Собирается ежемесячно 51 887 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Наставничество: почему это важно детям с особыми потребностями

Наставничество: почему это важно детям с особыми потребностями

Анастасия Утманцева
Анастасия Утманцева
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

В настоящее время активно формируется опыт социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе технологии наставничества.

В мировой культуре понятие «наставничество» имеет древние корни и ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, часто являющимся образцом для подражания: в восточных религиях, к примеру, – сэнсэй (учитель), гуру (духовный наставник). Одним из значений латинского слова magister также является «наставник». Понятие «наставничество» в русском языке обращает нас в первую очередь к православной традиции, когда духовник-священник, принимающий исповедь, считается духовным наставником верующего.

В античной культуре и философии наставник понимался как мудрец-философ, дающий братству посвященных уроки практической философии.

Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности наставника. Например, Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю».

По мысли Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. Ж. -Ж. Руссо полагал, что главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником.

Считается, что понятие «наставничество» приобрело свое современное значение в середине 60-х годов XX века и рассматривалось как действенная форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодежи. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом.

Наставничество в СССР — форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах и т. д. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками.

С развитием добровольчества наставничество рассматривается как технология деятельности социально активных людей по социально-педагогическому сопровождению детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

         Содержание наставничества в отношении детей с особыми потребностями разрабатывается в рамках социальных проектов в разных регионах РФ и за рубежом. Можно выделить опыт г. Югра (ХМАО), проект «Организация и развитие системы наставничества и волонтерства в учреждениях системы социальной защиты», организация Kidsave (Кидсейв), проект «Социальная адаптация и наставничество», Запорожье, проект «Наставник для ребенка с ограниченными возможностями», терапевтическое сообщество Китеж и др.

НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи» (г. Киров) имеет успешный опыт организации наставничества студентов – добровольцев и воспитанников школ-интернатов г. Кирова. Актуальность и потребность воспитанников в наставничестве со стороны добровольцев подтверждается результатами проведенного опроса (апрель, 2013 год): 71% воспитанников интернатных учреждений испытывают потребность в старшем друге. Полученные в ходе опроса данные позволили выявить характер общения, его способы и мотивы.

78 % наставников – студентов и 87% подопечных общаются друг с другом с удовольствием. Наиболее частой темой для разговора между наставником и подопечным является учебная деятельность. Предметом обсуждения также являются ближайшие планы, хобби, вопросы личного характера. При беседе с наставником у подопечного реализуется потребность в обсуждении событий собственной жизни, их анализе.

Мотивы, побуждающие стать наставником,  разнообразны. 29% стали наставницей из-за «желания помочь», 24% респондентов отмечают, что «хотели узнать больше о такой категории детей», 24%  имеют «желание попробовать себя в роли наставника». Таким образом, преобладающими являются конструктивные мотивы, которые способствуют успешному взаимодействию наставника и подопечного, достижению поставленных целей.

Общения наставника и подопечного разнообразны по своим способам. Чаще всего их общение происходит на совместных мероприятиях, через Интернет, по электронной почте, в социальных сетях, по телефону, гостевые встречи. Наставничество осуществлялось в форме индивидуального и группового сопровождения.

Наставник может сыграть неоценимую роль в жизни воспитанника. Учитывая его интересы, желания и способности наставник может помочь овладеть ему новым социальным пространством, новыми видами деятельности, получить новый опыт. Убеждения и позитивный личный опыт, моральная поддержка и укрепления веры воспитанника в свои силы и возможности, вовлечение его в интересную деятельность будет способствовать расширению их социальных связей и контактов, обогащать коммуникативный опыт, формировать социально-одобряемые формы поведения.

Наставники также получают возможность обогатить свой опыт практикой заботы и общения с воспитанницами интернатных учреждений. Вот как они отзываются о своем наставничестве:

Евгения Ромашова: «Мне выпала почётная и вместе с тем очень ответственная роль наставника двух замечательных девочек из школы-интерната №1, которые, как мне показалось, выделили меня среди остальных студентов, пожелав работать со мной в одной команде. Нам с самого первого дня было достаточно легко и комфортно работать вместе, нам удавалось достигать взаимопонимания при обсуждении определённых вопросов и приходить к единому решению».

Айсина Абашеева: «я поняла, что быть наставником, значит помочь девочкам из интерната найти свой путь в этой жизни или хотя бы проложить начало этого «правильного» пути. Мы часто общаемся на разные темы, я пытаюсь помочь им советом в трудных ситуациях, хотя иногда ловлю себя на мысли, что в некоторых сферах жизни они намного опытнее, чем я… Мне нравится то, что я делаю,... и вполне могу считать себя успешным человеком!»

Надежда Сычева: «… я с уверенностью могу сказать, что это ни с чем не сравнимый огромный опыт. Мне никогда ранее не приходилось общаться с воспитанницами интерната, но теперь я знаю, что это дружелюбные и открытые девочки, которые рады обрести старших друзей в лице наставников. Случались порой разные сложности, но вместе мы смогли их преодолеть.  И самое главное, я очень рада, что обрела нового друга, Л.»

         Марина Ивановна Лучинина: «Никогда раньше мне не приходилось выступать в роли наставницы, поэтому первые встречи с воспитанницами всегда сопровождались некоторой неуверенностью и тревогой. Общение с девчонками полностью изменило мои представления о жизни детей, оставшихся без попечения родителей, об их проблемах и достижениях. Наши встречи с девочками, телефонные разговоры всегда были поводом для размышлений и самых разных эмоций»

         Вероника Черных: «Наставничество – это была для меня новое и неизвестная вещь, которая представляла собой только лишь какие-то поучения со стороны наставника. Это казалось сложной и непосильной работой, но я всё-таки решилась на этот шаг и не пожалела. На практике все наоборот. Это оказался довольно таки занимательный процесс, когда ты не только сама даешь советы, для решения различных жизненных затруднений, но и учишься у воспитанниц сама. Для меня это хороший опыт».

          Анна Шихалева: «От наставничества я получила много положительных эмоций. Я познакомилась с замечательными людьми. Я многому научилась у своей подопечной. Все встречи с девочками были как на одном дыхании».

         Наталья Пушкарева:  «Когда я решила стать наставницей, нас готовили к обложке. Содержание же оказалась намного лучше, и, я получила огромное удовольствие от общения со своей В. Это был новый опыт, как для нее, так и для меня. В. очень позитивный и очень сильный человек».

Милена Деришева: «Каждому в нашей жизни нужен человек, который сможет в трудную минуту стать поддержкой и опорой, сможет протянуть свою руку и просто помочь. Именно такие мысли подвигли меня стать наставницей. Девочки оказались очень весёлыми, спортивными, интересными и общительными, активно и осмысленно подходят к каждому делу. Иногда мне казалось, что не я, а они я взяли надо мной «шефство» и учат меня многим вещам. И это здорово!»

        Мария Боброва: «Я не жалею о своем решении стать наставницей. Это дало мне возможность познакомиться с городскими центрами развития, с жизнью школы-интерната. Знать, что ты кому-то нужен и важен, что кто-то может ждать твоего совета — бесценно».

        Анна Соколова: «меня привлекла интересная и необычная форма работы –наставничество. Поначалу мне было сложно, потому что я нелегко иду с людьми на контакт, тем более, если разговор нужно начинать первой. Но с каждым, проводимым мероприятием, мы становились ближе… Удалось поучаствовать в интересных мероприятиях и познакомиться с интересными людьми. Я нисколько не жалею о том, что мне выпала такая возможность –быть наставником».

Таким образом, наставничество – одна из форм социально-педагогического сопровождения воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В зависимости от обстоятельств и задач наставничества можно говорить и о разных его видах: дружеское наставничество, наставничество в жизни, индивидуальное наставничество, наставничество в группе, наставничество с помощью интернета и электронной почты.

* Настоящее Время выполняет функцию иностранного агента. Мы ставим эту пометку по требованию Минюста и Роскомнадзора. Мы не согласны с законами, обязывающими делать эту маркировку.
Материалы по теме
Мнение
6 авг
Игорь Алексеев
Игорь Алексеев
Подал заявление по, возможно, сфабрикованному уголовному делу в отношении активиста Альберта Герасимова
Мнение
26 авг
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Как изменить отношение к инвалидам в период Паралимпиады
Комментарии (6)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
вопрос
20 янв 2014 02:53

лично мне было бы тяжело заниматься наставничеством, так как вспоминая произведение Эксзюпери, мы в ответе за тех, кого мы приручили. Как долго заниматься наставничеством? Допустим сейчас есть время и желание, а потом появится своя семья и на подопечных уже не останется времени. И что тогда?

20 янв 2014 18:56

Ответ. Друг - твой, третье твоё крыло, - будет с тобой всегда.

20 янв 2014 19:05

Хорошая тема, необходимо внедрять наставничество.
Раньше, при социализме, наставничество играло немаловажную роль. Оно было и в школах, и на заводах. Теперь реанимируем лучшее, что почему-то совсем недавно беспардонно отвергли.

Бронников Сергей
20 янв 2014 19:54

Занимаюсь "наставничеством" если это можно так называть на протяжении 3 лет, прививаю любовь к ТРУДУ через занятия гиревым спортом.
Работаю с воспитанниками школ-интернатов, детских домов,реабилитационных центров ,коррекционных школ, Центром временного содержания несоветшеннолетних правонарушителей.
Контингент интересный, своеобразный.
Дети тянутся к здоровому образу жизни.
Более 160 детей по области из вышеперечисленных организаций систематически занимаются и посещают секции.
Проводим ежемесячно турниры содержащие патриотичское и духовно-нравственное воспитание, развивая морально-волевые и физические качества формирующейся личности, такие как памяти Маршалов Конева и Говорова,Кубок памяти по погибшим воинам интернационалистам, турниры памяти великих Вятских богатырей Григория Кощеева ,Василия Бабушкина, Героя Советского Союза Ваганова А.Д. и многие другие.
После нескольких лет занятий и выйдя в социум, где нужно работать , этим подросткам не страшны не физические не моральные нагрузки , они готовы к самостоятельной жизни.

22 янв 2014 08:06

Это очень хорошо. А как Вы готовите своих детей трудиться головой? Водите ли в музеи, библиотеки, концертные залы? Извините: - "Сила - есть, ума не надо"?

Бронников Сергей
22 янв 2014 15:23

Извините: - "Сила - есть, ума не надо"?

Высказывание давно не актуально, без ума в гиревом спорте делать нечего...,
информация на сайте fgs.kirov.ru
А водить по музеям..., каждый турнир проводимый нами содержит в себе идеологию, духовность и патриотизм, это понимают даже дети-гиревики из коррекционных школ VIII вида ...

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ОбразованиеКировская областьКировНКОКультураОбщество
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!