Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Как жилось студентам Москвы в прошлом, и кто заботился об их быте. Примеры для подражания сегодня

Как жилось студентам Москвы в прошлом, и кто заботился об их быте. Примеры для подражания сегодня

Александр Рашковский
Александр Рашковский
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Студенты, получающие из дома субсидию, в большинстве случаев получают ее в количестве 25 рублей в месяц. Таковы же земские стипендии и некоторые другие.

Студенты предпочитают селиться вдвоем, тогда квартирный бюджет обозначится в 22 рубля. Комната за 22 рубля будет сносной. В ней будут стоять две кровати, три стула и комод. Над комодом будет висеть засиженное зеркало, на окнах – пыльные занавески. Но … вместо соседей здесь товарищ и вы должны приноравливаться к его вкусам и привычкам также, как и он к вашим. На этой почве между сожителями постоянно возникают недоразумения, иногда переходящие в ссоры.

Вот почему многие предпочитают жить в одиночку, несмотря на ужасные условия.

Итак, квартира обходится минимум в 11 рублей в месяц.

Теперь другие необходимые расходы.

Большинство студентов пользуются полусытыми и нездоровыми обедами из кухмистерских. Минимальная плата за обед в этих столовых 7 рублей 50 копеек в месяц. Такая же цена и в платной столовой «Общества для пособия нуждающимся студентам».

Но разве можно жить человеку, как заведенной машине? Экстренные расходы всегда бывают.

Вот и приходится все время быть настороже, следить за каждым грошем, напрягать всю силу воли, чтобы отказывать себе в малейшем желании.

Неудивительно, что, в конце концов, нервы расстраиваются до невозможности.

И студент с радостью уезжает домой на каникулы, чтобы поправить расстроенное здоровье.

Хорошо, если у кого есть дом…

Однако, студенту нужны еще книги – пособия к лекциям. А университетские учебники чрезвычайно дороги. На них студент тратит ежегодно 10-15 рублей.

Есть, конечно, комнаты относительно порядочные, но они страшно дороги.

А дешевые и хорошие студенческие квартиры – сочетание почти немыслимое.

Можно, наверно, сказать, что у каждого старого студента есть на памяти одна, две квартиры, которые мерещатся ему, как два ужасных призрака отвратительных и вонючих.

Так, например, район Бронных переулков давно уже носит почетное наименование – студентческого.

Это гнездо кишмя кишит грязными отвратительными пауками – квартирными хозяевами, которых со всех сторон облепили студенты. Здесь, к стыду Москвы, самые отвратительные санитарные условия.

Благодаря всем этим условиям, создается обстановка невыносимая для серьезных занятий. Происходит странное смешение некультурной, неинтеллигентной среды с «цветом русской молодежи».

И «цвет» невольно блекнет, теряет краски в несвойственной ему атмосфере.

Грубость, ожесточение, наконец, пьянство – являются прямым последствием сближения с подонками столичного общества. В этом обществе много микробов, заражающих новичка. 

Студенту нельзя быть бедным человеком, иначе заест его холод и голод.

Московский студент всегда немножко голоден. Впрочем, это «немножко» довольно растяжимо.

Немножко голоден после обеда. В остальное время просто голоден.

И, кажется, никогда студент не может сказать, положа руку на сердце: «Я сыт».

В самом деле, как питается студент?

Ест он обыкновенно три раза в день.

Утром чай с хлебом и вечером чай с хлебом.

В середине дня обед.

Чай с молоком пьют только счастливцы, имеющие в бюджете не менее 35 рублей в месяц.

Обед таков, что именно после него пробуждается самый настоящий аппетит.

По крайней мере 50% учащихся Московского университета нуждается в помощи.

Ни для кого так не тяжела бедность, как для студента.

Ведь для умственной жизни, для успешного занятия наукой необходимо, прежде всего, спокойствие духа.

Материальная необеспеченность создает атмосферу, почти невозможную для человека, посвятившего себя служению чистой науке.

Мелочи жизни отвлекают внимание, рассеивают сосредоточенность.

Вечная песня о голоде, холоде, о завтрашнем дне капля за каплей вливает яд в жизнь человека.

Шансы заболеть катаром одинаковы, как для пользующихся «домашним столом», так и для обедающих в кухмистерских(1).

И тут и там преследуются исключительно нажива.

Все основано на началах эксплуатации.

Смрадный туман выест энергию, бодрость, стремление вверх. Университетские годы пришибут, приколотят к земле.

И, вместо живого человека, в жизнь вступит труп.

В конце университетского курса останется только одно маленькое стремление: «Поскорее бы диплом и тепленькое местечко. Отогреться бы поскорее!».

И больше ничего…

Были, однако, и хорошие примеры общежитий для студентов.

Вы подходите к трехэтажному кирпичному дому в Филипповском переулке (на Арбате) и нажимаете кнопку электрического звонка.

Швейцар распахивает перед вами парадную дверь Лепешкинского (2) общежития.

Там в квартирах второго и третьего этажей помещаются номера для студентов. Всего 24 номера на 42 человека. 8 комнат на одного че6ловека. Одиночные номера предназначаются для студентов старших курсов.

Теперь посмотрим библиотеку общежития. Это полукруглая, светлая комната: по стенам – шкафы с книгами. Посредине комнаты – большой стол, заваленный множеством газет – столичных и провинциальных. На противоположной стене витрина, где хранятся новые номера журналов (выписываются почти все русские периодические издания). Десяток тысяч томов составляет богатство здешнего книгохранилища. Заведует библиотекой студент. Библиотека длинным коридором соединяется со столовой, которая служит еще и залом общежития.

В коридоре висит трапеция для гимнастических занятий студентов.

Столовая-зал – обширная комната с очень высоким потолком. Здесь стоят два рояля для желающих заниматься музыкой. По воскресения тут устраиваются танцевальные вечера, которые пользуются успехом. Приглашенных бывает человек до 200. Шум этих вечеров забавляет исключительно лиц, присутствующих в зале. Желающие заниматься могут уйти в свою комнату. Там они гарантированы от всяких мешающих элементов. Ни звуки рояля, ни шум дружеской беседы не достигнет их слуха. Таково устройство общежития.

В каждой комнате общежития паркетные полы, чистенькие гардины на окнах, платяной шкаф, этажерка для книг, стол, стулья. На стенах различные картины, украшающие комнату. В углу стоит кровать. Постельное белье меняется через две недели. Все это не блестит новизной, но все, безусловно, чисто.

В двойных номерах по два стола и две лампы. Для занятий это очень важное удобство.

В общежитии имеется телефон.

Жаль только, что всеми этими удобствами пользуются только 42 студента из 4.500 студентов города Москвы.

Хозяйством этим заведует экономка, на обязанности которой лежит разливание чая утром и вечером.

Кормят в общежитии превосходно. Обед состоит из двух блюд.

Первое подается в неограниченном количестве с куском вареного мяса для каждого обедающего.

По воскресениям бывает пирог или пирожки.

Второго полагается известная порция, вполне достаточная.

Иногда бывает сладкое.

Кроме того, утром и вечером чай и булка.

На ужин – молоко.

Хлеб без ограничений.

Свежесть провизии безусловная.

Лепешкинское общежитие – БЕСПЛАТНОЕ.

А вот общежитие имени Императора Николая II.

Его библиотека в бельэтаже. Посредине библиотеки два стола обитые красным сукном. На нем газеты и журналы. По стенам установлены шкафы. В одном из углов изящная конторка для библиотекаря. Этих библиотекарей 7 человек из студентов.

Библиотека составлена из нескольких источников.

Во-первых, из пожертвованной библиотеки покойного профессора Легонина (3).

Из очень ценной юридической библиотеки С.А. Муромцева (4) и из книг, пожертвованных Академией Наук и многими профессорами.

Затем она пополняется теми сочинениями, которые желают выписать студенты.

Для этого студенты собираются по факультетам  и обсуждают необходимость приобретения той или иной книги. Их мнения утверждаются заведующим библиотекой, профессором, и затем ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ отпускает деньги на покупку требуемых книг.

Число томов библиотеки – 5.000.

Редакции почти всех московских газет и журналов, очень многих петербургских и некоторых иногородних присылают свои издания бесплатно.

При общежитии имеется аптека с набором хирургических инструментов. Заведует ею доктор. Помощниками при нем состоят четыре студента-медика старших курсов – жильцы общежития.

Обед состоит из трех блюд.

Вот два примера:

  1. Борщ с ватрушками. Ростбиф с картофелем. Пудинг.

  2. Суп с фрикадельками. Бефстроганов. Ванильный крем.

По праздникам подается пирог.

Приготовлен обед всегда так, как могут приготовить только в хорошем ресторане.

К обеду подается квас в неограниченном количестве.

Порций никаких нет. Все без ограничений (видимо по принципу шведского стола сегодня).

Стремления ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА направлены к тому, чтобы сделать, по возможности, все квартиры удешевленными.

Месячная плата на удешевленной квартире – 16-20 рублей, при полном содержании.

Это гораздо ниже, чем средний бюджет студента, живущего не в общежитии.

А УДОБСТВА ДАЖЕ И СРАВНИВАТЬ НЕЛЬЗЯ!

Иногда в общежитии устраиваются музыкальные вечера и танцы.

В общежитии имеется гимнастический зал.

Некоторые театры предоставляют студентам бесплатные места.

Директор Зоологического сада выдал всем студентам бесплатные годовые билеты.

По книге – Иванов П. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы. Очерки. М., 1903.

ЕСТЬ ЛИ СПОСОБЫ БОРОТЬСЯ С БЕДНОСТЬЮ И ГОЛОДОМ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ?

Вот один из них.

В 1881 году, во Франции, по инициативе бывшего купца Кове стали возникать среди школьников общества взаимопомощи. Кове стремился превратить школьные сберегательные кассы в кассы пенсионные и на случай болезни. Первая такая касса возникла в Париже в 1881 году под названием «Школьное муниципальное общество взаимопомощи XIX округа». Оно насчитывает теперь 6721 членов-школьников. Его капитал, занесенный в книжечки отдельных школьников, равняется 145.293 франкам, в пенсионном фонде лежит 351.135 франков, а 145601 франк ассигнован на случай болезни и смерти членов.

В общество принимаются дети от 3-х лет, причем они сами или их родители обязуются вносить каждый понедельник в кассу по 10 сантимов. Из этих 10 сантимов пять идут в общий фонд, а другая половина записывается в книжечки и является индивидуальной собственностью членов, образуя пенсию.

Члены-участники не должны быть старше 21 года.

Членами правления школьных обществ могут быть только взрослые из состава почетных членов обществ.

Дети от 3-х до 16 лет вносят по 10 сантимов в неделю, а юноши с 16 до 20 лет вносят по 20 сантимов в неделю.

Такими взносами можно обеспечить, в случае болезни, ежедневное вспомоществование в 50 сантимов в течение 1-го месяца болезни и 25 сантимов в течение двух последующих месяцев. С 16 – летнего возраста вспомоществование, как и взнос, удваиваются.

Каждый взнос отмечается, во-первых, в индивидуальных книжечках членов, чтобы родители могли их проверять, и, во-вторых, в книге казначея.

Школьные общества могут и должны выделять особые секции, из коих каждая должна привлекать почетных членов.

Медицинская секция следит за тем, чтобы вспомоществование действительно шло на лекарства и врачей.

Общее собрание ежегодно избирает Правление. На нем присутствуют все члены, но правом голоса пользуются только члены с 16 лет.

Школьные общества могут образовывать союзы, облегчающие переходы школьников из одного общества в другое.

Идея Кове имела большой успех. В 1909 году во Франции было уже 3.394 общества взаимопомощи с 814.200 школьниками. Сумма членских взносов достигла 4,5 млн. франков, из которых более 1,0 млн. франков ушло на помощь при болезни.

Для сравнения общества взаимопомощи взрослых насчитывают 3.700.000 членов.

Школьные общества взаимопомощи образуют фонды для выдачи приданого, участвуют в «каникулярных колониях», приискивают для своих членов занятие, дают профессиональное образование, завязывают связи с обществами взрослых.

В апреле 1906 года на съезде в Бордо образовался «Национальный союз школьных обществ взаимопомощи».

Союз пропагандирует учреждение, например, «лесоводческих обществ школьников». Эти общества занимаются облесением невозделанных общинных земель. Насаждение деревьев производится под руководством учителя и правительственного лесничего. В награду за даровой труд детей, коммуны дают субсидии, которые распределяются обществом по членским книжкам для накопления пенсий. Несмотря на свое недавнее возникновение, некоторые общества уже развели лес. Так, общество в Эстремме облесило 30 га. Там, где нельзя разводить лес, сажаются фруктовые и другие деревья вдоль улиц. Лесоводные общества школьников приступили местами к аренде и даже покупке пустующих земель. Они пользуются во Франции большой популярностью.

В США пошли дальше. Там учреждена детская колония на берегу озера Мичиган в пространстве 300 акров. В этой колонии бездомные и бесприютные дети находят приют и работу. Лица, желающие спасти бездомных малышей, купили землю и построили здание на 200 человек. Детям объяснили, что обработанная земля, берега озера, леса, холмы, ручейки, громадный дом со школой, гимнастическим залом и 100 комнатами – все это их собственность. Каждому из них отводится в исключительное владение по акру земли, и все они снабжаются  новым и чистым бельем и платьем. Каждый вновь вступающий мальчик – полноправный член колонии с правом голоса и правом быть избранным на все должности в колонии. Выборы проводятся ежегодно голосованием. Работа каждого мальчика точно учитывается и ежегодно назначается особый день, когда подсчитывается число всех рабочих часов и количество денег, и каждый мальчик получает свою заработанную долю. Под влиянием разумной трудовой жизни, мальчики становятся серьезнее и перемены к лучшему в характере заметны даже на самых трудных детях.

Для школьников в Виргинии, например, в 1912 году организованы клубы для мальчиков и девочек по птицеводству с общего согласия департамента земледелия и сельскохозяйственной школы. Результаты оказались настолько удовлетворительные, что клубы начали распространяться и в других штатах. Вот характерные примеры.

Одной девочке графства Ноттервей в Виргинии удалось в два года продать яиц и цыплят приблизительно на 87 долларов. Деньги, заработанные таким образом, дали ей возможность поступить на курсы высшей школы сельского хозяйства в графстве.

Клубы девочек для заготовки консервов из фруктов и овощей в Северной Каролине представляют поразительный пример тонкости и обдуманности организации. Эти клубы заставили признать и оценить продукты этого вида сельской промышленности и принесли значительные барыши. В 1912 году производство этих ассоциаций равнялось 70.000 коробок, а в 1915 году оно достигло 633.000 коробок.

В Канаде ставят себе целью распространение среди детей рациональных приемов обработки земли и ухода за животными. Детям стараются внушить любовь к сельской жизни и природе, показать выгодность сельского хозяйства по сравнению с городскими профессиями и приучить их к организованному труду и солидарности. Газеты и журналы помещают портреты наиболее отличившихся школьников. Премии выдаются за наивысшие урожаи с акра, за наилучший огород, за лучшее описание сделанной работы и за наибольшую прибыль на вложенный в землю капитал. Уставы обществ обращают особое внимание на «домашние сады», насаждаемые самими школьниками и инспектируемые Правлением не реже трех раз в сезон. Дети так хорошо изучают это дело, что иногда и взрослым сельским хозяевам есть чему у них поучиться».

По книге Тотомианц В.Ф. (5) Кооперация среди детей и юношества. Петроград, 1918

А вот, что писал И.И. Янжул:

«В странах старой культуры даже дети школьного возраста не тратят все получаемое ими сразу, а стараются сберечь кое-что для тех или иных будущих потребностей. Для них существую даже специальные школьные сберкассы, в которых собираются сотни тысяч детских сбережений.

Если бы школа могла приучить детей к бережливости и обеспечить знания, достаточные для доставления заработка, то этим самым много лиц в стране было бы спасено от многих страданий и несчастий бедности».

Янжул И.И. Между делом. Очерки по вопросам народного образования, экономической политики и общественной жизни. СПБ, 1904, с.1, 9.

А ДУМАЕТЕ СЕГОДНЯ УЧАЩИМСЯ ЛУЧШЕ ЖИВЕТСЯ?

Примечания:

(1)Кухмистерская - недорогая столовая, где всякий желающей мог получить за небольшую плату обед.

(2) Лепёшкины - одна из старейших предпринимательских династий в Москве; благотворители, общественные деятели.

1761, г

Старший сын Василий Логинович (1785—1840, Москва; похоронен на Даниловском кладбище), купец 1-й гильдии, мануфактур-советник, потомственный почётный гражданин. В 1824 основал химический завод на Мытной улице (с 1888 принадлежал торговому дому «В.В. Лепёшкина сыновья»). Его предприятие унаследовали сыновья Николай Васильевич (1819 — около 1882), Сергей Васильевич (1823—?), Александр Васильевич (1825—85, Москва; похоронен в Даниловом монастыре) и Василий Васильевич (1838—89, Москва; похоронен в Даниловом монастыре).

В 1858 на средства Н.В. Лепёшкина на месте часовни во дворе Мариинской больницы в Москве построена церковь Успения Анны (не сохранилась; ныне здесь здание Центрального театра Российской Армии).

С 1877 Н.В. Лепёшкин — гласный Московской городской думы.

А.В. Лепёшкин, купец 2-й гильдии, торговал обоями под фирмой «А.В. Лепёшкин и Ко» (учреждена в 1885, в 1890 преобразована в торговый дом «Наследники А.В. Лепёшкина и И.М. Баранов»), был выборным московского купеческого сословия (с 1863), попечителем Андреевской богадельни (с 1868), гласным Московской городской думы (с 1877), членом комиссии Московского купеческого общества для раздачи пособий бедным гражданам.

Сын Н.В. Лепёшкина, Сергей Николаевич (1860—1902; похоронен на кладбище Донского монастыря) вместе с другими наследниками вёл промышленное дело, а также оптовую торговлю москательными товарами в Москве в Старом Гостином дворе под фирмой «Н.В. Лепёшкина сыновья», в 1897—1900 состоял гласным Московской городской думы.

Основателем другой ветви Лепёшкиных стал младший сын Л.К. Лепёшкина Семён Логинович (1787—1855, Москва; похоронен на Даниловском кладбище), купец 1-й гильдии, мануфактур-советник, потомственный почётный гражданин (с 1833), московский городской голова (1846—49). В 1820-х гг. он открыл Вознесенскую мануфактуру близ села Муромцево Дмитровского уезда Московской губернии. В 1829—38 иждивением С.Л. Лепёшкина, который был церковным старостой, на месте деревянного храма на Даниловском кладбище построена каменная церковь Сошествия Святого Духа. По духовному завещанию он пожертвовал 30 тыс. рублей на пособия бедным, стипендии в Мещанских училищах и на Андреевскую богадельню. Вознесенскую мануфактуру унаследовали его сыновья Василий Семёнович (1821, Москва — 1860, там же; похоронен на Даниловском кладбище), Дмитрий Семёнович (1828, Москва — 1892, там же; похоронен на кладбище Донского монастыря) и Семён Семёнович (около 1825—1879, Москва; похоронен в женском Алексеевском монастыре).

С 1878 предприятие принадлежало Товариществу Вознесенской мануфактуры С. Лепёшкина и сыновей.

В.С. Лепёшкин в 1855 — 1860 был старостой церкви Сошествия Святого Духа и одновременно попечителем богадельни на Даниловском кладбище (с 1861 эти обязанности исполнял его брат Д.С. Лепёшкин); по духовному завещанию пожертвовал 18 тыс. рублей на пособия бедным, стипендии в Мещанских училищах и на содержание Андреевской богадельни.

Его вдова Варвара Яковлевна (урождённая Прохорова; 1831 — 1901) в 1880—90-х гг. председатель попечительского совета убежища для слепых, учреждённого Обществом призрения слепых, а также почётный член Екатерининского благотворительного общества. В 1887 открыла профессиональное училище имени покойной дочери Варвары (Пятницкая улица, 48, 50). По завещанию В.Я. Лепёшкиной здания училища и капитал на его содержание переданы городу. Сын В.С. и В.Я. Лепёшкиных Семён Васильевич (около 1857 — около 1913), один из учредителей и директор московского Товарищества механических изделий (1882), в начале XX в. возглавлял Варваринское акционерное общество домовладельцев (учреждено в 1897; правление — на улице Варварке, 7), состоял гласным Московской городской думы, был почётным членом Общества пособия нуждающимся студентам Московского университета. В 

1880 на его средства построено и в 1881 открыто первое общежитие для студентов университета в Филипповском переулке (ныне переулок Аксакова, 11).

Брат В.С. Лепёшкина Д.С. Лепёшкин, выборный московского купеческого сословия в 1863—92, в 1880-х гг. имел банкирскую контору в Троицком подворье. Попечитель Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия, член Комиссии публичных народных чтений при Обществе распространения полезных книг. Завещал на благотворительные цели 250 тыс. рублей, в том числе 63,5 тыс. рублей Московскому городскому общественному управлению на содержание 20 кроватей в Екатерининской богадельне, свыше 100 тыс. рублей Московскому купеческому обществу на стипендии в Мещанских училищах, на содержание коек в Андреевской богадельне и пособия бедным.

(3)Легонин Виктор Алексеевич, родился 15(27) января 1831 года в Москве. Окончил медицинский факультет Московского университета (1854). Участник Крымской войны. Доктор медицины (1859). Экстраординарный профессор (1872), ординарный профессор кафедры судебной медицины (1873–1899), декан (1880–1899) юридического факультета. Заслуженный профессор Московского университета (1887). Область научных интересов: судебная медицина, сифилидология. В торжественном собрании университета произнёс речь «О расстройствах выражения субъективных состояний (афазия) в судебно-медицинском отношении» (1883). Тема докторской диссертации «О преждевременных искусственных родах в отношении значения их и показаний». Читал курсы «Судебная медицина», «К учению о вменении и вменяемости, дееспособности и правоспособности». Основные труды: учебные пособия «Судебная медицина. Лекции» (ч. 1–2, 1893–1894), «Судебная медицина. Лекции» (1897).

Умер 3(15) августа 1899 года в селе Пестово Рузского уезда Московской губернии.

(4) Муромцев Сергей Андреевич, родился 23 сентября (5 октября) 1850 года в Петербурге

Правовед, политический деятель, публицист. Из старинного дворянского рода.

По воспоминаниям близких ему людей, в возрасте 9-10 лет Сергей Муромцев уже играл в «государство» и издавал ежедневную рукописную газету, материалы которой были посвящены домашним новостям. Воображаемое государство имело конституционный характер, в нём даже «существовал» двухпалатный парламент, располагавшийся в двух беседках сада имения Муромцевых.

Окончил 3-ю московскую гимназию (1867 год, с золотой медалью), окончил юридический факультет Московского университета (1871 год, со степенью кандидата). Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1873—1874 годах слушал лекции профессора римского права Кунтце в Лейпцигском университете и специалиста в области цивилистики и философии права Рудольфа Иеринга в Геттингенском университете. Иеринг оказал значительное влияние на становление Муромцева как учёного-юриста.

С 1878 года ординарный профессор, с 1883 года проректор Московского университета. В 1880—1889 годах председатель Московского юридического общества. Гласный Московской городской думы, губернского земского собрания (1881—1906 годах, с перерывами). В 1884 году был уволен из Московского университета за «распространение либерализма» и «политическую неблагонадёжность». Занялся адвокатской практикой. В 1890—1905 годах товарищ (заместитель) председателя Совета присяжных поверенных Московского округа. Один из основателей партии кадетов, член её ЦК. Депутат 1-й Государственной думы от Москвы, избран председателем Думы. После роспуска Думы приговорен к трёхмесячному заключению, которое отбывал в Таганской тюрьме. С 1906 профессор Московского университета по кафедре гражданского права, в 1908—10 лектор Университета Шанявского. Был председателем Суда чести при Обществе деятелей периодической печати и литературы.

Умер 4 (17) октября 1910 года в Москве.

Похоронен на кладбище Донского монастыря.

В браке с оперной певицей Марией Климентовой (1857—1946) имел сына Владимира (1892—1937, репрессирован и расстрелян, в 1956 реабилитирован) и дочь Ольгу (в замужестве Шаврина). Его племянницы Наталья Вокач (1882—1967) и Вера Муромцева(1881—1961) вышли замуж за Ивана Ильина и Ивана Бунина, соответственно.

Полная версия:

 http://xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/articles/111315-kak-zhilos-studentam-moskvyi-v-proshlom-i-kto-zabotilsya-ob-ih-byite-primeryi-dlya-podrazhaniya-segodnya

Александр Рашковский, краевед, 11 декабря 2015 года.

Материалы по теме
Мнение
20 февраля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Сын Игоря Сечина Иван умер при странных обстоятельствах — у него якобы «оторвался тромб»
Мнение
22 января
Юрий Самодуров
Юрий Самодуров
Неужели Путин не понимал, что нападение России на Украину вызовет ответные удары?
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Игорь Олин
13 дек 2015 17:57

Интересный материал. В следующем году студентам станет жить легче - студенческие стипендии обещают повысить аж на 53,6 рубля.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме