Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Предложения по либерализации антиэкстремистского законодательства

Предложения по либерализации антиэкстремистского законодательства

Павел Чиков
Павел Чиков
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В СМИ появилась инфа, что СПЧ готовит свои предложения по либерализации антиэкстремистского законодательства. Направлены они будут в ОНФ, т.к. именно ему Путин недавно поручил проработать вопрос.

Пока единого документа нет (надеюсь, он будет опубликован), но есть 20 предложений по 10 от Александра Верховского (Сова) и от меня (Агора). Их поддержали несколько членов Совета, против никто не выступил. Ниже привожу их все.

Предложения Александра Верховского:

1. Изменить формулировку ст. 20.3 КоАП (о запрещенной символике) так, чтобы в ее части первой цель пропаганды соответствующей идеологии была обязательным элементом деяния, а не через «либо», как это и сделано уже в части второй той же статьи. 

2. Отказаться во всех правоохранительных органах от единой отчетности по «преступлениям экстремистского характера». Сейчас они включают три качественно различные категории: 
• участие в экстремистских сообществах и организациях,  
• экстремистские высказывания,  
• прочие преступления (обычно — насильственные), совершаемые по мотиву ненависти. 
Разделение отчетности позволит, во-первых, «сбросить счетчик» и перестать наращивать цифры «от достигнутого», а во-вторых, не даст замещать преследование насильственных преступлений преследованием постов и репостов во «ВКонтакте». 

3. Сократить состав ст. 282 УК. Вынести удаленные элементы в новую статью в КоАП: 
А) минимальный вариант — только «унижение достоинства»; 
Б) максимальный — весь состав ч. 1 статьи, как предложено в проекте Шаргунова-Журавлева (который нуждается, конечно, в корректировке, но это несложно), кроме призывов к насилию и к наиболее жестким формам дискриминации (например, к депортации). 
 
3а. Удалить из состава статьи неопределенное понятие «социальная группа». Конечно, это лишит защиты некоторые уязвимые группы (например, бездомных), но реально уязвимые группы и так редко защищаются с помощью ст. 282 УК, и они могут быть позже добавлены конкретно. 

4. Следует наконец признать, что работа с Федеральным списком экстремистских материалов невозможна. С одной стороны, самый добросовестный и трудолюбивый гражданин не может разобраться в ФСЭМ, и это в принципе нельзя исправить, так как описания не могут быть достаточными в большинстве случаев. С другой стороны, если некие радикальные активисты заинтересованы в публикации своих материалов, они могут их републиковать в интернете с незначительными изменениями гораздо быстрее, чем их возможно запрещать и/или блокировать. ФСЭМ просто не нужен, его аналогов нет почти нигде, и от него следует отказаться полностью. Работа с ним оттягивает значительные ресурсы правоохранительных органов, и с ним связано немалое количество ошибок и злоупотреблений. 

5. Определение экстремистской деятельности чрезмерно широко, что особенно неуместно, поскольку призывы к таковой являются преступлением по ст. 280 УК. Это определение может быть легко и существенно сужено, если считать экстремистскими все те же действия, что и сейчас, но только если они связаны с применением насилия, угрозой насилия, призывами к насилию или иной поддержкой деятельности, связанной с насилием, как это предполагается Шанхайской декларацией (основополагающим документом ШОС в этой сфере). 
Конечно, многие предосудительные деяния, в том числе возбуждение расовой ненависти вне связи с насилием, перестанут тогда считаться экстремистскими, но к ним все равно будут применимы другие существующие нормы (та же ст. 282 и/или будущая новая статья КоАП).

5а. Изменение в определении может быть поводом для пересмотра ошибочных (скорее всего) запретов некоторых организаций и (если ФСЭМ не будет упразднен) материалов. 

6. Внесудебные блокировки в интернете могут быть оправданы в срочных случаях (например, в ситуации беспорядков). Во всех остальных случаях блокировки вполне возможно осуществлять через суд. 

7. Необходимо разъяснение Верховного суда, как к уголовным делам о публичных высказываниях должна применяться ч. 2 ст. 14 УК о малозначительности деяний. Многие высказывания этически неприемлемы, но действительно малозначительны, и согласно этой номер УК не должны рассматриваться как уголовные преступления. Верховный суд уже разъяснял значение контекста публичного высказывания в решении Пленума в 2016 году, но это надо сделать подробнее и активнее доводить до судей.  
Не менее важно учитывать: 
• реальный масштаб аудитории высказывания, и тем более ее качественный состав, что представляется критически важным при оценке опасности публичных высказываний, 
• степень авторитетности обвиняемого для его аудитории. 

7а. И что не менее важно, все те же разъяснения должны быть доведены не только до судей, но и руководством Управления МВД по противодействию экстремизму, Следственного комитета и Генеральной прокуратуры до своих подчиненных. 

8. Все перечисленные ведомства вместе с Верховным судом должны совместно разъяснить то, что предполагается законодательством, но что совершенно забыто на практике: что в обычной ситуации противоправность высказывания может быть оценена следствием и судом без привлечения академических экспертов, так как эти высказывания адресованы обычной аудитории и вполне могут быть поняты также и следователем, и судьей. Сотрудники правоохранительных органов на всех этапах, начиная с доследственной проверки, должны представлять объяснение недостатка у них знаний для понимания исследуемого текста, чтобы получить право запросить экспертизу. 
Сокращение спроса на экспертизу в делах об экстремистских высказываниях необходимо для того, чтобы этот спрос можно было качественно удовлетворить в тех случаях, когда публичное высказывание адресовано специфической аудитории (например, сторонникам определенного религиозного течения) и потому действительно может быть непонятна следователю, прокурору или судье. Тогда можно будет сформулировать новые требования к экспертам для тех случаев, когда специфика текста делает необходимым привлечение таковых: они должны не столько иметь профильные дипломы, сколько опыт работы с материалами, подобными тем, которые им могут быть представлены для составления заключения (например, материалами того же религиозного течения). 
 
9. Обсудить уточнение формулировок добавленных в разные годы новых составов преступления — части 1 и 2 ст. 148 («Оскорбление чувств верующих»), ст. 280.1 («Призывы к сепаратизму»), ст. 354.1 («Оправдание нацизма»), ст. 213 (в части «Хулиганства по мотиву ненависти»): практика правоприменения по этим статьям пока не широка, но и практика, и сами формулировки статей вызывают некоторые нарекания. 
 
10. Смягчить ограничения, налагаемые на лиц, включенных в так называемый реестр Росфинмониторинга, или хотя бы дифференцировать их в зависимости от основания включения того или иного лица в этот реестр, так как сейчас даже подозреваемый по делу об экстремизме может быть ограничен доступом к собственным деньгам суммой 10 тыс. руб./мес.

Предложения Павла Чикова:

1. Исключить экстерриториальный (где прокурор выявил, там и обратился в суд) принцип признания произведений экстремистскими. Только по месту издания/создания/опубликования.

2. Исключить признания произведений экстремистскими судом в отсутствие автора/издателя/распространителя.

3. Исключить признание экстремистскими/террористическими организаций в закрытых судебных заседаниях и в отсутствие представителя (надлежащего уведомления организации).

4. Исключить «пожизненное» (запрет на преподавательскую деятельность) и временное ограничение в правах судимых за экстремизм (отстранение от управления транспортными средствами, например, — приказ МВД).

5. Пора признать вредной криминализацию оскорбления чувств верующих, введенную с подачи СПЧ в 2014 году. Сама РПЦ призывает к осторожному ее применению. СПЧ может предложить перевести его в разряд административных правонарушений, сославшись на изменение обстановки.

6. Необходимо разорвать конфликт интересов между оперативным сопровождением дел об экстремизме в ФСБ и предварительным следствием там же. Следствие по статье 280 должно быть передано в СКР.

7. Нужно оставить в УК лишь одну статью — либо (лучше) 282 (возбуждение вражды) в усеченном виде (как предлагает Верховский), либо 280 (призывы к экстремистской деятельности), поскольку они явно дублируют друг друга.

8. Необходимо отказаться от специального учета осужденных за экстремизм при исполнении наказаний в виде реального лишения свободы (приравнивание их к склонным к побегу), ограничения при получении УДО, наложение на них в обязательном порядке административного надзора после освобождения и другие дискриминационные ограничения.

9. Моментом совершения преступления и административного правонарушения т.н. экстремистской направленности следует считать момент опубликования текста. Исключить привлечение к ответственности за «старые» публикации, лишь поскольку они технически доступны в интернете.

10. Исключить (как вариант — перевести в разряд административных правонарушений) уголовную ответственность за «распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично» (ч. 3 ст. 354.1 УК РФ).

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
10 октября 2023
Александр Кынев
Александр Кынев
Коалиции в политике — вещь сугубо прикладная
Мнение
30 сентября 2023
Леонид Зильберг
Леонид Зильберг
Мир спокойно взирает на катастрофу
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Qwerty
17 авг 2018 16:15

Основные возражения:
П.1 АВ как вариант "публичная демонстрация с целью...."
П.2 АППГ не самоцель
П.4 ликвидация фсэм создаст необходимость проведения экспертиз по одним и тем же материалам, это время и деньги. Но что то с фсэм делать нужно, абсолютно мертворожденное дитя
П.7 оценка аудитории - субъективна и исключает само понятие публичности
П.8 если сторона защиты оспаривает квалификацию экспертов, то квалификацию стороны обвинения точно будет оспаривать
П.9 213-ая вполне четко прописана, и практика сложилась

П.1 ПЧ шта? То есть, например, в Саудовской Аравии или США?
П.2 шта? То есть, например, Адольфа Гитлера?
П.4 преподавательской олнозначно лишать
П.5 в ап однозначно
П.8 спецучет как потенциальных вербовщиков
П.9 - старые то есть длящиеся. Истечение срока привлечения, деятельное раскаяние и т.д
П.10 непонятна сама 354 в квалификации осквернения, есть вандализм с более суровым наказанием

Как то так навскидку

Qwerty
17 авг 2018 16:44

А самое главное о чем не сказал Павел - нужно наконец-то собраться и заставить владельцев соцсетей и провайдеров фильтровать контент. И заставить правоприменителей идти по всей цепочке от репоста до автора, либо загрузчика. Смешно, когда судят одного, а три сотни курят в сторонке. Понятно, что работают "от человека", а не от контента, но все же

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьПрава человекаЭкстремизм