Собирается ежемесячно 46 262 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Рязань — Голливуд и обратно. Как частный исторический салон «Аромат времени» погружает в эпоху Макса Фактора

Рязань — Голливуд и обратно. Как частный исторический салон «Аромат времени» погружает в эпоху Макса Фактора

Екатерина Малышева
Фото к материалу Андрея Павлушина, Марии Илларионовой, Ксении Паначевой

Ровно год назад в Рязани открылся исторический салон «Аромат времени» — миниатюра первого магазина-парикмахерской, которым владел здесь будущий создатель голливудского бренда косметики Макс Фактор. Правда, 100 с лишним лет назад его знали исключительно как Максимилиана Факторовича. Свою длинную фамилию впоследствии он сократил и уже в Рязани стал именоваться Фактором. Местный экскурсовод Ксения Паначева собрала частную коллекцию из баночек и тюбиков голливудского периода карьеры своего земляка, прикупила к ним предметы быта рязанцев на рубеже веков — получился камерный исторический салон в русской глубинке. Кто такой Макс Фактор, какое отношение он имеет к рязанскому салону и как местные торговцы придумали первый кешбэк — в материале «7х7».

Голливуд начинается с Рязани

Экскурсовод из Рязани Ксения Паначева уже пять лет организует туристические поездки и рассказывает о необычных достопримечательностях региона. Когда она водит группы туристов по центру Рязани, то обязательно упоминает историю успеха местного бизнесмена и основателя голливудского бренда косметики Макса Фактора. Экскурсионный маршрут проходит как раз мимо дома, в котором располагался его первый магазин-парикмахерская.

 

Фирма под названием Max Factor появилась уже в Америке. А в начале XX века в Рязани Максимилиан Факторович мало чем отличался от местных торговцев. По происхождению он был польским евреем, служил в Москве, а затем приехал в Рязань и открыл свой магазин-парикмахерскую. Через несколько лет, в конце 1903 года, он с семьей эмигрировал в Голливуд. По одной из версий – опасаясь еврейских притеснений и погромов, которые случились в Рязани в 1905 году.

Ксения Паначева

Ксения Паначева

– Мало кто знает о рязанском эпизоде жизни и карьеры Макса Фактора, в 90% случаев это вызывает у туристов удивление, – рассказывает основательница салона «Аромат времени» Ксения Паначева. – Рязань и Голливуд трудно сопоставить. Тем не менее это так. Туристы часто спрашивали меня, нет ли в Рязани экспозиции или музея, где можно было бы поподробнее узнать о Максе Факторе. Я все ждала и думала: может, кто-то догадается, что эту тему можно развивать и раскручивать. Время шло, но никто за нее так и не брался.

Однажды Ксения искала информацию про Макса Фактора для своей экскурсии и изучала его биографию, в том числе зарубежные источники. В одном из них она наткнулась на любопытный факт: оказывается, основатель бренда Max Factor придумал специальный киногрим, потому что театральный грим не подходил для съемок в кино. Особенности камер и светотени немого кино в то время искажали театральный грим – он выглядел на актерах как маска.

 

Тот самый киногрим, который продавался в начале прошлого века в магазине Макса Фактора в Голливуде, спустя 100 лет Ксения смогла купить через американский сервис eBay.

– Пришла ко мне в Рязань эта волшебная коробочка [с гримом]. Думала, буду просто носить ее с собой на экскурсию, чтобы показывать туристам. Но с этой коробочки начала собираться моя коллекция: мне было интересно, что еще можно купить из старой косметики Макса Фактора – той эпохи, когда он был жив.

Оказалось, что в Америке и немного в Англии сохранилось много образцов «максфакторовской» косметики со 100-летней историей. Ее можно было купить в свободном доступе и довольно хорошей сохранности.

Как собиралась коллекция

Довольно быстро, всего за год, у Ксении собралась целая коллекция косметики голливудского этапа жизни Макса Фактора. В ней последовательно заняли свои места пудра, румяна, грим для кино, жидкий грим для тела, щетки для смахивания излишков пудры, тушь и помады. Абсолютно вся косметика – аутентичная, несколько коробочек даже еще не распечатаны. Отличить их от современных аналогов очень просто: на нынешних тюбиках нет надписи «Голливуд».

По словам Ксении, это исключительно салонные экспонаты: рисковать и наносить на кожу косметику вековой давности все же не стоит. Во-первых, ни на одной упаковке нет состава – в то время на тюбиках и баночках не писали список компонентов. Во-вторых, косметика под брендом Макса Фактора появилась на заре производства массовой косметики как таковой.

– По сути, Макс Фактор сделал первые шаги для того, чтобы косметика стала для женщин предметом ежедневного использования, – объясняет Ксения. – До Фактора косметикой пользовались либо актрисы, либо дамы легкого поведения.

Ежедневный макияж в обиход среднестатистической женщины ввел именно Макс Фактор. С тех пор одной и той же косметикой могли пользоваться и звезды кино, и обычные женщины. Только подумайте, насколько важен был этот момент: они смогли почувствовать себя наравне с какой-нибудь Марлен Дитрих.

Когда в коллекции у Ксении набралось несколько десятков экземпляров, появилась идея сделать выставку. Где и какую именно, тогда было непонятно. В экспозиции хотелось рассказать не только про коллекцию Макса Фактора, но и про косметику и парфюмерию, которую продавали на прилавках рязанских магазинов до революции.

– Может показаться, что детали человеческой жизни и быта – это ерунда. Может, они и не настолько важные, как живопись или археология. Но без быта невозможно представить жизнь человека, а это важная часть истории, – считает основательница салона.

 

Концепция будущего салона предполагала рассказ о быте женщин начала века. В ней, по замыслу Ксении, отводилось место не только магазину-парикмахерской Макса Фактора, но и аптекарским магазинам начала XX века, где продавали косметику и парфюмерию. Отдельный уголок предназначался для голливудского периода жизни Макса Фактора.

Под эту концепцию Ксения продолжила закупки, экспонаты искала на онлайн-площадке по продаже антиквариата «Мешок». Так в Рязань из разных уголков России – от Калининграда до Владивостока – приезжали всевозможные флакончики, баночки, щипцы для завивки волос и другие предметы быта начала прошлого века. По словам владелицы «Аромата времени», 100 лет назад они мало отличались между собой в разных регионах – крупные московские фабрики торговали по всей России.

В начале XX века в Рязани недалеко от лавки-парикмахерской Макса Фактора была аптека Александра Вагнера. В ней производили и продавали одеколоны. Владелец аптеки одним из первых торговцев в Рязани изобрел кешбэк: он придумал вещицу, похожую на монетку, – бону. Он давал ее покупателю в подарок за покупку. Ксения с трудом нашла и купила ее на одной из интернет-площадок. На боне написано: «Аптекарский магазин Вагнера, Рязань». Теперь это один из самых ценных экспонатов в ее коллекции – он выставлен в салоне «Аромат времени».

Чаши для бритья, подставки для усов и мухоловки

Так же высоко, как маленькую вагнеровскую бону, Ксения ценит свою коллекцию голливудской косметики Макса Фактора. Такой коллекции больше нет нигде – кроме, пожалуй, музея Голливуда, один из этажей которого занимает бывшая студия основателя бренда.

– Я видела только фотографии оттуда, – признается Ксения, – но с удовольствием про себя отмечаю: и вот это у меня есть, и вот это, и вот это. Просто каких-то баночек у них больше по количеству: например, в голливудском музее – пять, а у меня одна.

Сколько в «Аромате времени» экспонатов, Ксения точно не считала. Вместе с косметикой, флаконами, украшениями, предметами быта, книгами, журналами и всем, что создает антураж салона, – около 500. В коллекции косметики Макса Фактора – порядка 30 уникальных экземпляров.

 

Аудитория салона, как и аудитория экскурсий по городу, – это женщины 30–55 лет. Но интересные предметы в салоне находят для себя не только женщины. Один из любимых экспонатов его владелицы – фарфоровая чашечка с полочкой для усов, до революции такие выпускались в России. Во время экскурсии Ксения рассказывает и про уход за усами: мужчины были основными посетителями Макса Фактора в его парикмахерской.

 

Другой любопытный «мужской» экземпляр – фаянсовая чаша для бритья: в ней можно было взбивать из мыла густую пену.

– Помазок у нас все знают, а чаши никто в советские времена не изготавливал. А до революции ими пользовались: это такая емкость с дырочками, откуда уходила лишняя вода. Пена получалась по консистенции как крем и была очень удобна для бритья. Среднему классу такая чаша была вполне доступна, — объясняет Ксения.

Владелица салона признается, что любит собирать вещи, которые вышли из обихода, – те, что когда-то были частью быта дореволюционного дома в Рязани. Одни из последних таких вещиц в ее коллекции – распорка для растяжения перчаток и мухоловка. Не все посетители салона догадываются, для чего служили эти вещи 100 лет назад.

«В музеях нельзя потрогать историю»

Ксения с самого начала решила никогда не называть свой салон музеем.

– Не хочу использовать это слово [«музей»] – это мой личный пунктик, – поясняет она. – Сейчас под вывеской музея может скрываться что угодно – хоть магазин. Я против таких вещей. Хотя у меня есть реально подлинные экспонаты. Есть и вторая причина: все-таки музей – это место, где экспонаты отгорожены и отделены от посетителя. Мне же хотелось задействовать все органы чувств и погрузить людей в эпоху: чтобы они могли нюхать, трогать, слушать и ощущать ее. Например, у меня есть флакон с духами в виде музыкальной шкатулки, есть музыкальная пудреница – у людей они всегда вызывают шок. Тактильные ощущения тоже хотелось задействовать: этому флакону 100 лет, а ты его трогаешь! Ты трогаешь историю – есть в этом что-то волшебное.

Именно этим продиктованы условия посещения салона: только с экскурсией и только по предварительной записи. Вся экспозиция занимает одну комнату площадью 40 м². Бегло осмотреть ее можно и за 10 минут, но эмоциональный эффект от такого знакомства с коллекцией экспонатов будет нулевым.

– Мне часто звонят и просят: «А можно прийти просто посмотреть?», и я не пускаю, – говорит владелица «Аромата времени». – Без экскурсии человек ничего не поймет и ничего для себя не вынесет, будет ощущение, что его обманули. Ну посмотрит он какие-то раскиданные старые вещи, и что? А ведь каждая вещь о чем-то говорит.

У меня же полностью связанный рассказ – во время экскурсии я не замолкаю на протяжении часа. И люди в это время проникаются: слушают, трогают, нюхают, думают.

В качестве компромисса Ксения задумывается об аудиогиде: она настаивает, чтобы посетитель обязательно так или иначе услышал историю коллекции и ее экспонатов. Если входной билет без экскурсии когда-нибудь и появится в прейскуранте салона, аудиогид станет к нему бесплатным приложением.

Сейчас экскурсия на группу от 10 человек стоит в «Аромате времени» 2,5 тыс. руб. Для группы до пяти человек стоимость экскурсионного сопровождения на одного обойдется в 500 руб. с человека.

Хобби, но не бизнес

Салон занимает одно из бывших подсобных помещений ресторана исторической кухни конца XIX — начала XX века «Хлебная площадь» в центре Рязани. Когда Ксения выложила в Instagram свою коллекцию косметики в поисках подходящей выставочной площадки, владельцы заведения предложили ей стать бизнес-партнером и открыть салон через стенку от ресторана. На открытии 25 декабря 2019 года был аншлаг.

– Помню, открывается дверь, заваливается толпа людей, – вспоминает Ксения. – Я думала, сейчас помещение просто лопнет или мне стены вынесут. Сколько людей побывало в салоне за прошедший год, не знаю: я не очень собранный человек и не веду никакую статистику. Минкульт тоже спрашивает меня, а не знаю, сколько их прошло, туристов!

Через три месяца после открытия салон закрылся: он расположен в здании торговых рядов, которые закрыли из-за пандемии уже в конце марта. Экскурсий не было до начала июля. За это время у Ксении накопилось еще несколько идей, которые она продолжает воплощать: проводит мастер-классы по приготовлению парфюма и лекции в формате «парфюмерных дегустаций».

На них Ксения знакомит посетителей со своей коллекцией винтажной парфюмерии, популярной в эпоху Серебряного века. В салоне можно послушать ароматы, которыми пользовались известные люди: императрица Александра Фёдоровна, Сергей Есенин и Марина Цветаева.

Духи дореволюционного производства Российской империи найти почти невозможно. Если попадаются, то, по словам Ксении, стоят бешеных денег. Пустой флакон с этикеткой может стоить от 15 до 50 тыс. руб. Старинные духи иностранного производства с содержимым внутри продаются по цене от 500 долларов. Но в свободной продаже Ксения не встречала их ни разу, в ее коллекции – абсолютно те же самые ароматы, но более позднего выпуска.

 

Коллекция советских духов 50–60-х годов – еще больше, но между лекциями она пылится у Ксении в коробке под столом. «Ароматы советской эпохи» (так называется программа) – настоящий расцвет советской парфюмерии: они не раз завоевывали гран-при на международном уровне. Дизайнеры и парфюмеры тщательно работали над каждым флаконом и его упаковкой. Кроме знаменитой «Красной Москвы» и одеколона «Кремль» в виде кремлевской башни, было много очень качественных духов: «Манон», «Красный мак», «Кармен», «Пиковая дама» и «Цветы Кубани» в разноцветных ларцах.

– Почему бы не сделать лимитированную коллекцию советских духов как ностальгию по ушедшей молодости наших мам и бабушек? – предлагает Ксения нынешним парфюмерам. – Советские духи были очень высокого качества, жаль, что с 70-х их былое величие сошло на нет.

Коллекция продолжает пополняться, и Ксения все чаще задумывается о том, как пригодилось бы дополнительное помещение и выставочное пространство. В нем было бы более удобно проводить мастер-классы, выставлять советские духи или организовывать выставки других коллекционеров. Но пока задача – на удержание. Арендную плату за салон владельцы ресторана с Ксении не берут, вся выручка делится пополам. Вложения в открытие салона на начальном этапе Ксения тоже не подсчитывала.

– Во-первых, как я говорила, я не очень дружу с финансовой стороной, – говорит владелица «Аромата времени». – К тому же я продолжаю что-то постоянно покупать: каждую неделю приходят книжки, открытки. Сбор коллекции – это безостановочный процесс. А во-вторых, салон – это же не то, что я отработаю, денег срублю и займусь чем-то другим. Бизнесом его точно сложно назвать: источником дохода для меня больше служат экскурсии по городу. Хотя контингент посетителей пересекается, есть возможность направить поток пеших туристов с экскурсии по городу в салон. И в-третьих, я вообще убеждена, что чисто музей не может быть прибыльным: им может быть только какое-то производство или лавка, при которых работает музей. Например, как музей «История рязанского леденца» или музей коломенской пастилы – у них есть свое производство, которое существенно больше влияет на прибыль, нежели музей.

У Ксении в салоне тоже можно купить сувениры на память – скорее, на память о Рязани. Это хендмейд-продукция: аромасвечи из соевого воска, твердые духи и саше для белья, которые штучно делают местные производители. Владелица «Аромата времени» убеждена: если нельзя купить то, что стало историей и кануло в Лету, то продукция местных производителей может стать достойным и приятным утешением.

Партнерский текст «7х7»

Материалы по теме
Мнение
12 янв
Алексей Жирухин
Алексей Жирухин
Нашли заброшенную подземную железную дорогу под Самарой. Зачем она была нужна
Мнение
5 ноя 2021
Вадим Невров
Вадим Невров
Кто должен навести порядок в лесу?
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ИсторияИсторииБизнес
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!