Собирается ежемесячно 52 487 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Рязанская область
  2. О местных выборах в Украине 25 октября 2015 года

О местных выборах в Украине 25 октября 2015 года

Александр Бехтольд
Александр Бехтольд
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

25 октября 2015 года мне удалось наблюдать местные выборы в Украине в составе международной миссии наблюдателей Европейской платформы за демократические выборы (EPDE).

Кстати, попасть в состав наблюдателей международной миссии оказалось не так сложно, как, может быть, многим кажется.

Достаточно быть активным наблюдателем за выборами в России и своевременно заполнить и отправить распространенную в интернете анкету российского ГОЛОСА для участия в соответствующем конкурсе. Ну а там уж как повезет.

От России в миссии наблюдателей EPDE участвовали 8 человек. Еще 16 были из Грузии, Армении, Молдовы, Польши.

При весьма специфических и непростых отношениях России и Украины теперь попасть, как, впрочем, и выехать с территории Украины оказалось весьма непросто.

Трудность состояла в том, что с 25 октября прекратилось авиационное сообщение между двумя странами. 22 октября я добирался из Москвы до Киева прямым авиарейсом, а уже после выборов, 27 октября это стало невозможным. Добираться до Москвы пришлось транзитом через Кишинев.

Вторая трудность преодолевалась моими более молодыми коллегами-наблюдателями из России как раз в силу их возраста. Чтобы подтвердить свою мирную миссию наблюдателей им пришлось отвечать на многочисленные вопросы и предоставлять различные документы при регистрации и на паспортном контроле в аэропортах.

Вполне оправданная осторожность принимающей стороны при сложившихся, мягко говоря, недружественных отношениях между двумя странами.

Ну а теперь собственно о наблюдении за выборами. Организаторы миссии разбили нас на пары по принципу не смешения россиян друг с другом.

Нам с Мариам (она из Грузии) поручили наблюдать выборы в г. Буча. Этот город расположен в пригороде Киева, в 30 километрах от центра города.

Город небольшой, утопающий в деревьях в осеннем убранстве. Чистый аккуратный ухоженный город почему-то (вспоминаю Рязань) с ровными неразбитыми асфальтовыми мостовыми и тротуарами.

В городе 14 избирательных участков, 11 из них мы посетили и наблюдали как происходят выборы головы (мэра) города, депутатов областной Рады и депутатов местной городской Рады (Думы, по нашему).

На каждом избирательном участке много кабин для голосования (от 4 до 7), и столько же больших стационарных, абсолютно прозрачных урн для голосования, а также две небольшие прозрачные переносные урны для голосования на дому. В кабинах для голосования запрещено что-либо фотографировать (и прежде всего бюллетени для голосования). Запрещено уносить бюллетени с собой.

Избирательные участки расположены в разных по размеру и планировке помещениях. Иногда это просторные (спортивные залы школ и гимназий) помещения, позволяющие в полной мере выполнить требование закона об одновременном наблюдении за членами комиссии, выдающими бюллетени, кабинками для голосования, урнами для голосования.

Меньше было участков, где это требование соблюсти не удалось: помещения участков тесные, не позволяющие вести полноценное наблюдение за избирательным процессом. Картина почти российская.

Но в отличие от России этот недостаток компенсировался тем, что на каждом участке были зарегистрированы и присутствовали от 30 до 50 наблюдателей, кандидатов, доверенных лиц и других участников избирательного процесса. Причем, эти люди не исполняли роль статистов, как это часто бывает на российских выборах, они были активны в течение всего дня голосования, вели свои записи, беспрепятственно перемещались по всему помещению избирательного участка (!), и также беспрепятственно снимали происходящее на фото и видеокамеры (почувствуйте разницу с российскими выборами!).

Залогом их взаимного контроля за чистотой выборов является то, что все они представляли реально конкурирующие на выборах партии (и кандидатов от этих партий). А партий в Украине зарегистрировано и допущено к участию к выборам около 50.

Кроме того сами участковые избирательные комиссии (максимальное число членов таких комиссий – 18) по закону формируются исключительно из представителей партий, участвующих в выборах и реально заинтересованных в победе именно представителей своей партии на выборах (вспомните о подавляющем преобладании (под разным соусом) в составе наших российских УИКов членов комиссий от партии «Единая Россия» и вы поймете принципиальное отличие украинских выборов от российских).

Если добавить, что все эти люди (и наблюдатели в разном качестве и члены комиссий) неплохо знают избирательные законы своей страны, то становиться ясным, что при таком количестве заинтересованных глаз на избирательном участке трудно представить незамеченными любые нарушения избирательного процесса в день голосования даже в отсутствие международных наблюдателей.

Препятствием для осуществления широко распространенных в России «каруселей» является то, что с каждой частью списка избирателей и с бюллетенями для голосования по этому списку за отдельным столиком работают не один, как у нас, член избирательной комиссии, а два, и оба из противоборствующих партий. Ну как здесь прижиться «каруселям».

При таких обстоятельствах наша роль сводилась практически к наблюдению за тем, как комиссии решали вопросы, связанные с выявленными уже нарушениями избирательного закона.

А теперь о нарушениях и других казусных ситуациях, которые нам довелось наблюдать в день голосования.

- на участке № 321260 секретарь УИК отказывалась нас регистрировать в качестве наблюдателей из-за отсутствия доступных для обозрения бейджиков с нашими данными. Другие члены комиссии объяснили ей, что это требование необязательно для регистрации наблюдателя при наличие соответствующего удостоверения наблюдателя (а оно у нас, конечно, было). Инцидент был исчерпан.

- я, являясь наблюдателем с российским паспортом, испытал откровенное (вполне ожидаемое и не удивительное) недоброжелательное отношение к себе на двух избирательных участках. Со мной разговаривали подчеркнуто холодно и исключительно на украинском языке. «С каких это пор украинские выборы контролирует Российская Федерации?», увидев мой российский паспорт, хмуро поинтересовался (на украинской мове) у секретаря комиссии, регистрирующей меня в качестве международного наблюдателя, один из кандидатов на должность мэра. После недолгого выяснения моего отношения к действиям российских властей по отношению к Украине, нормальные отношения быстро восстанавливались, незамедлительно возвращалось знание русского языка.

- на участке № 321260 наблюдатели обнаружили в стационарной урне 3 бюллетеня с не оторванными контрольными талонами (контрольный талон является частью бюллетеня для голосования, отрывается при передаче бюллетеня избирателю и остается в комиссии). При подсчете голосов такие бюллетени должны признаваться недействительными;

- кандидат в депутаты пришел на участок № 321269 со значком «Я пятнадцатый». С такими же значками пришли на участок его наблюдатели и доверенные лица. Значки не понравились другим кандидатам в депутаты. Они потребовали снять эти значки, считая это агитацией. Люди со значками отказались это делать. Тогда кто-то из оппонентов сорвал один из значков силой. Началась потасовка. Членам комиссии и милиции удалось вытеснить противоборствующие стороны за пределы избирательного участка;

- на участке №321268 в кабину для голосования зашли одновременно два избирателя. Наблюдатель заметил это и сообщил членам комиссии. Незамедлительно один из избирателей по требованию члена УИК вышел из кабины для голосования;

- на участке №321267 избиратель подал жалобу в комиссию на то, что, по его мнению, урна опечатана неправильно: следовало приклеить контрольную ленту, а потом закрепить её скотчем, а ленту не приклеили, а просто закрепили скотчем;

- на этом же участке произошло следующее: избиратель лет 35-40 получил бюллетени, зашел в кабину для голосования и долго не выходил из нее. Наблюдатели, члены комиссии, журналисты стали подозревать избирателя во всех смертных грехах  и стали вслух и громко требовать, чтобы он вышел из кабины. Избиратель игнорировал эти призывы и продолжал оставаться в кабине для голосования. Никто не посмел все это время заглянуть в кабину для голосования (была бы нарушена тайна голосования). Наконец, минут через 25, избиратель вышел из кабины для голосования. Его встретили аплодисментами. Избиратель невозмутимо опустил свои бюллетени в урну для голосования и удалился, произнося в адрес собравшихся совсем не ласковые слова. Секретарь комиссии, судя по всему, лично знала избирателя (она обращалась к нему по имени) поставила диагноз: «обкурился и плохо соображал»;

- на одном из избирательных участков пытались проголосовать два жителя Крыма. Однако им возможность проголосовать предоставлена не была;

Подсчет голосов избирателей мне довелось наблюдать на избирательном участке в Киеве. Этот избирательный участок располагался в холле учебного заведения.

В 20 часов очень невысокий, но невероятно авторитетный и важный капитан милиции запер на ключ входную дверь и объявил присутствующим, что с этой минуты никто не войдет и никто не выйдет из помещения избирательного участка до окончательного подсчета голосов и изготовления протокола по итогам голосования.

После этого началось итоговое заседание комиссии. Стали рассматривать жалобы избирателей.

Одна из них касалась недостаточного освещения в кабинах для голосования. Секретарь комиссии, с видимым удовольствием демонстрируя знание языка, сообщил членам комиссии, что в жалобе избиратель использовал не слово «освещение», а слово «освищение», что, по мнению секретаря, означало наличие в кабинах для голосования свищей, чего на самом деле не было. На этом основании секретарь предложил оставить жалобу без удовлетворения. На том и порешили.

Второй избиратель жаловался на то, что его своевременно не уведомили о предстоящих выборах. Комиссия также отказала избирателю в удовлетворении жалобы, сославшись на то, что всем избирателям почтой были направлены соответствующие уведомления.

Дальше началось самое главное и удивительное: подсчет неиспользованных бюллетеней и их гашение, подсчет контрольных талонов от выданных избирателям бюллетеней, подсчет проголосовавших избирателей по избирательным спискам.

На российских выборах эти подсчеты ведутся членами комиссии, как правило, кулуарно, негромко без привлечения внимания наблюдателей. В Украине все было ровно наоборот. Все неиспользованные бюллетени считались подчеркнуто скрупулезно и на глазах наблюдателей. Также происходил подсчет контрольных талонов и проголосовавших наблюдателей. Было оглашено число проголосовавших избирателей.

Это заняло достаточно много времени, но зато ни у кого из присутствующих не возникло сомнений в правильности подсчетов. После этого контрольные талоны, неиспользованные бюллетени и списки избирателей были упакованы в полиэтиленовые мешки, оплетены скотчем и опечатаны.

Потом были вскрыты переносные и стационарные урны и члены комиссий в окружении многочисленных наблюдателей осуществляли сначала сортировку бюллетеней, а потом и подсчет голосов избирателей. Содержание каждого избирательного бюллетеня оглашалось председателем комиссии. Эта процедура была весьма длительной и завершилась составлением итоговых протоколов с результатами голосования. Результаты голосования были оглашены председателем комиссии и внесены каждым заинтересованным в «свой» формуляр протокола.

А дальше в течение не менее 2- часов (а время было позднее, около 4-х часов утра) мне довелось наблюдать картину совершенно невероятную. Члены избирательной комиссии, многочисленные наблюдатели гонялись друг за другом с целью получить подписи на «своих» формулярах итоговых протоколов. Оказывается, в Украине, на участках не делают ксерокопий окончательных протоколов итогов голосования для наблюдателей (с последующим заверением этих копий в установленном порядке). Каждый член комиссии и наблюдатель практически сами изготавливают протоколы с «живыми» подписями членов комиссии и наблюдателей. Да-да. Не удивляйтесь. Подписи наблюдателей предусмотрены официальным формуляром итогового протокола голосования.

Затем все «свои» протоколы голосования члены комиссии и наблюдатели несли секретарю комиссии, который и заверял их своей подписью и печатью избирательной комиссии.

Не берусь судить, насколько целесообразно тратить столько времени на изготовление именно таких копий протокола, но признать их недействительными в окончательном «живом» варианте, как мне представляется, не удастся никакому суду (даже российскому).

В целом можно по итогам наблюдения за местными выборами в Украине в день голосования сделать вывод о том, что выборы прошли честно.

Незначительные и немногочисленные нарушения избирательного закона, зафиксированные наблюдателями в этот день, существенным образом не могли отразиться на волеизъявлении избирателей.

На мой взгляд, еще одним существенным фактором, обеспечивающим честные выборы в Украине, является весьма суровое уголовное наказание за нарушение избирательного закона. Максимальное наказание (12 лет лишения свободы) предусмотрено за фальсификацию итогов голосования.

Вспомните выборы президента России в Рязани в 2012 году, когда итоговые протоколы были фальсифицированы на 48 избирательных участках. Все члены участковых избирательных комиссий, подписавших фальшивые протоколы, по украинским законам, сегодня отдыхали бы на нарах в колониях. А в России они получили премии после выборов и продолжают оставаться членами избирательных комиссий!!!

Еще одна особенность украинских выборов: на выборах разного уровня в Украине случались удаления наблюдателей из помещений избирательных участков. Однако всегда украинские суды признавали такие удаления незаконными (вспомните хотя бы одно такое судебное решение в России).

Я далек от мысли идеализировать как законодательство о выборах в Украине, так и сами выборы. Мне довелось наблюдать только день голосования. А выборы ведь не начинаются и не заканчиваются днем голосования.

В избирательных законах Украины много белых пятен (в частности, до сих пор не урегулирован вопрос о возможности голосования на местных выборах избирателей, временно перемещенных из Крыма, Луганской и Донецкой областей). Но законодательство постоянно совершенствуется (возможно, не без ошибок) в пользу избирателей, в пользу равных и честных выборов.

Вспомните, по контрасту, вектор изменения избирательных законов Палатой № 6 (по недоразумению называющей себя Государственной Думой) в Российской Федерации в угоду партии власти: 5-процентный барьер для партий для прохождения в парламент, сбор подписей для участия в выборах, муниципальные фильтры, досрочное голосование, ограничение прав наблюдателей, резервации для фото и видеосъемки и пр. и пр.

Кстати, в Украине не предусмотрено голосование по открепительным талонам, досрочное голосование. Голосование на дому возможно, но этим правом на 11 наблюдаемых участка воспользовались лишь от 1 до 4 избирателей (при числе избирателей на участках от 1,5 до 2,5 тысяч).

В Украине активно работают общественные организации Комитет избирателей Украины и ОПОРА, которые организуют наблюдение за выборами на всей территории Украины (так как это делает ГОЛОС в России). Так вот эти общественные организации провели 120 тренингов для сотрудников милиции. 11 тысяч милиционеров Украины теперь знают, что они могут, а что не могут делать во время избирательных компаний и в день выборов в соответствии с избирательными законами Украины.

Комитет избирателей Украины организует работу «горячих линий» (причем с санкции и при поддержке Центральной избирательной комиссии Украины) как для членов избирательных комиссий, так и для избирателей.

Финансируется Комитет и ОПОРА зарубежными фондами и еврокомиссией. И никому в голову не приходит называть эти общественные организации презренным словосочетанием «иностранный агент».

Одним словом Россия и Украина в отношении выборов – это земля и небо.

Очевидно, что борющаяся, меняющаяся Украина в недалеком будущем станет нормальной демократической европейской страной, а нам при нынешней власти и её отношению в выборам, увы, светят задворки цивилизации.

Материалы по теме
Мнение
2 июн
Григорий Мельконьянц
Григорий Мельконьянц
Карма Петербургского международного экономического форума
Мнение
17 май
Николай Кузьмин
Николай Кузьмин
Кто бы мог подумать, что антиутопия «1984» Оруэлла станет настольной книгой по управлению Россией
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Хватит читать
Москву!
Хватит читать Москву!
Подпишись на рассылку
о настоящей жизни в российских
регионах
Подпишись на рассылку о жизни в регионах
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!