Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. О слабости российской идентичности

О слабости российской идентичности

Александр Механик
Александр Механик
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

И еще одна из моих недавних статей.в "Эксперте" от 7 марта 2011 года.

Нации не создаются толерантностью

Всплеск межэтнических столкновений в России связан не столько с недостатком толерантности, сколько со слабостью общенациональной российской идентичности

Выступления на Манежной площади в декабре и последующие попытки националистических организаций устраивать разборки на улицах Москвы показали, что пренебрежение национальными проблемами может оказаться просто опасным для властей — потому что выяснение отношений с кавказцами грозило перерасти в выяснение отношений с властью. Именно ответом на эту угрозу сращивания национального и социального протеста стало заседание президиума Госсовета в Уфе 11 февраля, на котором было сказано: «Мы, все граждане России, являем собой российскую нацию, от гражданского единства которой во многом зависит наше будущее».

Основным инструментом укрепления российской нации признана толерантность. Проблема, однако, в том, что нации не создаются ни заявлениями, ни толерантностью. Нации основываются на базе общего для всех населяющих страну этносов видения будущего этой страны, общих символов, ценностей и исторического мифа в высоком смысле этого слова, то есть истории, передающей представление о месте нации в мире, о ее предназначении, о героях и героических событиях.

Два типа национализма

Такому пониманию нации противостоит этнический национализм, крайней формой которого является нацизм. Проявление этнического национализма со стороны большого этноса, какое, в частности, мы видели на Манежной площади, демонстрирует национальную фрустрацию и национальную слабость, недостойную великой нации. Проблема заключается в том, как из этого состояния выйти, потому что этнический национализм большого этноса в многонациональном государстве разрушает это государство.

Преданность символам, ценностям и историческим мифам называется в зависимости от их характера имперским или гражданским национализмом. Имперский (государственнический) национализм характерен для абсолютных монархий и авторитарных режимов и основывается на преданности этнических элит правящей династии или лидеру нации. Такой режим устойчив, пока монархический или авторитарный принцип правления признается подавляющим большинством элит, правящая династия или диктатор является общепризнанным символом нации, а история династии лежит в основании национального исторического мифа. Вот почему свержение монархии в России с неизбежностью привело к развалу страны. Чтобы создать новое государство — СССР, потребовались новые символы, ценности и исторические мифы.

Гражданский национализм отличается от имперского тем, что наряду с символами и мифами он опирается на демократические ценности, которые придают нации осознание своего великого исторического предназначения. Именно гражданский национализм создал современные государства и нации Европы и Северной Америки.

 Достаточно вспомнить слова из Декларации независимости: «Все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». И именно эти слова стали, в частности, идейной основой для преодоления самой острой проблемы США — расизма и дискриминации. Невозможно верить в эти принципы и придерживаться расистских взглядов, рано или поздно противоречие для искренних людей станет невыносимым. Пример Штатов показывает, что созидание нации — это большая и упорная работа, которая потребовала сто лет на преодоление рабства и еще сто лет — на преодоление самых вопиющих его последствий. И тем не менее американский исторический миф — это вера в то, что вся история США представляет собой последовательное продвижение к воплощению этих принципов, причем не только в самих Штатах, но и во всем мире. Как сказал в своей инаугурационной речи президент Джон Кеннеди, «на всем земном шаре по-прежнему актуальна та революционная вера, за которую сражались наши отцы… Сегодня нам нельзя забывать, что мы — наследники той первой революции».

Проблема России

Чтобы сообщество, основанное на гражданских ценностях, было устойчивым, в национальной элите должно существовать некоторое ядро, состоящее из людей, искренне этим ценностям преданных, действительно их уважающих, верящих в них, создающих и поддерживающих исторические мифы. И способных поставить перед нацией цели, этих ценностей достойные. Цинизм не проходит. Для полиэтнической нации это особенно важно. Из-за принципиальной неустойчивости конструкции такой нации ее элита должна постоянно быть впереди всех проблем, которые возникают перед страной.

Причем это ядро элиты не обязательно должно быть политически однородным. Единые ценности и политический монополизм не одно и то же.

Сложенная подобным образом нация может достаточно легко рассыпаться, если элита утеряла веру в национальные ценности и просто цинично их эксплуатирует для достижения собственных эгоистических интересов. Пресловутый советский народ вполне укладывался в гражданское представление о нации: он имел видение будущего, символы, ценности и исторический миф, которые власти пытались сделать общими для всех населявших Союз этносов, но мы знаем, как этот Союз исчез: буквально в течение нескольких месяцев. Потому что практически вся советская элита отреклась от советских символов, ценностей и советского исторического мифа.

И не просто отреклась, но подвергла их полной десакрализации и осмеянию. Кто-то понимал, что это приведет к распаду страны, и, может, даже к этому стремился, кто-то нет, наивно думая, что можно на ходу придумать новые ценности или обойтись без них. Но чудес не бывает.

Проблема России как нации заключается в том, что у нее до сих пор не сформированы новый исторический миф и новые общепринятые ценности, не поставлены цели, способные объединить граждан самого разного этнического происхождения. А национальная толерантность, которой мы все желаем, рождается только при реализации общих целей и из исторического мифа, в котором находят свое место представители всех российских этносов.

Еще в XIX веке известный французский ученый и писатель Эрнест Ренан сказал, что нация это «ежедневный плебисцит», в котором надо все время побеждать.

Проблемы российского патриотизма

Одной из особенностей революции 1991 года стало то, что, отвергнув советский миф и советскую историю, за исключением, пожалуй, Великой Отечественной войны, она не смогла вернуть и предшествующую историю дореволюционной России, потому что и та и другая противоречили вульгарно понятому либерализму ее лидеров. О приверженности демократическим ценностям правящей элиты после расстрела парламента тоже можно было говорить лишь условно. Да и история Отечественной войны стала подвергаться коррозии. Если Гитлер и Сталин, коммунизм и фашизм — одно и то же, а демократические ценности подвергнуты уничижению, борьба с нацизмом теряет смысл. В этом, в частности, одна из причин возникновения нацистских молодежных группировок. Ведь в результате всех потрясений 1990-х скомпрометирован был весь набор идей, которые могли бы противостоять доморощенному нацизму: и либерализм, и социализм, и коммунизм.

Победа в войне оказалась лишена какого-либо идейного наполнения, кроме собственно патриотического. Но патриотизм можно наполнить и нацистским содержанием. В условиях идейного вакуума у нацистов для этого находятся вполне логичные доводы.

«Многие молодые люди, — отмечает профессор Высшей школы экономики Руслан Хестанов, — рассматривают своих родителей, дедов как неудачников. Советский проект не удался, перестройка не удалась. Царизм тоже не удался. Если все у нас неудачно, то начинается поиск какой-то замены. Отсюда и увлечение нацистской идеологией. Там, где не сформированы национальные демократические ценности, рождаются чудовища».

Кроме того, лишенный идейного содержания патриотизм исключает Россию из ряда великих наций, которые строят свою идентичность на великих идеалах (достаточно вспомнить, скажем, США, Францию, Индию), придает претензиям России местечковый характер и, в конечном счете, ставит под угрозу ее единство. Как сказал член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, «в советское время, какими бы мы ни были разными, было чувство принадлежности к великой державе. А сейчас в России молодой человек с Кавказа принадлежит к меньшинству, которое, как ему кажется, справедливо или нет, постоянно унижают. Но зато он причастен к великой мусульманской умме, которая не признает национальных различий и которая одна дала по морде американцам. Совершенно другое самоощущение».

 Вот почему попытка властей обратиться за поддержкой к так называемым традиционным религиям как основе национальной идентичности чревата угрозой еще большего раскола общества. Во-первых, потому, что обращение к религии в многоконфессиональном обществе объективно раскалывает его, как и обращение к этническим корням. А во-вторых, потому, что религиозные ценности практически всюду и всегда вступают в противоречие с ценностями модернизации. Касается ли это семейных отношений, науки, моды или литературы. Это в России понял еще Петр I, а в такой мусульманской стране, как Турция, — Ататюрк, которого часто сравнивают с Петром.

Возвращение истории: война

История любой страны не может существовать без опорных событий, придающих ей смысл. В ХХ веке Россия пережила три величайших события, наполненных демократическим и, что особенно важно в нашем контексте, интернациональным содержанием. Это революция 1917 года, Великая Отечественная война и полет в космос Гагарина.

Демократическое содержание Великой Отечественной войны, которую вел Советский Союз против фашистской Германии, определяется тем, что наша победа спасла демократию в Европе независимо от желания большинства европейских народов, что бы теперь ни говорили их историки и политики. Разве Венгрия, Румыния, Хорватия, Словакия, Италия, Финляндия защищали демократию в той войне? Что уж говорить о сдавшихся — Франции, Бельгии, Голландии. И тем более о Германии.

Как писал в преддверии Второй мировой войны Джавахарлал Неру, «в Европе Советская Россия остается единственным препятствием для фашизма; если оно будет уничтожено, будет положен конец демократии во всей Европе, в том числе и в Англии, и во Франции». Но война спасла и перспективы демократического развития самой России, пусть и оказавшиеся довольно отдаленными. И в этой борьбе участвовали все народы бывшего Союза.

И то, что во главе нашей страны в то время стоял Сталин, не отменяет этого факта. Кстати, сам Сталин в своем выступлении 6 ноября 1942 года в ряду прочих целей англо-советско-американской коалиции назвал восстановление демократических свобод в завоеванных нацистами странах. Можно назвать это лицемерием, но, объективно говоря, так и получилось. В одних странах раньше, в других — позже.

Возвращение истории: революция

Лидерами революции, которая началась в феврале и закончилась в октябре 1917 года, были люди, которые в массе своей верили, что выбранный ими путь и есть единственно возможный путь к наиболее последовательной демократии, сочетающей политические, социальные и национальные свободы. Народные массы всех национальностей России, поддержавшие этих лидеров, возможно, мало понимали в демократии, но точно видели в революции воплощение своих представлений о свободе. Демократические идеалы всех участников революции, от кадетов до большевиков, потерпели в то время поражение, как и идеалы всех демократов Французской революции, от фельянов до якобинцев. Чтобы эти идеалы окончательно победили во Франции, потребовались почти сто лет и череда кровавых потрясений. Но это не лишает Французскую революцию статуса демократической иконы во всем мире.

Наша революция на своих знаменах наряду со словами «свобода, равенство, братство» написала слово «справедливость». И требование справедливости стало ключевым в истории прошлого века. Под лозунгами, во многом заимствованными у нашей революции, прошли практически все революции и освободительные движения ХХ века, радикальным образом изменившие мир.

Запуск в космос Гагарина, победа в космической гонке, гигантский научно-технический рывок в 1960-е — именно в эти годы Советский Союз стал второй экономикой мира — были, безусловно, результатом творческого подъема, вызванного революцией и победой в войне. Подъема, который переплавил в творчество стремление советских граждан к свободе.

И либералы, и нынешние российские коммунисты отказывают нашей победе в войне и нашей революции в их демократическом содержании и тем самым разрушают основы российской идентичности. К сожалению, именно их взгляды пока побеждают в российском обществе.

Возвращение истории: 4 ноября

Видимо, надеясь заслонить дату 7 ноября, власти придумали праздник 4 ноября, не сумев придать ему хоть сколько-нибудь внятного смысла. В результате, с одной стороны, его присвоила Православная церковь, а с другой — его стали эксплуатировать шовинисты. Он стал праздником, раскалывающим страну. Пока это праздник только для кого-то в Москве, но вряд ли для кого-то в Махачкале. Однако у тех далеких событий было и очень важное демократическое содержание.

Многие историки сходятся во мнении, что победа в Смуте открывала перед российским народом перспективу перехода к модернизации с опорой на общество. Россия могла встать на путь, по которому уже пошла Западная Европа и который в нашей стране представляли и будущие вожди раскола, и лидеры народного ополчения. У современной России есть выбор, что отмечать 4 ноября: порыв к свободе, которым отмечена и сама Смута, и выход из нее, или восшествие на престол Романовых (празднование этого события фальшиво в современной республике), или разгром поляков, которого на самом деле не было, потому что это была гражданская война, в которой, к слову, Романовы занимали не самую лучшую позицию в стане Тушинского вора.

Стремление к свободе — это то, что может объединить всех российских граждан независимо от национальности. И это относится ко всей истории России, истории, которой, если мы хотим сплотить страну и действительно создать нацию, необходимо придать именно такой смысл: поиск и обретение свободы.

И конечно, это должна быть история всех народов России, включенная в мировой исторический контекст. Перефразируя известные слова «вождя народов», можно сказать, что нам нужна такая история России, в которой история русского народа не отрывалась бы от истории других ее народов и где история всех народов России не отрывалась бы от мировой истории.

Обрести образ будущего

Впрочем, история может быть опорой только той нации, у которой есть осознание своего будущего. Без будущего история не нужна. Для создания нации нам не хватает образа будущего и стратегии его достижения. В целом и в возможных деталях. Несмотря на наличие всяческих «стратегий». Потому что стратегия без идей, вдохновляющих если не все общество, то хотя бы значительную его часть, не становится общественным явлением.

Ясно, что не народ создает образ и стратегию. Но он может и должен участвовать в их обсуждении. Их не может создать и один президент. Этим должна заниматься ответственная элита, объединенная в политические партии, предлагающие свои варианты будущего, основанные на разном понимании общих ценностей.

Отсутствие сколько-нибудь вдохновляющего видения будущего России у правящей элиты очень хорошо иллюстрирует предлагаемая реформа образования, которая, отказываясь от традиционной для российско-советской школы цели формирования гармонично развитой личности, заменяет ее ложно понятой рациональностью: учить только тому, что потребуется в суженной до функциональности жизни.

Действительно, если все видение будущего развития России сконцентрировано в условном «Сколкове» и не предполагает новых «запусков Гагарина», то образование потребуется только избранному кругу тех, кого в это «Сколково» допустят. Но тогда не получится нации.

Преодолеть заброшенность и ненужность

Как заметил Руслан Хестанов, «такие бурные, спонтанные проявления недовольства, какие произошли на Манежной, во всем мире сопровождали перепролетаризацию населения в период мощных технологических перестроек экономики и всего общества. Но если в Европе это было связано с научно-промышленным скачком, то у нас — с деиндустриализацией и архаизацией экономики и социальной структуры». Архаизация общества, вызванная в том числе идущим с 1990-х годов процессом распада экономики и системы образования, формирует новый тип ненужного человека. И в Москве, и в русской провинции, и на Кавказе.

Чувство заброшенности и ненужности очень сильно во всей российской провинции, особенно в национальной и особенно среди интеллигенции. Это чувство отверженности поддерживается СМИ, прежде всего телевидением, преподносящим под видом псевдоюмористических передач оскорбительный образ как провинциального русского обывателя, так и «кавказского человека». Тем более что ему не противопоставляется ничего позитивного и жизнеутверждающего.

В течение почти двадцати лет, прошедших после распада Советского Союза, национальный вопрос был на периферии государственного интереса. Власти, конечно, не одобряли национализма в национальных республиках, тем более когда он грозил российскому единству, но со снисходительной иронией относились к националистическим эскападам Жириновского, рассматривая его как полезного клоуна, отвлекающего националистический электорат от «реальных пацанов». При этом погромный национализм экстремистских организаций, похоже, не рассматривался как реальная угроза, а в силовых структурах даже воспринимался с сочувствием, как форма сдерживания «кавказской агрессивности». Участие многих сотрудников правоохранительных органов в чеченской войне и теракты не добавляли им симпатий к «инородцам». Убийства и избиения представителей национальных меньшинств, конечно, преследовались, но не вызывали гневной реакции. Как заметил один московский дагестанец, «к нам никто не приезжал, когда убивали наших, как приехали к болельщикам, когда убили одного из них».

В советское время крупные города на Кавказе были центрами современной урбанистической культуры, в них жило много представителей научно-технической интеллигенции, в том числе национальной. По мнению профессора Хестанова, «сейчас города превращаются в большую деревню. Исчезает городской образ жизни. То, что происходит сейчас в Москве, на Кавказе началось примерно с крушения Советского Союза. Село ринулось в города, потому что в селе оказалось нечего делать. И это смешение разных стилей жизни породило конфликты не только в Москве, но и в городах Кавказа. Только в Москве это воспринимается как межэтнический конфликт, хотя корни одни и те же. Это депролетаризованная среда. Это люди, которые потеряли свою социальную ориентацию». Причем это не зависит от национальности.

Воспитание патриотизма, как это предполагает реформа школы, в такой среде не только бесполезно, но и опасно. Потому что архаично понятый патриотизм — это заведомо этнонационализм с присущим ему радикализмом. Это мы уже имеем сейчас. Восстановление современной, основанной на знаниях экономики, в том числе на Кавказе, и ориентированное на такую экономику образование, в том числе изучение демократически понятой истории всех народов России, — лучшее воспитание патриотизма. И лучшая основа для гражданского единства российской нации.             

Кто отвечает за российскую нацию

Ответственность за создание политической нации лежит не на государстве и чиновниках, а на тех, кого принято называть интеллектуалами, на тех, кто формирует общественное мнение, независимо от того, к какой социальной группе они относятся: творческой и научной интеллигенции, специалистам, предпринимателям, сотрудникам СМИ. Но когда одни представители интеллектуальной элиты России готовы пожертвовать половиной страны ради ложно понятого принципа самоопределения народов, как будто эти народы проявили какое-то желание самоопределяться; когда другие готовы вытолкнуть «инородцев» из России из-за любой драки хулиганствующей молодежи; наконец, когда все эти интеллектуалы готовы терпеть потоки разрушающей Россию оскорбительной глупости, которую постоянно преподносят СМИ, в отношении всех народов страны, в лучшем случае брезгливо отворачиваясь от них, трудно говорить об ответственности.

США преодолели разрушающий страну расизм тогда, когда ее интеллектуальная, в первую очередь творческая, элита заняла самую активную позицию в борьбе с этим злом. Не государство, а именно общество сформировало нетерпимое отношение к расизму и способствовало окончательному включению черной Америки в американскую политическую нацию.

Создание российской политической нации станет возможным, когда интеллектуальная элита, отказавшись от столь любимой в России позы иронически отстраненного отношения к собственной стране, сможет сказать о ней, как когда-то сказал об Индии Джавахарлал Неру: «В ней есть что-то неуловимое, что-то от древней легенды. Кажется, что какие-то чары владеют ее душой. Она — миф и идея, мечта и видение и в то же самое время нечто совершенно реальное, осязаемое, ощутимое… Но она в высшей степени достойна любви, и никто из ее детей не может забыть ее, куда бы ни забросила их судьба и какая бы необыкновенная участь ни выпала на их долю». Индия еще более сложная страна, чем Россия, но ей удается сохранить единство, в том числе благодаря возвышенному отношению к ней индийской интеллектуальной элиты.              

Материалы по теме
Мнение
13 марта
Алексей Серёгин
Алексей Серёгин
Викторина по учету явки избирателей на выборы президента? Или я фантазирую?
Мнение
1 марта
Инна Чекмарева
Инна Чекмарева
Доносительство, которое грозит перейти в пандемию
Комментарии (30)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Сарычев Юрий
2 мая 2011 19:24

...при очевидной содержательности (и прочих достоинствах) настоящей статьи осталось (у меня) ощущение её актуальной ненужности...время давит...а статья, конечно, неплохая.

Балафре
2 мая 2011 20:07

Ваш светлый порыв, ощущение.. мною понят... Хоть чижало без карандаша читать длинный электронный текст... Разделяю, (глупое слово)вектор... но столько вещей к которым прицепиться тянет "Для создания нации нам не хватает образа будущего и стратегии его достижения" - вода, любой лидер фракции любой партии это скажет... Проще уж "Кто мы? куда идем?" Гогеновское... и во вторых Ответственность за создание политической нации лежит не на государстве и чиновниках, а на тех, кого принято называть интеллектуалами, на тех, кто формирует общественное мнение, независимо от того, к какой социальной группе они относятся: творческой и научной интеллигенции, специалистам, предпринимателям, сотрудникам СМИ." Мысль канешна оччень русская:Русская интеллектуальная элита особый духовный орден, знающий, что делать, кто виноват, берущий ответственность и некую духовную миссию... Надеюсь большинство посетителей блога мессианской этой ответственностью не страдают... А Для меня парадокс - французы.Нация возникшая из сплава потомков кельтских галлов, римлян, германских франков,бургундов и норманнов (бретонцев) басков, гасконцев, провансальцев и т.п. не считая колониальных вливаний (ну там зенедин зидан)! И ведь народ совестливый! признается, что попили кровушки утверждая Свободу,Равенство и братство, не отрицают, что их Петен в уничтожении французских евреев не меньше германских наци виновны, что Подавление Вандеи бойня сотен тысяч крестьян, неправедность алжирской войны...Варфоломеевской ночи.... Но не накручивают себе...У них наодной площади и памятник королю и Наполеону и Де Голлю...Пятая республика не говорит,что вторая была неправильной, первая кровавой, четвертая предательской...Было!да! плохо, нехорошо , некрасиво! да!Но наши русские рассуждения о нашей истории, нечто.... Как взрослый дядька мусолит воспоминания юности, как случайно обкакался в общественном месте, и вызывает из памяти тот день, память вони и стыда... Хватит, по моему уже, нам есть что вспоминать с горечью, стыдиться....Мы несем это в своей памяти. Но дивиденды в спекуляциях над этими темами мы не получим....

