4 и 5 июля в Мурманске прошел круглый стол по вопросам «Миграции и этнических меньшинств».
Во встрече приняли участие представители коренного малочисленного народа саами из Мурманска, коренных народов Сахалина, постоянный член экспертной по правам коренных народов ООН из Карелии и правозащитники, в том числе, из Петербурга и центральных регионов страны.
Представители коренных народов имеют определенные льготные условия при определении порядка использования земель их традиционного обитания. Но зачастую возникают различные вопросы, например, о том, каковы на деле и по закону эти территории. Глава саамского парламента Валентина Совкина отметила, что территорией компактного проживания саамов ошибочно были названы всего 4 района Мурманской области, а не весь Кольский полуостров, что было бы более точным. Сложности возникают и у народов, которые проживают не в одном регионе, поскольку большинство льгот устанавливается на региональном уровне без должного межрегионального взаимодействия. Решать подобные вопросы грамотнее всего с широким привлечением к обсуждению коренного населения, чему бы способствовали прозрачные и действенные механизмы выражения и обсуждения мнений.
Участница встречи член Ассоциации коренных народов крайнего севера, дальнего востока и Сибири Татьяна Шкред считает: «Очень интересный проект. Очень радует, что есть реальные представители коренных народов, которые жертвуя возможностями преференций, отстаивают права своих земляков».
В ходе встречи участники обсудили возможности взаимодействия государственных органов РФ с международными структурами, как например, ООН по вопросам мер принимаемых государством для защиты прав и интересов коренных народов. На самом деле государственные органы предпринимают немало усилий в данном направлении: расширяются квоты и возможности для занятий традиционными видами деятельности коренных народов. В 4 регионах страны создан и работает институт уполномоченного по правам коренных народов – эта практика уникальна и может служить хорошим образцом для других государств. Участники круглого стола считают необходимым отражать такого рода успехи, в том числе, в обзорных докладах о ситуации в стране и обсудили возможность расширения числа регионов России, где действует подобный механизм.
В апреле 2015 года в России создано новое Федеральное агентство по делам национальностей, которое должно также обратить особое внимание на положение коренных народов. Для привлечения внимания к этой теме участники круглого стола сформировали пакет рекомендаций к новому органу, в который вошли предложения о создании при агентстве тематического экспертного совета, о разработке совместно с представителями коренных народов кодекса, обобщающего, систематизирующего и развивающего весь имеющийся на сегодняшний день пул законодательства по данной тематике. Сама идея кодекса была сформирована при участии международного эксперта карела Алексея Цикарева, и видится представителям коренных народов крайне перспективной. На сегодняшний день многие специалисты на местах не могут охватить весь объем законодательства о коренных народах, размазанный по отдельным законам, постановлениям и региональным актам. Единый кодекс поможет собрать всю основную нормативную базу под одной обложкой, что позволит точнее учитывать разнообразные аспекты, а также продемонстрирует значимость всех народов вне зависимости от их численности в нашем многонациональном государстве.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Вообще не очень понимаю, на каком основании малым народам представляют подобные льготы. Положительная дискриминация - тоже дискриминация. Да и вцелом, чем меньшинства лучше или хуже большинств?
Большинства - привелигированные по историческому, социальному, экономическому, психологическому итд статусу, поэтому и необходима положительная дискриминация.
Как белый гетеросексуальный мужчина титульной нации не ощущаю никаких привилегий своего статуса.