Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Мурманская область
  2. В Гремихе все спокойно – работы идут по плану

В Гремихе все спокойно – работы идут по плану

Андрей Золотков
Андрей Золотков
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

МУРМАНСК─17 сентября группа членов Общественного совета по безопасному использованию атомной энергии в Мурманской области совершила технический тур в отделение Гремиха Северо-Западного Центра «СевРАО».

Андрей Золотков, 22/09-2014 bellona.ru/articles_ru/articles_2014/1411392220.51

С первого раза выйти на теплоходе «Клавдия Еланская» в рейс не получилось – помешала штормовая погода. Но на второй день всё сложилось благополучно: участники поездки собрались вовремя, благополучно преодолели все препятствия на проходной рыбного порта и оказались на борту единственного пассажирского судна Мурманского морского пароходства, выполняющего рейсы по побережью Кольского полуострова.

В состав нашей группы входило 8 человек: это представители Ростехнадзора (атомное направление), Федерального медико-биологического агентства, ФГУП «Атомфлот», Баренцевоморского отделения Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF), экологической организации «Беллона-Мурманск» прессы в лице ГТРК «Мурман», и секретарь Общественного совета. Правда, вместе с нами на теплоходе был и главный инженер «СевРАО» Василий Еременко, подробная беседа с которым сильно сократила нашу любознательность на самом объекте поездки.

Как только все устроились в каютах и привыкли к небольшой качке, В.Еременко заочно познакомил нас с отделением Гремиха. Его обстоятельная презентация была необходима, потому что в связи с изменением графика первоначального рейса время стоянки в ЗАТО Островной сокращалось до минимума: на нее отводилось всего 5 часов.

Вечером и ночью теплоход удачно преодолел морские мили до пункта назначения, а утром мы уже отшвартовались у пирса. Небольшое ожидание транспорта, и вот наша группа оказалась на самом объекте. Первым делом для нас были проведены инструктажи, которые мы заверили двумя своими подписями. Лишь после этого мы отправились на территорию объекта, где нам предоставили комплект спецодежды и каждому выдали дозиметр.

Никакого удивления это вызвало – все уже проходили аналогичные процедуры или в губе Андреева, или в губе Сайда. Только на территории ФГУП «Атомфлот» можно передвигаться в своей одежде.

Как я уже говорил, стоянка в ЗАТО Островной сильно сократилась, то мы достаточно оперативно совершили, так сказать, «технический пробег» по территории отделения. Вот только пользование фототехникой было ограничено – снимать позволили только камере ГТРК «Мурман» и только в разрешенных местах и в нужном направлении. Но это совсем не расстраивает – в презентациях о деятельности «СевРАО» в отделении Гремиха достаточно наглядных фотографий, в том числе и с подробностями технических операций.

Отсчет активной деятельности в Гремихе можно начать с 2003 года, когда во Франции состоялся первый международный семинар в рамках программы «Глобальное партнерство», где Россия представила свою концепцию по экологической реабилитации объекта Гремиха.

Участниками и донорами будущего проекта стали Россия (ГК «Росатом»), Франция, Италия, США, Швеция, ЕБРР (Европейский Банк Реконструкции и Развития) и TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States, Техническая помощь Содружеству Независимых Государств). Финансирование на 10-летний период оценивался по €70 млн. с каждой стороны (Россия и зарубежные спонсоры).

Программа реабилитации объекта в Гремихе предусматривала реализацию мероприятиий, обеспечивающих безопасность персонала при проведении работ на территории объекта; завершение подготовки необходимых систем и оборудования инфраструктуры и проведение выгрузки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) атомных подводных лодок (АПЛ) класса «Альфа» и их последующую утилизацию; а также разработку и реализацию планов по удалению с объекта ОЯТ, выгруженного как из реакторов с ЖМТ, так и из реакторов с с водяным теплоносителем; разработку и реализацию проектов по обращению и последующему удалению с объекта твердых радиоактивных отходов (ТРО) и жидких радиоактивных отходов (ЖРО), а также реабилитацию зданий, сооружениий и территории объекта.

Сегодня, в 2014 году, можно с уверенностью констатировать факт успешного выполнения многих мероприятий по реабилитации объекта в Гремихе. Закончена эпопея с ОЯТ водо-водяных реакторов: в период 2008-2012г.г. вывезено 898 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), включая 141 некондиционную – это 100% результат.

Стоит отметить, что эти цифры про ОТВС немного отличаются в представленных презентациях, но это не меняет суть дела – ОЯТ этого типа вывезено. Вывоз ОТВС производился на накопительную площадку, расположенную на территории ФГУП «Атомфлот». Для транспортировки ОЯТ морским путем использовался сцецтанкер «Серебрянка», переоборудованный для этих целей.

Если ОЯТ водо-водяных реакторов уже отсутствует на территории отделения, то отработавшее топливо из реакторов с ЖМТ еще несколько лет будет находиться в Гремихе. На данный момент здесь находятся 10 единиц отработавших выемных частей (ОВЧ), из которых девять остаются невыгруженными.

Технология работ с реакторами на ЖМТ отличается от действий с водо-водяными реакторами и представляет собой многостадийный процесс, включающий в себя следующие операции (в сокращенном виде):
- установка реактора на стапель, демонтаж рубашки парового обогрева и консерванта;
- резка днища реактора;
- разогрев реактора и слив жидкометаллического теплоносителя;
- демонтаж днища реактора с бериллиевыми отражателями;
- разборка реактора;
- выгрузка кассет с ОЯТ;
- обратная сборка реактора с консервацией;
- установка реактора в отсек для буксировки в губу Сайда.

Интересная особенность: работы ведутся на перевернутом на 1800 реакторе. По окончании работ сам корпус реактора помещается в отсек для дальнейшей транспортировки в пункт долговременного хранения в губе Сайда, а ОВЧ – в специальный контейнер.

Всего произведено 4 операции по выгрузке ОВЧ: 2005 год – АПЛ зак.105, 2006 год – зак.120, 2009 год – зак.910, 2013 год – зак.900. Есть решение, что все работы с ОВЧ (выгрузка ОЯТ) будут производиться в отделение Гремиха, хотя ранее были планы о проведении этих операций в г. Димитровгад (Ульяновкая область) в ОАО "Государственный научный центр –Научно-исследовательский институт атомных реакторов". Для транспортировки ОВЧ в Италии даже изготовлены 10 штук контейнеров марки ТУК-143, которые теперь будут использованы здесь, в отделении Гремиха, для временного хранения ОВЧ, но без ОЯТ.

В 2010-2011г.г. были произведена первая операция по выгрузке ОЯТ из ОВЧ зак.900, а в 2012 году это ОЯТ было перевезено на территорию ФГУП «Атомфлот» (спецтанкер «Серебрянка»). Отсек с находящимся в нем реактором был траспортирован в губу Сайда на хранение.

Когда мы обсуждали технологические операции с реакторами с ЖМТ, обратили внимание на то, что при работах на реакторе, который был герметизирован с помощью фурфурола и предназначен к затоплению, были обнаружены полости, в которые может проникать вода.

Это явно свидетельствует об опасности, которая может исходить от затопленной в 1982 году АПЛ К-27 (проект 645) у берегов архипелага Новая Земля. При том высоком обогащении топлива по U-235 проникновение морской воды в реактор может вызвать самопроизвольную цепную реакцию – об этом предупреждают ученые из научно-исследовательского центра «Курчатовский институт».

В 2014 году была выполнена первая транспортировка ТРО – в губу Сайда в 20-ти футовых контейнерах (10 единиц) было вывезено 120 временных упаковок, всего 180 куб. м. Это был первый рейс по прямому назначению специального судна «Россита», построенного в Италии для выполнения транспортных операций по перевозке ОЯТ и ТРО на северо-западе России. По оценкам, на сегодня на территории отделения накопилось около 1600 куб. м ТРО.

Присутствуют на территории и ЖРО – около 380 куб. м – их планируется вывезти на переработку, но пока нет конкретных исполнителей. По всей видимости, для этих целей могут быть применены модульные установки по очистке ЖРО.

Во время нахождения на объекте мы смогли наблюдать подготовительные работы к выгрузке ОЯТ на зак.910 – персонал с помощью имитаторов проверял технологию загрузки кассеты с ОЯТ в транспортный пенал. Такого количества дозиметров - до 6 штук - на участниках операции мне не приходилось видеть за все 35 лет работы на гражданском атомном флоте.

Такие предосторожности могут говорить только об одном – служба радиационной безопасности старается предусмотреть все возможные ситуации при производстве технологических операций, включая непредусмотренные «прострелы» ионизирующих излучений.

Планируется, до 2020 года справиться с выгрузкой ОЯТ из всех оставшихся девяти ОВЧ и в этот же период отправить их на ПО «Маяк» (Челябинская область). Вот только с реабилитацией самого отделения Гремиха в последующий период существует неопределенность, которая может проясниться после 2018 года, когда начнут поступать финансы на проектирование этих мероприятий.

Конечно, в настоящий момент, когда присутствует вероятность выхода из финансирования зарубежных партнеров, темп работ может замедлиться. Но со слов главного инженера СЗЦ «СевРАО» В.Еременко, пока такого не наблюдается. Что можно назвать положительным фактором.

Короткий «технический пробег» по площадке отделения Гремиха быстро закончился, у нас даже не хватило времени на разговор в зале совещаний. Быстро сели в микроавтобус, который нас отвез по бетонным плитам дороги к причалу.

Можно поблагодарить коллектив отделения Гремиха за благожелательное отношение к любознательным членам Общественного совета и погоду, которая в этот день была теплой и безветрянной.

Материалы по теме
Мнение
5 ноября 2023
Иван Звягин
Иван Звягин
Идея Дня народного единства
Мнение
14 ноября 2023
Софья Шиманская
Софья Шиманская
Я эмигрировала из России
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Экология