Зильберг
3 мая 2011 09:33

Замечательный текст. Мы здесь бесконечно бодаемся и раскалываемся с умными и чудесными людьми - Гришей, Владимиром, упорно не желающими понять, что м

Зильберг
3 мая 2011 09:37

иллионы людей в России никогда не согласяться быть второсортным меньшинством в "православной империи". Это не мешает им (нам) любить Россию, но мы должны найти общую идею или разорвем ее на части.

Спичак
3 мая 2011 09:50

Не понял - разве где-нибудь и когда-нибудь мы с Володей говорили, что есть первосортные люди, и есть второсортные? По-моему, 99% споров - это споры об алгоритмах и ракурсах понимания истории и векторах развития страны.

Зильберг
4 мая 2011 06:49

Гриша, реальное равноправие для меня и многих других возможно в секулярной или поликонфессиональной стране, где конфессии равны. В стране с господствующей религией мы окажемся вторым сортом.

смирнов
4 мая 2011 18:26

зильберг, ответьте пожалуйста,а в израиле есть господствующая религия.

Зильберг
4 мая 2011 18:37

Я гражданин России. Других гражданств не имею.

смирнов
4 мая 2011 19:13

тогда поясните, кого вы имеете ввиду,когда говорите " мы окажемся вторым сортом".

zilberg
5 мая 2011 03:43

Inorodcev - grazhdan Rossii

Григорян
4 мая 2011 21:33

"людей в России никогда не согласяться быть второсортным меньшинством в "православной империи". Это не мешает им (нам) любить Россию"

Мешает.

Последние слова Керенского, или одни из последних: "Прощайте и забудьте меня. Я погубил Россию! Но, видит Бог, я желал ей свободы!"

Свободу от чего? Первое что сделало Временное правительство, узурпировало власть в стране, разогнало Думу, попыталось отсечь от управления всех, кто не состоял в одной ложе с Керенским. Лишались кафедр архиереи, сохранившие верность царю, наносились удары по армии, демократизация которой, увенчалась полным ее развалом.

Первопричина этого - предельный эгоизм, когда человек воображает, что свобода, как он ее представляет - это нечто универсальное. Для готтенгота, например, свобода - возможность красть чужих коров, в сочетании с гарантиями, что его собственное стадо никто трогать не станет. Я думаю нет нужды объяснять, как себе представляли свободу Робеспьер, батька Махно или тов.Троцкий.

Вот это навязывание своего - это никакого отношения к свободе вообще не имеет. Это свобода для себя любимого, своей группы за счет других - нелюбимых.
Олег Чуб, например, требует свободы для 5 процентов продвинутых, 95 процентов населения страны абсоютно четко классифицируя, как людей второго сорта, и даже как генетически неполноценных.
Не помню, чтобы вы Леонид хотя бы раз ему возразили.

Мне кажется именно отсюда проистекает ваша убежденность, что мы с Гришей мечтаем о стране, где миллионы людей должны быть дискриминированы.
Что на самом деле? Когда я говорю о допуске в армию священников, я ни разу не сказал, что это право должно быть делегировано только православным священнослужителям. Я каждый раз подчеркивал, что такое право должны иметь представители всех традиционных конфессий. Я не только не говорил о желательности клерикализации, но настаивал лишь на том, что отношения Церкви и государства в России строились по германскому или итальянскому образцам. То есть я говорил о свободе для солдат - православных, мусульман, католиков, иудеев получать должное окормление в условиях, где они особенно в нем нуждаются. Вы о запрете. Для всех. Вот чем на деле оборачиваются ваши мечты о равноправии.

Почему?

Я не знаю всех причин, назову две лежащие на поверхности.

Первую вы сами сегодян озвучили:

"возможно в секулярной или поликонфессиональной стране"

Здесь скрывается одна - огромная неправда. Вы требуете для немногочисленных сторонников жестокого, не имеющего аналогов в Европе постсоветского, либерального секуляризма особых прав, прав навязывать свое мнения, без обсуждения, компромиссов, вариантов, фактически речь идет о диктатуре одной концепции, ценность которой ничем и никем не подтверждена. Только вы знаеете, что хорошо для России. Все остальные, в том числе мы с Гришей, исключены из обсуждения в принципе, без намека на возможность внести свои две копейки. Стоит нам рот открыть, как нас обвиняют в клерикализме.

Вторая: Вы сторонник искусственного ограничения религиозной свободы, или свободы народа влиять на жизнь в стране, потому что православные, потому что русские являются большиснтвом, и соответственно повлияют на жизнь страны больше, чем скажем иудеи.

И здесь сказывается глубочайшее ваше недоверие как к нашей с Гришей вере, так и к национальным особенностям русского народа.

Де факто вы настаиваете на жесточайшей дискриминации нас, которая происходит с февраля 1917-го года, отказываете нам в свободе, опасаясь что мы ею обязательно неправильно воспользуемся.
В результате народ не имеет права распоряжаться своей судьбой, физически умирает, деградирует, под завывания чубов про то, что мы ничего другого не достойны, так как отказываемся с восторгом читать оскорбления в наш адрес, следовать советам каких-то больных людей, испытывающих к нам животную ненависть.

Если бы вы боролись за то, чтобы и жучок и слон были напоены, вам никто не сказал бы плохого слова. Но вы боретесь за то, чтобы и жучок и слон получали равные порции воды, при этом вас не волнует, что слон околеет от жажды, а жучок захлебнется.

zilberg
5 мая 2011 03:42

my vidim chto vyhodit po faktu: vse dlya svoih, FSB - dlya chuzhih. Kakoe tut doverie?

Григорян
4 мая 2011 22:09

"В стране с господствующей религией мы окажемся вторым сортом".

В Швеции, Норвегии господствующая религия - лютеранство, в Италии - католицизм, в Греции православие. А людей второго сорта там нет. Национальная интеллигенция (не в смысле русская или норвежская, а смысле кровно заинтересованная в том, чтобы страна жила, чуждая кровавым экпериментам на ней) не заинтересована в том, чтобы простой, нормальный человек любой национальности, любого вероисповедания, любой идеологии подвергалась дискриминации. Именно я говорил о том, что евреям в Калининграде нужно передать довоенное имущество их общины, мы оба с Гришей были за то, чтобы мусульманам позволили построить в Сыктывкаре мечеть.

Все в чем мы повинны, мы настаиваем на праве народа следовать своим национальным тысячелетним ценностям, представлениям о законности, добре и зле, быть в ладу своим генотипом. А нам: Нет это может... нет это устарело, нет, это... Как будто есть выбор. Как будто можно прессовать народ до бесконечности, в надежде, что из него потечет наконец не кровь, а молоко.

Глубочайшая ошибка (или преступление) либералов - они хотят одну форму авторитаризма (неправильную) заменить другой (правильной, как им кажется). Разумеется, ни о какой свободе, ни о какой демократии в этих условиях говорить просто немыслимо. То что у нас было в 90-е - это была свобода для узкой прослойки, которая сейчас плачет об утерянном, и рабстве для всех остальных, чье мнение власть перестало хотя бы слабо интересовать. Ничего подобного нет ни в одной из европейских стран....

Набежили мэнээсы, фарцовщики и секретари ВЛКСМ, назвали азиатчину либерализмом, повесили амеровские значки на лацканы и объявили себя прогрессивной общественностью.

Сергей Рубцов
5 мая 2011 01:28

Лаконичнее и точнее сказано у древних:
«Для полного счастья человеку необходимо иметь славное отечество»
Симонид Кносский, IV век до н.э.

Статье А.Механика не хватает еще нескольких разделов, как то:
Возвращение руських традиций и традиционной (дохристианской) Веры-Веды. Разгерметизация.,
Славянское братство народов.,
Образ будущего : Россия как мультикультура и суперэтнос, сформированные группой цивилизаций.

Как-то так, авось бы и вышло тогда чего путного, прочного и доброго. На века...

татар
5 мая 2011 03:41

Славянское братство народов.
...
Почему славянское?

Тать-Арий-ну
5 мая 2011 17:48

И Вас принимаем))),
равно как Грузию (горную Русию), Пруссию, Борусию и др.
Как говорится, Мiром Единым...

)))
11 мая 2011 04:45

А тРусов принимаете ?))))

Григорян
6 мая 2011 00:51

Леониду:

"vse dlya svoih, FSB - dlya chuzhih. Kakoe tut doverie?"

Вот конкретно - мы с Гришей, Зинаида, Любовь, Юджин и еще несколько человек мысляших вовсе не однотипно, мы очень разные, но ключевым вопросам наши вглдяы все-таки совпадают. Какое отношение к нам имеет эта фраза. Мы хотим затравить меньшинства с помощью ФСБ? Спим и видим как сжечь мечеть, лишить
иудеев права голоса и т.п.? Может вы думаете, что мы стесняемся говорить это вслух, а на самом деле встречаемся на конспиративных квартирах и планируем сильно подгадить какому-нибудь
меньшинству?

На самом деле мы всем готовы помочь, всех поддержать. Потому что когда
удобно всем, удобно и нам. Всем, кроме тех кто хочет нас нагнуть или оскорбить.
Нет ни одного пункта, по которому мы не готовы были бы предложить компромисного варианта, что-то обсудить, сверить. Все чего мы хотим, чтобы наши ТЫСЯЧЕЛЕТНИЕ представления о мире, добре и зле, этике, Боге и человеке, которые разделяет в большой степени 2\3 населения и в значительной степени почти вся остальные - они начали реально влиять на жизнь страны. Сегодня они влияют на ее жизнь меньше, чем в последние десятилетия жизни СССР. Когда снимались "В бой идут одни старики" и "Слезы капали", а не "Бля" и т.п.

Пока 95 процентов населения страны будет дискриминировано, а оно дискриминировано с 91-го года, больше, чем во времена СССР, ни одно ваше предложение не будет принято во внимание и реализовано.

Знаете, смешная штука. Я внимательно выслушал тех, кто был против строительства мечети. Их стиль, их подход, их точка зрения на мир поразительно схожи с вашими.
Это пустые страхи, недостаток воображения, непонимание, что не надо другим людям мешать в каких сокровенных вещах, иначе плохо будет всем. Это попытка свои хочу-не хочу навязать всем.

А мы не хотим. Мы хотим, чтобы возродились, окрепли культура, вера, мировидение, которые составляют сущность Святой Руси. Вы воображете, что наш народ это пласттилин, из которого можно слепить что-то толерантно-секулярно-либерльное, одарив его жвачкой и формальными свободами ничего не дающими не уму, ни сердцу.
Так ведь не получится. Все что вы в состоянии сделать - помешать нам. Зачем?

наблюдатель
6 мая 2011 23:39

а по моему, даже очень нечего у них получается. и надо очень,очень даже постараться ,чтоб что то у нас возродилось .

Григорян
7 мая 2011 03:11

Знаете, это ведь только дурное дело - нехитрое. А если что-то хорошее хочешь сделать, здесь всегда надо очень даже постараться. А насчет того, что очень ничего у них... да, неплохо получается. Но знаете, как сказал один неглупый человек: «Можно долго обманывать немногих, можно недолго обманывать многих, но нельзя — не получится — всегда обманывать всех».

Зильберг
7 мая 2011 04:51

Стройте, крепите, возрождайте. Только обойдитесь без подсуживания государства, если уж вы итак столь сильны и вас так много. Зачем жульничать?
Хорошо говорить: я не против. Пусть мечеть, пусть синагога... Но Вы поддерживаете конкретную политику государства, а она в том, что ни мечеть ни синагога, а вот кирхи - православным. А вот ФСБ - лишает виз раввинов и пасторов. Это - реальность, а ваши прекраснодушные слова - сказка о той России, которой никогда не было и не будет. Поэтому я говорю: пусть будет как в других секулярных странах, во Франции к примеру. Никому - ничего, все сами. Это достижимо.

К Григоряну относятся
7 мая 2011 09:44

Его же цитата:

«Можно долго обманывать немногих, можно недолго обманывать многих, но нельзя — не получится — всегда обманывать всех».

Он одел шоры,розовые очки,в ушах беруши.
А может он получил установку на лозунги:

"А мы не хотим. Мы хотим, чтобы возродились, окрепли культура, вера, мировидение, которые составляют сущность Святой Руси. Вы воображете, что наш народ это пласттилин, из которого можно слепить что-то толерантно-секулярно-либерльное, одарив его жвачкой и формальными свободами ничего не дающими не уму, ни сердцу.
Так ведь не получится. Все что вы в состоянии сделать - помешать нам. Зачем? "

Кто и кому мешает? Чушь какая-то.

Бывший Земляк "Б.З"
7 мая 2011 09:52

некоторым комментаторам кажется,что здесь на форуме решается судьба России. И решают ее они,написав кучу слов,нечего нового не открывших,набор фраз очевидных для всех,говорильня по сути - не о чем...
Что-то напоминает... - Инструкторов ВЛКСМ.
Много слов,пурги,разговор о работе - заменяет саму работу. А главное верят в важность своей миссии.

Бывший Земляк "Б.З"
7 мая 2011 10:00

Хочу процитировать умную(не мою) фразу о свободах:

ТРЕБОВАТЬ СВОИХ СВОБОД - ДЕЛО ПРАВДЫ!
ЖЕРТВОВАТЬ СВОИМИ СВОБОДАМИ РАДИ ДРУГИХ - ДЕЛО ЛЮБВИ!
Христианство изначально призывало к этому.
Сейчас времена поменялись,поменялись и "христиане",имеется ввиду - западные...

Я написал
7 мая 2011 10:03

"СВОБОД"...в фразе по-другому.Там о "требовать своих прав..."
В оригинале: требовать своих прав - дело правды,жертвовать своими правами ради других - дело любви.

Григорян
7 мая 2011 13:37

"Только обойдитесь без подсуживания государства"

Это Леонид называется клевета. Возможно, смягчающим обстоятельством являтся в вашем случае неосведомленность, а вот страхи и комплексы вы вполне способны научиться как-то изживать. Церковь не подзуживает государство. Она не имеет ни малейшего отношения к вопросу с визами для раввинов и пасторов. Неужели вы полагаете, что мы боимся конкуренции с раввинами? Панически боимся, что они обратят кого-то в иудаизм? Причины проблемы лежат не в религиозной сфере.

Вот, например, из информации на этот счет: "бывший глава РЕК Евгений Сатановский в интервью "НГ" заявил, что "наиболее возможной версией" причины депортации Пинхаса Гольдшмидта является конфликт между самим Слуцкером и Московской еврейской религиозной общиной".

Церковь здесь при чем? И так по каждому из случаев лишения визы. А вы вроде как не в курсе. А зачем, если виновник по рукой - Церковь.

