Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Владимир Шарков заверил студентов в отсутствии рисков при объединении СыктГУ и КГПИ

Владимир Шарков заверил студентов в отсутствии рисков при объединении СыктГУ и КГПИ

Иван Таскаев
Иван Таскаев
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

12 декабря в Министерстве образования РК прошла встреча студентов Сыктывкарского госуниверситета и Коми государственного пединститута с министром образования региона Владимиром Шарковым. Поводом для собрания послужили развивающиеся события вокруг реорганизации двух вузов путём их объединения в один новый (напомним, что КГПИ всё-таки согласился совместно разрабатывать проект по объединению).

 

До появления в зале г-на Шаркова студенты двух вузов (по 5-6 человек с каждой стороны) пообщались между собой, обсудили сложившуюся ситуацию, отметили положительные стороны обоих учебных заведений. В ходе беседы выяснилось, что они относятся уважительно как друг к другу, так и к обоим вузам, и не желают устраивать распри, а также никаких претензий друг к другу не имеют и не могут иметь. 

 

Студенты пединститута рассказали о том, как «некрасиво и оскорбительно» вела себя на прошедшем днём ранее пресс-клубе по теме объединения вузов преподаватель СыктГУ Светлана Колосова, в ответ учащиеся университета посоветовали не обращать внимания на своегопедагога, так как это особенность её характера, за что многие студенты её тоже очень не любят, хотя специалист она отличный

 

Владимир Шарков, войдя в зал (с ним пришли его заместитель Дмитрий Беляев и проректор по научной работе Коми пединститута Андрей Майбуров - авт.), поприветствовал студентов и намекнул, что он свой человек:

 

- Наверное, только в Москве ещё не знают, что я выпускник КГПИ. А с СыктГУ у меня тоже много чего связано по роду моей деятельности в физ-мат лицее (до занятия министерской должности Шарков на протяжении 9 лет возглавлял Коми республиканский физико-математический лицей-интернат – авт.).

 

Министр сообщил, что готов выступить гарантом того, что все проблемы студентов, которые могут возникнуть во время реорганизации вузов, и волнующие их сейчас будут решены. В подтверждение своих слов г-н Шарков привёл «весёлую» фразу министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, которую тот произнёс во время одного из их совместных разговоров: «Пацан сказал – пацан сделал».

 

Далее студенты услышали рассказ о хронологии событий, развернувшихся вокруг СыктГУ и КГПИ в ноябре: о неудовлетворительных результатах межведомственной комиссии, об отнесении в группу вузов «с признаками неэффективности», которые подлежат реорганизации, и о том, как складывается путь к этой реорганизации. Сановник призвал присутствующих в зале студентов«ретранслировать» на студенческие массы своих вузов всё, о чём узнают на этой встрече, чтобы всех успокоить.

 

Г-н Шарков заявил, что сейчас в стране остро встал вопрос по вузам двух направлений: педагогического и сельско-хозяйственного, и из-за проблем с эффективностью их работыпоявился вопрос об их модернизации:

 

- Ежегодно наши педагогические вузы заканчивают 130 тысяч человек, из них в школу идёт работать 13 тысяч – то есть 10%... Как вы сами понимаете, возник вопрос о неэффективности использования средств. И появились варианты реорганизации вплоть до ликвидации. Но, как вы тоже понимаете, такие вузы работают исключительно на свой регион. Поэтому, когда яразговаривал с Вячеславом Гайзером (Главой РК – авт.), то он был категорически против закрытия Коми пединститута, этот вуз работает на наш регион, и потребность в педагогах у нас всегда есть. Есть ещё одна проблема – старение педагогов. Разрушать сейчас нашу систему педагогического образования – это угроза существованию вообще. Однозначно педагогическое образование должно существовать, но мы должны пересмотреть подходы, вдохнуть новую жизнь… Но вы должны понять, что для студентов реорганизация не несёт никаких проблем. Совершенно. По студентам объединение никак не ударит…

 

- А если мы патриоты? – раздался вопрос от студентки КГПИ.

 

- Вы сейчас начнёте намекать, что я не патриот…

 

- Нет…

 

- Патриоты – это замечательно, вы и должны быть патриотами, потому что грош вам цена, если вы не поддерживаете ваш вуз… Но сейчас надо что-то обновить. Вы думаете, что всё хорошо у вас? Вот честно, положа руку на сердце, скажите, всё вас устраивает?

 

- В моём образовании?

 

- В образовании, в частности.

 

- Честно, да. Меня всё устраивает. Очень. Ни один наш студент, выпускник не жаловался на своё образование…

 

- Ну, наверно, ни одно высшее учебное заведение нельзя назвать идеальным… - вмешалась в разговор ещё одна студентка пединститута.

 

- Это понятно. Я не хочу обсуждать качество образования с позиции того, что дают преподаватели. Этих преподавателей я в обиду не дам, потому что я сам их знаю хорошо с очень давних времён… Но когда ездишь по другим вузам, понимаешь, что разница в чём-то есть… -сообщил студентам министр. – Вы скажите, вами руководит только патриотизм?

 

- Нет, мы хотим сохранить педагогическое образование в регионе, в Сыктывкаре, в частности. Мы не хотим допустить деградации населения… - ответили будущие учителя.

 

- Поймите, нам нужна консолидация усилий. Глава республики сам поставил задачу по сохранению педагогического образования. И образование нового комплекса не означает потерю педобразования, а наоборот – переход его в новое состояние.

 

Обучающиеся в КГПИ напомнили г-ну Шаркову про вариант возможного объединения пединститута с санкт-петербургским Российским государственным педагогическим университетом им. Герцена, проект которого понравился даже ректору РГПУ Валерию Соломину (напомним, ректор КГПИ Михаил Китайгородский общался с ним на эту тему 7 декабря), но руководство республики, от решения которого во многом зависит судьба этого проекта, категорически против этого варианта… Министр ответил, что федеральное Министерство образования и науки не рекомендует крупным вузам включать в свой состав в качестве филиалов слабые региональные, поэтому такой вариант невозможен.

 

- Перед нами стоит такая задача: спасение утопающих – это дело рук самих утопающих. И мы должны консолидировать наши силы, средства для того, чтобы дать новое, - обозначил бескомпромиссную задачу сановник. – И ещё, здесь ходят глупые разговоры, что кто-то кого-то спасает, присоединяет – никто и никого. Это объединение, подчёркиваю. И прошу вас донести до всех именно это слово.

 

От студентов педвуза последовали вопросы о гарантиях для них и их преподавателей. Шарков заверил, что преподавательский состав будет сохранён (в любом случае трудовой кодекс не позволит кого-то уволить просто так). Даже администрация, ректораты обоих вузов на начальных этапах реорганизации будут работать на равных, сообща, и лишь потом, через определённое время, будут выборы ректора нового вуза. Также прозвучали гарантии сохранения числа бюджетных мест, которые предоставляет вуз, и студенческих общежитий (это федеральная собственность, которую региональная власть не имеет права трогать), сохранения прав каждого иногороднего студента получить место в этих общежитиях.

 

Дмитрий Беляев («разум», как назвал его в шутку Владимир Шарков, а себя при этом – «чувством») привёл цифры, согласно которым на данный момент в Коми пединституте обучается около 2600 студентов (очного и заочного отделения), ежегодный выпуск составляет 400-600 человек, в то время как открытых вакансий на рынке учителей республики ежегодно всего 180... Для сравнения, в «пиковый» 2008 год общее количество студентов равнялось 4800. В СыктГУ цифры повыше, но динамика та же. Беляев обосновал нецелесообразность расходования средств.

 

Также студентам сообщили, что в случае объединения вузов повысится общее число обучающихся, а значит, - вырастет объём финансирования (по числу контингента,специальностей, плюс внебюджетное финансирование различных проектов).

 

По вопросу дублирующихся специальностей студентам ответили, что специальности педагогического и классического вузов не дублируются, они лишь местами схожи. И при создании нового учебного заведения придётся обосновать необходимость сохранения того или иного профиля\направления обучения, важность их наличия для региона. Тогда проблем не возникнет.

 

Владимир Шарков поведал о строительстве новых школ в Республике Коми, подчеркнул, что многие сельские школы вызывают у него гордость. Тут министр открыл студентам небольшой секрет: российское правительство поставило задачу сократить число учителей пенсионного возраста, дать дорогу молодым, обновить школу:

 

- Безусловно, есть замечательнейшие учителя, которые в 60 лет пишут компьютерные программы и тому подобное. Но есть и другие, которые до сих пор спрашивают: когда отменят ЕГЭ? Я удивляюсь такому вопросу. Как отменить: это же не эксперимент, это всё в штатном режиме. Хоть дебаты о ЕГЭ ещё ведутся, но они уходят… Поэтому новой школе нужен новый учитель! Должны быть новые подходы к обучению, а учителя, проработавшие 40-50 лет, как бы они ни хотели, не могут найти эти подходы…

 

Г-н Шарков в неоднократно поднимавшемся разговоре о рисках реорганизации отметил, что главным риском здесь является социальный:

 

- Вам любой психолог скажет, что любая инновация, какой бы она ни была, вызывает отторжение... Незнание порождает непонимание… Поэтому я и просил пригласить сюда ребят, которые смогут потом ретранслировать остальным то, что я скажу… И в рабочие группы вузов, которые будут заниматься реорганизацией, вы обязательно введите студентов, чтобы они проецировали всё сами.

 

Здесь некоторые студенты от своих более осведомлённых товарищей узнали, что их уже включили в упомянутые рабочие группы.

 

- Так вот, ваша задача – передать массам, что рисков здесь нет, - сказал Шарков. – И я уже говорил, что очень сильно пошатнётся имидж вуза, имидж ректора, если будут какие-то волнения со стороны преподавателей, студентов. Должны быть нормальные отношения, нормальная рабочая обстановка…Не должно быть никаких всплесков, ни в коем случае никаких баррикад – это путь очень плохой, я считаю, гибельный. И за что тут бороться, я не понимаю - против того, что вам хотят лучше сделать? Вы хотите дальше так жить?

 

- Нас устраивает… - возразили студенты пединститута.

 

- Дорогие коллеги, нужны новации. Нам в некоторых школах тоже говорят, что им и так хорошо живётся, без новаций… Понимаете, вы пока живёте в некоем своём мире и не видите, что происходит вне его. И если вы сейчас не спасёте этот мир своими руками, то можете потерять его полностью… Надо развиваться и жить ещё лучше, - подчеркнул министр.

 

В результате объединения КГПИ и СыктГУ, по словам Владимира Шаркова и Дмитрия Беляева, должен образоваться «не большой СыктГУ», а совершенно новое учреждение, которое должно стать брендовым. Конкурентоспособный вуз среди других российских. Беляев даже раскрыл стратегию регионального Минобраза: на центр и север региона работает считающийся сильным и успешным Ухтинский государственный технический университет – «технический кластер», а если на юге создать «классический кластер», то в будущем с «этими двумя ногами» можно создать федеральный университет:

 

- Это те самые физики и лирики, которые должны интегрироваться. Тогда у нас получится устойчивая модель.

 

- Я вас уверяю, что в будущем вы вспомните о нас, уже стариках, о тех проблемах, которые мы тут обсуждали, и о том, что вы были причастны к этим великим событиям… - очевидно, попытался воздействовать на самолюбие и амбиции сидящей в зале молодёжи министр образования.

 

Единственное, о чём спросили Шаркова учащиеся СыктГУ – что будет со студенческим самоуправлением обоих вузов? Чиновник не смог ответить конкретно, но дал понять, что студенты обо всём должны будут договориться сами.

 

Разговор продлился более полутора часов. Студенты Коми пединститута, как они признались корреспонденту «Красного знамени», когда расходились по окончании мероприятия: «вроде бы всё правильно и обнадёживает, хочется верить, но с другой стороны – слишком хорошо и красиво, чтобы быть правдой»…

 

Добавим, что весь вечер в зале отдельно от всех находился начальник Управления информации Администрации Главы и Правительства РК Павел Марущак. Перед самым приходом Шаркова он запретил вести съёмку нашему фотокорреспонденту, мотивировав это тем, что встреча «закрыта для прессы».

 

Кстати, 14 декабря на Театральной площади столицы Коми в 17:00 запланирован организованныйсыктывкарским отделением КПРФ митинг против нового закона "Об образовании" и против слияния КГПИ и СыктГУ. Некоторые студенты обоих вузов заявили о своём желании принять в нём участие.

Статья здесь

Материалы по теме
Мнение
22 марта
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
Все мы безусловно еще хлебнем с таким выбором, но поймут ли эти 87%, что именно они ответственны за это?
Мнение
14 декабря 2023
Оксана Труфанова
Оксана Труфанова
«Слово пацана». Я заранее знала, что закончится все плохо
Комментарии (3)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Владимир Пыстин.Сыктывкар
14 дек 2012 13:00

Полагаю, что чиновнику следовало иметь в виду и сообщить следующее: ВУЗ работает на основании Устава ВУЗа, законов и законодательства. А это значит, что должны будут принять новый Устав объединенного ВУЗа и в нем прописать и вопросы студенческого самоуправления и структуру, и задачи и многое другое. Почему -то многим дискутирующим не приходит в голову заглянуть в Уставы этих учебных заведений и не изучить полномочия, структуру управления, права и обязанности и т.д.
А ведь Устав -это основной документ.
В целом же, полагаю, Шарков выбрал правильный тон и правильное направление. Федеральный центр принимает решения по оптимизации расходов.И безжалостно уничтожает все, что вызывает большие траты в бюджете.Власти региона, на мой взгляд, в этих условиях пытаются помочь спасти существующее. Нужно, полагаю, понимать, что объединение происходит не по прихоти региональных властей, что они вынуждены предпринимать авральные меры для спасения существующего, наработанного.

14 дек 2012 17:18

Пыстин, мож хватит питерских вылизывать. противно же читать. как лизал менту кущевскому....

Нищий Белых спас педвуз и агровуз в Кирове, а распухший от бабла КОМИСОЦБАНКРОТ гайзер добивает учительство в коми...

Алексей
14 дек 2012 22:05

С чего вы взяли, что Белых спас вузы?
Решение минобрнауки по ним не изменилось.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Желтый домМолодежьСтудентыСыктывкар