Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. «Для России эта тема еще свежа». Почему поэзия феминисток многих раздражает

«Для России эта тема еще свежа». Почему поэзия феминисток многих раздражает

Фото: Tara Winstead
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Последние пять лет в России активно развивается фемпоэзия. Поэтессы публикуют сборники, их творчество входит в шорт-листы литературных премий и вызывает споры. О чем пишут феминистки, как соцсеть Facebook удалила одно из таких стихотворений, почему некоторых это творчество отталкивает и что ждет фемпоэзию в будущем – в обзоре «7х7».

О том, как появилась фемпоэзия

Фемпоэзия (или феминистское письмо) – это поэзия, которая отражает идеи феминизма и борьбы за гендерное равноправие. Это творчество непосредственно связано с социальной жизнью. По словам литературного критика и соавторки книги «Поэтика феминизма» Юлии Подлубновой, феминистское направление возникло в русской литературе в 1990-е годы и связано с творчеством двух поэтесс — Марины Тёмкиной и Анны Альчук, которые освещали гендерные вопросы. 

Как феномен современной литературы фемпоэзия начала формироваться в России в 2017 году с появлением петербургского проекта «Ф-письмо». Его организаторка – российская фемпоэтесса Галина Рымбу. Мероприятия «Ф-письма» были посвящены изучению феминистской литературы, философии и объединили вокруг себя творческих людей из разных сфер. Чуть позже на платформе syg.ma был запущен одноименный онлайн-журнал. В нем публикуются тексты на феминистскую и квир-тематику. 

— К работе «Ф-письма» в Петербурге подключились такие поэтессы, как Елена Костылева, Станислава Могилева, Настя Денисова, философы Алла Митрофанова, Оксана Тимофеева и другие. Для Петербурга и его литературной жизни это было заметным явлением. С созданием журнала это стало заметным явлением на всем пространстве русскоязычной поэзии. Публикации манифестировали то, о чем раньше не говорили. В русской поэзии существовала гендерная лирика, но осознанного и отрефлексированного феминизма не было даже в творчестве Марины Тёмкиной и Анны Альчук. «Ф-письмо» такие тексты стало генерировать. Вокруг них стало создаваться поле критики, манифестов, все вместе это создало тот феномен, который мы называем фемпоэзией, — пояснила Юлия Подлубнова.

Юлия Подлубнова

Юлия Подлубнова. Фото из личного архива

По словам Юлии, становление фемписьма связано и с общественно-политическими событиями, в частности с движением #MeToo, ростом популярности идей феминизма среди молодежи и тягой открыто выражать свою позицию:

— Когда молодежь пришла в поэзию, все сошлось: и сама поэзия была к этому готова, и общество на низовом уровне.

О чем пишут феминистки

Фемпоэтессы предпочитают писать верлибром (стих, свободный от жесткой рифмометрической композиции) и использовать форму прямого высказывания, нередко с нецензурной лексикой. Так они предельно откровенно делятся личным опытом и проговаривают травмы. В своих стихотворениях феминистки часто обращаются к описанию женского тела – для снятия с него стигматизации.

Фемпоэзия отвечает и на новостную повестку. Например, во время уголовного преследования обвиненных в убийстве своего отца сестер Хачатурян фемпоэтесса Дарья Серенко организовала большой поэтический вечер в их поддержку.

В поддержку художницы Юлии Цветковой, которую обвинили в распространении порнографии за рисунки обнаженного женского тела, Галина Рымбу опубликовала на своей странице в Facebook стихотворение «Моя вагина». Позже соцсеть удалила пост поэтессы. Текст вызвал неоднозначную реакцию общества и поделил людей на два лагеря – тех, кто принимает откровенную форму высказывания, и тех, у кого она вызывает отторжение.

— Современные авторки мыслят о личном как о политическом. Когда они рассказывают о своем опыте, они выносят это на обозрение как некий социально и политически значимый факт. Фемпоэзия держится на трех Т: женская телесность, травма, трансгрессия [нарушение границ привычного].

В своем творчестве девушки протестуют против патриархата, всех видов насилия.

Хотя это могут быть и стихотворения, которые посвящены не боли и травмам, а принятию себя, тела, описанию женского опыта. Фемпоэзия очень разная, — объяснила Юлия Подлубнова. 

 
Стихотворение Юлии Подлубновой 

Поэтесса из Екатеринбурга Екатерина Симонова пишет о повседневности и самоощущении. Она стала одной из 12 фемпоэтесс, чьи стихотворения в 2020 году вошли в антологию английских переводов русской феминистской поэзии F Letter: New Russian Feminist Poetry. Екатерина говорит, что для нее важны детали, которые обычно не замечают:

— Я твердо уверена, что «большая» жизнь складывается как раз из этих якобы скучных, незаметных, ежедневных моментов. И еще я уверена в том, что о чем-то хорошем, о чем-то радостном говорить не менее важно, чем о своих травмах. Радость – это преодоление боли. К тому же давайте честно: все мы гораздо больше любим радоваться, чем страдать. Но почему-то стесняемся говорить об этом всем: об уюте, об имеющейся рядом надежной и теплой руке, просто о том, что будем делать, когда преодолеем свою боль.

 
Стихотворение Екатерины Симоновой

Фемпоэтессы публикуются не только на онлайн-платформах — их книги выпускаются издательствами. Авторки экспериментируют и с жанрами высказываний: весной в издательстве "Новое литературное обозрение" вышел дебютный роман фемпоэтессы Оксаны Васякиной "Рана". Издательство No kidding press выпустило книгу Дарьи Серенко "Девочки и институции" о личном опыте работы в государственных учреждениях.

Чем пугает фемпоэзия и что ее ждет в будущем

Юлия Подлубнова считает, что фемпоэзия в России становится более популярной и через 15–20 лет отдельные тексты могут стать классикой, несмотря на неоднозначную оценку современного общества:

— Профессиональным литературным сообществом многие авторки принимаются и признаются, их творчество включают в шорт-листы литературных премий. Я бы не сказала, что эта поэзия отвергается.

Она вызывает споры, будоражит. Вспомните футуристов: футуризм тоже был противоречивым будоражащим явлением. Так и с фемпоэзией.

По мнению Екатерины Симоновой, фемпоэзия пугает людей новизной, непривычностью формы и содержания, однако со временем больше людей смогут принять это творчество:

— Фемпоэзия вызывает непонимание, отторжение, как итог – раздражение. Для России эта тема еще свежа. Вообще всегда болезненно, когда люди вслух, открыто говорят о том, что их тревожит, что у них болит, и это – обо всем, не только о гендере, а о том, как пугает осознание того, что у привычного образа «счастья» всегда есть вторая сторона – «несчастье». И что она реальна не менее привычной тебе стороны.

 

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ОбществоОткрытияСоциалкаФеминизм