"а ваши прекраснодушные слова - сказка о той России, которой никогда не было и не будет"

Нет это не сказка. Есть и культура и вера и мировидение. Если есть носители и того и другого и треьего, даже на вашем сайте, как это может быть сказкой. Мы, люди которых я перечислил, существуем? Тот факт, что вы нас отрицаете, он очень много говорит о вас, и о корнях проблем, с которыми сталкивается Россия на прояжении полутора столетий. Но это не значит, что нас нет. Что нас не было в 19 веке или 12. Понимаете, это наша страна. Где мы рады многим и многим, всем кто уважает нас, и готов вместе с нами делать нашу страну лучше. И если бы хотите делать это вместе с нами, вам, как минимум, придется признать наше существование. В противном случае... у меня есть хомячок, который часа по четыре в день крутит колесо и вроде как куда-то бежит. Точно не знаю куда. Раз в минуту он выскакивает и проверяет, ну че, сколько там осталось? Судя по тому, сколько уже отмотал, приближается к Иерусалиму. А вы даже не выскакиваете и не проверяете.

Зильберг
8 мая 2011 06:14

Читайте внимтельно: не подЗуживание, а подСуживание. Хотя и ПОДЗУЖИВАНИЕ имеет место.
А про Гольдшмидта... что все остальные 30 человек тоже из-за Слуцкера? Умеете же Вы навести тень на плетень.

Григорян
7 мая 2011 15:09

Вы Леонид разумеется истокуете мои слова как претензии на права. На самом деле я говорю о обязанностях, отвественности. Православный священник идет в армию потому что переживает о солдатах. Это главный мотив, все остальное мисионерство и пр. на сто первом месте.

Я первый раз, в 12 лет, пришел к Богу, потому что начал видеть лица предков. Стоило закрыть галза, всплывало лицо деда - Василия Ивановича, а за ним другие - менее четкие. Здесь нужно пояснить, что у меня никогда не было склонности к мистике или каких-то проблем с психикой... Просто лица... И чувство ответственности, понимания, что я не сам по себе.

Связь с предками, родиной дает такую мотивацию, поднимает на такой уровень ответственности, как ничто другое. Я об этом знаю из собственного опыта, а не из книжек. Она задает вектор, траекторию. Ответственность - это очень тяжело. Поэтому спустя год после того, как я начал видеть эти лица, последовал мой бунт против Бога, против себя, как выяснилось. И лишь когда я пришел ко Христу все встало на свои места. Я понял, что иметь основу - это не рабство, а опора для обретения свободы, любви.

Ответственность и любовь, Леонид, это довольно сильные чувства. Не думаю, что им можно что-то противопоставить. И те права, которые из них вытекают, они ни для кого не обременительны. Я по настоящему благодарен тем русским мусульманам, иудеям, лютеранам и так далее, которые вместе с моим отцом, моими дедами строили и защищали мою страну. Для меня они не чужие, а часть меня, собратья и соотечественники. Через общее дело, кровь пролитую за него мы соединены в Боге намного более прочно, чем могут предложить политкорректность и мультикультурность. Лишь через воспоминание об этом, через понимание этого возможен религиозный и национальный мир в России. Не через сраную секулярность, которая является орудием разделения и ненависти.

сраная секулярность
7 мая 2011 15:38

Минуточку... Как много пены и мыльных пузырей.
Лозунгов не к чему не обязывающих.
Давайте разберем секулярное общество СССР в 41-45 годах. Страна стала жить одной семьей,как только фашисты вторглись. А ведь это было секулярное - сраное(по вашим словам) общество.За базаром следить не пытались???
Зато сейчас не секулярное общество. На храмы жертвуют индульгенцию взяточники,воры и убийцы.
РПЦ - лицемерно принимает пожертвования,а коррупция прогрессирует. Потому что все банально и примитивно: накосячил,наворовал,пошел к батюшке денег занес,батюшка простил-отпустил грехи,и на новый круг. Где исправление грешника? Редкие бютюшки к этому стремятся.Иначе не придет не занесет индульгенцию оборотень.
А вы предлагаете надеть розовые очки и вставить в уши затычки.
Наше не секуляное(НЕ СРАНОЕ) общество больно духовным падением.Вы не видите или лицемерно не хотите видеть и при этом призываете других не замечать. Если РПЦ погрязло в роскоши ,то что спрашивать с мирских. Одни лицемерно раздают награды,другие лицемерно принимают их. Кому нужен этот фарс и пафос,эти правильные слова из Евангелия,лицемерно призывая к заповедям,сами жить не по заповедям.
"Поэтому спустя год после того, как я начал видеть эти лица, последовал мой бунт против Бога, против себя, как выяснилось. И лишь когда я пришел ко Христу все встало на свои места."
А помнится вы писали,что во время Литургии на Праздник,в переполненном храме вы пробивались сквозь верующих людей к девушке,тем самым нарушали их молитву и создавали суету. Это так вы пришли ко Христу? Оригинальный способ,смею заметить. Кроме как спектаклем и не назовешь.

Спичак
7 мая 2011 15:13

Володя, это ничего, что я склонен к мистике?:))) Мистика (тайна) - все... наши логические, ассоциативные, аналоговые , абстрактные цепочки и сети - все это тоже мистика. Я, конечно, в широком смыле...

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме