Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Кем был Мамардашвили

Кем был Мамардашвили

Николай Зюзев
Николай Зюзев
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

     Владимиру Григоряну.
Это был один из редчайших настоящих философов в советское время. Все, кто его помнит на факультете философии в МГУ, а там много его бывших учеников, вспоминают его только с глубочайшим уважением (независимо от политических или научных наклонностей). Фантастический лектор, личность. Он был не просто глубок, но и шел своим путем, никак не смешиваясь с общим течением, уходя от бессмысленного «диалектического материализма» в реальные философские проблемы – так, как они существовали в международном контексте. Собственно, он и не нуждается в защите – достаточно его почитать, это трудное чтение, но настоящая мысль другой и не бывает.
Что касается этих замечательных апокрифов :

  (А философ Мераб Мамардшвили на полном серьезе доказывал, что грузин лучше, чем русский.

- Чем, - спрашивали его

Тем, что у грузин "благоустроенные квартиры забиты вещами, высококачественной импортной аппаратурой», - отвечал Мамардашвили, поясняя: «Эта атмосфера отражает самоуважение грузин, которое отсутствует у русских».

От него совершенно ускользнуло, что Грузия была не просто дотационной, а гипер-дотационной. Ее реальные доходы были одними из самых низких в стране, при этом жили грузины богаче жителей самых успешных, трудолюбивых, регионов СССР.

Да, это называется паразитирование, но в большинстве случаев паразит пусть смутно, но догадывается, за чей счет живет. С грузинами этого почему-то не произошло:

"Мы должны отделиться, -зявил Мамардашвили. - Хватит вместе с русскими страдать и вместе с ними жить в дерьме!"),

то тут такая ситуация. Понимаете, «мысль», в них заключенная, достойна интеллекта нациста, религиозного фанатика, «нашиста»… (выберите, что нравится, или продолжите ряд по своему вкусу). Человеку той культуры и уровня, каким был Мамардашвили, она просто не может придти в голову. Это просто другой интеллект, и процессы, там происходящие, с лозунгами нациствующего дебила несовместимы. Какой отморозок, когда и где их выдумал (или исказил какие-то высказывания философа до неузнаваемости), «история от нас утаивает». Вы, Володя, вроде бы человек интеллектуальный. Так зачем же мерзость-то повторять? От неуважения к вашим читателям?
 


 

 


 

Материалы по теме
Мнение
20 февраля
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
Странная война, очень странная
Мнение
30 октября 2023
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Что произошло в Дагестане и кто это должен был предотвратить
Комментарии (24)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Сарычев Юрий
29 сен 2010 09:42

...это, видимо, ответ автора некоторому вульгарному толкованию Мамардашвили? А кто так толкует? Где? Возможно, кто-то из "новых грузин" в Грузии? Что же до интеллектуальной родины Мераба Мамардашвили, то тут надо бы нам внимательно всмотреться в философский факультет МГУ конца 50-х. Там вместе с Мамардашвили были и Зиновьев, и Ильенков. Там, как видится, бурно стартовало и развивалось положение о ценности личности, абсолютного права её творческого поиска вне господствующих идеологем - Мамардашвили здесь был частью интеллектуальной грибницы...А влияние этого московского философского феномена на СССР оказалось тихим и очень мощным. Кто бы исследовал подробнее...

Наталья Чернавская
29 сен 2010 17:41

Даю ссылку: Традиция (Русская энциклопедия), статья Мераб Константинович Мамардашвили, легко через Яндекс найти

Марат
29 сен 2010 19:39

Я начинаю понимать откуда берется эта грязная муть. Целые коллективы работают компелируя отрывки Окуджавы, Мамардашвили, Гайдара. Хороший же источник Вы мне порекомендоавли, г-жа Чернавская.
Вот как она себя позиционирует: "Свободная русская энциклопедия «Традиция» — всеобъемлющий энциклопедический сетевой проект, существующий для создания, сбора и упорядочения знаний в интересах русской нации". Энциклопедия в "интересах нации" - это сильно. Направление сей "энциклопедии" хорошо характеризуется тем, что там наличествует статья "эйнштенизм". А вот, ВСЕ, подчеркиваю, все, что они сочли нужным сказать ( сочинить) о Мамардашвили.


Мераб Константинович Мамардашвили (1930–1990) – советский философ, доктор философских наук (1968), профессор (1972). Родился в г. Гори (Грузия), в семье военнослужащего. В 1955 году окончил философский факультет Московского государственного университета.

Один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. Грушин, А. А. Зиновьев и Г. П. Щедровицкий.

После распада МЛК декларировал неприемлемость для себя организованных (кружковых, движенческих) форм работы и профессионализировался как философ «сократического» склада ума и образа жизни.

Содержание
1 Философское наследие Мераба Мамардашвили
1.1 Мамардашвили о русских
1.2 Сравнение грузин и русских
1.3 Мамардашвили о себе как о "грузинском шпионе"
1.4 О принципе национального самоопределения (для России и Грузии)
2 Политическая позиция Мераба Мамардашвили
3 Литература
4 Ссылки

Философское наследие Мераба Мамардашвили
Мамардашвили. Карикатура Александра Зиновьева Мамардашвили о русских: Русские, куда бы ни переместились - в качестве казаков на Байкал или на Камчатку, их даже занесло на Аляску и, слава Богу, вовремя продали ее, и она не оказалась сегодня той мерзостью, в которую они ее скорее бы всего превратили, - куда бы они ни переместились, они рабство несли на спинах своих.
Русским присущ специфический нюанс, связанный со старой русской традицией, восходящей к исторической интерпретации христианства. Русскому православию свойственна подавленность, почти эмбриональное состояние духа. Это - своего рода болезнь подавленной духовности, находящей удовольствие в своем эмбриональном состоянии, всегда более богатом, чем состояние, уже облеченное в форму. Исторически так сложилось, что русская культура всегда избегала форм, и в этом смысле она ближе хаосу, чем бытию.
Когда русские испытывают недоверие к формам, то обращаются к большим теориям, говоря, что русский человек обладает огромным внутренним богатством и не довольствуется ни одной формой, так как благодаря своему таланту способен принять любую форму. Один русский писатель говорил, что с испанцем ты - настоящий испанец, с французом – настоящий француз… Это мне напоминает анекдот. Дело происходит, скажем, во Франции. Однажды королева призывает ко двору известного комедианта и просит изобразить самых знаменитых персонажей, образы которых ему пришлось воплощать. Актер играет Дона Карлоса, Гамлета… великих любовников театрального репертуара. В конце концов восхищенная королева просит, чтобы он представил самого себя. И следует ответ коленопреклоненного человека: «Извините, ваше величество, в личной жизни – я импотент». Так вот, надо спросить у русского, кто же он на самом деле?
Сравнение грузин и русскихСуществует грузинское достоинство. Мы не хотели принимать эту дерьмовую, нищую жизнь, которой довольствуются русские. Они с ней согласны, мы – грузины – нет.
Посмотрите на тбилисские дома, тротуары. Грязные дома, обветшалые ворота, зато внутри благоустроенные квартиры, забитые вещами, высококачественной импортной аппаратурой. Это атмосфера отражает самоуважение грузин, которое отсутствует у русских.
Русские готовы есть селедку на клочке газеты. Нормальный, не выродившийся грузин на это не способен. Внутренняя поверхность раковины отражает образ самоуважения грузина, его чувство собственного достоинства.
Мамардашвили о себе как о "грузинском шпионе Я, грузин и философ, с юности нахожусь во внутренней эмиграции. Я хорошо понимаю, что такое быть шпионом. Необходимое условие успешной шпионской деятельности, а нередко и творчества - сходство с окружающими.
Я долго жил в России и пишу не только по-грузински, но и по-русски. Но во мне намного сильнее антирусское начало, чем в наших антирусских политиках, поскольку они принимают исходные данные проблемы, саму зависимость от внешнего врага, на которой они слишком сосредоточились. Они не замечают, что зависят от решений русских относительно самих себя. С этим надо решительно порвать.
Мы должны отделиться. Хватит вместе с русскими страдать и вместе с ними жить в дерьме!
О принципе национального самоопределения (для России и Грузии)Существует ситуация, когда можно решить проблему прав человека и прав нации, наделяя малое, окруженное большим, символами или правами большого. Это может быть решением в условиях Российской Федерации, где некоторые национальные территории являются продуктом русской истории и этническое меньшинство окружено русским населением. Это вполне разумная демократическая позиция. Но этот принцип «матрешки» не годится в условиях Грузии.
Слово «Абхазия» является синонимом слова «Грузия». Поэтому сказать грузину, что Абхазия может выйти из Грузии, - значит сказать примерно то же самое, что Грузия может выйти из самой себя. Или скажу еще резче: это то же самое, что быку показывать красную тряпку, а потом удивляться, что бык такой недемократический.
[править] Политическая позиция Мераба МамардашвилиМамардашвили считался у грузин за одного из самых умеренных, и был за это до смерти затравлен звиадистками.

Он скоропостижно скончался 25 ноября 1990 года в Москве, в аэропорту "Внуково", собираясь лететь домой, в Грузию. Инфаркт миокарда наступил после того, как в аэропорту у Мамардашвили произошел идеологический разговор с группой сторонников Звиада Гамсахурдиа, также летевших в Тбилиси. Этот разговор оказался последним из серии подобных, когда пришедшие к власти звиадисты развернули оголтелую кампанию травли ученого, обвиняя его в "русофилии", "космополитизме", в "советскости" и т.п.


Сарычев Юрий
29 сен 2010 20:22

Он философ, Марат, причём, диалектик, слившийся в бытии своём с мыслью. Он стремился, как и его мысль к "себе иному". Но, надо сказать, при самом основании человеческого (особенно) философского суждения лежит затруднение одно - дело в том, что сознание человека, воспринимая мир, отражает его и СОЗДАЁТ ВТОРОЙ (своего собственного отражения) МИР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЗНАНИЙ О МИРЕ,равный по значению первому...Тут и увлечься-потеряться недолго, а Мераб Константинович был человеком страстно увлекающимся мыслью....

Сарычев Юрий
29 сен 2010 20:10

...да, спасибо, посмотрел я внимательно эту плоскость жизни Мераба Константиновича...я себе так понимаю, что философом он был замечательным, а вот общественным деятелем уже "переменного свойства" (в советские времена, безусловно, крупным, отстаивавшим свободу личности в творчестве, а в постсоветские немногие прожитые им годы - потерявшим "навигацию", но не полемический запал). Политиком же оказался совсем никаким. Так он и ценен нам своим цельным опытом жизни, своим тАлантом - даром к философии, который сам М.К.Мамардашвили обрёл в Москве.

Сарычев Юрий
29 сен 2010 09:46

Да, есть какая-то в поднятой автором теме мистика )))). Оставил я свой первый комментарий, а он отмечается, но почему-то не читается )))

Сарычев Юрий
29 сен 2010 09:53

...Мераб Мамардашвили часть московского (МГУ) философского феномена утвердившего своими поисками право личности на творчество перед косными, тогда бытовавшими в СССР идеологемами. Там ведь и Э. Ильенков, и А. Зиновьев были рядом с Мамардашвили. Значение тихого влияния московских философов на трансформацию Союза представляется очевидным, но,к сожалению, не изученным....кажется, не ставили исследователи так вопрос...или, всё-таки уже присматривались к феномену философского факультета (послевоенного) МГУ?

Марат
29 сен 2010 12:03

Это удивительный мир. Туда кто-то запускает непонятно откуда взявшиеся цифры. Там летают кем-то запущенные утки. Кто-то грязненький что-то делает там с обрывками информации, как-то ее склеивает, а потом вполне , вроде бы, нормальные люди ею пользуются.
Там можно верить каналу "Россия", монтирующему кашель к телепередаче, но незаслуживает доверия канал "Фокс". Там всерьез обсуждаются цифры, представленные полубезумной Сажи Умалатовой. Там достойными людьми считаются фашист Баркашов, махровый юдофоб Макашов, оголтелый мракобес Питирим. А недостойными - возвышенный Булат Окуджава, правдолюбец Юрий Щекочихин, "грузинский Сократ" Мамардашвили. И это - мир христианина?

Борис Май
29 сен 2010 16:09

Не хочу верить.Сам много в юности занимался изучением философии. И вдруг такое ! Кухонное!Примитивное! И где? В МГУ. Огромная печаль поселилась в моем сердце.

Наталья Чернавская
29 сен 2010 17:24

А я вот тоже знаю одного философа- практика, в переписке с товарищами по партии не стеснявшегося в выражениях. Тоже многие потом (при публикации) и не хотели верить своим глазам, зачем, дескать, дискредитировать ум, честь и совесть нашей эпохи, гораздо лучше кудрявеньким таким на значках октябрятских изображать!

Григорян
29 сен 2010 18:10

Отправил пост, а он куда-то пропал. Повторю.

Коля, здравствуй, рад тебя слышать. Я тут взял паузу, решил недельку не вмешиваться в дискуссию. Но тебе не ответить не могу. На высказывания Мамардашвили я натолкнулся в альманахе, изданном недавно Олегом Чубом "Бархатная книга человечества". Но вообще они, как я понял, перепроверив, хорошо известны, и точно принадлежат Мамардашвили. Просто я узнал лишь благодаря Олегу.

Я не виноват, Коля, что Мамардашвили их сделал, их и многие другие в том же духе. Я привел их не для дискредитации Мамардашвили, а поясняя, какую грузинская элита сыграла в трегедиях последних двух десятилетий.

Не вини меня в том, что эта роль мне не понравилась. Ведь тебе тоже не понравились высазывания Мамардашвили, просто ты решил, что их кто-то выдумал. Если бы так!

Марат: Опять говорите неправду? Где у меня цитаты и цифры из Сажи Умалатовой? Зачем чушь несете. Я что ли виноват, что Окуджава взялся обосновывать, почему Басаеву нужно поставить памятник за захват роддома в Буденовске?

Не с замечательным потом Окуджавой я борюсь, честным журналистом Щекочихиным, большим философом Мамардашвили. А с теми демонами, которые ими в какой-то момент овладели, с причинами, по которым это произошло.

Марат
29 сен 2010 19:13

Цифры погибших в 1993 году, которые Вы называете - из "расследования" Сажи Умалатовой.

Григорян
30 сен 2010 00:14

Умалатова здесь совершенно ни при чем. Точннее, мы с ней , независимо друнг от друга сказали о списке погибших, реально существующем, и оценках свидетелей общего кол-ва жертв. Усомнится в этмо можно, так же как и в половой принадлежности САжи и моей, в том что солнце светит, что дМожно.истья сначала зеленые, потом желтые и красные. Можно, да, но лучше не париться. Чтобы дураком не выглядеть в собственных глазахх.

Марат
30 сен 2010 01:19

Источник назовите. А то "источник" по Мамардашвили я уже нашел.

Григорян
30 сен 2010 04:07

Че искать-то. Я его уже назвал. "бархатная книга", изданная чубом.

Спичак
29 сен 2010 18:20

Я поражаюсь твоему терпению. Ей Богу... Люди создают свою "площадку" и свои "ссылки", с ними спорят же и... просто никто и ничего в аргументации слышать не хочет. У них такой "ПРАВИЛЬНЫЙ МИР".

Григорян
30 сен 2010 06:19

"Понимаете, «мысль», в них заключенная, достойна интеллекта нациста, религиозного фанатика, «нашиста»… (выберите, что нравится, или продолжите ряд по своему вкусу). Человеку той культуры и уровня, каким был Мамардашвили, она просто не может придти в голову".

Коля - это ты сказал.

Вот ссылка на "Новую": http://www.novayagazeta.ru/data/2008/66/28.html


Вот ссылка на книгу "Как я понимаю философию" - подготовленную к изданию учениками Мамардашвили. Оттуда все цитаты и взяты:

http://www.klex.ru/books/kak_ya_ponimayu_filosofiyu.rar

Вернее не все взяты. Там есть и похлеще. Но у меня не было самоцели изобличить Мамардашвили.

Наталья Чернавская
30 сен 2010 15:30

Я всегда говорила Володе, что, когда пишешь на тему не первый, нужно ссылки давать! Для меня это как дважды два ясно, но факт и то, что в газетах и дискуссиях на форумах - не принято. А большАя часть перепалок просто была бы этим снята, в частности эта тема - просто не возникла бы.

Григорян
30 сен 2010 16:49

НАташа, я я каждый пост начну оформлять как диссертацию, мне лучше будет отказаться от посещения форума. Кроме того, очень часто, прикрываясь ссылками пытаются пропихнуть ложь, недостоверные сведения. Я предпочитаю все-таки другой путь. Даю проверенную информацию из нормальных источников, которую потом смогу обосновать, дать ссылки если попросят. Если не уверен в информации, стараюсь оговорить это.

Григорян
30 сен 2010 18:46

Я не ставил целью изобличить Мамардашвили. В каком-то смысле он сам стал жертвой того шовинистического, инфернального поля, которое несколько десятилетий калечит психику грузинской элиты. У нашей газеты есть нештанный корреспондент в Тбилисси - Мария. Она несколько лет расказывает на странциах "Веры" - о другой - светлой, христианской Грузии. Но прежде сотрудничала с другим изданием. И однажды прислала туда материал, где мелькнули некие "самолетные мальчики" - жертвы советского тоталитиразма, о которых в Грузии сохранилась такая неплохая память. Они, можно сказать, герои.

Как после выяснилось, эти звереныши захватили самолет, и несколько часов убивали членов экипажа, пассажиров. Заверки издевались над ними. Мария - святой человек, но вот это поле в Грузии, которое зверей превращает в людей, а людей в зверей - оно влияет на каждого, повлияло и на нее, повлиялог на Мамардашвили, на Кикабидзе - одного из моих любимых актеров.

Это поле и стало причиной той трагедии, которую Грузия переживает два десятилетия. Я воспринимаю его существование, как тяжелую болезнь. То что произошло с Мамардашвили - это болезнь, которая убила его физически. Его затравили за то, что он недостаточно шовинистичен, что болезнь поразила не все отделы его мозга и души.

Я не судья ему. И цитаты привел лишь для того, чтобы показать, если даже Мамардашвили, крупный мыслитель, светлая голова начал нести такое, представьте насколько плохи дела.

Григорян
30 сен 2010 19:12


Про "самолетных мальчиков", в качестве приложения.

"Преступники застрелили двух летчиков и двух пассажиров, зверски замучили стюардессу Валю Крутикову. Штурмана Плотко и стюардессу Ирину Химич серьезно ранили, сделав инвалидами...

На суде террористов спросили:

«Вы – дети высокопоставленных родителей. Что стоило вам приобрести турпутевки в Турцию, куда вы и так беспрепятственно летали, чтобы спустить родительские деньги в казино? Купили бы путевки и на этот раз, чтобы спокойно, без шума попросить в заграничных райских кущах политическое убежище!»

Ответ был обескураживающим:

«Если бы мы таким путем сбежали за границу, нас бы приняли за простых эмигрантов. Чего стоят наши фамилии, влияние и деньги наших родителей там, за границей? Вот когда отец и сын Бразаускасы улетели с шумом, со стрельбой, стюардессу Надю Курченко убили, так их там в почетные академики приняли, невольниками совести нарекли, из Турции в США переправили. Чем мы хуже?..»

Суд приговорил их к расстрелу.

Джумбер Ильич Патиашвили, отец одной из самых злобных террористок - Тамары, через полтора года после трагедии по рекомендации Горбачева возглавил партийную организацию республики, став первым секретарем ЦК Компартии Грузии".

Лира
7 ноя 2012 00:34

!!!

Соколов Святослав
25 фев 2015 13:25

Во всех советских средствах массовой информации с завидной регулярностью печатаются многочисленные воспоминания, аналитические статьи, архивные материалы, эссе, посвящённые памяти Великого Мераба и содержащие примерно следующие философские диалоги :

Иван: Скажите пожалуйста, что мне делать. Я вот тут чай налил, а пить его не могу — кипяток.
Мераб: Жды пят мынут. (Пауза в пять минут)
Иван: Мераб, пять минут прошло. Что делать?
Мераб: Тыпэр пэй.

И далее по иванушкиным мемуарам:

«Я стал пить. Чай был душистый, тёплый. Внезапно слёзы подступили к глазам — а Мераб, скромный великий человек, стоял у кухонного окна, облокотившись на подоконник, курил трубку, смотрел на меня и ласково, понимающе, улыбался. Я перевернул допитую чашку донышком вверх, положил её на блюдце, встал, тихо подошёл к Мерабу, скользя шерстяными носками по холодному линолеуму, опустился на колени и поцеловал жилистую, пропахшую табаком руку мыслителя: «Спасибо, Учитель».

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме