Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. «А это, сынок, твоя прародина!»

«А это, сынок, твоя прародина!»

Игорь Бобраков
Игорь Бобраков
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Наверное, эти слова мог бы сказать, слегка переиначив окончание известного анекдота, мой отец, если бы поехал с нами в Яренск. Увы, его уже двадцать лет нет в живых. И, сколько себя помню, он в Яренск не ездил. Между тем именно в этом городе (тогда это еще был город) он родился, здесь прошло его детство, отсюда он ушел в армию и уже не вернулся. Потому что потом была война, которую он прошел всю от звонка до звонка, но в это время умерли в тылу его родители. А братья и сестры просто разъехались кто куда.

Почему-то именно после смерти родителей меня потянуло к родным корням. Четыре года назад, когда уже ушла мама, я с женой Галей, сестрой Леной и дочерью Мариной отправился Лугу, где умудрился родиться, но не был в ней 57 лет. Я вспоминал об этом городе лишь тогда, когда заполнял какую-нибудь анкету и писал в графе «место рождения»: «город Луга Ленинградской области».

В прошлом году, научившись водить машину, повез свою родню на родину мамы в Пажгу. Я, конечно, в этом селе, до которого всего-то 33 км, бывал и не раз. Только всегда по делу. А прошлым дождливым летом мы махнули туда просто так.

И вот теперь – Яренск.

Дорога заняла ровно три часа. Правда, надо учесть, что мы не очень-то спешили. Увидев красивый вид, останавливались и пытались остановить мгновение с помощью фотоаппарата. На разбросанный мусор просто не обращали внимания.

Ближе к финишу нас встретила въездная группа, сообщавшая, что мы уже не в родном Коми, а в чужой Архангельской области.

Галя обратила внимание, что тут же исчезли борщевики. Не знаю: как объяснить сей феномен. Может ребята из института биологии, что завезли эту заразу в наш регион, как-то ее запрограммировали, чтобы она дальше Коми республики не росла.

Как бы то ни было, но спустя несколько минут мы уже въезжали в Яренск.

А еще через минуту уже выезжали. В общем, проскочили…

Пришлось разворачиваться и поворачивать в центр. Хотя трудно было понять, где этот центр располагается. Судя по карте, на окраине – противоположной от шоссе. Там вроде как имеется небольшая площадь, краеведческий музей и автовокзал. Вот на него-то мы и решили ориентироваться. Только найти его никак не могли. Спрашивали прохожих, они нам любезно показывали, мы двигались в указанные стороны, но никакого автовокзала не находили. В конце концов выяснилось, что его, как такового, и не существует. Есть только магазин запчастей  и автобусная остановка рядом. И какое-то желтое строение с забитой плакатом дверью. 

И площади тоже никакой нет. Вместо нее диковатый сквер с часовенкой в центре. А к самой часовенке вели разбросанные камни. Как выяснилось, это остатки Собора Всех Скорбящих Радосте, который когда-то был главным украшением Яренска. В 30-е годы этот собор, как и у нас Стефановский, разрушили. Много позже из деревни Мишкина Гора привезли и поставили на место разрушенного собора часовню святых Косьмы и Доминиана.

Из старинных храмов чудом уцелел Спасо-Преображенский собор. И то лишь потому, что в нем еще в 1929 году разместили краеведческий музей. Возле него мы и припарковались.

 

Погода испортилась, а с ней и настроение. Окружающая унылая деревянная архитектура оптимизма не прибавляла. 

- Типичный Чулимск из пьесы Вампилова, – констатировала Галя. – Вот где надо снимать «Прошлым летом в Чулимске». 

- Ничего, через год напишем «Прошлым летом в Яренске», – подхватил я эту, в общем, неплохую идею.

Краеведческий музей был закрыт на обед, а потому и мы решили, что пришла пора перекусить.

- Где-то неподалеку должна быть кофейня «XXI век», – изрек я, глядя на карту.

- Какой еще двадцать первый век? – изумилась Марина. – Здесь в лучшем случае девятнадцатый.

- Ты не права. Смотри, на некоторых домах есть даже электронные табло с бегущей строкой.

А вообще, магазины в Яренске носят довольно оригинальные названия. Читать их забавно.

В кофейне со столь обязывающим названием «XXI век» мы ничего такого, что могло бы насытить наши истомившиеся в дороге желудки, не нашлось. Но радушные яренчане показали нам дорогудо кафе «Катерина», в котором мы славно поели привычную с советских времен (к Марине это не относится, она родилась лишь в 1992 году) пищу.

Пока мы ели, дождик прошел, настроение улучшилось, и мы стали примечать некоторые незамысловатые детали, которые как-то украшают это забытое Богом поселение. Вот возле старого ветхого дома стоит вполне себе современная скамейка.

А один на одном из немногих каменных домов кирпичи выложены так, чтобы все знали, в какой именно год по восточном календарю его возвели.

Какой-то домовладелец приспособил душ из плакатов. Веселенький такой получился душик.

А обычный дом культуры назван более изыскано  Центр культуры. И смотрится даже почти современно, даже, я бы сказал, модно.

Поглядев на настоящее Яренска, захотелось узнать и его прошлое. Тем более, что музей уже открылся. 

Нас встретил молодой человек. По-видимому, кассир. Но поскольку кроме нас посетителей не было, он совершенно бесплатно провел для нас экскурсию. Замечу, экскурсовод из него получился превосходный.

Из его слов мы узнали, что Яренск, если можно так выразиться, был когда-то городом-близнецом Усть-Сысольска. Во всяком случае статус города они получили практически одновременно в 1780 году в ходе губернской реформы Екатерины II. А до этого времени он был центром огромного Яренского уезда, в который, кстати сказать, входил и на город. То есть в то время еще не города, а всего лишь погост. В обоих городах преобладало коми население, да и само слово «Яренск» происходит от «яран», что в переводе с коми означает оленевод. Хотя оленями здесь и не пахнет. Яренск и Усть-Сысольск творили местные купцы.

Кстати, и гербы Яренска и Усть-Сысольска в чем-то похожи. В верхней части – рука со скипетром и державой (герб Вологодской губернии), в нижней части – у нас медведь, у них две бегущие твари, похожие на собак. Хотя на самом деле это белки. Вся эта животинка в изобилии водилась в местных лесах.

Галю и Марину более всего заинтересовали патефон и граммофон, некогда принадлежащие местному земскому врачу. Наш гид охотно откликнулся и продемонстрировал их в действии.

 

 

И все-таки с какого-то времени кривая судьбы «близнецов» развела. Усть-Сысольск рос и ширился, стал Сыктывкаром – столицей огромного промышленного региона, его население достигло 245 тысяч человек. А Яренск потихоньку хирел, потерял статус города, и численность его населения стала в десять раз меньше, чем Сыктывкара. Наверное, все потому, что протекавшая возле Яренска Вычегда в какое-то время поменяла русло. А вместе с ней изменился и ход истории города-села. 

Но кое-что общее осталось между ними в истории советского времени. Особенно в сталинские годы. 

Но меня, более истории Яренска, интересовала история моей родни. Увы, наш гид ничего не слышал про Бобраковых. Хотя отец меня уверял, что в деревне Сафроновка, которая стала составной частью Яренска, жили практически одни Бобраковы. Куда они все подевались?

Вторую попытку найти имена своих родственников или хотя бы однофамильцев я предпринял возле мемориала погибшим в годы Великой Отечественной войны. Благо находится он неподалеку от музея (впрочем, там все очень близко).

Среди выгравированных имен я нашел только одного однофамильца, да и то не полного. Одна буква не совпадает. Может это результат ошибки паспортистски или того, кто создавал мемориал?

После музея мы, разумеется, отправились с резиденцию матушки Зимы. Этот дом я увидел еще издалека, но Галя уверяла меня, что для матушки Зимы это слишком скромное обиталище.

Ничего не поделаешь – лучшего здания для холодной, но всеми любимой мамани, чем дом местного купца Ешкелева на улице керченского пионера-героя, не нашлось.

Во дворе прямо у входа стоит столб с указателями ближайших родственников матушки Зимы.

От соседнего дома двор огорожен огромной зимней фотографией, на фоне которой приятно фотографироваться. Марина этим воспользовалась, чтобы сфоткать своих родителей.

Посетить саму резиденцию нам не удалось. Внутри дома нас встретили две морозные красавицы, которые объяснили нам, что вот именно в данное время здесь отмечаются чьи-то именины. В общем, «резиденция» зарабатывает вовсе не на туристах, а на местных жителях.

Нам ничего оставалось другого, как отправиться восвояси. Но на обратном пути мы предприняли третью попытку найти родственников – поехали на кладбище. Но могил тут оказалось столько, что разыскать своих не было никакой возможности. Да и сохранились ли они? Те, что мы видели, большей частью относительно свежие. И отпевали их в местной церкви Всех Святых.

Через несколько минут пути мы вновь пересекли границу Республики Коми и Архангельской области. На областной территории оказалась симпатичная, но загаженная избенка.

Поездкой мы остались довольны. Следов своих родственников мы не нашли, но познакомились поближе с родственником нашего Сыктывкара. И это заставляет задуматься о прихотливости судьбы не только людей, но и городов. 

 

 

 

 

Материалы по теме
Мнение
15 марта
Дина Хитрова
Дина Хитрова
Отходы — это не мусор
Мнение
29 ноября 2023
Дина Хитрова
Дина Хитрова
Никогда не поздно научиться бережному отношению к природе и друг к другу
Комментарии (68)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Усть-Сыольск
7 июл 2016 17:44

Мини копия Сыткывкара, только современных коробок нет. А местами даже приличнее и дороги без ям.

Зырянин-язычник
7 июл 2016 17:57

Когда то яренский уезд был зырянским. Народ говорил по коми.
С яренских земель был род язычника и врачевателя Распутина по отцу. Видимо по роду и передавались ему зырянские языческие знания лечения людей. За эти СПОСОБНОСТИ его православные попы и не любили и искали возможность обвинить в ереси и засудить.

Только тупым комунякам могла придти зверская идея , поиздеваться над людьми и приписать Яренск к далекому Архангельску.

А в Сыктывкаре (Усть-Сысольске) довольно много яренских по происхождению... Видимо, когда Вычегда ушла и город стал угасать, народ знал куды бечь...

Зырянин-язычник
7 июл 2016 19:20

Да реки-дороги и выход в мир.
Усть-сысола или как он именуется в атласе Ортелиуса 1570 года ПЕРМЕВЕЛИСК, Тоже получил свое развитие благодаря пересечению двух рек.
А Катька его сделала главным городом усть-сысольском только благодаря удобному расположению Таможни для сбора дани для дома Романовых сразу с двух дорог-рек, общанной сборщиками дани и потомками беса- СУХАНОВЫМИ.

Зырянин-язычник
7 июл 2016 18:32

Во многих коми деревнях находятся большие каменные валуны, что всегда поражает, особенно когда рядом никаких гор нет.
Расбросанные валуны, перед византийской церковью- не удивляет нисколько. Так как византийские попы при христинизации Руси, свои церкви лавки всегда ставили на местах поклонения язычников. Будь то светлая поляна с березой или каменное капище.

слово "Яренск"
7 июл 2016 21:00

слово «Яренск» происходит от «яран», что в переводе с коми означает оленевод. Слово яран = ненец, а не оленевод.

Зырянин-язычник
7 июл 2016 21:28

Да действительно - хантов, ненцев и саамов коми называли ЯРАН (ЕРАН) .
Олень - по коми кӧр , а оленевод - кӧр видзысь. ( от КО:Р и произошло руськое КОР_ОВА, а в греческом слово κεραός - РОГАТЫЙ, а в латинском так и осталось cer_vus- олень)

Так как , это совсем не местность оленеводов , предполагаю, что древнее название ЯР_АНЬ- сияющая женщина.

Там зарни ань не прятали? ((((:

Всегда
7 июл 2016 22:04

подозревал, что зырянин-язычник не знает коми язык.

Зырянин-язычник
7 июл 2016 22:37

И талун луныс го:тов босьтны аслас кыв бо:ро:ны? )))

Зырянин-язычник
7 июл 2016 21:31

Ненцев , хантов и самов назыали ЯРАН ( ӧран) потому, что эони жили на краю земли у моря , на грани.
ӧран- по коми НА ГРАНИ, НА ИСХОДЕ, НА КРАЮ.

Колва яран
8 июл 2016 08:36

Яранами называли родившихся от смешанных браков ненцев и коми. В Колве их до сих пор так назыают.

Зырянин-язычник
8 июл 2016 17:53

ЯРАН, есть и в сибири. Что заметил, живут по побережью и пасут оленей.
А жилье у них ЯРАН_хА называется, что у Саха, что у чукчей с эскимосами.
Так что, ЯРАН слово пришедшее с сибири. Вместе с расселящимися на запад народами.

Туризм, история... Это всё интересно, конечно... А как дальше жить будете, сограждане? Или наплевать?

Зырянин-язычник
7 июл 2016 21:33

А вот как ПОЖЕЛАЕМ так и будем ЖЫТЬ....)))

А чего ЖЕЛАЕМ? ))))

Владимир Уляшев
7 июл 2016 21:41

"А как дальше жить будете, сограждане?"

- А как надо?
подскажите, правильное решение.
Америку - не предлагать.

Хм... Не обязательно всем уезжать в Америку, да это и не получится. А вот построить в России жизнь как в Америке, наверное можно. Не сразу, конечно, но если стремиться...

Владимир Уляшев
7 июл 2016 23:20

Опять чушь порете?
(а она визжит и матюгается...)

Владимир Уляшев
7 июл 2016 21:45

Хороший пост.

Правда... Штирлец концовку бы переписал...
(и я предпоследний абзац - удалил бы)

7 июл 2016 21:49

Вам избёнка не понравилась? Ну, что есть, то есть. А что бы Штирлиц написал?

Владимир Уляшев
7 июл 2016 23:17

Не понравилось "но загаженная".

"Запоминается последняя фраза — это Штирлиц вывел для себя, словно математическое доказательство" и поэтому он бы написал: ... "А дошел бы пастор Шлаг до резиденции
матушки Зимы в Яренске на лыжах в июле 2016г.?"

8 июл 2016 00:02

Мне нравится этот вариант. Пастор Шлаг на лыжах в июле до Яренска - это круто!

Зырянин-язычник
7 июл 2016 22:22

Фраза- "город творили купцы" злонамеренно обманывающая.
Купцы никогда ничего не творили, они покупали и продавали, то что СОЗИДАЛИ другие.
А что создавали в Яренске и купцы потом продавали ?

Дед Пыхто
7 июл 2016 23:34

Все города созданы рынками, потому что именно торговля,обмен - двигатель прогресса. Кто бы что создал без купцов, то сам бы и сожрал. Натуральное хозяйство это :)

Зырянин-язычник
8 июл 2016 00:01

Рынки лишь обмен, но не созидание.
Не будь созидателей и купцу бы продавать было нечего.
Купец важное звено, но не созидательное.
В начале на Яреге создали товар, а уж потом появились купцы и сборщики дани за товар. Логично? )))

Дед Пыхто
8 июл 2016 00:06

Нет, не логично. Рыба была, дичь всякая, её ловили и ели. А потом начался бизнес, торговля, обмен и появилось много разных товаров. Появились у купцов деньги - стали строиться. А раньше так, в землянках жили. Яму вырыли и ладно :)

Зырянин-язычник
8 июл 2016 00:43

Наверно-охотились, наверно чери ловили. Наверно даже сами возили продавать поначалу.

В землянках лесные северные народы не жили, это не пустыня и не степь, где намазал чем нибудь солому и вот тебе стены. А пол и земляной сойдет. )))

Вообще хотел узнать, может что ещё производили, раз ЧТО-ТО пропало и купцы перевелись, и дань им НЕЧЕМ стало собирать.

Дед Пыхто
8 июл 2016 20:45

"сами возили продавать" - вот с этого всё и началось! С товарно-денежных отношений. Поэтому торговля и создаёт города.

Зырянин-язычник
8 июл 2016 20:51

То есть , пока они жили и создавали продукт для внутреннего пользования , они не жили ?))))

Дед Пыхто
8 июл 2016 20:57

Города не было и быть не могло. Именно об этом речь. Как вы не поймёте?

Зырянин-язычник
8 июл 2016 22:05

У изТОРиков , Усть -сысольска, как города тоже небыло до приезда немки Катьки .
Но в атласе Ортелиуса 1570 года он УЖЕ фигурирует как город ПЕРМЕВЕЛИСК,
Чего я не понимаю? ))))

Раньше , до христинизации Руси были ЯР_МАРки (МАРКЕТ) , куда народ сам свозил свой товар.
После христинизации появляются какие-то ОСОБЕННЫЕ купцы, которые не столько купечеством занимаются, а сбором ДАНИ и вывозом в московию. По пути естественно привозят товары из московии.
Такие "купцы" видны во всех крупных городах российской империи РОМАновых.

В Сыктывкаре это были Сухановы.

Надоела болтовня
8 июл 2016 22:14

https://youtu.be/KhnLX3FhHyI

https://youtu.be/IUViAimDEgI

https://youtu.be/B_g4DsLtsaw

Зырянин-язычник
8 июл 2016 22:10

Обычно такие КУПЦЫ были нужны империи, для вывозв ценностей в московию.
Одни серебро, золото, драгоценные камни, металические изделия вывозили с урала, Другие меха и соль.

Яренск крупный город на реке -дороге, вполне мог служить, как порт для вывоза драгоценностей с зырянского края.

Потому и интересуюсь, ЧТО ? заинтересовало купцев в этом районе для выозв в московию. Беличьи меха?

8 июл 2016 23:29

В Усть-Сысольске благодаря купцу Комлину была построена пожарная каланча. Купец Латкин основал библиотеку и женское училище. Ремесленная школа (ныне здание Вокуев-керки) тоже построена благодаря купцам. Так что можно с полным основанием говорить, что купцы творили Усть-Сысольск. Наверное, то же самое было и в Яренске.

Зырянин-язычник
8 июл 2016 23:46

То-есть они остаются предпринимателями, но уже из КУПЦОВ переходят в промышленников, ремесленников, строителей, учитлей. И тогда начинают зарабатывать от СОЗИДАНИЯ чего либо, а не от купли-продажи. ТАК?

Зырянин-язычник
9 июл 2016 00:09

Купля -продажа нужны была для начального капитала.
Торговля тогда происходила следующим образом. Новгородские или московские купцы, как более зажиточные находили местного человека и давали ему денег и товара, которые он менялв течении года у местных, (скупая) местный товар ( меха, серебро, металическю рухлять, лес, рыбу, ...) через год пришлые купцы у него местный товар забирали , ему оставался процент, привозились новые деньги и новые товары на обмен. Круговорот капитала.

Но чтобы этот круговорот работал нужен МЕСТНЫЙ ТОВАР, а его производят только местные аборигены, а не купцы.

Зырянин-язычник
9 июл 2016 00:22

Что ещё проще было понять приведу аналогию из настоящего.
Аликперов купец скупает МЕСТНЫЙ товар - НЕФТЬ. На маленькую часть, от прибыли строит больницы.
Это купец Аликперов ТВОРИТ? Или МЕСТНЫЙ ТОВАР-НЕФТЬ, с которого Аликперов имеет прибыль? )))
Не будь МЕСТНОГО ТОВАРА - ЧЕГО ТВОРИЛ БЫ АЛИКПЕРОВ? )))

Игорь за рулём, но без ремня безопасности.

Тьфу!!!

Ермилову не понравилось (плюётся и минус мне поставил), что я предостергаю Игоря от смертельной опасности.
Три минуты назад Ермилов пожелал мне могилы, а теперь и Игоря хочет на тот свет отправить, Галину вдовой сделать. Кто он после этого?

8 июл 2016 00:25

Вы не правы. Я всегда пристёгиваюсь и пассажиров заставляю пристёгиваться. Либо на фотке ремень не виден, либо снимок был сделан, когда машина стояла. Я уже не помню.
Кстати, в этот день нас остановили инспекторы ДПС. Проверили документы и напомнили, что в августе страховка истекает. Других претензий у них не было.

Ремень вроде через левое плечо должен проходить. Значит, не видно его совсем.

8 июл 2016 00:32

Ремень точно есть. Галя сделала два снимка, на первом ремень виден. А на этом - так получилось.

Вы напрасно такое легкомысленное фото выложили. Вот бдительный товарищ выявил нарушение, а за него полагается штраф ;)

8 июл 2016 00:37

Будет забавно, если ДПС возбудит уголовное дело на том основании, что не виден ремень безопасности. Это будет прецедент. Прославлюсь! Но у меня козырь - другой снимок, где ремень виден.

Пока ещё только административное, но законодательство стало так переменчиво...

Два коми города
8 июл 2016 08:43

Расстояние между двумя коми города Сыктывкар и Яренск на машине составляет 159 км. Напрямую 106 км.

Житель Яренска
9 июл 2016 00:28

А не волнует та фотография где ремень виден. Так как вы могли его пристигнуть на второй фотографии.

)))
8 июл 2016 17:55

Справедливое замечание)
Да и сидит, весь напрягся, руль держит неестественно...

Яренчанин
8 июл 2016 17:11

Нужно было и район посетить - очень много мест красивых.

Олег Угрюмов, Яренская биб
8 июл 2016 17:25

Игорь, в краеведческом музее есть рукопись Н.А. Голенева, кеоторый рассказывает о родах деревни Софроновка начала прошлого века. Этот материал публиковала Яренская библигтека в рукописном альманахе "Еренский городок". Есть там отдельная глава по Бобраковым, она оканчивается так: "Если по состоянию на 1921 год в Софроновской проживало одиннадцать семей Бобраковых (38 человек), то теперь остался один Иван Иванович Бобраков с женой. Все остальные уехали в КомиАССР, Архангельск, Ленинград, в другие места". Сообщите адрес, вышлю вам полный текст по Бобраковым.

8 июл 2016 23:24

Спасибо, прочитал. Жаль, что там моих прямых предков нет. Но все они, видимо, родственники.

Oleg
8 июл 2016 20:48

Как часто бывает, пишу для самого себя.

я из Яренска
8 июл 2016 21:58

Как-то много сарказма в Вашей статье. Здесь живут очень добрые и гостеприимный люди, делают всё возможное, чтобы село ЯРЕНСК процветало, сохраняло свою историю. Вам бы следовало приехать на ежегодную ярмарку, посмотреть и пообщаться с людьми. Поуважительней надо быть к людям. Всё-таки ЯРЕНСК- это НАША РОДИНА!!!

Зырянин-язычник
8 июл 2016 22:19

Игорю Бобракову
Здесь перепись 1710 года Еренского уезда.
Бобраковы там встречаются.

http://census1710.narod.ru/perepis/350_1_478.htm

8 июл 2016 23:23

Спасибо, нашел далекого предка. Как я и думал, он был Боброковым.

Зырянин-язычник
8 июл 2016 23:54

Точно, я и не заметил.
Но обратил внимание, что люди жили достаточно долго. 60-80 летние встречаются.
А изТОРики о ранней смертности толдычут.

Зырянин-язычник
8 июл 2016 23:57

Ещё очень часто встречается- "сшел в Сибирь з женою и з детьми".

Бежал народ за камень.

Зырянин-язычник
9 июл 2016 00:01

А ещё часто встречается - "взяты в Санкт Питербурх в работу"
Вот какие мастеровые угорский город ПЕТЕР , перестраивали в САНКТ-ПЕТЕРБУРГ для РОМАновых,

История
8 июл 2016 23:26

Знал бы далёкий предок, что у него в роду будет продажный журналист, то повесился бы на берёзе.

Житель Яренска.
9 июл 2016 00:17

Как так можно сказать что Яренск "Богом забытое поселение". Как можно сказать что белки это твари похожие на собак. Как можно сказать что Резиденция Матушки Зимы зарабатывает на местных жителях. И после всего это остаться довольным. Как???

Зырянин-язычник жителю
9 июл 2016 01:37

Да не злитесь. Цените тех кто говорит, вам правду и бойтесь лгущих вам лицемеров.
Обычно правду говорят только друзья.
Никто не сомневается , что в Яренске очень много хороших людей и многозамечательных мест на природе, но Яренск не развивается в последнее время и в этом виноваты не жители Zренска, а так называемая власть.

P/s/ Архангельск далеко и он о вас не вспоминает, Возращайтесь обратно в коми. ))))

Сергей
10 июл 2016 23:46

Значит ВЫ мой земляк (я Гобанов Сергей)

Гобанов
11 июл 2016 00:44

В десанте служили?

Ирина
11 июл 2016 11:46

Сыктывкар стал "столицей огромного промышленного региона" благодаря ухтинской нефти,а рядом с Яренском ничего подобного не обнаружилось, так что поменявшая русло Вычегда скорее всего здесь ни при чем. Село Лена, давшее название району , в свое время "обогнало" Яренск в экономическом отношении и даже собиралось стать райцентром,но не задалось что-то...Так и остался Яренск центром Ленского района.
Конечно, автор приводит свои собственные впечатления от Яренска, но на мой взгляд райцентр поменялся в лучшую сторону за последние лет 10: много частных домов-новостроек - добротных, со стеклопакетами, двухэтажных. На въезде очень даже современный магазин с практически "сыктывкарским" ассортиментом. Вот только бы дорогу довели до ума, а то за Иртой такая грунтовка жуткая...

Ирина
11 июл 2016 11:51

И еще - не "МИШКИНА гора" , а "МИКШИНА гора" - так село называется, которое автор упоминает

Евгений Юшков
8 авг 2016 08:26

Если Яренск от "ненец-оленевод", то откуда у нас на юге губернии Яранск? Сдаётся мне, все Яренски-Ярански от "ярый", - новгородские ушкуйники ещё не такое вытворяли...

Ми
8 авг 2016 10:36

На савере Кировской области живут коми- зюздинцы. И в учебнике истории за седьмой класс в советское время было написано, что вятичи, мурома и так далее- это финно- угорские племена. А Котлас, Великий Устюг и другие населенные пункты в средние века были населены коми и было немного людей, умевших говорить по - русски. Кстати, Юшков- коми фамилия. В Коми творил один из самых уважаемых в 20 веке среди коми писатель Геннадий Юшков. На его слова написан гимн Коми республики. Ушкуйники- это разбойники, совершавшие набеги на ушкуях- лодках.

Уточнение
8 авг 2016 12:41

Из Википедии
Действующим государственным гимном Республики Коми является мелодия, основанная на песне Виктора Савина «Варыш поз» («Соколиное гнездо») в обработке председателя Союза композиторов республики Коми Михаила Герцмана, в редакции В. Тимина на коми языке, в редакции А. Шергиной, А. Суворова на русском языке.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме