Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. «В небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых» (Евреи СССР в Великой Отечественной войне)

«В небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых» (Евреи СССР в Великой Отечественной войне)

Александр Рашковский
Александр Рашковский
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

«В небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых» (Евреи СССР в Великой Отечественной войне)

http://club.berkovich-zametki.com/?p=19116

Авг 26, 2015 ~ 2 комментариев ~ Написал Выпускающий редактор

В общей сложности только евреи — Герои Советского Союза сбили в воздухе и сожгли на земле около 160 самолетов противника. Они уничтожили, таким образом, более пяти вражеских авиаполков.

«В небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых»

(Евреи СССР в Великой Отечественной войне)

Эдуард Гетманский

Еврейский и русский народы сражались на одной стороне во время Великой Отечественной войны. Сотни тысяч евреев бок о бок с представителями других народов Советского Союза сражались в рядах Красной Армии. По данным Центрального архива Министерства обороны России, в ходе войны с Германией в войсках насчитывалось около 501 тысячи евреев, в том числе 167 тысяч офицеров и 334 тысячи солдат, матросов и сержантов. 27 % евреев ушли на фронт добровольцами, 80 % евреев рядового и младшего начальствующего состава служили в боевых частях. Из 800 тысяч женщин, участвовавших в войне, 20 тысяч были еврейками. 44 % из них служили в сухопутных войсках, 29 % — в медицине, 11 % — в войсках связи, 10 % — в ПВО и 6 % — в авиации. По данным этого же архива за годы войны погибло в боях, умерло от ран и болезней, пропало без вести 198 тысяч военнослужащих-евреев. Это составляет 39,6 % от их общего числа. Несколько тысяч евреев воевало в лётных частях советских ВВС. Точных данных о летчиках-евреев в годы Великой Отечественной войны нет. Зато известны имена 21 лётчика из числа евреев, которые получили звание Героя Советского Союза. В общей сложности только евреи — Герои Советского Союза сбили в воздухе и сожгли на земле около 160 самолетов противника. Они уничтожили, таким образом, более пяти вражеских авиаполков. А сколько отправили в ад другие еврейские пилоты, не ставшие Героями и чей боевой счет нам неизвестен? Они показали подлинные образцы боевого мастерства и не останавливались перед самопожертвованием во имя победы. Отечественные художники-графики активно разрабатывают военную тему в искусстве книжного знака (экслибриса). В ней сотни графических миниатюр, которые выполнили лучшие художники страны. К 70-летию Победы Советской армии в Великой Отечественной войне тульский художник В.Н.Чекарьков нарисовал иконографические экслибрисы с портретами лётчиков-евреев Героев Советского Союза. Вспомним поимённо лётчиков-евреев Героев Советского Союза, за 70 лет после окончания войны все они ушли из жизни, но они оставили яркий след в истории нашей страны, память о них жива.

Баршт Абрек Аркадьевич (1919-2006) — Герой Советского Союза, командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательно-корректировочного авиационного полка (2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), майор. Родился в селе Старая Збруевка Херсонской области, в Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу летчиков. В дальнейшем служил в Бийске в качестве летчика-инструктора в одном инструкторском звене с Алексеем Маресьевым. После начала войны был направлен в запасной авиаполк для переподготовки летчиков на новые для них самолеты — «МиГ» и «Харрикейны», полученные по ленд-лизу. Неоднократно подавал рапорты об отправке в действующую армию. В апреле 1942 года прибыл на фронт под Ржев в 179-й истребительный авиационный полк. Первые боевые вылеты совершил в апреле 1942 года. Один и в группе Баршт вылетал на самолетах «Як-1», «Як-7б», «Як-9» на разведку и обнаруживал скопления вражеских войск, по которым затем наносила удары бомбардировочная авиация. Вылетал также на сопровождение штурмовиков, на прикрытие наземных войск. Баршт совершил к концу войны — 369 боевых вылетов, из них 28 — на корректировку артиллерийского огня. По его данным было уничтожено более 50 вражеских танков, более 15 артиллерийских батарей, много живой силы противника. Сбил 4 самолета противника, в воздушных боях он был дважды ранен. 10 апреля 1945 года майору Баршту присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5997). После войны окончил Военно-воздушную академию, командовал истребительным авиаполком МиГ-17 в составе Морской авиации Тихоокеанского флота, служил начальником отдела боевой подготовки истребительной дивизии ПВО на Сахалине, старшим инспектором авиации в армии ПВО в Ленинграде. С 1965 года полковник А.А.Баршт — в запасе, жил в Ленинграде, награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Скончался 21 марта 2006 года. Похоронен на Никольском кладбище Алекандро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Белявин Евель Самуилович (1920-1972) — Герой Советского Союза, заместитель командира эскадрильи 80-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 1-го бомбардировочного авиационного корпуса 5-й воздушной армии Степного фронта, гвардии старший лейтенант. Родился в городе Борисове ныне Минской области Белоруссии. В Красной Армии с 1938 года, в 1939 году окончил Борисоглебскую школу лётчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. Воевал в бомбардировочной авиации на Южном, Закавказском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Евель Белявин к августу 1943 года совершил на пикирующем бомбардировщике «Пе-2» сто пятьдесят три успешных боевых вылета на бомбардировку аэродромов, речных переправ, скоплений войск неприятеля, нанеся ему значительный урон в живой силе и боевой технике. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Белявину Евелю Самуиловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3187). В последние дни войны, в ходе Берлинской наступательной операции 1945 года, Е.С.Белявин в числе первых с воздуха наносил бомбовые удары по столице Гитлеровской Германии Берлину. За годы войны совершил около 300 успешных боевых вылетов, Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями СССР. После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 году окончил высшие лётно-тактические курсы. С 1972 года гвардии полковник Е.С.Белявин — в запасе. Жил в столице Белоруссии Минске. Умер 10 сентября 1972 года, похоронен на Восточном («Московском») кладбище Минска. Именем Е.С.Белявина названа улица в городе Борисове. Его имя занесено в Книгу народной славы родного города.

