Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Кировская область

Искусство рейтинга

Александр Рашковский

Искусство рейтинга

Игорь Яковенко: В России нет выборов и конкурентной экономики, вместо них возник культ рейтинга

update: 21-10-2015 (19:12)

С сайта «Каспаров.ру».

! Орфография и стилистика автора сохранены

 

РИА Новости с гордостью сообщили, что МГУ занял первое место в рейтинге вузов 20 стран развивающейся Европы и Центральной Азии. И по числу вузов, вошедших в сотню лучших, Россия уверенно лидирует: у нее в топ-100 вошли 23 вуза, а у Турции, которая в этом рейтинге на втором месте – лишь 12. То есть Россия по уровню вузовского образования значительно опережает Турцию.

Несколько месяцев  назад был опубликован рейтинг вузов стран БРИКС, в котором Россия заняла в неформальном зачете 4-е место из пяти стран, но с большим отрывом опередила Южную Африку. И вот мы опять победили. Теперь Турцию.

Поскольку в России нет выборов и конкурентной экономики, то вместо них возник культ рейтинга, который призван заменить и то и другое. Сакрализация  рейтинга привела к множеству способов его выращивания, фактически к новому виду искусства – искусству рейтинга.

Чтобы вырастить большой, толстый и красивый рейтинг, необходимо строго соблюдать технологию и ни в коем случае не перепутать этапы. 

Первый этап рейтинговой агротехники – прополка. Важно сделать так, чтобы нужный вам рейтинг рос на поле один, чтобы рядом не было никаких конкурирующих сорняков. Во внутренней политике, экономике и культуре это называется: зачистка. Вот, например, рейтинги СМИ и журналистов. Если как следует зачистить медийное поле, то кто-то может Соловьева и Киселева принять за журналистов и у них возникнет какой-то рейтинг. 
Если заасфальтировать политическое поле и поставить посередине четыре кадки с четырьмя деревьями, из которых одно исправно поливать, а остальным позволять немножко вырасти, то получим нужный политический и парламентский ландшафт.
С международными рейтингами нужна иная тактика. Тут важно самим выбрать нужный участок для соревнования. Можно принять участие в забеге среди безногих. Или в соревновании по штанге среди дистрофиков, но лучше среди безруких, а то от этих дистрофиков всякого можно ждать. Можно составить рейтинг среди вузов, носящих имя Ломоносова, или Менделеева, или рейтинг качества жизни среди стран, в которых русский язык является государственным.

Второй этап – выбор и подготовка измерителя. Можно взять старого измерителя рейтингов с заслуженным авторитетом и сменить там руководство, поставив вместо известного социолога молодого полуграмотного, но очень наглого политтехнолога. Можно украсть имя американского социолога, отца-основателя современных методов электоральных и медийных опросов и под этим брендом поставить на поток производство липовых рейтингов, уродующих рынок.

Третий этап – измерение. Тут множество приемов и технических уловок для выращивания рейтинга нужного размера. Самый простой и безотказный прием – нарисовать нужный рейтинг. Тут главный вопрос, у кого спросить, какой именно рейтинг является нужным. 

"Цифру, сестра, цифру!" - вот тот вопрос, который мучает производителя рейтинга с самого начала его изготовления. Производителям электоральных рейтингов проще всего. Имя "сестры", которая называет нужную цифру известно всем. "Сестренку" зовут Чуров, и она всегда готова поделиться с производителями нужного рейтинга этой тайной. 
Несколько более сложная задача стоит перед производителями других рейтингов. Например, в рейтингах губернаторов важно не попасть в тот просак, который случился недавно, когда тут одному губернатору выставили хороший рейтинг, а он вдруг оказался главой ОПГ. Тут составителям рейтингов надо, видимо, консультироваться с Бастрыкиным перед обнародованием результатов  своих измерений.

С рейтингами аудитории СМИ тоже беда. Поставят иному изданию красивый толстый рейтинг, а потом вдруг кто-то узнает реальный тираж этого издания, поделит на него размер аудитории, которая обозначена в рейтинге, и получится, что один экземпляр газеты читает сто человек…

Но все это неважно, если правильно исполнен четвертый этап: вбивание рейтинга в голову. Важно каждый день по сто раз по всем каналам говорить, что наш рейтинг самый высокий, самый толстый и самый кр

 

Последние новости

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.