Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Одиночный пикет — неуважительная причина для выхода из дома. Как российские полицейские и судьи трактуют первоапрельскую статью КоАП

Одиночный пикет — неуважительная причина для выхода из дома. Как российские полицейские и судьи трактуют первоапрельскую статью КоАП

Евгения Сибирцева
Фото из архива «7x7»
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Вологде областной суд постановил, что житель города Роман Морозов имел право пикетировать против поправок к Конституции. Ранее городской суд признал его нарушителем за этот пикет. Этот случай — не исключение из правил. Как разные полицейские и судьи трактуют законодательство об одиночных пикетах — в обзоре «7x7» на примерах из регионов России.

Закон что дышло

Юрист Роман Морозов 26 июня вышел в центр Вологды с одиночным пикетом против поправок к Конституции и узурпации власти. Полицейские составили на него протокол, а 25 августа Вологодский городской суд признал этот пикет нарушением и вынес Морозову предупреждение. В решении суда есть такая формулировка:

«...покинул место своего жительства и находился без уважительной причины на ул. Торговая площадь г. Вологды рядом с домом №6, а именно проводил одиночный пикет».

Примечательно, что сами полицейские пикет не видели. Как сказано в рапорте, они узнали о нем в ходе мониторинга в соцсети «ВКонтакте». Там было выложено видео с одиночным пикетом. После этого полицейские сделали скриншот с пикетчиком и сравнили его с фотографией из базы МВД, опознав Романа Морозова.

Поскольку одиночные пикеты не запрещены, Морозов решил оспорить это решение. Вологодский областной суд 26 октября встал на его сторону и отменил постановление горсуда.

Одиночный пикет Романа Морозова в Вологде

Одиночный пикет Романа Морозова в Вологде. Скриншот видео с пикетом

Похожая история произошла в августе с жителем Ульяновска Алексеем Нуруллиным. Он провел одиночный пикет в память о погибших протестующих в Беларуси, потом вместе с еще тремя жителями возложил цветы к памятнику жертвам политрепрессий. Полицейские составили на него протокол за одиночный пикет, а суд вынес предупреждение.

Однако не все сотрудники МВД плохо знают законодательство. Например, на Театральной площади в Сыктывкаре 10 октября прошли одиночные пикеты в поддержку протестующих Хабаровска и против политики Путина. За ними наблюдали полицейские, но задержаний не было. Хотя сотрудники МВД зачем-то снимали пикетчиков на камеру.

Жителю Орла Сергею Носову с аналогичным пикетом повезло меньше. Он вышел 1 августа на площадь Ленина с плакатом «Я/Мы Сергей Фургал». Полицейские его задержали, а суд оштрафовал на 5 тыс. руб.

В Пскове 4 июля два журналиста - Денис Камалягин и Владимир Капустинский — стояли с одиночными пикетами в поддержку своей коллеги Светланы Прокопьевой (позже ее осудили за оправдание терроризма). Полицейские составили одинаковые протоколы на обоих пикетчиков. Городской суд прекратил дело в отношении Дениса Камалягина, потому что указом губернатора о режиме повышенной готовности запрещены только массовые мероприятия, а не одиночные акции. И тот же суд признал виновным Владимира Капустинского. Позже он смог оспорить это решение в областном суде.

Фотографировал одиночный пикет без паспорта

В Пензе 23 октября прошло шесть одиночных пикетов — жители выступили против включения песен группы «ЭлектропартиZаны» в список экстремистских материалов. Претензий к ним у полицейских не было. Зато они задержали Александра Ермакова - за фотосъемку одного из этих пикетов, который прошел у здания Центра по противодействию экстремизму регионального УМВД. Сотрудники полиции составили на Ермакова протокол из-за отсутствия паспорта (суда по этому делу еще не было).

Как одиночный пикет может стать массовым

Житель Тамбова Владимир Жилкин 1 августа тоже вышел на одиночный пикет в поддержку протестов в Хабаровске. Он уверен, что не мог раздвоиться, но полицейскому Руслану Рзаголуеву эта акция показалась массовой. В протоколе, который он составил, говорится, что Владимир Жилкин «в составе группы граждан» участвовал в несогласованном «массовом пикете» (статья 20.2.5 КоАП). После этого, уже в отделе полиции, другой сотрудник МВД, Михаил Первушин, составил еще один протокол — в нем пикет назван одиночным. Однако, хоть эти пикеты и не запрещены, Первушин увидел в этой акции нарушение правил поведения при ЧС. На чью сторону встанет суд — полиции или закона, — станет известно в ноябре.

Оригинально трактуют законодательство об одиночных пикетах полицейские в Тюмени. Жительницы города Надежда Груздева и Людмила Функ 20 июня по очереди стояли с плакатом против поправок к Конституции — так же, как жители Сыктывкара 10 октября. Однако полицейские составили на Груздеву протокол. По их мнению, если участники проводят пикет по очереди и объединены одной идеей, то такую акцию можно считать массовой. Центральный районный суд Тюмени согласился с полицейскими и оштрафовал Груздеву на 10 тыс. руб. за несогласованный пикет (статья 20.2.5 КоАП).

Материалы по теме
Мнение
2 января
Даниил Зубов
Даниил Зубов
Первый год вдали от родины
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
АкцииПолицияПрава человекаПротестСвобода словаСобытияСуд