Прогнозируемые убытки принадлежащего региону акционерного общества «Комиавиатранс» в 2017 году составят 114,1 млн руб., что почти вдвое меньше, чем было в 2016-м. Главная причина — невосполнимые расходы на содержание аэропортов по всей республике. Об этом 3 ноября на совещании в Государственном совете Коми сообщил генеральный директор предприятия Александр Пономарёв.
По словам руководителя «Комиавииатранса», работа предприятия остается убыточной, несмотря на то, что в этом году увеличился пассажиропоток и объем грузоперевозок.
— Вроде бы положительная динамика, но гордиться нам нечем. Все это делается в условиях туго затянутых ремней, деньги в первую очередь идут на поддержание нашей инфраструктуры. Финансовый результат мог быть лучше, если бы мы не провели переоценку основных фондов. В итоге выросла амортизация, по итогам года она составит 150 миллионов рублей.
Основные убытки приносит аэропортовое хозяйство. Только два аэропорта в республике — Сыктывкар и Усинск — прибыльные за счет большого количества рейсов и базирования там судов коммерческих предприятий. Александр Пономарёв сказал, что в 2017 году убытки от аэропортовой деятельности составят примерно 400 млн руб. Сумму удалось снизить за счет привлечения финансов на ремонт аэропортовой инфраструктуры со стороны.
— Убытки аэропорта Воркута составляют 65 миллионов рублей в год. Но авиация пограничных войск, которая базируется на аэродроме, нам не платит за наши услуги. Есть закон о госгранице, на основании которого мы не получаем ничего. Раньше платили 2-4 миллиона в год за дополнительные услуги, сейчас отказано и в этом. Плюс они настаивают, чтобы аэродром работал еще дольше. Им это необходимо. Это надо набрать дополнительных людей, предусмотреть затраты на полосу, которую не компенсируют. В следующем году убытки аэропорта составят все 100 миллионов, — рассказал гендиректор.
Кроме того, по его словам, российское правительство исключило из федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы» реконструкцию аэродромов в Ухте, Усинске и Воркуте. Средства собирались выделить только после 2020 года, но это решение, считает гендиректор, уже сейчас создает дополнительное трудности, так как предстоит предусмотреть собственные расходы.
Нуждаются в ремонте почти все взлетно-посадочные полосы в республике. Особенно остро стоит проблема в Ухте, где из-за плохого качества полотна пришлось запретить полеты лайнеров с низко посаженными двигателями. По словам министра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Коми Николая Герасимова, если в декабре будет подписано соглашение с «Газпромом», то республика получит деньги на ремонт ухтинской взлетно-посадочной полосы.
Александр Пономарёв поддержал решение правительства изменить направление субсидирования предприятия: если раньше республика направляла деньги на поддержку пассажирских перевозок, то теперь средства идут на поддержку аэропортовой деятельности. Эффект от этого, по словам руководителя «Комиавиатранса», будет ощутим лишь в 2018 году.
Как заявил Николай Герасимов, основные бюджетные расходы на транспортников идут именно авиапредприятию.
— Мы один из немногих регионов, который имеет собственную авиакомпанию, которую надо развивать. Компания требует роста и развития, но средств на эти шаги просто нет ни в бюджете, ни у компании. Развиваемся по принципу «сколько денег — таков уровень развития», — сказал он. — Мы единственный регион в России, который взял на себя нагрузку по аэропортовому комплексу. И нагрузку, и ответственность. Содержание аэропортов и 15 вертолетных площадок — убыточное, и оно при существующем пассажиропотоке не может быть прибыльным.
По данным Контрольно-счетной палаты Коми, на частичную компенсацию потерь от аэропортовой деятельности республика направит «Комиавиатрансу» 280 млн руб., что в 6,5 раза больше, чем было в 2014-м. По прогнозам Минпрома, эта сумма не окончательная — по предварительным расчетам, сумма потерь предприятия в этом году составит 322 млн руб.
АО «Комиавиатранс» создано в 1998 году на базе государственного авиационного предприятия «Комиавиа». Парк воздушных судов насчитывает 32 вертолета Ми-8 различных модификаций, 33 вертолета Ми-2, 4 самолета L-410 и 5 самолетов Embraer ERJ-145 (прилет шестого ожидается). Уставной капитал — 709 млн 641 тыс. руб., разделенный на 709641 обыкновенную именную акцию номиналом 1000 руб. каждая. Единственный акционер — Республика Коми в лице министерства имущественных и земельных отношений.
Как следует из годового отчета, за 2016 год чистый убыток предприятия составил 209,4 млн руб., что на 57 млн больше, чем в 2015-м (в 2014-м компания получила 2,4 млн руб. чистой прибыли).
В 2016 году «Комиавиатранс» перевез 250 тысяч пассажиров, в том числе 64 тысячи — на местных маршрутах, в то время как в 2015-м пассажиропоток составлял почти 400 тысяч человек.
В 2016-м предприятие получило 555 млн руб. бюджетных средств (на 32 млн больше, чем в 2015-м), в том числе 197,7 млн на возмещение выпадающих доходов, 22,5 млн — на компенсацию потерь в доходах от аэропортовой деятельности, 332,8 миллиона — на выполнение региональных воздушных перевозок пассажиров, 2 млн — на реализацию дополнительных мер в сфере занятости населения.