Бунимович Юрий Эммануилович (1919-1944) — Герой Советского Союза, командир звена 1-го гвардейского минно-торпедного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота) гвардии старший лейтенант. Родился в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ). С 1938 года служил в Военно-морском флоте. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В.Сталина. Служил младшим летчиком в 57-м штурмовом авиационном полку Краснознаменного Балтийского флота. С началом Великой Отечественной войны на фронте, вскоре прошел переподготовку, освоил самолет-торпедоносец Ил-4. С апреля 1942 года воевал в составе 1-го гвардейского минно-торпедного полка в 3-й Краснознаменной эскадрилье. Уже через два месяца стал командиром звена. В боевых вылетах наносил удары по военно-морским базам противника, его Гвардии старший лейтенант Бунимович. к октябрю 1943 года совершил 98 боевых вылетов, потопил 8 транспортов общим водоизмещением 38700 т, танкер, 2 сторожевых корабля, уничтожил несколько самолетов на аэродромах. 3 самолета противника сбил в воздушных боях. Он был одним из самых результативных летчиков-торпедоносцев на Балтийском флоте. Большую часть боевых вылетов совершил со штурманом Михаилом Советским. 14 января 1944 года, возвращаясь с задания, на подступах к Ленинграду вступил в бой с 4 вражескими истребителями Me-109. Направил свой самолет в лоб головному фашистскому истребителю и ценою жизни уничтожил его. Звание Героя Советского Союза старшему лейтенанту Бунимовичу было присвоено посмертно 22 января 1944 года, всего девять дней не дожил отважный лётчик до указа о награждении его высшей наградой Родины. Кроме ордена Ленина Бунимович был награждён также 3 орденами Красного Знамени и медалью. Похоронен в братской могиле в Ленинграде. Именем Героя названа улица в городе Пятигорске Ставропольского края.

Верников Яков Ильич (1920-1993) — Герой Советского Союза, лётчик 124-го истребительного авиационного полка (Западный фронт); в августе 1941 года — апреле 1944 года — лётчик, командир звена, АЭ 234-го истребительного авиационного полка (Западный и Юго-Западный фронты ПВО); в апреле 1944 года — мае 1945 года — заместитель командира — штурман 145-го гвардейского истребительного авиационного полка (Прибалтийский фронт), гвардии капитан. Родился в городе Спас-Деменск Калужской области. В армии с 1938 года. В 1940 году окончил Одесскую Военную авиационную школу лётчиков ВАШЛ, служил в строевых частях ВВС. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Совершил 424 боевых вылета, провёл 68 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 самолётов противника и 1 самолёт в паре с ведомым. Четырежды сбивал по 2 самолёта противника за один день. Летом 1942 года его самолет был сбит в районе Дона, он выпрыгнул с парашютом, вернулся к своим и продолжил воевать. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство. Проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1944 года гвардии майор Я.И.Верников удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. С февраля 1946 года по июль 1966 года — на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте имени М.М.Громова (ЛИИ). Я.И.Верников выполнил первый полёт и провёл испытания Ан-8, Ан-10, Ан-12, провёл испытания на штопор МиГ-9 и Ла-11; испытания МиГ-15 на прямой и перевёрнутый штопор, испытания Ту-95, участвовал в полётах по отработке системы дозаправки самолёта Ту-4, первым провёл заправку ночью. Принимал участие в испытаниях Як-15, Ту-126. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию. В 1966-1976 годах — старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Выполнил первый полёт и провёл испытания Ил-62М, участвовал в испытаниях Ил-18, Ил-38, Ил-62, Ил-76. В 1975 году установил 4 мировых авиационных рекорда грузоподъёмности на Ил-76. С 1975 года в запасе. Верников — заслуженный испытатель СССР, мастер спорта СССР, генерал-майор авиации, награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, медалями. Жил в городе ЖуковскийМосковской области, в последние годы — в Москве. Умер 30 сентября 1993 года, похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Гельман Полина Владимировна (1919-2005) — Герой Советского Союза, начальник связи авиационной эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Родилась в городе Бердичев, после гибели отца от рук петлюровцевпереехала с матерью Е.Л.Гельман в Гомель, где до войны окончила 3 курса исторического факультета Московского государственного университета. В октябре 1941 года добровольно ушла в Красную Армию. В 1942 году окончила курсы штурманов при Энгельсской военной авиационной школе пилотов, в действующей армии с мая 1942 года. К маю 1945 года, как штурман самолётаПО-2, совершила 860 вылетов на бомбёжку вражеских позиций, переправ, складов с боеприпасами и имуществом, аэродромов. Сбросила 113 тонн бомб на немецко-фашистских захватчиков; налетала 1300 часов; произвела 164 бомбовых удара, вызвала 142 пожара в расположении врага. Окончила войну на Эльбе. Последний полёт совершила над Берлином. 15 мая 1946 года старшему лейтенанту Гельман Полине Владимировне было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8962). Награждена также орденом Красного знамени (дважды), орденом Отечественной войны 1 степени (дважды), орденом Красной звезды (дважды), медалью «За боевые заслуги» и другими медалями СССР. В 1951 году П.В.Гельман окончила Военный институт иностранных языков, работала военным переводчиком. С 1957 года гвардии майор Гельман — в отставке. С 1970 года до 1990 года кандидат экономических наук , доцент П.В.Гельман преподавала в Институте общественных наук при ЦК КПСС. Скончалась 29 ноября 2005 года, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Гопник Хаскель (Владимир) Моисеевич (1917-1989) — Герой Советского Союза — штурман 948 штурмового авиационного полка (308 штурмовая авиационная дивизия, 3-й штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт), майор. Родился в городе Житомире, с августа 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. С 8 июля 1943 года в действующей армии. В составе 135 и 948 Штурмового авиационного полка (ШАП) сражался на Брянском, 2-м Прибалтийском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах. Ведомые им группы Ил-2 наносили сокрушительные удары в районе Брянска, Невеля, Орши, Витебска, Вильнюса, Каунаса, Риги и Кракова. К апрелю 1945 года Гопник совершил 122 боевых вылета на уничтожение живой силы и боевой техники противника, в воздушных боях сбил 5 вражеских самолётов. Звание Героя Советского Союза присвоено 27 июня 1945. Золотая Звезда № 8035. После войны Гопник продолжил службу в Советской Армии. В 1947 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую авиационную школу штурманов. С 1960 года полковник Гопник в запасе. Кроме ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 8035) Гопник был награждён Орденом Красного знамени (дважды), орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной звезды (дважды) и медалями СССР. Прославленный лётчик жил в городе Львове, работал директором кинотеатра. Умер 26 ноября 1989 года, похоронен во Львове на Лычаковском кладбище.

