Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. В Перми необходимо установить памятник жертвам политических репрессий — «Жертвоприношение»

В Перми необходимо установить памятник жертвам политических репрессий — «Жертвоприношение»

Игорь Аверкиев
Игорь Аверкиев
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Давайте сделаем «Жертвоприношение»

Пять дней назад умер замечательный пермский скульптор Рудольф Веденеев. Сегодня его похоронили.

В 1993 году Рудольф Веденеев создал проект необычного памятника жертвам политических репрессий — «Жертвоприношение» — два распятых друг на друге человека. Стальные исковерканные тела в жесткой экспрессионистской манере (полуметровая рабочая модель памятника — сталь, сварка, ковка — стоит сейчас в опустевшей мастерской скульптора). Вот как объяснял идею памятника сам Рудольф Борисович: «Два человека спина к спине с крестообразно раскинутыми руками готовы встретить любую опасность лицом к лицу, братски защищая друг друга со спины, там, где мы наиболее уязвимы. „Положить жизнь за други своя“ — предел доверия людей. В тяжелейших условиях заключения многие люди были друг другу защитой и опорой, наперекор лагерному „закону“ выживания — любой ценой: „Умри ты — сегодня, а я — завтра». Это пластическая метафора тоталитарного общества в период большого террора, когда человек для человека становился местом казни, то есть врагом, объектом сыска, травли, доноса, преследования, репрессий. Образ дает ощущение трагической силы — это люди, противостоящие насилию, не сломленные духом».

По сути, скульптор заложил в памятник два смысла: «не сломленные духом люди, готовые положить жизнь за други своя» и «жертва и палач, распятые друг на друге». Второй смысл стал тогда открытием для многих, но и он распадается на многие смыслы, уже не подвластные автору: жертва не только жертва, палач не только палач; сегодня — палач, завтра — жертва; палач как жертва собственной миссии, расчеловечивающей его; палач как жертва бездушного политического механизма, бросившего его в горнило противоестественного дела; жертва, казнящая палача своими страданиями, которые рано или поздно завладеют душою палача; жертва как мученический крест, но не для праведника, а для грешника — жертва, дающая палачу последний шанс для раскаяния. И так далее.

Угадываемое в образе «Жертвоприношения» экзистенциальное (но не моральное) выравнивание «жертвы» и «палача» даже вызвало некоторый протест в те годы. Интеллигентный, осторожный, но протест. Однако, мне кажется, что именно многозначность созданного Рудольфом Борисовичем образа и является его бесспорным преимуществом и, может быть, главным творческим достижением скульптора. Благодаря этому многосмыслию, художественная экспрессия памятника возносится к невероятной духовной экспрессии. Жертва, палач, страдание, сопротивление, наказание, воздаяние, искупление, немыслимость необходимого прощения — все это врывается в мозг клубком обжигающих соблазнов и вер, требующих от зрителя нелегкого самопонимания и самоопределения. Именно эта многозначность делает из креативной находки автора мощное духовное произведение.

Тогда, в середине девяностых, городские власти дали принципиальное согласие на установку памятника, но потом «нашла коса на камень». Рудольф Борисович настаивал на размещении памятника в одном из самых людных, центральных мест Перми, даже на одной из самых высоких точек камского берега. Городские же власти считали, что такой жесткий и нелегкий для восприятия арт-объект должен находиться в, безусловно, публичном, но более камерном городском пространстве (тут я не могу с ними не согласиться). Началась затяжная общественная дискуссия на всяких совещаниях, круглых столах, в СМИ. Все закончилось тем, что Градостроительный совет Перми отказал в установке памятника в тех местах, на которых настаивал Рудольф Веденеев, а скульптор не соглашался на другие места.

В следующий раз, в 2011 году, за реализацию проекта «Жертвоприношение» взялся было Николай Новичков — краевой министр культуры на излете «пермской культурной революции». На этот раз памятник предполагалось установить на территории Музея истории политических репрессий «Пермь-36» под Чусовым. Но спустя несколько месяцев, после череды постоянных оттягиваний «окончательного решения вопроса» стало ясно, что решения не будет.

Уважаемые Максим Геннадиевич и Дмитрий Иванович, губернатор края и мэр краевой столицы! Давайте установим этот памятник в Перми. Он стоит того. Он наконец должен появиться в нашем городе — и в память о том безжалостном испытании, выпавшем на долю страны и народа, и в память о замечательном пермском скульпторе Рудольфе Веденееве. И мне, почему-то, кажется очень правильным, если памятник «Жертвоприношение» будет установлен по воле краевых или городских властей, на средства краевого или городского бюджета.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
28 февраля
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Огромные тиражи «бесплатной» за бюджетный счет газеты с информацией о происходящем в Карелии посыпались на ее жителей
Мнение
27 февраля
Александр Кынев
Александр Кынев
Крым и не только. Внешнее как продолжение внутреннего: как внешние кризисы сохраняли российскую власть
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Права человека