Собирается ежемесячно 51 887 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Военнослужащие – право на жизнь

Военнослужащие – право на жизнь

Сергей Кривенко
Сергей Кривенко
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник

Активные военные действия российских вооруженных сил в Сирии, помимо прочих вопросов, актуализировали тему прав военнослужащих, в том числе и такого основополагающего права – как право на жизнь.

Права человека – не абстрактное понятие. Это конкретные обязательства государства, которые должны быть зафиксированы в нормативных документах страны и которым органы власти должны следовать неукоснительно.

Право граждан Российской Федерации на жизнь гарантируется статьей 20 Конституции Российской Федерации, а также ратифицированными международными договорами, в том числе Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с п.1 ст.2 которой право каждого на жизнь охраняется законом, никто не может быть умышленно лишен жизни.

Право на жизнь для военнослужащих, с точки зрения европейского взгляда на военнослужащего как на «гражданина в военной форме», предполагает следующие обязательства государства:

*) военнослужащие не должны вовлекаться в ситуации, в которых их жизнь будет поставлена под угрозу без четких и законных военных целей, или в ситуации, когда угроза их жизни игнорируется;

*) всегда должно быть произведено независимое и эффективное расследование любой подозрительной смерти или предполагаемого нарушения права на жизнь любого из военнослужащих;

*) государство должно принимать меры для поощрения сообщений о нарушениях, угрожающих жизни военнослужащих, и предусмотреть меры защиты от мести для тех, кто сообщает о таких нарушениях;

*) военнослужащие никогда не должны быть казнены или приговариваться к смертной казни.

(см. Рекомендацию CM/Rec(2010) Комитета министров Совета Европы государствам-членам по вопросам прав человека военнослужащих; принята Комитетом министров 24 февраля 2010 г. на 1077-ом заседании постоянных представителей министров).

Проведение по собственной инициативе эффективного, независимого (от военного командования) и своевременного официального расследования каждого случая гибели военнослужащего – важнейшая обязанность государства.

Насколько эффективно и своевременно в России в настоящее время производятся проверки случаев гибели военнослужащих? По каждому ли случаю гибели военнослужащего проводится  расследование обстоятельств гибели независимыми от военного командования структурами – органами военной прокуратуры и органами военного следствия? Сообщается ли эта информация обществу?

Так как в настоящее время ни один властный орган не публикует официальной статистики случаев гибели военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, для выяснения этого вопроса приходится обратиться к анализу информации из открытых источников.

Мною, в качестве председателя постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, были проанализированы содержащиеся в открытых источниках информации сообщения о случаях гибели военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации.

Всего за период с 01 января 2014 года по 30 июня 2015 года я обнаружил в СМИ или в сети Интернет упоминания о 159 случаях гибели российских военнослужащих, информация о которых может считаться достоверной с высокой степенью вероятности.

Всю выявленную информацию из открытых источников я перепроверял по всевозможным другим открытым источникам, в том числе были проанализированы официальные сайты Военной прокуратуры и Следственного комитета.

Вся информация, найденная в СМИ или в сети Интернет, была занесена в таблицу по следующим позициям:

- фамилия, имя и отчество военнослужащего;

- наименование региона, в котором он жил до военной службы;

- звание военнослужащего;

- проходил службу по призыву или по контракту;

- номер воинской части;

- год рождения;

- дата гибели;

- обстоятельства гибели;

- наименование региона, в котором погиб военнослужащий;

- информация о том, возбуждено ли уголовное дело по факту гибели военнослужащего, проводилась ли проверка обстоятельств гибели военнослужащих органами военной прокуратуры или органами военного следствия.

Полученная таким образом таблицу приведена в приложении.

Очевидно, что данный список не является исчерпывающим. Кроме того в нем могут содержаться ошибки вследствие нечеткости подачи информации в СМИ или в интернет-источниках.

Хочу обратить внимание, что при проведении исследования принималась во внимание только та информация, в которой обязательно содержалось упоминание фамилии военнослужащего, а также номер войсковой части, в которой он служил (в окончательном списке оставлены семь военнослужащих для которых не указана часть или структура Вооруженных сил, так как были найдены дополнительные данные, доказывающие, что речь идет именно о военнослужащих). Отбирались только те случаи, в которых с подавляющей уверенностью можно было утверждать, что речь идет именно о гибели военнослужащего.

Я не ставил задачу составить полный перечень погибших военнослужащих за этот период. Как было указано выше, целью исследования было изучение вопроса о том, проводятся ли официальное и независимое от военного командования расследование каждого случая гибели военнослужащего.

Поэтому при анализе сообщений СМИ и сети интернет особое внимание уделялось информации о проводимых проверках по факту гибели военнослужащего. Если в сообщениях присутствовала такая информация, то она отмечалась в поле «Информация о проверке» (см. приложенную таблицу).

В данном поле сокращения означают следующее:

«вп» - проверка проведена органами военной прокуратуры;

«дсп» - проведена доследственная проверка;

«уд» - есть информация о возбуждении уголовного дела.

Также на основании информации, приведенной в сообщениях СМИ и сети интернет, было заполнено поле «Обстоятельства гибели». Затем был проведен анализ этой информации. Данные, содержащиеся в поле «Обстоятельства гибели», были разбиты на 4 типа следующим образом:

«У» – случаи убийства сослуживцем или случаи самоубийства.

«З» - смерть в результате заболевания.

«НС» - гибель в результате несчастного случая.

«ГУ» - гибель на учениях.

В случае отсутствия информации – поле оставлено пустым.

Результат такого анализа указан в поле «Тип обстоятельств гибели».

Из полученных данных можно сделать следующие выводы.

За исследованный период обстоятельства гибели военнослужащих обнародованы в СМИ только в 79 из 159 выявленных случаев. Регион гибели называется в СМИ в 70 случаях. А информация о проверке факта гибели военнослужащих правоохранительными органами сообщается СМИ в 61 случае.

Таким образом, в половине выявленных случаев гибели  военнослужащих (в 80 случаях из 159) в СМИ или в сети Интернет не удалось найти информацию ни об обстоятельствах гибели, ни о регионе гибели, ни о проведении проверок правоохранительными органами по факту гибели военнослужащих.

 

Приведем распределение выявленных случаев по типу гибели:

 

Тип обстоятельств гибели

Количество случаев всего

Из них известен регион гибели

Из них есть  информация о проверке

У

31

31

31

З

10

10

8

НС

13

13

11

ГУ

25

16

11

Неизвестен

80

0

0

ИТОГО

159

70

61

 

Если рассмотреть эти данные по трем полугодиям:

 

01.01.2014-30.06.2014

 

Тип обстоятельств гибели

Количество случаев за период

Из них известен регион гибели

Из них есть  информация о проверке

У

11

11

11

З

4

4

4

НС

4

4

4

ГУ

4

4

4

Неизвестен

1

0

0

ИТОГО

24

23

23 (95,8%)

 

01.07.2014-31.12.2014

Тип обстоятельств гибели

Количество случаев за период

Из них известен регион гибели

Из них есть  информация о проверке

У

10

10

10

З

0

0

0

НС

7

7

5

ГУ

19

11

6

Неизвестен

72

0

0

ИТОГО

108

28

21 (19,4%)

 

 

 

01.01.2015-30.06.2015

 

Тип обстоятельств гибели

Количество случаев за период

Из них известен регион гибели

Из них есть  информация о проверке

У

10

10

10

З

6

6

4

НС

2

2

2

ГУ

2

1

1

Неизвестен

7

0

0

ИТОГО

27

19

17 (63%)

 

За первое полугодие 2014 года обнаружена информация о гибели 24 военнослужащих, причем о проведении проверок правоохранительными органами обстоятельств гибели военнослужащих СМИ сообщали в 23 случаях.

За второе полугодие 2014 года обнаружена информация о гибели 108 военнослужащих, причем о проведении проверок правоохранительными органами обстоятельств гибели военнослужащих СМИ сообщали только в 28 случаях.

За первое полугодие 2015 года обнаружена информация о гибели 27 военнослужащих, причем о проведении проверок правоохранительными органами обстоятельств гибели военнослужащих СМИ сообщали в 17 случаях.

Ситуация с информацией о результатах проверок фактов гибели военнослужащих  во второй половине 2014 года представляется аномальной. Информация о проверке следственными органами и органами военной прокуратуры фактов гибели военнослужащих, о возбуждении уголовных дел по таким фактам гибели в СМИ отсутствует в 80% случаев.

В случае если представленные данные о гибели военнослужащих в указанный период верны, то ситуация с расследованием случаев гибели военнослужащих во второй половине  2014 года представляется неприемлемой.

Данное исследование было доложено членам постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Большинством голосов было принято решение о направлении обращений от Совета по данному вопросу руководству Главной военной прокуратуры и Главного военно-следственного управления следственного комитета Российской Федерации с просьбой:

1) проверить найденную в открытых источниках информацию о гибели российских военнослужащих за период с 01.01.2104 по 30.06.2015 соответствует ли она действительности;

2) при подтверждении фактов гибели военнослужащих сообщить, проводилась ли органами военной прокуратуры или органами военного следствия проверка по каждому из указанных фактов гибели военнослужащих;

3) сообщить, возбуждались ли уголовные дела по каждому из подтвержденных фактов гибели военнослужащих.

 

Член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

Кривенко С.В.

Оригинал

* Настоящее Время выполняет функцию иностранного агента. Мы ставим эту пометку по требованию Минюста и Роскомнадзора. Мы не согласны с законами, обязывающими делать эту маркировку.
Материалы по теме
Мнение
28 июн
Геннадий Пешков
Геннадий Пешков
Мне бы хотелось думать, что мы живем в свободной стране
Мнение
11 июл
1
Ирина Бирюкова
Ирина Бирюкова
Я бы поспорила с успехом иска авиакомпании к пассажиру, открывшему аварийный выход в самолете
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Армия
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!