Гофман Генрих Борисович (1922-1995) — Герой Советского Союза, заместитель командира эскадрильи 622-го Севастопольского Краснознамённого штурмового авиационного полка (214-я штурмовая авиационная дивизия 15-я воздушная армия 2-ой Прибалтийский фронт), старший лейтенант. Родился в городе Иркутске, позже семья переехала в Москву, В 1940 году окончил Дзержинский аэроклуб города Москвы. В 1940 году Гофмана призвали в ряды Красной армии, в 1942 году окончил Чкаловскую военно-авиационную школу летчиков и был направлен на фронт. В августе-ноябре 1942 года — лётчик 34-го запасного авиационного полка (в Московском военном округе), в ноябре 1942 года — марте 1943 года — лётчик 10-го запасного авиационного полка (вПриволжском военном округе). В январе-марте 1943 года перегонял штурмовики Ил-2 на Сталинградский фронт. В апреле-мае 1943 года — командир звена 190-го штурмового авиационного полка, в мае 1943 года — мае 1945 года — старший лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 322-го штурмового авиационного полка. Воевал на Северо-Кавказском фронте, в составе Отдельной Приморской армии, на 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Участвовал в Новороссийско-ТаманскойКерченско-ЭльтигенскойКрымскойРежицко-Двинской и Рижской операциях, блокаде курляндской группировки противника. За время войны совершил 146 боевых вылетов на штурмовиках Ил-2 иИл-10 для нанесения ударов по живой силе и технике противника, в воздушных боях сбил 2 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Гофману Генриху Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны до февраля 1946 года продолжал командовать авиаэскадрильей штурмового авиаполка (в Прибалтийском военном округе). В 1950 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В 1950-1953 годах — заместитель командира штурмового авиаполка (в Прибалтийском военном округе), в 1953-1962 годах — старший преподаватель авиации на Центральных офицерских курсах «Выстрел». С февраля 1962 года полковник Г.Б.Гофман — в запасе. Кроме ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 5270) Гофман был награждён двумя орденами Красного знамени, 2 орденами Отечественной войны I степени, орденом Дружбы народов, 3 орденами ордена Красной Звезды, медалью за боевые заслуги и другими медалями СССР. Гофман жил в Москве, был членомСоюза писателей СССР автором многих книг, лауреатом премии имени А.А.Фадеева. Умер 22 мая 1995 года, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Имя Генриха Борисовича Гофмана увековечено в памятнике, установленном на Сапун-горе под Севастополем.

Гурвич Семён Исаакович (1923-2004) — Герой Советского Союза, заместитель командира эскадрильи 431-го штурмового авиационного полка (299-я штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), лейтенант. Родился в Ростове-на-Дону. В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с марта 1943 года. Воевал на Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Боевое крещение получил в июле 1943 года на Курской дуге. В середине июля 1943 года Гурвич в составе группы из четырёх самолётов штурмовал немецкую артиллерию и пехоту в районе Поныри, где противник ещё продолжал наступление. Группа была атакована истребителями «Фокке-вульф». Гурвич сбил один истребитель, но его самолёт также был подбит. Перетянув с повреждённым двигателем через линию фронта, он посадил самолёт на фюзеляж в расположении наших войск. С переходом советских войск в наступление Гурвич участвовал в боях по освобождению Брянской области, а затем Белоруссии. Ему было присвоено звание лейтенанта, он стал командиром звена. Водил на штурмовку по 4-6 самолётов. 29 ноября 1943 года в районе Жлобина, несмотря на сильный зенитный огонь противника, с группой самолётов уничтожил паровоз, 30 вагонов с военным грузом и склад боеприпасов, отбил 7 атак истребителей. Во время боёв по освобождению Гомеля во главе группы штурмовиков, преодолев сильный зенитный огонь, подавил на западном берегу реки Сож вражеские артиллерийские и миномётные батареи, обеспечив форсирование реки стрелковыми частями. В ходе дальнейшего наступления к Днепру Гурвич с двумя звеньями штурмовиков в течение трёх заходов с помощью бомб, ракет, пушечно-пулемётного огня уничтожал танки, колонны автомашин с пехотой противника и его артиллерию, которые выдвигались для занятия обороны. В ходе одного из последующих вылетов, несмотря на сильный зенитный огонь, точным бомбометанием разрушил мост в Речице, лишив противника возможности подвозить резервы на восточный берег Днепра. Летом 1944 года Гурвич участвовал в нанесении воздушных ударов при освобождении Бобруйска. Он стал заместителем командира эскадрильи. С июля 1943 года по июль 1944 года совершил 114 боевых вылетов на штурмовку укреплений противника. Уничтожил 19 вражеских танков, 40 орудий, 95 автомашин, паровоз, 30 вагонов с грузом, несколько зенитных батарей, много живой силы противника. Сбил один вражеский истребитель лично и два — в группе. В дальнейшем он участвовал в боях по освобождению Польши, при форсировании Одера. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, лейтенанту Гурвичу Семёну Исааковичу присвоено звание героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3111). Он также награждён, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями СССР. 26 апреля 1945 года штурман 431-го штурмового авиационного полка капитан С.И.Гурвич водил группу из 24-х самолётов «Ил-2» на штурмовку противника в Берлине. После войны продолжал служить в Военно-Воздушных силах. В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1966 года полковник С.И.Гурвич — в запасе. Жил в Ростове-на-Дону. Работал администратором спортивного манежа. Заслуженный тренер РСФСР по стендовой стрельбе. Умер 20 октября 2004 года, похоронен на аллее Героев Северного кладбища.

Катунин Илья Борисович (1908-1944) — Герой Советского Союза. заместитель командира эскадрильи 46-го штурмового авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, капитан. Родился в городе Гомеле, в 1932-1934 годах служил в Военно-Морском Флоте. В 1934 году окончил Ейскую школу морских лётчиков. Работал в Брянском аэроклубе. В действующую армию направлен весной 1943 года в 46-й штурмовой авиаполк Северного флота, дислоцировавшийся в Заполярье. Капитан Катунин И.Б. к апрелю 1944 года совершил 12 боевых вылетов на штурмовку, потопил 2 вражеских транспорта, мотобот и шхуну. 24 октября 1943 года награждён орденом Красного Знамени. 23 апреля 1944 года для уничтожения вражеского конвоя в Варангер-фьорде (Северная Норвегия) вылетела восьмерка «илов» под прикрытием 14 истребителей. Группу вёл парторг эскадрильи капитан И.Б.Катунин. В районе Вардё его штурмовики точно вышли на караван, состоявший из 8 транспортов и 20 кораблей охранения, в числе которых было 6 миноносцев. Истребители прикрытия связали боем гитлеровские самолёты, а штурмовики Катунина, прорвавшись через плотный зенитный огонь, ринулись к транспортам. Ведущий пошёл в атаку на головной транспорт. Внезапно его Ил-2 был подбит и загорелся. Капитан Катунин ввёл машину в пике на высоте 1300 метров и направил её в транспорт. Последовал сильный взрыв, и судно противника в 3000 брутто регистровых тонн затонуло. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года капитану Катунину Илье Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Навечно зачислен в списки воинской части. Его именем названы поселок в Приморском районе Архангельской области, улицы в Гомеле и в поселке Катунино. Бюсты Героя установлены на территории музея авиации Северного флота и в Катунино, мемориальная доска — в Гомеле.

