средства. Так, например, на пароходе «Михаил Архангел» в 1891 г. имелось спасательных средств только на 162 пассажира. 

6 мая 1875г. было учреждено Архангельско - Мурманское пароходство, пароходы которого перевозили богомольцев в т.ч. и в Соловецкий монастырь. 3 сентября 1881 г. в Архангельск прибыл из г. Або новопостроенный монастырский пароход «Соловецкий», который также на следующий год занялся перевозкой богомольцев.

В 1884 г. было учреждено еженедельное пароходное сообщение между Соловецким монастырем, Сумским посадом и г. Онегой. Рейсы совершал монастырский пароход «Вера», переезд занимал 8 часов. Регулярные рейсы судно совершало с мая по июль. В мае 1887 г. начал ходить соловецкий пароход «Михаил Архангел», который стал совершать рейсы по Онежскому заливу вместо «Веры». Таким образом, монастырскими пассажирскими перевозками занимались 4 крупных суда и 3 паровых бота. 


17 ноября 1897 г. был торжественно открыт Архангельско - Вологодский участок Московско-Ярославской железной дороги. Это событие означало, что путь соловецких богомольцев значительно упрощался. До Архангельска богомольцы теперь могли добраться тремя основными путями: 1) из Ярославля по железной дороге, 2) из Вологды по железной дороге или на пароходе, 3) из Вятки по железной дороге или на пароходе. Сухопутными дорогами паломники продолжали пользоваться, но не так часто.
1903 г. – в Архангельск прибыл новый монастырский пароход «Вера».
1910 г. – установлены срочные монастырские рейсы из монастыря в Архангельск по вторникам и субботам, из Архангельска - по вторникам и пятницам.
1914-1915 гг. – введены ограничения, несколько стеснявшие путешествия богомольцев в Соловецкий монастырь: запрещалась фотосъемка во время плавания по Белому морю, в определенные периоды суда монастыря реквизировались, и регулярное сообщение нарушалось.


Количество богомольцев

Богомольцев с каждым годом становилось все больше. Это было обусловлено улучшающимися средствами передвижения, строительством новых гостиниц на Соловках. В то же время паломники способствовали развитию Соловецкого монастыря.

«В последние два года [XVIII века – С.Я.] ходили в Соловецкий монастырь на 106 карбасах 4468 богомольцев». До серединыXIX в. трудно определить точное количество паломников. Статистика не велась, книги записи богомольцев в Соловецком монастыре сохранились не все, и они не полны. С середины XIX в. ведется более точный подсчет. Это было связано: 1) с официальной продажей билетов на пароходы и ведением вахтенных журналов; 2) строгим отношением губернских властей к допустимому количеству пассажиров. Для этого периода характерно указание точного количества богомольцев, прибывших из монастыря или уехавших в монастырь каждым рейсом.

Подсчитывалось количество пассажиров едущих на Соловки не только через Архангельск, но и через Онегу, Сумской Посад и Кемь. Ниже приведена статистике по нескольким годам, мы видим, как возрастает количество поездок на Соловки.

[Статистика]

Паломничество в Соловецкий монастырь таило в себе немало опасностей: шторма на Белом море, ненадежные суда и неопытные перевозчики, большая скученность пассажиров и плохие гигиенические условия. Подстерегали опасности богомольцев и на сухопутной части пути: случались болезни, грабежи и даже убийства паломников. До учреждения постоянного пароходного сообщения с монастырем суда могли быть задерживаемы в море плохой погодой более недели. Даже большие пароходы иногда попадали в туман, пережидая его по нескольку дней. 

В 1831 г. на паруснике, задержавшемся в пути из-за встречного ветра, умер человек и еще 10 скончались «от изнеможения» по прибытии на Соловки.
В 1839 г. крестьяне деревни Слудки Холмогорского уезда Архангельской области спасли около 50 богомольцев, следовавших на карбасе в Соловецкий монастырь.
В июле 1843 г. судно с 66-ю богомольцами потерпело крушение у Орловского мыса, и было выброшено на каменистую банку рядом с берегом.
В июле 1853 г. несколько человек из 130 богомольцев, вернувшихся из Соловецкого монастыря, заболели холерой, двое из них умерли в пути с Соловков. 
В октябре 1872 г. пароход «Качалов» наскочил на отмель, судно с пассажирами было отбуксировано в Соловецкий монастырь.
В 1873 г. водное сообщение с Соловецким монастырем стало возможным из-за позднего таяния льда только 3 июня, многие богомольцы вынуждены были вернуться домой, так и не попав на архипелаг.
5 июня 1873 г. в Соловецком монастыре от разрыва сердца умер 61-летний богомолец.
25 июля 1873 г. произошло крушение парохода «Вера»; он был посажен на коргу рядом с тоней «Овсянка» на берегу Большого Соловецкого острова. 295 пассажиров были доставлены на шлюпках к берегу, никто не пострадал. Очевидцы события оставили следующее описание: «Помощь ему могла быть подана не скоро, так как монастырь отстоял водяным путем за 40, а сухим не ближе 25 верст…Между тем, настала ночь, и, к несчастью, бурная; волны бушевали со всею силою; пароход в течении нескольких часов, ежеминутно поднимался вверх и, опускаясь, ударялся о каменистый грунт. Наконец, железный корпус парохода, прослуживший уже больше 25 лет (с 1847 года) и немало, в течение своего существования, претерпевший различных приключений, не выдержал борьбы: кормовая часть его в одном или двух местах проломилась и пустила вода».
В том же году потерпел крушение пароход «Качалов».
22 июня 1874 г. скоропостижно умер на пароходе «Надежда» за 1,5 часа до подхода к монастырскому причалу отставной унтер-офицер Лукиан Макаров.
15 июня 1879 г. на следовавшем в монастырь пароходе «Надежа» умер от болезни сердца 27-летний крестьянин Меркурий Шелпаков.
В 1882 г. потерпела крушение ладья «Св. Савватий», перевозившая в монастырь богомольцев.
В мае 1888 лед у Соловков не позволял высадить их на островах, судно с паломниками вернулось в Архангельск.

Условия путешествия на Соловки были крайне стеснительными как на судах, принадлежавших как монастырю, так и различным Пароходствам. Традиционно каюты делились на три класса, но и в первом классе путешествие могло оказаться не всегда комфортным. «На пароходе «Чижов» я ехал уже в четвертый раз; хотя пароход и не новый, но достаточно опрятен, удобен, с хорошими морскими свойствами. Два года тому назад, в помещении первого класса был какой-то удушливый, зловонный запах, как надо полагать, от порчи органических остатков, в смежном грузовом трюме; в трех же каютах, направо от входа, во время хода была такая нестерпимая жара, доходящая в первой от машины каюте до 300 P». 

Пассажиры 3-его класса большей частью размещались на верхней палубе, иногда на открытом воздухе, под навесами и тентами. Поневоле многим приходилось бодрствовать весь морской переход. 

Но, конечно, главным неудобством плавания являлась качка. Богомольцы, не привычные к столь долгим водным переходам, особенно сильно страдали от морской болезни. Качка не щадила ни пассажиров 1-го класса, ни 3-его, ни крестьян, ни дворян, ни иностранцев. 

Некоторые пассажиры, которым пришлось побывать на судах Соловецкого монастыря и различных Пароходств, отмечали значительную разницу в бытовых удобствах: «Пароход мурманского общества, на котором нам предстояло ехать, мало разве уступает средним волжским, и уж во всяком случае лучше Соловецких. Чистота и порядок образцовые». 

Перевозка богомольцев с материка на Соловецкие острова всегда оставалась важной составляющей соловецкого хозяйства. Монастырь строил суда, нанимал перевозчиков из числа крестьян, мещан и купцов, постепенно сосредотачивая в своих руках это транспортное и экономическое направление. В середине XIX в. стараниями соловецких архимандритов и насельников монастыря была созданы взаимосвязанные системы пароходства и обслуживания богомольцев, которые включали обширный технический парк, развитую инфраструктуру (монастырский док, гостиницы, причалы, склады), опытных специалистов (светских и духовных лиц).

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
15 июн
Дима Пчелинцев
Дима Пчелинцев
Предварительное следствие. Допрос свидетеля
Мнение
13 июн
Татьяна Фролова
Татьяна Фролова
В суверенной России уже давно нет свободы слова и убеждений
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Хватит читать
Москву!
Хватит читать Москву!
Подпишись на рассылку
о настоящей жизни в российских
регионах
Подпишись на рассылку о жизни в регионах
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!