Воронежская область
Кирилл Успенский Кирилл Успенский Воронежская область 1

Семья в век потребления

А ну отдай мой каменный топор

И шкур моих набедренных не тронь!

Молчи, не вижу я тебя в упор!

Сидя себе, поддерживая огонь!

«Семья в каменном веке». В. Высоцкий

Мы и сами не заметили, как он наступил. Век изобилия, потребления и недоступности. Наше поколение, помнящее дефицит периода «застоя», пустые магазинные полки 80-х годов восприняло гайдаровские реформы даже с некоторым облегчением, невзирая на сопровождающие их экономические трудности.

Помню, как в начале 1992 года на прилавках магазинов появилось буквально ВСЁ. Уличные торговцы осаждали железнодорожные станции и станции метро (я тогда жил в Москве), предлагая от французских женских чулков до батонов белого хлеба и сигарет. По телевизору то и дело показывали интервью с начинающими торговцами, с сияющими глазами раccказывающих о свои коммерческих успехах.С тех пор прошло двадцать пять лет. За это время выросло уже как минимум два поколения молодых людей, для которых нынешнее товарное изобилие, доступность машин, жилья (чтобы не говорили, а всё это стало куда как более доступным, чем в советские времена), поездки за границу (во времена «исторического материализма» это был удел избранных), банковские кредиты и прочие прелести свободного капиталистического мира стали частью жизни и само собой разумеющимся. А рассказы о советском дефиците, о котором они слышали в лучшем случае от родителей, воспринимаются даже с известным скепсисом. Типа, неужели такое могло быть?

Сейчас в разговоре практически любая студентка без запинки перечислит иностранные марки автомобилей и укажет на их достоинства и недостатки, сортах импортной парфюмерии и косметики (а ведь было время, когда девушки использовали для этих целей только красный карандаш и жженые спички), расскажет об условиях получения кредита в различных банках, колебаниях курса валют, стоимости жилья, ипотеке и т.д. и т.п. 

Да, мир изменился и с каждым годом меняется всё стремительней! В нашу жизнь стремительно вошли интернет и социальные сети, о роли которых в формировании семейной и личной жизни я уже писал в предыдущей статье.Но информация накапливается как снежный ком, и уже можно сказать, что социальные сети — лишь частный случай, и меняется весь мир. А семья и все, что с ней связано уже не то (или, как минимум, не совсем то!), что было лет двадцать пять назад!

Мой многолетний опыт работы с молодежью, разговоры с ними на разные (в том числе, и достаточно пикантные) темы позволяет мне проследить за деформацией (не хочу, чтобы это слово воспринималось однозначно отрицательно!) отношений между членами нашего социума, в том числе и основанные на различии полов! Многие обвиняют нынешнюю молодежь в распущенности, но я эти обвинения категорически опровергаю! Распущенности сейчас, пожалуй, даже меньше, чем было в 70-е — 80-е годы (о более далеких годах судить не берусь), а вот прагматизма заметно прибавилось. Но этот прагматизм тоже отличается от того, что думают о нем большинство несведущего населения.

Итак, что представляла собой семья в советское время? «Семья — ячейка общества!» - гласили огромные транспаранты, вывешенные на стенах ЗАГСов и дворцов бракосочетаний. Под этим подразумевалось, что в социалистическом обществе (а другого у нас тогда не было!) семья должна воспитать будущих строителей коммунизма! Неоднократно на классных часах и ленинских уроках в старших классах нам говорилось, что в основе семьи должна стоять ЛЮБОВЬ. Помню, как на ЗАГСе в одном из райцентров нашей области были написаны прекрасные слова «Семья — союз двух любящих сердец!»

Частично в предыдущей статье я писал о своих сомнениях по поводу того, что любовь сейчас занимает ведущее место в формировании семьи. В разговорах со студентками чаще упоминались «отношения» (а это, пардон, все-таки не синоним любви), которые могут «сложиться» или «не сложиться».А что же тогда представляет собой семья, основанная не на любви, а на «отношениях»? Молодежь и тут меня просветила. Их разнообразные ответы сводились в общем-то к одному: семья направлена на решение существующих проблем (материальных, моральных, эмоциональных и т. д.). Что и говорить, Век потребления породил немало новых проблем, о которых молодежь моего поколения и не слыхала. Это уже упоминаемые выше приобретение жилья, машины, кредиты, ипотека и т.д. и т.п.

На мои едкие замечания по поводу того, что, может быть, вам, девушки, надо сосредоточиться на поисках богатых мужей немедленно следовали негодующие возражения, суть которых сводилось к одному «Мы хотим сами!». Это означает, что поколение нынешних и недавних студенток отнюдь не собирается играть в семье подчиненную роль. Черт возьми, а ведь и идущую нога в ногу с Веком потребления эмансипацию тоже нельзя сбрасывать со счетов.Последняя фраза говорит о многом! Не желая сидеть на шее у родителей или пользоваться плодами их труда, молодые девушки (по крайней мере, значительная и все более растущая её часть) бросаются в безумную гонку за приобретениями всего, что только можно приобрести. Критерием реализации личности становится не её профессиональная, гражданская или общественная деятельность, а то, что он ПРИОБРЕЛ. Подчеркиваю, не то, что ИМЕЛ, а что ПРИОБРЕЛ.

Именно отсюда проистекает скептический настрой девушек относительно вероятных богатых кандидатов в мужья! Типа, нам не нужно готового, мы хотим сами! Они, бедолаги, не понимают, что в этом вопросе уже не смогут остановиться! За кредитом последует перекредитование, за машиной — другая машина более «престижной» марки, за первой квартирой — вторая (более просторная и удобная) и т. д. до бесконечности!А какова же роль супруга! И здесь опять на первом плане не любовь, восхищение, верность, преданность, преклонение, страсть, если хотите… Супругу отводится роль помощника в решении имеющихся проблем! Супруг должен даже не банально зарабатывать деньги, а ПОМОГАТЬ ПРИОБРЕТАТЬ! Это раньше мужья годами пропадали на войнах, в путешествиях, в плаваниях, на дипломатической службе и т. д., а жены смиренно их ждали, ведя хозяйство и воспитывая детей и не думая о новых «приобретениях». А теперь — дудки — с...

И дело тут отнюдь не в физиологических потребностях! Будь со мной рядом и помогай ПРИОБРЕТАТЬ! Если хочешь, чтобы я была с тобой, помогай ПРИОБРЕТАТЬ! Ведь если мы прекратим ПРИОБРЕТАТЬ, то мы — никто! А ведь в этом вопросе практически невозможно остановиться.Здесь, как и в предыдущей статье, я позволю себе воздержаться от окончательных выводов. Может быть, всё ещё не так плохо! Но долговременные последствия такого безудержного приобретения ещё скажутся и не только на окружающей природе (это я пишу, как эколог), но и на самих «приобретателях» и их семьях, причем даже быстрее, чем сейчас кажется!

Оригинал

Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
После авторизации, имя в ваших комментариях
станет ссылкой на вашу страницу в соц. сети,
и появится возможность ставить оценки.
или
Представьтесь!
Авторизоваться через: 
Надежда
# 11 / 08 / 201713:47

Не согласна с Вами категорически! Все-таки люди и, в частности, женщины, по моему скромному мнению, несколько умнее, чем Вы тут описываете. Положительное в Вашей точке зрения то, что современные молодые женщины не хотят быть иждивенками и являются активной производительной силой общества, а не просто ПРИОБРЕТАТЕЛЯМИ. Например, моя дочь закончила мединститут с красным дипломом и в последние 3 года обучения работала постовой медсестрой. Все деньги тратила в основном на тряпки, в первый год работы врачом купила в кредит норковую шубу - чистый ПРИОБРЕТАТЕЛЬ! Но приоритеты полностью изменились с рождением ребенка от любимого человека! Недавно мне сказала: зачем мне эта шуба? Куда ее надевать? Кроме того,по-моему, современная молодежь очень ценит не только семейные отношения, но и человеческие отношения друг с другом, с родителями и другими родственниками, стремится создавать свое социальное окружение по жизненным интересам. Кроме того, современные молодые люди, например, стараются иметь меньше, но лучше: они экономят на покупке более качественных товаров, экономят ресурсы (так как более качественные вещи дольше служат), а также свое личное время на поиск новых вещей приобретая их через Интернет, так как понимают лучше нас с Вами, что главный ресурс человека - это время. И лучше его провести с теми, с кем складываются эти отношения. По-моему, Ваш взгляд на данную проблему отстал от жизни лет на 15-20, на рубеже веков именно среди молодых женщин был всплеск потребительства, просто бум. Сейчас они себе чаще задают правильные вопросы - а зачем? Если ответ находят, то приобретают, а не находят - не приобретают. И еще, согласитесь стандарты потребления в нашей стране еще далеки от аналогичных стандартов в так называемых цивилизованных странах. Слишком односторонним мне кажется и Ваш взгляд на проблему с гендерной точки зрения.

Оставить комментарий
Авторизоваться для комментирования: