Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Краеведение Коми в коме?

Краеведение Коми в коме?

Нина Ананина (Кустова)
Нина Ананина (Кустова)
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Возможно, кто-то недоуменно поднимет бровь - чего это вдруг я задумалась о вопросах краеведения?  Отвечаю - вчиталась в старую рабочую тетрадь по краеведению своего сына и  ужаснулась.

Полагаю, это не новость и не секрет  - не знаешь своей республики, своего района или города, значит, тебе и не важно, сохранится ли все это для твоих потомков. И, как на сохранение уникальности родного края, так и на его развитие, тебе, в итоге, плевать. И речь не о том знании, которое передается в семьях, а о том, как ни парадоксально, чему  учат наших детей в школах.

Сейчас предмет "Краеведение" введен в программу начальной школы. В каждой школе это происходит по разному -  где-то его учат со второго по четвертый класс, где-то два года (например, со второго по третий или с третьего по четвертый), где-то, вероятно и год всего.  К уроку полагается учебно-методический комплект, в который входит рабочая тетрадь по краеведению. Авторы - Андрющенко З.И., Ярасова Е.К.; такие тетради есть и для 2 и для 3, и для 4 классов.  Плюс к ним идут поурочные разработки для учителей.

В аннотации к рабочим тетрадям (в разных вариациях) сказано - "рабочая тетрадь способствует познанию ребенком традиций, культуры, природных особенностей родного края, формирует патриотические чувства учащихся". Завершается курс краеведения (опять же, с разными вариациями) словами - "Ты много интересного узнал о жизни древнего населения коми края, познакомился с природными богатствами нашей республики, с заповедными уголками. Продолжай изучать свой край. Люби и береги его! ". Что ж, давайте посмотрим, с чем же знакомят авторы наших детей.

Я не берусь сейчас судить о исторической составляющей этого курса, тут пусть этнографы и историки вчитываются, буду разбирать содержание рабочей тетради "Краеведение" вышеупомянутых авторов для 3 класса, год издания 2012, раздел   "По заповедным тропам Республики Коми", в который входят подразделы "Заказники и памятники природы нашей республики", а так же "Красная книга Республики Коми".

Для тех, кто по ряду причин не в курсе  - в Коми сейчас функционирует 237 особо охраняемых природных территорий (заказников, памятников природы и даже один охраняемый природный ландшафт) регионального значения (до недавнего времени - 238, один заказник буквально с месяц назад упразднили). Информацию по ним можно найти в недавно изданной книге "Кадастр ООПТ РК" или на сайте Геопортала Республики Коми, вкладка "Особо охраняемые природные территории РК". 

Но у авторов рабочей тетради какие-то свои источники получения информации. В первой же картосхеме раздела нам предлагают найти несуществующие заказники -  комплексные "Щугорский" и "Сабля", с описанием достопримечательностей и природной уникальности, а так же лесной "Сусъёль Локчимский". Допускаю, что авторы могли и не читать Кадастр - всё-таки он был издан в конце 2014 года. Но и заказники эти были ликвидированы не вчера - в 2002 году, когда стали считаться частью национального парка "Югыд ва". А лесной кедровый  заказник имеет официальное название, пусть и не такое короткое  - "Заказник на водоразделе ручья Суска-ель и реки Пьянко". Да и заказник "Сыктывкарский" является ботаническим, а не лесным.

Путаница у авторов и с определение "памятник природы". Вероятно, детям хотели сказать, что памятник природы - это какой-то уникаьный природный объект, без привязки к настоящему статусу, в частности тут упоминается Медвежья пещера, развалины "древнего города" в северной части кряжа Торре-Порре-из, некие "Ворота". Казалось бы - ну чего привязываюсь - эти памятники у нас есть, но без официального статуса, и даже охраняются, так как вошли в состав других особо охраняемых природных территорий (Медвежья пещера, останцы Торре-Порре-из - Печоро-Илычский заповедник, "ворот" вообще полно - и в Нац парке, и как отдельные памятники природы, например, средние ворота реки Щаръю).   Но это неправильно, и у такой подачи есть реальные последствия - в памяти сразу вспоминается сентябрьский слёт школьных лесничеств. Одна из обязательных тем для подготовки к соревнованиям была "Особо охраняемы природные территории республики". С моими ребятами в одной комнате жила девочка из другой команды, к некоторым этапам мы готовились вместе - задавали возможные вопросы, формулировали ответы. И на мой вопрос - что такое памятник природы? - она не дала внятного ответа - получилось что-то вроде "...это такое дерево или камень, которые очень красивые или древние..." Девчушка из 7 класса, изучавшая в свое время краеведение. 

Плавно подходим к разделу "Красная книга Республики Коми". Тут мне вообще ничего не понятно - последняя Красная книга республики была издана в 2009 году, ее активно распространяли по школам и библиотекам, существует, пусть не совсем корректно, но работающая электронная версия, так откуда авторы взяли половину видов, якобы охраняющихся у нас в Коми?! Чего это у нас стали охранять хорьков, косуль, енотов и колонков? Кроме того, некоторые позиции необходимо расшифровывать - у нас, к счастью, в Красной книге находятся не все журавли, лебеди, совы, сморчки, грузди и хариусы. Не надо учить наших детей тому, чего нет!

Резюме - мы все с вами прекрасно понимаем, что если мы хотим видеть наши улицы, леса, реки, воздух чистыми, если хотим, чтоб наши дети и внуки ценили и любили ту республику и страну, где живут, необходимо, чтобы работала система непрерывного патриотического воспитания, в которой экологическое просвещение и ОБРАЗОВАНИЕ играли бы ключевую роль. И, как показал этот маленький пример рабочей тетради, необходимо, чтоб ведомства - в данном случае - Минприроды Коми и Минобраз наконец-то начали продуктивно сотрудничать, прекратив просто переписывать статистические данные о проведенных мероприятиях друг у друга, отчитываясь одним и тем же. Пора выводить краеведение из комы

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
18 декабря 2023
Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
Жилой смоленский памятник рассыпается на глазах. Ваши действия, господа?
Мнение
26 января
Наталия Демина
Наталия Демина
Очень вдохновил фильм «Мастер и Маргарита»
Комментарии (16)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
а
23 ноя 2015 22:52

вы не родичи с бушаком? Ажно страх в поджилках?)

)))
23 ноя 2015 23:17

Слава Богу!

Нина Ананина
23 ноя 2015 23:09

Нет. Фамилия "Кустова" по первому мужу, и он, насколько мне известно, ему тоже не родственник

краевед
23 ноя 2015 23:16

давно пора выпустить альбом по таким памятным местам

Зырянин-язычник
24 ноя 2015 01:25

Всё завист от того, что МЫ ЖЕЛАЕМ, своим детям. ЖЫТЬ или УМИРАТЬ ( за что-то , например чью-то идеологию или царя и его свиту).
Если ЖЕЛАЕМ -ЖЫТЬ, то детям нужны ЗНАНИЯ и желание ПОЗНАНИЯ об окружающем мире ( природе), для бесконечного развития.

Если ЖЕЛАЕМ- УБИВАТЬ и УМИРАТЬ, то зачем им познания об окружающей природе? и так сойдет, им всё равно не пригодится...

Благодарю
24 ноя 2015 03:34

Молодец хорошая работа.

зря вы смеетесь
24 ноя 2015 04:51

злые и умные люди))) но вот текст.... начиная с заголовка, экая пошлость - это бонмэ - коми в коме, автор, дважды прочтенный текст был просто не понят ни разу. нет структуры, цели, сообщения, ладно, месседжа. о чем это вообще?

что с семеркой, в конце -концов, скоро будем читать о детальных подробностях естественных отправлениях идиота в шапке из собачьего коврика (ну вы поняли)? где -блогеры-то?

Владимир Уляшев
24 ноя 2015 10:12

"месседж", "бонмэ", ... - а по содеранию есть чего сказать?
Ты смотри в суть, а не -... в бонме...

24 ноя 2015 11:14

Уважаемая Нина.
Ваш пост походит на методичку для учителей.. такая методичка вряд ли может к чему-то побудить... вы взялись разбирать рабочие тетради по Краеведению.. а смысл? Мне кажется что любая подача материала учителем должна побуждать к развитию кругозора, а не заучиванию цифр сколько там у нас в Коми охраняемыех территорий и сколько заказников. Для чего это все нужно ученикам начальной школы? Зачем ребенку школьнику студенту понимать, что есть памятник природы а что не памятник? У памятника природы не мусорить что ли? Вы полагаете, что путаница с этими понятиями приведет к чему то катастрофичному в воспитании и образовании. Вряд ли.
Потом Вы плавно перешли к резюме, что без всего Вами перечисленного выше, не может работать нормально система патриотического воспитания... Это конечно Ваша точка зрения.
Вы еще очень молодая, но рассуждаете , как будто Вы уже закоренелая серьезная пронафталиненая тетенька в филькином заведении. Вы молодая, вы должны быть по восприятию живой, с искорками из глаз, с юмором.. я даже думаю, что Вы такая по жизни и есть. Тогда для чего Вы тут являете себя такой вот комичной образ Фрекен БОК? Вам не идет этот образ.
Не сердитесь. Давайте лучше подискутируем..
Я еще подумал, что вот совсем не давно.. лет 100 или 50 назад наши люди вообще не представляли что там происходит в соседнем районе или за рекой. Мусор весь бытовой в деревнях и сейчас утилизируют прямо в обрыв, и при всем этом люди в наших деревнях светлее душою, чем городские.
Я думаю, что все зависит от самой близкой среды в которой живет ребенок. Школа в плане формирования гражданина точно не на первом месте.
И вообще, то, каким человек станет в жизни, зависит от того - по любви он был зачат или по залету.

Владимир Уляшев
24 ноя 2015 11:55

Андрей Кустов:
"Мне кажется что любая подача материала учителем должна побуждать к развитию кругозора, а не заучиванию цифр сколько там у нас в Коми охраняемыех территорий и сколько заказников. Для чего это все нужно ученикам начальной школы? Зачем ребенку школьнику студенту понимать, что есть памятник природы а что не памятник? У памятника природы не мусорить что ли? "

- О! иногда умеешь правильное правильно написать.
А дальше пошел троллить...


"Я еще подумал, что вот совсем не давно.. лет 100 или 50 назад наши люди вообще не представляли что там происходит в соседнем районе или за рекой."

- Ты почитай что говорил Пам о линиях высокоскоростной связи наших предков!



"Мусор весь бытовой в деревнях и сейчас утилизируют прямо в обрыв, и при всем этом люди в наших деревнях светлее душою, чем городские."

- А вот это уже зависит от работы местной власти в первую очередь. Ну и сознательность населения...

Зырянин-язычник Уляшеву
24 ноя 2015 14:04

- Ты почитай что говорил Пам о линиях высокоскоростной связи наших предков!
____________________________________________________________________________________
В.Н. Латкин тоже сильно удивлялся в своем дневнике, как передавалась информация по зырянской парме о том, что он плывет ещё за несколько дней до его приплытия... )))
И когда он приплывал, его уже ждали и встречали, с гостиничем.)))

****************************************************************************************
- А вот это уже зависит от работы местной власти в первую очередь. Ну и сознательность населения...
______________________________________________________________________________________________________________
А правильнее говорить об традициях утилизации мусора.
Если посмотреть по селам РК. То видно сразу, кто составляет основное население поселения. Если загаженна территория, то это молодое поселение либо шабашников , либо вынужденных переселенцев.

В коми селениях культура утилизации мусора и бережное отношение к окружающей природе передается поколениями.

МИРОВОЗРЕНИЕ это, хозяйское отношение, у коми-зырян к территории, которую надо будет передать своим детям.
И МИРОВОЗРЕНИЕ - временщиков-арендаторов , не считающих себя хозяевами территории, а значит и не видящих себя передающими территорию своим детям.

А власть если она не избранна ( не подчинена населению) , это ОККУПАЦИОННАЯ власть, а значит и вести себя будет, как ОККУПАНТ.

не краевед
24 ноя 2015 12:40

у нас краеведение было никаким. да и интереса никогда не вызывало. шло классе в 7-8 вроде. а на контрольных краевед все ответы сам говорил )

24 ноя 2015 17:18

Я думаю, для начала люди должны знать про то, что в 1930х годах в Коми была уничтожена вся национальная интеллегенция, включая основателя Батиева Д.А. (про которого сегодня нигде ни слова, ни одной улицы в его честь, ни парка) и что в Коми было сослано до 500 тысяч челове с 30 по 50 годы при сегодняшней численности в 800 тысяч...

25 ноя 2015 15:41

Нина. АУ! Отзовитесь !! Я жду Вас в внизу у вахты!!

25 ноя 2015 15:45

Нина , не ходите к Кустову. Он долбай Опп жуткий!

Евгений
22 сен 2021 20:14

Нина, добрый

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КомиОбразованиеЭкология