Кордонский Шика Абрамович (1915-1943) — Герой Советского Союза, штурман 2-й авиационной эскадрильи 36-го минно-торпедного авиационного полка 1-й минно-торпедной авиационной дивизии Черноморского флота, капитан. Родился в городе Вознесенске Одесской области (ныне Николаевской области Украины). В Военно-Морском Флоте с 1935 года. В 1937 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Служил на Черноморском флоте. В боях Великой Отечественной войны с первого её дня. 22 июня 1941 года совершил свой первый боевой вылет и потопил вражеский сторожевой корабль. В течение 1941-1942 годов Кордонский участвовал в нанесении бомбовых ударов по вражеским кораблям, войскам и промышленным объектам на территории Румынии. 26 сентября 1942 года был представлен к званию Героя Советского Союза, был награждён орденом Красного Знамени. Второй орден Красного Знамени Кордонский получил 22 мая 1943 года. Капитан Шика Кордонский к концу сентября 1943 года произвёл 85 боевых вылетов, из них 65 — ночью, на бомбардировку военно-стратегических объектов в глубоком вражеском тылу, нанеся противнику значительный урон. 28 сентября 1943 года при дневном налёте капитан Кордонский точно вывел 2-ю авиаэскадрилью к румынскому порту Констанца. Два неприятельских корабля, стоявших там, удалось потопить. Но вражеская зенитная артиллерия вела сильный заградительный огонь. Экипаж в составе командира группы полковника Ш.Б.Бидзинашвили и штурмана полка Шики Кордонского, резко снизившись, торпедой потопил транспорт. Но в этот момент в бензобак его самолёта попал зенитный снаряд. Крылатая машина вспыхнула. В эту критическую минуту Бидзинашвили направил объятый пламенем самолёт с оставшимися бомбами на палубу второго транспорта. Раздался оглушительный взрыв, вверх взметнулся столб пламени, а вражеский транспорт переломился пополам и затонул. Указом Президента СССР от 4 октября 1990 года «за мужество и отвагу, проявленные в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», гвардии капитану Кордонскому Шике Абрамовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 7 октября 1990 года в Москве вдове Героя были вручены Грамота Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» (№ 11631). Имя героя увековечено на установленном в Севастополе памятнике «Мужеству, героизму авиаторов-черноморцев».

Корсунский Вольф Борухович (1923-1950) — Герой Советского Союза, заместитель командира эскадрильи 103-го штурмового авиационного полка 230-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, старший лейтенант. Родился в городе Бахмут (нынеАртёмовск Донецкой области). В Красной Армии с 1940 года, в 1942 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с июля 1942 года. Участвовал в боях за освобождение Кубани, Таманского полуострова, города Севастополя, Белоруссии, Польши и в наступательных сражениях в Восточной Пруссии. За боевые подвиги, героизм и отвагу ещё до предоставления к званию Героя Советского Союза был награждён двумя орденами Красного знамени, Отечественной войны 2-ой степени, орденом Красной звезды и медалью «За оборону Кавказа». Старший лейтенант В.Б.Корсунский к маю 1945 года совершил 152 боевых вылета на штурмовку живой силы и боевой техники противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Корсунскому Вольфу Боруховичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8765). После войны продолжал службу в ВВС СССР. Трагически погиб в авиакатастрофе 17 марта 1950 года. Похоронен в Артёмовске, где одна из улиц названа в честь Корсунского. В Западном микрорайоне, где в местном аэроклубе он учился летать, установлен памятник — самолёт.

Левин Борис Савельевич (1922-.2006) — Герой Советского Союза, командир звена 7-го гвардейского штурмового авиационного полка, 230-й штурмовой авиационной дивизии, 4-й воздушной армии, 2-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант. Родился в городе Рославль ныне Смоленской области. В Красной Армии с 1940 года, в 1942 году окончил Балашовскую военно-авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с июля 1942 года в штурмовой авиации. Боевое крещение сержант Левин принял в боях на Северном Кавказе, затем участвовал в освобождении Таманского полуострова, Крыма. Гвардии лейтенант Борис Левин к июлю 1944 года совершил 106 боевых вылетов и лично уничтожил 4 гитлеровских самолёта, 15 танков, 7 железнодорожных эшелонов, 27 орудий, 50 автомашин и сотни вражеских солдат и офицеров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии лейтенанту Борису Савельевичу Левину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5260). После освобождения Крыма Борис Левин участвовал вБелорусскойВосточно-Прусской и Восточно-Померанской операциях. Войну закончил у городаТорунь капитаном, в должности командира эскадрильи. Всего за годы войны отважный лётчик-штурмовик выполнил 170 успешных боевых вылетов. Левин был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями. После войны продолжал службу в ВВС СССР, окончил Военно-воздушную академию, работал старшим преподавателем тактики ВВСВоенно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. С 1985 года полковник, кандидат военных наук Б.С.Левин в отставке. Жил в городе Москве, Умер 8 декабря 2006 года, похоронен на Ваганьковском кладбище. Именем Героя Советского Союза Бориса Савельевича Левина названа Рославльская средняя общеобразовательная школа № 7 (решение Смоленской областной Думы в августе 2000 года), на здании школы Российским военно-историческим обществомустановлена мемориальная доска. Левин — почётный гражданин города Рославля.

Левитан Владимир Самойлович (1918-2000) — Герой Советского Союза, командир эскадрильи88-го гвардейского истребительного авиационного полка 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, 5-го истребительного авиационного корпуса, 2-й воздушной армии, 1-го Украинского фронта, гвардии капитан, Родился в селе Жеребец Екатеринославской губернии, ныне село Кирово Токмакского района Запорожской области. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу. На фронте Великой Отечественной войны Левитан с августа 1941 года. Воевал в 166-м, затем 170-м истребительных авиационных полках. В 1941-1942 годах был трижды сбит. Всего за войну участвовал в более чем 400 боевых вылетах и 100 воздушных боях, сбил лично 20 и в группе 4 самолёта противника. Воевал на И-16, ЛаГГ-3, Ла-5. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Левитану Владимиру Самойловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4607). Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями. 26 марта 1945 года командир эскадрильи капитан Левитан совершил свой последний боевой вылет, в начале апреля был направлен на высшие курсы воздушно-стрелковой подготовки в город Липецк. Летал до 1951 года, был командиром 978-го истребительного авиационного полка, заместителем начальника штаба по боевому управлению 22-й воздушной армии. Уволен в запас в 1959 году в звании полковника. Жил и работал в Запорожье, был одним из тех, кто создавал гарантийной сети Запорожского автозавода в Советском Союзе. Умер 2 сентября 2000 года, похоронен в Запорожье на Капустяном кладбище.

Летучий Александр Яковлевич (1908-2002) — Герой Со­ветского Союза, помощник командира эскадрильи 3-го легкобомбардировочного авиационного полка, 8-й воздушной армии, Северо-Западного фронта, старший лейтенант. Родился в селе Доброе Херсонского уезда Херсонской губернии Российской империи. В Красной армии с 1931 года, в 1932 году окончил Первую военную школу лётчиков имени А.Ф.Мясникова в Севастополе. Служил лётчиком-инструктором в Военной школе морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС РККА имени И.В.Сталина в Ейске, затем в Ленинградском военном округе. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. За время войны старший лейтенант Летучий совершил 32 боевых вылета на бомбардировщике СБ. За отличие в боях был награждён орденом Красной Звезды. Во время выполнения очередного задания 1 февраля 1940 года самолёт командира эскадрильи капитана А.С. Топаллера был подбит и совершил вынужденную посадку на финской территории на льду озера Иля-Лаваярви (ныне вСуоярвском районе Республики Карелия). Под прикрытием других бомбардировщиков А.Я.Летучий совершил посадку и подобрал экипаж сбитого бомбардировщика. Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему лейтенанту Летучему Александру Яковлевичу 19 мая 1940 года было присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 464). На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 26 июня 1942 года был назначен командиром 646-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав 208-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 2-й воздушной армии. Полк под командованием подполковника А.Я.Летучего участвовал в операции «Звезда», Курской битве, Битве за ДнепрЖитомирско-БердичевскойКорсунь-Шевченковской,Ровно-ЛуцкойПроскуровско-ЧерновицкойЛьвовско— Сандомирской, Нижнесилезской,Сандомирско-Силезской и Верхнесилезской операциях. В последние месяцы войны подполковник Летучий был назначен заместителем командира 208-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии и в этой должности участвовал в Берлинской и Пражской наступательных операциях. За годы войны Александр Яковлевич Летучий совершил 81 успешный боевой вылет. Боевой путь он закончил в небе Чехословакии. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. После войны Летучий закончил курсы усовершенствования офицерского состава и продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР до 1957 года. В запас уволился в звании полковника, жил в городе ПушкинЛенинградской области. 6 июля 2002 года Александр Яковлевич Летучий скончался. Похоронен наКазанском кладбище в городе Пушкин. Именем Героя названа средняя школа в селе Доброе.

Лунц, Борис Григорьевич (1908-1997) — Герой Советского Союза, командир эскадрильи 101-го авиационного полка (1-я авиационная дивизия, 7-й авиационный корпус, Авиация дальнего действия), капитан. Родился в городе Дрезден (Германия), куда в 1902 году была вынуждена эмигрировать, мать — профессиональная революционерка, осужденная за участие в Ростовской стачке. С 1915 года жил в России. В армии служил в 1926-1930 годы. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1927-1928 годах учился в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков. До 1930 года служил в строевых частях ВВС. В 1929 году участвовал в боях на КВЖД. В 1931 году окончил Балашовскую летную школу ГВФ. В 1931-1941 работал пилотом Украинского Управления ГВФ. С 1941 года вновь в армии, участник Великой Отечественной войны, с июля 1941 года в должности летчика Московской особой авиагруппы Управления ГВФ. С мая 1942 — командир корабля, заместитель и командир авиационной эскадрильи, заместитель командира 101-го (186-го гвардейского) авиационного полка. За годы войны выполнил 403 (из них 229 ночью) боевых вылета на бомбардировку военно-промышленных объектов, живой силы и боевой техники противника, транспортировку боеприпасов и других грузов партизанам, высадку парашютистов в тылу врага. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Борису Григорьевичу Лунцу присвоено 27 июля 1943 года. С 1946 года майор Лунц. — в запасе. В 1946-1964 годах Лунц — летчик-испытатель НИИ-17 (Научно-исследовательский институт Министерства радиопромышленности); занимался испытаниями различного самолетного радиолокационного оборудования. Лунц — заслуженный летчик-испытатель СССР, награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями. Жил в Москве, умер 5 февраля 1997 года. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

Мелах Ефим Львович (1918-1976) — Герой Советского Союза, командир звена 47-го гвардейского авиационного полка дальних разведчиков Резерва Главного Командования Военно-Воздушных сил Красной Армии, гвардии капитан. Родился в Одессе, в Советской армии с 1937 года, в 1938 году окончил Одесскую военно-авиационную школу пилотов. Служил на Дальнем Востоке. С первых дней войны стал проситься на фронт в действующую армию, был направлен только в августе 1942 года. Свой первый вылет Мелах совершил под Москвой. Много вылетов он совершил с целью разведки и фотографирования стратегически важных объектов в глубоком тылу врага. К октябрю 1943 года капитан Мелах совершил 80 боевых вылетов на разведку объектов в глубоком тылу противника, бомбардировку его живой силы и техники. Однажды на высоте 3000 метров над территорией противника у Мелаха перестал работать левый мотор. Он на одном моторе пролетел 400 км. и посадил машину на своём аэродроме. Капитан Мелах совершил за годы войны 200 боевых вылетов, поражал цели в районах Минска, Риги, Тарту, Невеля и Резекне. Со слов личного механика самолёта, первым пролетел над Берлином и сделал его фотографии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по разведке объектов в глубоком тылу противника, уничтожению его живой силы и техники и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Ефиму Львовичу Мелаху присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2802). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Шестьдесят тысяч километров налетал в огненном небе войны летчик Ефим Львович Мелах,170 часов «чистого» времени, провёл он в огненном небе, доставил советскому командованию ценные сведения об обнаруженных в гитлеровском тылу двух с половиной тысячах железнодорожных составов с техникой и живой силой (это более ста тысяч вагонов), десяти тысячах автомашин, двух тысячах самолетов, покоящихся со смертоносным грузом на тщательно замаскированных аэродромах и в любую минуту готовых отправиться на задание. И каждый его полет был испытанием воли, стойкости и мужества. После войны отважны лётчик продолжил службу в ВВС Советской армии. В 1956 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии, командовал авиационным полком, летал на реактивных самолётах. С 1960 года полковник Мелах — в отставке. Жил в Одессе. Умер 16 декабря 1979 года похоронен на Таировском кладбише.

Плоткин Михаил Николаевич (Меер Нисонович) (1912-1942) — Герой Советского Союза, помощник командира эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка 10-й бомбардировочной авиационной бригады военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота, гвардии майор. Родился в селе Ардонь Клинцовского района Брянской области. В РККА с 1931 года, окончил Школу морских летчиков и летнабов имени Сталина в городе Ейске. Участвовал в советско-финской войне. Был командиром звена 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Балтийского флота. Награжден орденом Ленина. Всего совершил более 50 боевых вылетов. В 1940 году был назначен командиром 3-й Краснознаменной эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка (МТАП). В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 30 июля 1941 года по приказу Ставки ВГК на базе 1-го МТАП ВВС Балтийского флота была создана авиагруппа особого назначения в составе двадцати экипажей. Основной задачей авиагруппы являлось нанесение бомбового удара по столице фашистской Германии. Капитан Плоткин был назначен командиром звена управления авиагруппы. В ночь с 7 на 8 августа 1941 года участвовал в первом налете на столицу гитлеровской Германии Берлин, а на следующий день, 9 августа 1941 года вторично бомбил его. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом героизм и мужество капитану Плоткину Михаил Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 522). После налётов на столицу «третьего рейха» и тылы врага Плоткин выполнял задачи по защите с воздуха Ленинграда. Десятки боевых вылетов совершил майор М.Н.Плоткин под Ленинградом в зиму 1941-1942 годов. Ему приходилось громить вражеские танковые и механизированные колонны под Тихвином и двинском, железнодорожные эшелоны и аэродромы. Плоткин был непревзойденным на Краснознаменном Балтийском флоте мастером по минированию рейдов немецких и финских военно-морских баз. Незаметно ночью он выводил свой ДБ-3 точно на вражеский порт, на предельно малой высоте сбрасывал на фарватеры плавающие морские мины и успевал уйти раньше, чем прожекторы начинали полосовать небо, а зенитные установки вести огонь. 7 марта 1942 года в 05 час. 09 мин. в районе посёлка Левашово под Ленинградом, возвращаясь с боевого задания по постановке мин на рейде Хельсинки, столкнулись два самолета ДБ-ЗФ, весь экипаж М.Н.Плоткина погиб. Эта потеря была особенно тяжелой, невосполнимой для полка. Михаил Николаевич Плоткин по праву являлся не только незаурядным летчиком и отличным командиром эскадрильи, но и на редкость чутким, душевным человеком. Его называли в полку «экстра-летчиком», с него брали пример хладнокровия и смелости. Похоронен майор Плоткин в Ленинграде на Коммунистической площадке (ныне Казачье кладбище) Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

Ривкин Борис Миронович (1919— 2004) — Герой Советского Союза, командир эскадрильи 54-го Гвардейского истребительного авиаполка (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, Центральный фронт). Родился в Чернигове, в Красной Армии с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую авиационную школу лётчиков. Участник Великой Отечественной войны с мая 1942 года, отличился в боях за Крым, под Сталинградом и Курской дуге. Гвардии капитан Б.М.Ривкин к июлю 1943 года совершил 176 боевых вылетов. В 95 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника и 7— в группе. Летал на Як-1 и «Аэрокобре». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Ривкину Борису Мироновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1743). Заслуженный военный лётчик СССР Ривкин награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, орденами Красной Звезды и Александра Невского. Награждён орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени и медалями. После войны продолжил службу в ВВС. В 1954 году окончил авиационные курсы усовершенствования офицерского состава, в 1960 году — Военно — Воздушную академию, служил на командных должностях в ВВС СССР, был начальником Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков. С 1975 года генерал-майор авиации Б.М.Ривкин в запасе. Жил в Ростове-на-Дону. Умер 4 декабря 2004 года, похоронен на Аллее Героев Северного кладбища Ростова-на-Дону.

