Республика Марий Эл
Константин Ситников Константин Ситников Республика Марий Эл 2

Древние символы марийской земли

Выставка "Древние символы марийской земли" в "Национальном музее Республики Марий Эл им. Т. Евсеева" - обязательна к посещению, что называется a must. Краткую информацию о ней можно найти здесь

А суть её проста: есть несколько основных древних символов (предполагаемая семантика которых, кажется, уже общепризнанна); эти символы на протяжении столетий воплощались в керамических и металлических изделиях, в вышивке и т. д. Основные символы марийцев и прамарийцев: солнце, медведь, лось (лошадь), утка. 

Выставка наглядно и доступно - на археологическом и этнографическом материале - показывает, как это было, начиная со II тыс. до н. э.

Вот, скажем, лошадь (лось). 



Женская рубаха луговых мари с вышивкой "бегущие кони". Не удивляйтесь, что у них по восемь ног. Про восемь ног у коня даже в песнях поётся:

Давайте пойдем
Кататься на Масленице.
У нашего коня
Не восемь ног.

В песне "НЕ восемь ног" (т. е. он не такой сильный и быстрый, чтобы всех унести), а у этого, мифического, - восемь! 



Женская рубаха луговых мари с вышивкой "лоси".



2. Древнемарийская нагрудная подвеска VI в. (Младший Ахмыловский могильник). (Найдите лошадок сами!)

4. Древнемарийское кресало с навершием в виде конских голов IX-XI в. (Веселовский могильник).

Основана выставка на монографии О. В. Данилова "Языческие культы древнего населения Марийского Поволжья" (2016), так что у нас есть возможность продлить удовольствие от посещения выставки - будем читать новую книгу и глубже знакомиться с символикой древних мари!

Оригинал

Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
После авторизации, имя в ваших комментариях
станет ссылкой на вашу страницу в соц. сети,
и появится возможность ставить оценки.
или
Представьтесь!
Авторизоваться через: 

Большинство мари принадлежит к гаплогруппе N1c1, которая появляется на территории восточной европы только во 2й половине 1го тысячелетия новой эры. Поэтому никаких прамарийцев живших на территории современной Марий Эл во 2м тысячелетии до новой эры быть не может. " Казанский летописец" сообщает что до нашествия татаро- монгол черемисы жили вместе с булгарами к востоку от Камы. По данным археологов в результате татаро - монгольского нашествия территория современной Марий Эл обезлюдела и была повторно заселена примерно через 50 лет. Этими новыми поселенцами и были предки современных Мари. Поэтому все археологические находки на территории Марий Эл , древнее начала 13 го века никакого отношения к Мари не имеют.

Выставка посвящена "древним символам марийской земли", т. е., как я понимаю, символам тех, кто проживал на современной "марийской" территории, не обязательно самих (пра)марийцев. Все подписи к иллюстрациям в моей публикации взяты из музейного описания; там написано "древнемарийские". (Абашевская культура, 2 тыс. до н.э., сюда, конечно, не относится, тут привязка к "марийской" земле чисто территориальная.)

Оставить комментарий
Авторизоваться для комментирования: