«„Феминитив" — это про союзничество и дружбу»
Как в Калининграде появилась
низовая фем-инициатива
В конце 2018 года в Калининграде больше полусотни человек пришли на лекцию тогда ещё никому неизвестной команды «Феминитив». Всего за год онлайн-сообщество локального проекта разрослось до двух тысяч, в месяц психологини «Феминитива» проводят около ста часов индивидуальных консультаций, а среди инициатив появился даже фем-стендап. Как короткий спор в баре стал руководством к действию и почему любая инициатива начинается с союзничества и дружбы, участницы калининградского проекта «Феминитив» рассказали «7х7».
В конце 2018 года в Калининграде больше полусотни человек пришли на лекцию тогда ещё никому неизвестной команды «Феминитив». Всего за год онлайн-сообщество локального проекта разрослось до двух тысяч, в месяц психологини «Феминитива» проводят около ста часов индивидуальных консультаций, а среди инициатив появился даже фем-стендап. Как короткий спор в баре стал руководством к действию и почему любая инициатива начинается с союзничества и дружбы, участницы калининградского проекта «Феминитив» рассказали «7х7».
Феминизм — это не страшно
Первая лекция проекта «Феминитив» в Калининграде «Феминизм — это не страшно».
Слева направо: блогерка Дарья Андреева, основательницы проекта «Феминитив» Дарья Яковлева и Валерия Хизанишвили.
Первая лекция проекта «Феминитив» в Калининграде «Феминизм — это не страшно».
Слева направо: блогерка Дарья Андреева, основательницы проекта «Феминитив» Дарья Яковлева и Валерия Хизанишвили.
Два года назад 8 марта фем-активистка Валерия Хизанишвили прочитала статью под заголовком «Неприлично не быть феминистом». В ней среди рассуждений о феминитивах, правах и проблемах женщин был монолог участницы правозащитного движения Amnesty International Дарьи Яковлевой. Она говорила, что феминизм — это необходимость, и ей хочется, чтобы в городе появилась платформа для объединения феминисток. В тот же день Лера написала Даше в Instagram и рассказала, что обеспокоена проблемой прав женщин и хочет создать фем-инициативу в Калининграде.

Даша больше пяти лет работала в правозащитной сфере и была региональной координаторкой акции Amnesty International «Марафон писем» — всемирной кампании в поддержку политзаключённых, защитниц и защитников уязвимых групп и активистов. Лера профессионально занималась переводами и интересовалась гендерными исследованиями.
— Первый раз мы встретились вживую перед летними показами фильма о гражданских эко-проектах «Грасс рутс» и документального кино про ЛГБТ-подростков «Дети 404» у нас в городе. Клеили вместе афиши, потом пошли в бар и совершенно случайно подслушали такой спор. Девушка говорила, что дискриминация женщин существует, есть масса стереотипов и стигм вокруг «женского», которые мешают нормально жить. Парни быстро ушли от темы: «Да ну, равноправие уже достигнуто». Встревать в чужой разговор не хотелось, но чувствовалась ужасная несправедливость. Так идея создать локальное сообщество стала более чёткой. Виделось место, где каждая могла бы найти понимание, почувствовать себя уверенно и защищено, — вспоминает Даша.
Даша Яковлева,
основательница сообщества «Феминитив»,
правозащитная активистка
Осенью 2018 года подруги начали искать человека, который бы начал вести соцсети феминистской инициативы. Зимой к тогда еще безымянному проекту подключилась Анастасия Светогор, одно время она работала журналисткой, занималась социальными сетями и событийным маркетингом.
— Несколько месяцев назад у меня появились дети, сразу двое. Меня всерьез беспокоили темы ментального здоровья матерей, я постоянно сталкивалась с множеством стигм вокруг «материнского». Мне хотелось найти поддержку, делиться опытом и слушать, как бывает ещё, но я совершенно не представляла, где и как это делать, если не в социальных сетях. И тут я наткнулась на объявление Даши. Через несколько дней мы встретились, обменялись идеями и начали готовиться к первому мероприятию, — говорит Настя.
Настя Светогор, комьюнити менеджерка проекта «Феминитив»
В декабре фем-инициативу назвали «Феминитив», создали Instagram и опубликовали первую запись — анонс лекции Дарьи Андреевой, авторки Telegram-канала «Неведическая женственность» о базовых понятиях и истории феминизма.

Первую афишу проекта с крупной надписью «Феминизм — это не страшно» разместили в том же баре, где случился спор о неравных правах, а лекция прошла в соседнем помещении.
— Даша Андреева летела к нам с украинским паспортом, и таможенники спросили у неё о цели визита. Даша сказала, что едет читать лекцию про проблемы прав женщин, на что ей ответили: «А у нас в России нет проблем, может быть у вас в Украине есть, а у нас — нет»
„А у нас в России нет проблем,
может быть у вас в Украине есть,
а у нас — нет."»
— вспоминает
Даша Яковлева
Первую зиму встречи проходили на разных площадках: в книжном магазине, городских арт-пространствах и даже в столовой. По словам Даши, этот этап помог лучше понять, для кого «Феминитив.
Каждый раз приходили новые люди со своими идеями и проблемами. В начале весны команда начала искать постоянное помещение поближе к центру, просторное, с несколькими комнатами для встреч, психологических и юридических консультаций.
И в апреле 2019 года у проекта появилось своё пространство. Состоялись открытые встречи с психологом Натальей Крыловой и дискуссионный клуб, где высказывались про феминизм, секс, ментальное здоровье и отношения.

К проекту присоединилась фем и квир-активистка Элис Че.
В «Феминитиве» она открыла дискуссионный клуб лекцией про гендеры и собрала феминистскую стендап-команду.
«Никогда не встречался фем-стендап на русском, только сексистский и ксенофобный юмор от комиков с телеканалов»
«Никогда не встречался фем-стендап на русском, только сексистский и ксенофобный юмор от комиков с телеканалов»
— Я видела много стендапа на английском и поняла, что мне никогда не встречался фем-стендап на русском, только сексистский и ксенофобный юмор от комиков с телеканалов. И я подумала: если ищешь что-то, а этого нет, то придётся сделать это самой. На группе взаимопомощи в «Феминитиве» я увидела Лизу, Настю и Машу — они подружки. Мы обсуждали проблемы и шутили. После этой встречи я подошла к ним и рассказала про идею создать стендап. Они согласились, мы начали общаться и писать шутки. Первое выступление прошло летом 2019. Мы немного переживали, но первый фем-стендап в итоге прошел супер, — делится Элис.
Элис Че,
участница проекта «Феминитив»,
фем и квир-активистка
Я не одна такая
Чуть позже в проект пришли психологини Любовь Яжовка и Александра Лысенко. Люба работала в центре помощи для семьи и детей, а Саша — в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сделать первую психологическую группу поддержки команду «Феминитива» вдохновили создательницы проекта «Круг доверия». Для команды важно, чтобы группа была безопасной, конфиденциальной, а основное правило каждой такой встречи — относиться друг к другу бережно.
— Мы волновались, как будут вести себя участницы, комфортно ли будет делиться личными историями с незнакомыми людьми, сколько соберется людей, успеют ли все высказаться. Но уже в первые десять минут стало понятно, что все хорошо. После встречи одна из девушек сказала: «Черт возьми, я не одна такая», — говорит психологиня Саша.
Саша Лысенко,
психологиня сообщества «Феминитив»
Сначала группы проводились только для женщин*, позже появились отдельные поддерживающие встречи для тех, кто столкнулся с любыми формами абьюза, и группа для ЛГБТК+ [ЛГБТК+ (LGBTQ+) — аббревиатура, обозначающая сообщество (LGBT, LGBT+, LGBTQ+, LGBTQIA и др.) гомосексуалов, бисексуалов, трансгендеров, интерсексуалов и асексуалов. Буква К/Q означает «квир» — человека, который не вписывается в традиционные рамки сексуальной ориентации и гендерной идентичности]. Небинарные люди поняли, что здесь безопасно, смогли почувствовать себя в этом пространстве комфортно и свободно высказываться. Параллельно с группами в «Феминитиве» появились бесплатные индивидуальные психологические консультации.
— В нашем обществе все ещё крайне стыдно признаться даже себе в том, что имеешь депрессию, биполярное расстройство или другие заболевания, что тебе не просто нечем заняться или что ты не придумываешь страдания, а действительно нет сил встать с кровати. И с этим нужно что-то делать, — отмечает клиническая психологиня Любовь.
Любовь Яжовка,
клиническая психологиня сообщества «Феминитив»
На встречах часто затрагивали тему абьюзивных отношений. По наблюдениям участниц сообщества, часто жертвы не считывают манипуляции абьюзера, считают, что сами виноваты в том, что «отношения с партнером испортились», боятся сказать или сделать что-то, что разозлит или расстроит абьюзера, терпят словесные унижения, оскорбления, переживают вспышки ревности.
— Абьюзер просит прощения, оправдывается, обещает, что ничего подобного больше не повторится. Такие обещания дают жертве надежду на то, что всё плохое в прошлом. Но постепенно напряжение нарастает и цикл начинается сначала. Со временем поведение абьюзера становится более жестоким. К сожалению, большинство девушек, которые приходили к нам, не сразу понимают, что они находятся именно в таких отношениях, — рассказывает Настя
К концу первого года команда «Феминитива» стала регулярно проводить четыре группы психологической поддержки, около ста индивидуальных консультаций и более двадцати встреч в месяц. Среди выступающих на публичных лекциях: гендерные исследовательницы Анна Алимпиева и Мария Кохановская, преподаватель департамента психологии Анна Край, создательница движения «Психология за Права Человека» Ольга Размахова, активистки Лёля Нордик и Белла Рапопорт.
Каждая вторая сталкивалась с насилием
Каждая вторая женщина, обратившаяся в «Феминитив» за краткосрочной помощью, сталкивалась с эмоциональным или физическим насилием в семье или на работе. Запросы на психологическую помощь от пострадавших поступают чаще по телефону, электронной почте или на индивидуальных консультациях.
— Однажды нам написала девушка, которую преследовал мужчина. Она обратилась в полицию, ей сказали: раз вам никто не угрожал, телесных повреждений нет — ничего сделать не можем. К счастью, проблема разрешилась, но это история — исключение из правил. Её исход зависел от решения и человеческих качеств сотрудника полиции, но никак не регулировался законом, — делится Даша. — У регионов крайне мало политической воли, но мы можем участвовать в общественных слушаниях, подписывать петиции, больше говорить о том, насколько это важно и, конечно, оказывать помощь и поддержку тем, кому это необходимо здесь и сейчас.
В «Феминитиве» считают необходимым принять закон о профилактике семейно-бытового насилия, активистки совместно с другими общественными организациями подписали открытое письмо.
— Представим, что у жертвы приняли заявление в полиции, но вместо криминальной ответственности насильнику грозит лишь административный штраф, который наверняка выплатят из семейного бюджета. А что делать, если отношения не узаконены? К нам же, например, чаще всего обращаются молодые девушки, которые сожительствуют с кем-нибудь или просто встречаются. Мы поддерживаем, оказываем психологическую помощь, ищем юриста, если это необходимо, когда понимаем, что нашего ресурса не хватает или жертва находится в другом городе, ищем, кто ещё может помочь. Чаще откликаются общественные организации и активистки, — говорит Настя.
Недавно участницы «Феминитива» подключились к региональным «женским» организациям и гражданским активистам, которые занимаются профилактикой бытового насилия, для создания совместной ассоциации. Первая важная тема «рабочей группы»: создание нового кризисного центра в Калининграде.
Самоизоляция и планы
Во время самоизоляции к психологиням «Феминитива» стали чаще обращаться с проблемами в отношениях, повышенной тревожностью, нежелания общаться с людьми. Сейчас все встречи проходят онлайн, желающих получить кратковременную поддержку и помощь стало больше. Ещё несколько месяцев назад консультации онлайн были редкостью.
По словам Даши, с одной стороны, появилось возможность подключаться к нам из любого города. С другой, помогать и общаться только в сети сложнее. Команде было непросто перестроиться на новый формат. Многие начали чувствовать выгорание из-за того, что считали свою помощь неполной.

Сейчас команда проводит прямые эфиры, группы поддержки и индивидуальные психологические консультации и открыла тестовую «горячую линию». Общаться можно через любой мессенджер или по телефону. Если жертве абъюза говорить небезопасно, то психологини готовы переписыватьс


В конце июня команда участвовала во всероссийской кампании в поддержку Юлии Цветковой — медиастрайке #заЮлю. «Мы считаем, что дел Юлии сфабриковано из-за активистской деятельности и должно быть немедленно прекращено», — написано на Instagram-странице «Феминитива».
В планах команды на ближайший год — открыть юридическую поддержку, запустить полноценную горячую линию и составить карту дружественных специалисток и специалистов в регионе. Потому что «Феминитив» — это про союзничество и дружбу, про то, что важно поддерживать друг друга, делать что-то вместе.
Авторы
Даниил Громаков
Анастасия Денисова (текст)
Фото
Анна Давыдова, Вера Балашова
Донат Сорокин / ТАСС
pixabay.com, pxhere.com
Видео
Даниил Громаков («Феминитив»)
Анна Давыдова
Абдулина Даша.Анастасия Денисова (иллюстрации к видео)