Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Долгий путь к кандидатской степени

Долгий путь к кандидатской степени

Антон Касанов
Антон Касанов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Эта неделя стала для меня во многом судьбоносной - во вторник я стал кандидатом наук. Пока в среду ехал из Екатеринбурга в Киров решил написать такую своеобразную заметку про свой долгий путь к кандидатской степени. И вот что получилось:

Лето 2010 г. думаю, многие помнят очень хорошо: лесные пожары, смог, туман, головокружительная жара стали атрибутами тех трех месяцев. Я в то лето закончил учебу на историческом факультете и перспективы мои были под стать погоде – весьма туманны. Это еще мягко говоря. Например, я всерьез хотел устроиться экскурсоводом в одну достаточно серьезную контору, но, несмотря на легко запоминающийся номер телефона, мне так и не перезвонили. Вообще с дипломом историка прямая дорога только в двух направлениях – в школу и в политику, но что-то не хотелось идти ни туда, ни туда. В конце августа научный руководитель, у которого я писал диплом, предложил мне продолжить изучать общественные организации Вятской губернии, а стало быть, поступить в аспирантуру и пойти работать в архив. Я сразу согласился, к тому же никаких значимых альтернативных вариантов на горизонте не было видно. Аспирантский билет дали далеко не сразу, поэтому на кафедру одно время я ходил через «известную» дырку в деревянном заборе, окружавшем институтское футбольное поле. 

Так на исходе 2010 г. я начал писать диссертацию. Хотя тут надо отметить, что первые года полтора я не написал ни строчки самого текста. Все это время ушло на учебу и сдачу кандидатских минимумов, сбор необходимых материалов, написание статей и выступление на конференциях. В 2011 г. я вообще мало представлял, чем закончится все это дело. Каждую неделю вечером после работы я ходил на лекции, среди коллег по аспирантуре обнаружились весьма приятные и интересные ребята: Артем Москвин – культуролог и басист популярной панк-группы Klowns, Вова Габур – диджей и телерадиоведующий. Также в этой среде отыскались «старые» футболисты, друзья детства и даже одноклассники. Лекции шли холодными зимними вечерами и, откровенно говоря, казались мне достаточно бессмысленными. Насидевшись на студенческой скамье точно также протирать штаны на аспирантской было утомительно. Один курс семинара по своей специальности я пропустил и вынужден был потом переписывать все конспекты чтобы меня допустили к сдаче. Все это очень запомнилось, так как в архиве тогда был пожар, после которого меня обязали дежурить в здании с 20-00 до 7 утра. И я, проклиная свою лень, переписывал лекции, сидя холодной зимней ночью в огромном пустом здании. Это, признаться честно, жутковато. Кстати, преподаватель потом даже не взглянул на переписанные лекции, что было обидно. 

Все тянулось так долго и казалось, что продлится годы. Кажется, перелом произошел летом 2012 г.. Я поехал по собственной инициативе в Российский госархив (РГИА), расположенный в Санкт-Петербурге. Тогда я почему-то даже не оформил толком командировку, просто взял все деньги, которые были, и поехал. Поселился у добрых друзей, целый месяц я вставал утром в пустой коммунальной квартире, ехал на метро до Ладожского вокзала, покупал бутылку колы и шел в архив. Там занимался до 17-00 и потом был полностью свободен. Тем временем на улице царила настоящая жара, такое знойное лето, самый его экватор. Приходилось брать с собой джинсы, чтобы переодеваться в архиве, а то в шортах было как-то неприлично. Вообще несмоторя на то, что я сам архивист, в РГИА чувствовал себя не в своей тарелке поначалу. Там была специальная работница, которая следила за дисциплиной и постоянно всем делала замечания. Доходило до смешного: чтобы написать смс людей выгоняли в коридор. Помню еще такой эпизод: захожу в читальный зал, а сесть некуда, вдруг вижу – несколько мест свободных, подхожу, а там написано «только для кандидатов наук». Стало обидно, место я кое как нашел, но смысл здесь был немного в другом. Просто когда находишься в высокоинтеллектуальной среде, где все тщательно и методично изучают документы, что-то пишут, то и сам за ними тянешься и желаешь соответствовать уровню, появляется дополнительная мотивация какая-то. В итоге я очень славно поработал, хотя по вечерам (и особенно в выходные) с многочисленными питерскими друзьями мы здорово отдыхали. Потом у меня была еще пара командировок в архивы и библиотеки, но та летняя запомнилась особенно. Я чувствовал себя спокойно и уверенно, точно знал, что нужно делать и получал удовольствие от всего вокруг. Помимо всего прочего в ту поездку я посетил смешной оппозиционный митинг, повстречал на улице Анатолия Вассермана и познакомился с чрезвычайно талантливой художницей. 

Приехав домой, я дописал первую главу диссертации и дело пошло намного быстрее и активнее. К концу года все три основных части труда были готовы. Потом уже как будто сами собой дописались вступление и заключение. Далее же примерно полтора году ушло на всяческие формальные процедуры, написание различных бумаг, предзащиту, выбор ВУЗа для защиты, поиск оппонентов, написание и печать авторефрата и т.д. и т.п. Все это было очень долго, муторно, я бы сказал даже мучительно, порой казалось, что процесс весь будет тянуться вечно. К тому же тут еще надо понимать, что в Кирове ни в одном ВУЗе просто нет диссертационных советов по истории. В научном плане это большой минус, а вот в психологическом аспекте все не так однозначно. Где-то, конечно, родные стены помогают, а где-то наоборот: дома так хорошо тебя знают, что зачастую даже слишком. 

Но вот 22 сентября я приехал на защиту диссертации в город Екатеринбург. На следующий день мне предстояло защититься, а пока я почти весь день готовился и пытался уладить ряд проблем. Вечером я гулял по городу и понял, что больше всего волнуюсь по той причине, что надо мной буквально нависают все 4 года подготовки и работы. Наверное, так чувствуют себя футболисты, когда выходят на поле в финале очередного Чемпионата Мира и понимают, что еще через 4 года они уже точно на мундиале не сыграют. В общем странное было состояние, подкрепленное еще и тем аспектом, что в Екатеринбурге я ни знаю никого. Для меня это совсем чужой город, с которым даже ассоциаций никаких нет кроме имени Евгения Ройзмана, завода Уралмаш и посредственной актерской игры Сергея Светлакова. 

Спалось очень плохо, я встал где-то около 8 и пошел искать, где бы позавтракать. Недалеко от гостиницы нашел чудесное место, такую маленькую кофейню, в которой приятно утром пропустить чашечку чая. Гостей обслуживал очень тучный мужчина-кавказец, который больше походил не на официанта, а на владельца заведения. Играла какая-то очень знакомая музыка, что-то из ранних The Killers, за окном оживал огромный миллионный город и постепенно мне значимо стало спокойнее. 

Далее я пошел в институт, который когда-то носил имя Максима Горького, а теперь назван в честь Бориса Ельцина. Защита диссертации длилась два с половиной часа. Сначала выступал ученый секретарь, которая рассказывала про мою биографию, потом я сам в десятиминутной речи попытался изложить основные аспекты свой более чем 200-страничной диссертации. Далее наступило время вопросов от членов диссертационного совета, потом зачитывали отзывы на автореферат и диссертацию, выступали оппоненты с критикой и я с ответами на нее. Потом выбраны были 3 человека из среды диссовета, которые контролировали голосование за или против присуждения мне ученой степени. В это время наступила небольшая пауза, мне делать было нечего, я подошел к открытому окну и смотрел на вывеску Subwey через дорогу от института. Подумал, что у родного ВятГГУ вот рядом совсем нет фаст-фудов, хотя если бы они были, то могли бы иметь колоссальный успех. Тут голосование закончилось, я вернулся на место, и началось объявление итогов. 16 за, 1 против. Так я стал кандидатом наук. 

Где-то в половине третьего я вышел из института, на улице ярко светило солнце, все-таки бабье лето в каком-то роде прекрасно, как последняя возможность хлебнуть жизненно необходимого тепла. Я пошел через большой сквер у оперного театра, на лужайках лежали разомлевшие от жары собаки, а у фонтана рядом спокойно сидели отдельные праздно шатающиеся прохожие. Я тоже сел на скамейку, улыбнулся и подумал, что на самом деле, все только начинается. 

GYSdUQEsWDk

P.S. Если интересно, диссертацию можно почитать по ссылке:http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51&rid=230439

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
16 апреля
Алексей Табалов
Алексей Табалов
Произвол военкоматов в весенний призыв. Какими уловками заманивают россиян
Мнение
2 марта
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
Состоялось итоговое заседание суда в Архангельске о признании недействующей территориальной схемы обращения с отходами
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
27 сен 2014 23:04

Это недолго. У меня 7 лет ушло. Мучалась с расчетами. Тема интересная. Сейчас хуже чем в конце XIX века, не так ли?

28 сен 2014 18:22

Хотелось бы поздравить новоиспечённого учёного, который устал, насиделся на скамье - но всё-таки получил заветный статус... Хотелось бы - но он сам пишет так, что после прочтения уже расхотелось. А взамен хочется сказать следующее.


"посредственной актерской игры Сергея Светлакова"

Воспитанный и образованный человек написал бы так: "посредственной, по моему мнению, актерской игры Сергея Светлакова"

Но это не про Антона Касанова. То политиков "за скобки" выводит, то вот Светлакову досталось...

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме