Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Республика Коми
Собирается ежемесячно 56 869 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Евангелие от Великого Князя

Евангелие от Великого Князя

Марк Каганцов
Марк Каганцов

100 лет назад в Императорском Эрмитажном театре Санкт-Петербурга прошла «премьера века» - состоялась постановка пьесы «Царь Иудейский», которую написал Его Августейшее Высочество Великий Князь Константин Константинович Романов.


Константина Константиновича не зря именовали «лучшим из Романовых» - он был не только главою морского ведомства России и президентом Академии наук, но и талантливым поэтом (или просто К.Р. – под таким псевдонимом знали Великого Князя в богемных кругах российской столицы), переводчиком – он сделал великолепный перевод «Гамлета» Шекспира, наконец, драматургом. Мистерия «Царь Иудейский» стала едва ли не главным трудом его жизни.


Надо сказать, что сегодняшним читателям, воспитанным на «Мастере и Маргарите», смотревшим и рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда», и скандальный фильм Скорсезе «Последнее искушении Христа», и натуралистический «Страсти Христовы» (не говоря уж о сотнях других фильмов, обыгрывающих евангельские сюжеты), не так-то просто понять все новаторство Великого Князя. Но в начале века все было совсем иначе. Священное писание считалось закрытой для мирян книгой – духовенство считало, что во избежание лишнего «смущения умов» читать и осмысливать евангельские тексты могут только специально обученные граждане, а мирянам достаточно знать и тех отрывков, которые обычно читались во время утренних и вечерних служб. Достаточно напомнить, что первый Синодальный перевод Нового Завета на русский язык был сделан в 1862 году, а полностью перевод Библии был завершен к 1876 году (впрочем, в театре шли иногда пьесы на ветхозаветные сюжеты – к примеру, первой пьесой русского театра XVII века была «Артаксерсово действо» – история царицы Эсфири.)



К.К. Романов


Великий князь замахнулся же на святое – он решил не просто поставить религиозный спектакль, но полностью переосмыслить темы предательства Христа, взяв за основу отрывок из 11 главы Евангелия от Иоанна, в которой предательство Христа объяснялось сугубо политическими мотивами.

Действительно, в те годы иудеи ожидали появления политического Мессии, обязательно царя из дома Давидова, цель которого свергнуть ненавистное бремя римской власти и воцариться на престоле в Иерусалиме. Посему в уста одного из первосвященников вкладываются соответствующие слова: "Охота же вам верить, что нищий свергнет Кесарево иго и воцарится в городе святом, воссядет на Давидовом престоле?..". Но правящие первосвященники видят в приходе Христа трагедию: они боятся, что народ в действительности может устроить революцию и провозгласить Иисуса царем. Но тогда, опасались они, римляне устроят в городе резню, окончательно уничтожив Иудею. И тогда они решают самим убить Христа: «Будет лучше, если один человек умрет за народ, чем если все евреи погибнут?»

Спектакль имел бешеный успех – особенно на фоне "дела Бейлиса" и совершенно антисемитской кампании, развязанной Священным Синодом. Между тем, в роли алчных иудейских первосвященников легко угадывались фигуры тогдашних архиепископов. Конечно, возьмись за евангельскую тему менее знаменитый автор, Священный Синод непременно бы запретил постановку. Но кто посмеет пойти против Великого князя?



Сам Константин Константинович Романов играл роль Иосифа Аримафейского. А вот Христос – во избежание претензий со стороны Священного синода – на сцене не появился ни разу.



У городской стены
изображение кликабельно


Чрезвычайно интересно отношение крайних правых к произведению августейшего родственника. Автор обширной статьи "Театральная пьеса о смерти и воскресении Христа", некто Варнавин, рассыпаясь в верноподданнических чувствах, как верующий православный был возмущен попыткой перевести евангельский текст на театральные подмостки. Он абсолютно правильно отметил, что в ортодоксии в отличие от католицизма нет места мистериям, знакомым западному зрителю, и нет места пьесам на евангельский сюжет.



У Понтия Пилата
изображение кликабельно



После выхода спектакля Константина Константиновича упрекали в излишнем либерализме, вольнодумстве и "жидофильстве", хотя на посту главы Морского ведомства Великий Князь прославился как отъявленный антисемит, пытавшийся запретить евреям (причем, даже евреям, принявшим православие) поступать на учебу в военно-морские офицерские училища. Но такова, видимо, сила искусства, что ради истины даже Великие Князья могут переступить через свою натуру.



Дом и сад
изображение кликабельно


Сцены из спектакля (фото из журнала "Огонек" за 1914 год).


Сад Иосифа
изображение кликабельно













Сразу после премьеры показ спектаклей, несмотря на бешеный зрительский ажиотаж, был временно приостановлен - во избежание лишних споров со Священным Синодом. Редкие показы "Царя Иудейского" в Эрмитажном театре стали называть "открытыми репетициями". В других же театрах Москвы и Петербурга "Царя Иудейского" стали ставить только после февральской революции 1917 года. Но сам автор до премьеры не дожил - Константин Константинович умер летом 1915 года.

Позже пьесу К. Р. и авторские примечания к ней использовал Михаил Булгаков как материал для романа «Мастер и Маргарита».

"Историческая правда" 24/03/2014

Комментарии (8)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

"пытавшийся запретить евреям (причем, даже евреям, принявшим православие) поступать на учебу в военно-морские офицерские училища"
Уважаемый Марк (простите, запамятовал отчество)! Не знаю, откуда вы взяли эту информацию, но это абракадабра. В императорской России было только одно учебное заведение, готовившее морских офицеров: Морской корпус (сейчас в этом здании размещается Высшее военно-морское командное училище имени М.В.Фрунзе). И принимали в него исключительно дворян, вписанных в Бархатную книгу. При этом, предпочтение отдавалось потомственным военным морякам. За подробностями можно обратиться к "Капитальному ремонту" Бориса Лавренева (убежден, что такой образованный и интеллигентный человек, как вы, его читали), где об этом говорится достаточно подробно. Так что путь в морские офицеры через учебное заведение евреям был закрыт и без специальных предписаний Великого Князя Константина Константиновича. Еврей в морские офицеры мог только выслужиться из кондукторов в прапорщики по адмиралтейству. Что это за чин и что это за путь довольно подробно описано в "Из тупика" Пикуля.

3 май 2014 17:13

У важаемый Владимир Песецкий. Спасибо за комментарий. "Капитальный ремонт" я, конечно, читал, но не Бориса Лавренёва, а Леонида Сергеевича Соболева, он есть в моей библиотеке. О том, что у Лавренёва есть роман с таким же названием слышу впервые. Не путаете ли Вы часом?
Вы не правы, утверждая "В императорской России было только одно учебное заведение, готовившее морских офицеров: Морской корпус..." http://www.simvolika.org/mars_064.htm
То, что царизм евреев не жаловал, мне хорошо известно.
Откуда я взял статью видно из приведенной внизу ее ссылки, кликните по ней и она раскроется.
О К.К. Романове известно много хорошего, но есть и кое-какие пикантные подробности, о которых обычно не упоминают:
Дневниковые записи великого князя, переданные К. Р. в архив Российской академии наук с условием опубликования не ранее, чем через 90 лет после его смерти (опубликованы в 1994), содержат упоминания о гомосексуальных контактах Константина Константиновича[3]:
« Мой тайный порок совершенно овладел мною. Было время, и довольно продолжительное, что я почти победил его, от конца 1893-го до 1900-го. Но с тех пор, и в особенности с апреля текущего [1903] года (перед самым рождением нашего очаровательного Георгия), опять поскользнулся и покатился и до сих пор качусь, как по наклонной плоскости, все ниже и ниже. »
http://ru.wikipedia.org/wiki/Константин_Константинович

Как умный человек, так еврей или пидарас... Беда, да и только!

3 май 2014 19:01

3 май 2014 19:27

Ермилов, не путай праведное с грешным!
К.Р. был дружен с П.И.Чайковским, страдавшим тем же пороком, который написал на стихи К.Р. 6 чудесных романсов.
http://www.youtube.com/watch?v=a8NNhNlY10E
http://www.youtube.com/watch?v=lA0T7lxINNM
http://www.youtube.com/watch?v=kh0swUcQKHY
На стихи К. Р. писали романсы П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Глазунов, С.Гречанинов. В некоторых из них (особенно посвященных солдатской жизни и быту) легкий налет, так сказать, андрогинного эротизма (а также страсти самой по себе, направленной в мир вокруг - к природе или неизвестному объекту любви) выдает неудержимое желание, которое испытывал Великий Князь к себе подобным - мужчинам крепким, сильным, боевым...
http://az.gay.ru/authors/russian/romanov.html
Сам К.Р. написал несколько романсов на стихи В. Гюго, А. К. Толстого, А. Н. Майкова.

А кто путает? Просто как обычно, мухи с котлетами в неразрывном единстве. Так уж устроено всё :)

3 май 2014 18:31

Уважаемый Владимир Песецкий. Неверно также Ваше утверждение "И принимали в него ( Морской корпус) исключительно дворян, вписанных в Бархатную книгу.
Например, Павел Степанович Нахимов окончил Морской кадетский корпус http://ru.wikipedia.org/wiki/Нахимов,_Павел_Степанович, но его род не упомянут в Бархатной книге. http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_родов,_внесённых_в_Бархатную_книгу.
Ничего не говорится о том, что в Морской корпус принимали исключительно дворян, вписанных в Бархатную книгу и статье о нём. http://ru.wikipedia.org/wiki/Морской_кадетский_корпус
Кстати, есть любопытный рассказ М. Веллера "Имени Нахимова" на эту тему. Прочтите, если не читали.
ru.wikipedia.org/wiki/Морской_кадетский_корпус

3 май 2014 18:41

Ссылка по М.Веллер "Имени Нахимова" http://mreadz.net/new/index.php?id=104681&pages=74

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!