Стратиевский Натан Борисович (1920-2003) — Герой Советского Союза, стрелок-радист 96-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (301-я бомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, 16-я воздушная армия1-й Белорусский фронт), гвардии младший лейтенант. Родился в городе Одесса, окончил 1 курс Московского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил школу младших авиационных специалистов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Свой первый боевой вылет 20-летний стрелок — радистНатан Стратиевский совершил 23 июня 1941 года, на 2-й день войны, а последний — 16 Апреля 1945 года. Сталинградская битва стала для Натана Стратиевского проверкой всех физических и душевных сил. Он делал по 5 — 6 вылетов за день. Потом были Курская дуга, Белорусская наступательная операция, освобождение Польши, Берлинская операция. Полк, в котором воевал стрелок-радист Натан Стратиевский впоследствии стал дважды орденоносным, гвардейским, «Сталинградским». Всего за время войны совершил 238 успешных боевых вылетев, из которых 83 — на разведку. Участвовал в 67 воздушных боях, лично сбил 5 фашистских самолетов и 5 — в группе, 7 самолетов уничтожил пулемётным огнем при штурмовке аэродромов противника. В боях был ранен и контужен. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5365) присвоено Стратиевскому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года. Он был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. В 1949 году окончил Военный институт иностранных языков. Преподавал английский язык в Харьковском военном авиационном училище штурманов. С 1956 года — в запасе. Жил в Москве, работал директором курсов иностранных языков при Мосгорисполкоме. Умер 25 августа 2003 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Хасин Виктор Яковлевич (1915-1944) — Герой Советского Союза, командир эскадрильи 271-го истребительного авиационного полка 274-й истребительной авиационной дивизии 1-го истребительного авиационного корпуса 3-й воздушной армии Калининского фронта, капитан. Родился в Виннице, учился в Винницком аэроклубе, Харьковской школе инструкторов-планеристов. В 1939 голу призвали в Красную армию, в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сражался на Калининском, Северо-Западном, Сталинградском фронтах. К марту 1943 года совершил 659 успешных боевых вылетов. Участвуя в 257-ми воздушных боях, он лично сбил 10 и в составе группы 5 вражеских самолётов, уничтожил ещё 8 самолётов противника на аэродромах. Приказом Народного комиссара обороны СССР от 18 марта 1943 года за образцовое выполнение заданий командования 274-я истребительная авиационная дивизия была преобразована в 4-ю гвардейскую, а 271-й истребительный авиационный полк — в 64-й гвардейский. 22 апреля 1943 года при тожественной церемонии вручения гвардейского знамени, в рядах лучших лётчиков был капитан Хасин. Спустя неделю Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Хасину Виктору Яковлевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 936). С июня 1943 года Хасин становится лётчиком-испытателем Научно-испытательного института № 3Ю, с ноября по декабрь 1943 года служит лётчиком 599 учебно-тренировочной эскадрильи, а затем — командиром эскадрильи в 66 гвардейском истребительном авиационном полку (4-я гвардейская истребительная авиационная дивизия). 14 января 1944 года гвардии майор Хасин В.Я. трагически погиб в Москве. За период участия в войне В.Я.Хасин имел на своём боевом счету, по различным источникам, от 18-ти (тринадцать сбитых лично и пять — в группе) до 33-х (лично сбитых двадцать восемь и в группе — пять) самолётов противника. Гвардии-майор Хасин был награждён двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Шапиро Валентин Ефимович (1922-1996) — Герой Советского Союза, командир звена 31-го гвардейского Никопольского Краснознаменного ордена Суворова истребительного авиационного полка 6-й гвардейской истребительной Донской-Сегедской Краснознаменной ордена Суворова авиационной дивизии 3-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант. Родился в городе Батуми (Азербайджан). На фронтах Великой Отечественной войны с сентября 1942 года. Командир звена 31-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт). К маю 1945 года Шапиро совершил 592 боевых вылета, в том числе 455 на разведку войск противника, участвовал в 48 воздушных боях, сбил 12 самолётов противника (триМе-109, два Ю-88, один Ю-52, два FW-189, четыре FW-190). Дважды был ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Шапиро Валентину Ефимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8983). Шапиро награждён 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3 ст., медалями СССР. В 1950 году окончил Военно-воздушную академию, командовал авиационным полком. С 1978 года в запасе, жил в посёлке Заря Балашихинского района Московской области. Умер 25 сентября 1996 года, похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище. В городе Балашиха Московской области установлена Памятная мемориальная доска на аллее Героев.

 

Материалы по теме
Мнение
4 января
Кирилл Суворов
Кирилл Суворов
Кого не сгоним в могилу, превратим в стадо. Кадровая политика РФ
Мнение
15 января
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
Вот так нужно отстаивать своих лидеров
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме