Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Черемисские войны

Черемисские войны

7х7
7х7
Добавить блогера в избранное
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Разгром Казанского ханства и приведение к присяге представителей некоторых близлежащих к Казани волостей (сотен) Луговой стороны отнюдь не означали установления мира на этой земле. Уже в декабре 1552 года в Москву поступили сообщения, что в Черемисской земле вспыхнуло восстание местного ясачного населения. Марийцы Луговой стороны, не уплатив ясак, перебили его сборщиков, соединились с жителями Арской стороны и вместе с ними направились к Казани. Высланные навстречу им отряды казаков и стрельцов были разбиты.

Так началось восстание, с марта следующего года переросшее в мощную национально-освободительную войну. Оно растянулось на 30 с лишним лет (с перерывами) и прошло три этапа, получившие общее название - «черемисские войны”. Н.М. Карамзин отмечал народно-освободительный характер этого движения: “бунт черемисский продолжался до конца Иоанновой жизни с остервенением удивительным: не имея ни сил, ни искусства для стройных битв в поле, сии дикари свирепые, озлобленные, вероятно, жестокостию царских чиновников, резались с московскими воинами на пепле жилищ своих, в лесах и в вертепах, летом и зимою - хотели независимости (выделено мною. - К.С.) или смерти”.

Одновременно сопротивление завоеванию широко развернулось среди татарского населения в Заказанье и Прикамье (на «Побережной стороне»), охватило Арскую сторону, где проживали удмурты, татары, марийцы, перекинулось в башкирские земли. Во многих случаях повстанцы распространяли свои действия на нижегородские и муромские земли.

Весной 1553 года на усмирение восставших был направлен из Казани воевода В.И. Салтыков, но был разгромлен и потерял много воинов убитымии и попавшими в плен. После этого «луговые черемисы воевать» были направлены крупные военные силы из Москвы и других центральных городов. Карательные отряды жестоко расправлялись с местным населением, наводя ужас не только на мятежников, но и на мирных жителей, предавая всё огню и мечу.

Документальные свидетельства того времени ярко рисуют и общенародный размах национально-освободительной войны, и его переплетение с борьбой против жестоких, безудержных ясачных поборов, и жестокость карателей, граничащую с геноцидом (“воевали и жгли во всех местах”; “воевали луговую черемису, захватили 1600 именитых людей и всех умертвили” и т.п.). Царские войска, подавляя сопротивление восставших, приносили краю большое разорение.

В ходе карательных операций были перебиты многие руководители движения (по словам летописцев - “лутчие люди”), а некоторые прибыли в Казань и изъявили свою покорность завоевателям.

В этих условиях «луговой сотник” Мамич-Бердей решил предпринять своеобразный политический маневр: образовать на Луговой стороне «царство», править которым пригласил ногайского царевича Ахполбея. “А Мамич-Бердей, - сообщает летопись,- взял к себе царевича Ахполбея, а пришел к ним из Ногай и живет на Луговой стороне, а с ним пришло человек со сто ногай...” Но тот большой помощи в борьбе с московскими войсками не оказал, вскоре потерял доверие марийцев и был убит. Об этих событиях образно рассказал Андрей Курбский: ”А потом взяла было черемиса луговая царя собе с Ногайские Орды, бронящеся христианом и воююще...Потом же, егда рассмотревши, иже мало им прибыли с того царя, убиша его и сущих с ним татар, аки три ста, и главу ему отсекоша и на высокое древо взоткнули и глаголали:”Мы было взяли тебя того ради на царство, с двором твоим, да обороняеши нас; а ты и сущие с тобою не сотворил нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел; а ныне глава твоя да царствует на высоком коле”.   

    Восстание Мамич-Бердея закончилось трагически. Объединившиеся русские войска и горномарийские рати перешли Волгу, до основания сожгли черемисский город на реке Меше, убили свыше 10 тысяч человек и почти под корень вырезали знатную черемисскую верхушку. Самого Мамич-Бердея горные марийцы заманили на пир, разоружили 200 человек его личной охраны и, схватив, передали в руки русских властей. В 1556 году в Москве Мамич-Бердей был казнен.

 

В 1556 году «на луговых людей» и вообще “на Казанские земли” были двинуты усиленные составы войск, собранные во Владимире, Муроме, Суздале, Галиче; в помощь им были дополнительно приданы полки из Устюжны, Соликамска, Вятки, Перми. Они разгромили остатки повстанческих отрядов, физически уничтожили их предводителей («казанские люди лутчие, их князи и мурзы и казаки, которые лихо делали, все извелися»).

Так в мае 1557 года первый этап национально-освободительной войны на Луговой стороне потерпел поражение, край был приведен “в конечное смирение”. «Мамич-Бердеевы дети Икака соцкий и все достальные люди государю добили челом» в Чебоксарах; «луговые люди все содиначилися и царю и государю добили челом и всею землею правду (т.е. присягу. - К.С.) дали, что им неотступными быти от царя и государя во веки и их детем и ясакы платить сполна, как их государь пожалует».

Примечательны слова Н.М. Карамзина об этих событиях: «Несколько раз земля Арская присягала и снова изменяла. Луговая же долее всех упорствовала в мятеже. Россияне пять лет не опускали меча: жгли и резали... Весною в 1557 году Иоанн в сию несчастную землю, наполненную пеплом и могилами, послал стряпчего Семена Ярцова с объявлением, что ужасы ратные миновались и что народы ее могут благоденствовать в тишине как верные подданные Белого Царя. Он милостиво принял в Москве их старейшин и дал им жалованные грамоты». А ездили к царю «от всей земли бити челом» сотники Казмир, Икака, Янтемир.

Современные исследователи (А.Г. Бахтин, С.К. Свечников) именно с этими событиями связывают дату фактического присоединения марийцев и вообще Среднего Поволжья к Русскому государству.

Но «благоденствие в тишине» продолжалось недолго. Представители царской администрации снова довели терпение населения до предела, и в Марийском крае (на сей раз, видимо, не только на Луговой, но и на Горной стороне) в 1572 году вновь вспыхнуло восстание. Не рассчитывая на победу только своими силами, его руководители обратились за помощью в Крым. Туда «приехали два черемиса Агиш и Мустафа с новокрещенным Иванчею от горных и луговых людей», просили крымского хана послать войско на Волгу, чтобы вместе вести войну против Москвы. Повстанцы были также связаны с башкирами и Сибирским ханством.
Когда в Москве стало известно об этом, в Марийский край были направлены войска из Казани, Свияжска, Чебоксар, Алатыря, Арзамаса. Но подавить волнения сразу не удалось, хотя никакой военной поддержки из Крыма не поступило. В 1574 году стали собираться новые военные силы, чтобы «на казанских людей и на черемису... иттить в поход», если “казанские люди и черемиса, которые не в послушании, государю не добьют челом”.

Мятежники, узнав, какие силы готовы двинуться против них, прислали в Муром, где располагался воевода Большого полка, своих представителей с изъявлением покорности. Но поход русских войск в Марийский край в том году все равно состоялся, и в ходе его был поставлен город Кокшайск. Это было началом осуществления широко задуманного плана планомерного административного закрепления недавно завоеванной территории посредством строительства городов-крепостей. В жалованной уставной грамоте Казанской земле царь указал: «и городы и остроги по моему цареву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и моих детей царевича Ивана и царевича Федора указу ставити...».

Со строительством Кокшайска военно-административный контроль над большей частью Луговой стороны был налажен. Но и при этом спокойствие оказалось непрочным и непродолжительным.

В 1581 году новое мощное народное восстание охватило весь край. И вновь на помощь местным гарнизонам были направлены войска из центра России. Одни из них отправились по Волге «в плавную» и «стояли на Волге на Козине острове». Осенью 1582 года в помощь им «воевать луговые черемисы» отправились два новых полка. В начале зимы 1582-1583 годов из Мурома «луговые черемисы воевать» было направлено большое войско в составе пяти полков. А в помощь ему были приданы три полка, собравшиеся в Нижнем Новгороде, туда же были посланы полки из Галича и Юрьевца. Иван Грозный был настолько перепуган новым “черемисским мятежом”, что пошел на унизительные условия перемирия с Швецией в бесславной Ливонской войне, чтобы перебросить освободившиеся в Прибалтике военные силы против мятежников.

Н..М. Карамзин, объясняя причины этих мер, отмечал: московскому правительству стало известно, что турецкий вассал, крымский хан «сносится с черемисскими мятежниками и готов устремиться на Россию». В связи с этими вестями и были предприняты решительные шаги по усмирению мятежного края и упрочению в нем позиций Москвы посредством постройки новых военно-опорных пунктов. В это время были основаны «в Черемисе» города-крепости Козмодемьянск, Царевококшайск, Царевосанчурск, Яранск, Уржум, Малмыж. Города с самого начала были исключительно русскими. Марийцам не разрешалось в них селиться. Более того - они должны были освобождать территорию вокруг городов в радиусе до пяти верст.

Эти события означали окончательное покорение Марийского края, установление и упрочение здесь административной власти Москвы.
Таким образом, во второй половине XVI века, после длительной вооруженной борьбы, Марийский край был включен в состав Российского государства. Это имело важные исторические последствия. Прекратились опустошительные войны между Москвой и Казанским ханством на марийских землях. Марийцы сохранили себя как этнос. Создались более благоприятные возможности для хозяйственного развития.

Но царизм с самого начала проводил по отношению к марийцам политику национально-колониального гнета. Более того, само присоединение края сопровождалось неслыханными жестокостями и бесчинствами по отношению к местному (как к мятежному, так и к мирному) населению, которые были аналогичны синхронным “подвигам” испанцев в Америке. Это вызывало естественное возмущение, сопротивление завоевателям.

«Черемисские войны» второй половины XVI века были национально-освободительным движением. Карательные экспедиции, подавляя его, руководствовались господствовавшими тогда моральными и юридическими нормами («прав тот, кто сильнее», «правда всегда на стороне победителя») и проводили по существу геноцид, «воюючи и жгучи» все на своем пути. В ходе этих событий, в результате жестокого подавления сопротивления, численность марийцев, особенно в центральной части Луговой стороны, значительно (во всяком случае не менее чем наполовину) сократилась. Это осталось незаживающей кровоточащей раной в исторической памяти народа, в его мировосприятии, фольклоре, самосознании.

Жестокость карательных экспедиций, массированное насилие, которым сопровождалось насаждение нового управления и навязывание чуждой религии, стали внедрять в массовое сознание покорившейся части марийского народа состояние покорности, духовной угнетенности, рабскую психологию униженности, собственной второсортности.

А под этим, в глубине народного сознания, сохранялась память о Болтуше, Мамич-Бердее и других героях, боровшихся и погибших за свободу.

Тогда же, со второй половины XVI века, началось бегство спасшихся от уничтожения карателями, но не покорившихся марийцев от всё усиливавшегося царского гнета и начавшейся христианизации на восток, в Закамские, Башкирские земли. Отрываясь от основной этнической массы, переселенцы положили начало формированию этнографической группы восточных мари.

Завоевание оказало сильное воздействие на самосознание, психологическое самочувствие марийцев, помешало их возможному пассионарному подъему и в дальнейшем повергло в состояние обскурации. После присоединения марийского и других народов Поволжья и Приуралья к Российскому государству их земли стали объектом русской колонизации - в первую очередь по берегам крупных и средних рек. Появились города-крепости с русским населением, окруженные также сельскими поселениями русских крестьян. Но в целом колонизационный поток как бы прошел сквозь этот многоэтничный и многоконфессиональный массив, растекаясь и устремляясь дальше в менее населенные места - по Волге в ее низовья или по Каме и ее притокам за Урал, в Сибирь. Марий Эл стал внутренней периферией России. 
 

Материалы по теме
Мнение
7 марта
Павел Колосницын
Павел Колосницын
Стоило ли голосовать
Мнение
13 января
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Картина мира российского союза журналистов
Комментарии (11)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Евгений Вологин
27 сен 2010 23:53

Постоянство и настойчивость, с какими публикуются подобные материалы, выдают в публикаторах страсть к копрофагии. Для некоторых сторонников общечеловеческих ценностей - это нормально.

Спичак
28 сен 2010 00:00

крови русской набралось больше, чем было в мордвине 16 века(там тоже слияние и смешение шло семимильными шагами). Этногенез....Но кому он интересен? Тут, понимаешь ПОЛИТИКУ надо развернуть... с переносом, якобы на современность!!!!

Евгений Вологин
28 сен 2010 00:15

Предлагаю в рубрике "белые пятна истории" опубликовать материалы о русском духовном возрождении 13-15 вв., о школе Преп. Сергия Радонежского, роли Русской Фиваиды в просвещении народов России, развитиии их культуры и, в частоности, письменности, о русской иконописи как "умозрении в красках" или о борьбе царских наместников с эпидемиями среди народов севера и Сибири. По карйней мере, на этом сайте подобные темы как то мало отражены, да и особенно в современной гуманитарной науке освещены слабо. В школьных учебниках - так вообще этого не встретишь. Надо восполнять пробел, господа, ведь воспитание и просвещение на ХОРОШЕМ и ДОБРОМ совершенно необходимы. Свим детям, воспитывая их в любви к семье, матери, отцу, другим членам семьи, вы, наверое, об истории семейных распрей рассказываете не в первую очередь? Или и детей своих учите тоже на том, за что приличному человеку было бы стыдно и он предпочёл бы промолчать? Впрочем, если так, то это неудивительно, такая уж порода...

7х7
28 сен 2010 00:14

Участники форумов присылают нам материалы. Мы почти никому не отказываем. Главное, чтобы было интересно. Историческая достоверность материалов - на совести наших корреспондентов.

Марат
28 сен 2010 00:29

Вы полагаете, что здесь наличествует копрофагия. Однако, с необъяснимым упорством, отмечаетесь как раз под "копроматериалами", из чего можно сделать вывод, что копрофагов больше, чем может показаться.

Евгений Вологин
28 сен 2010 00:37

И мне кажется, что их больше, правда, гоню от себя эти мысли, ибо верю в доброту людей. К слову, известен ли Вам, Марат, сайт ЦАХАЛ waronline? Мне интересна история вообще и современная военная история в частности, если эти темы интересны и Вам, то рекомендую, хороший сайт. Да и ЦАХАЛ, признаться, мне нравится - хорошая армия, есть чему поучиться.

Марат
28 сен 2010 00:45

Заглянул, Вы что-то конкретно советуете?

Евгений Вологин
28 сен 2010 00:57

А что тут посоветовать? Сайт содержит обширные материалы по разным темам, хорош форум. Я с удовольствием почитал об истории и сегодняшнем дне ЦАХАЛ, об арабо-израильских войнах с точки зрения военных специалистов. Хорошая информация о вооружении ЦАХАЛ. Мне нравится, по крайней мере, об армии Израиля и о ближневосточных конфликтах с военной точки зрения, к тому же израильской, даже при современном половдье военной лит-ры, найти что-либо непросто. Советовать Вам, информированному человеку, я смогу лишь тогда, когда наша дискуссия примет более комплиментарный, заинтересованный и предметный характер. С уважением!

Марат
28 сен 2010 00:32

Мои извинения! Я все понял! Вы - ассенизатор, г-н Вологин!

Евгений Вологин
28 сен 2010 00:46

Это вы о моей любви к ЦАХАЛ? Как Вам не стыдно, это же антисемитизм, да и людей, я люблю причём всех и где угодно, верю в их доброту или Вы И ЭТО имеете ввиду? Нет, не может быть, я слишком верю в доброту людей, что бы так думать о Вас.

Василий Сажин
29 сен 2010 18:41

А почему вам не нравится материал? Историю нужно знать. Или правда глаза колет? Считаю, что публикация нужна и полезна.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме