Горизонтальная Россия
Собирается ежемесячно 18 859 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
Екатерина Малышева
  1. article
  2. Горизонтальная Россия

Как задружиться с Минюстом, раскрутить Instagram и где найти гранты. Три лайфхака для желающих открыть НКО

Екатерина Малышева
Фото из архива «7x7»

На седьмом Форуме городских сообществ Пензы 19 сентября участники местных НКО и блогеры поделились секретами выживания. Каких ошибок можно избежать, что полезно и что мешает тем, кто решил открыть НКО, – в обзоре «7х7».

Подружиться с Минюстом, чтобы не потерять время

Юрист, совладелец автономной некоммерческой организации «Человек и общество», блогер «7х7» Наталья Мокрецова:

– Чтобы запустить работу своей некоммерческой организации, мне потребовался почти год. Из него пару месяцев я потеряла на первом этапе, когда регистрировали организацию в Минюсте. Это был мой факап [провал].

Я поняла, что должна «пощупать» все своими руками, после того как пролазила [справочно-правовые системы] «Гарант» и «Консультант» и увидела, что в жизни все не так. Вот ты хоть тресни, но традиции у нас в Пензе такие: надо прийти, поклониться, поздороваться. Пока не сходишь, в глаза не посмотришь и не возьмешь нужный листочек, ничего у тебя не выйдет.

У нас был довольно небольшой список документов, которые надо было собрать и отнести в Минюст. Написали заявление о регистрации некоммерческой организации по форме Минюста и оплатили госпошлину. Отнесла, сказала: «Посмотрите, все ли правильно, если что, я еще раз приду». Внесла дома все правки сотрудников Минюста. Когда поехала снова подавать документы, то взяла с собой нитки, иголки, клей, ножницы и флешку. Думаю: если надо будет что-то сшить – сошью, расшить – разошью. Выдохнула, все документы приняли без исправлений.

Через месяц приходит письмо: отказано в регистрации, потому что мы что-то не так написали в протоколе и устав надо было «расшитый», а заявление — наоборот, «сшитое». Но у нас были же с собой нитки – почему не сказать сразу? Оказывается, у нас уже поменялся специалист, у нового – другие требования. То был, что называется, «другой президент».

Тут уже я развозмущалась, раскричалась и пригрозила, что пойду жаловаться. Они поняли, что плохо со мной поступили. Сели, разобрали все ОКВЭДы [коды юридического лица], весь устав построчно разобрали. Все получилось.

Мораль: хотите сэкономить месяц на регистрации документов – не постесняйтесь сходить и познакомиться со специалистом Минюста.

Если хотите, чтобы все было быстро, задружитесь со специалистом. Прямо придите в его кабинет и положите на стол не деньги, не цветы и не конфеты, а устав [организации] и попросите его прочитать каждую строчку. Чтобы не «заворачивали» потом, иначе первый же косячок - и все придется начинать сначала. Как юрист скажу: все [чиновники] так делают, все минюсты одинаковые. Выход – сходить ногами, сесть вместе со специалистом за стол и «не слезать», пока не сделают.

Когда мы СМИ регистрировали, семь раз в местный Роскомнадзор сходила, потом съездила в Москву. Там все объяснили, все сделали, прислали [в Пензу] пакет - отказ. Потеряли два месяца на «пробег почты». Жила бы в Москве — все быстро бы поправили, поэтому везде — своими ногами и глядя в глаза.

Найти финансирование

Грант-менеджер фонда «Гражданский Союз» Ксения Обухова:

– Привлечь средства на начальном этапе работы можно с помощью двух основных каналов: краудфандинговых платформ (таких, как Boomstarter или Planeta.ru) и участия в грантовых конкурсах.

Важно помнить несколько моментов:

  • Запускать краудфандинговый сбор могут как организации, так и физические лица старше 18 лет. У них обязательно должен быть расчетный счет в банке.


  • Краудфандинговые платформы берут или плату за размещение проекта, или комиссию, которая рассчитывается от суммы собранных средств. С собранной суммы нужно будет заплатить НДФЛ.


  • Спонсорам полагается вознаграждение от авторов проекта. Это может быть книга, настольная игра, экскурсия – в большинстве случаев это то, что имеет непосредственное отношение к проекту.

О принципах работы на краудфандинговых платформах можно почитать на сайтах Boomstarter.ru и Planeta.ru.

Участие в грантовых конкурсах, в отличие от краудфандинга, обычно не требует никаких вложений.

Случается, что НКО или инициативная группа, у которой есть интересный проект, не ищет финансирования и идея так и остается идеей. Многие твердо убеждены в том, что никому пока еще не известная организация не сможет собрать деньги или выиграть грант. На самом деле главное — обосновать актуальность проекта, представить четкий план мероприятий и бюджет. Проект не обязательно должен быть масштабным или финансово затратным. В этом году мы, например, поддержали проект инициативной группы, суть которого – в поиске и сохранении фольклора пензенских сел. Он недорогой – грант всего 20 тысяч рублей, — но важный. Активисты сами ясно представляли, что и зачем они хотели сделать, потому им легко было объяснить это нам.

Раскрутить Instagram «с нуля»

Педиатр, блогер Жанна Валова:

– Из всех соцсетей Instagram – самая монетизированная и максимально мобильная сеть. Это уже образ жизни, когда ты встаешь утром и проверяешь Instagram. Это не игрушка, а рабочий инструмент: сегодня через него заключаются договоры и выигрываются гранты.

За год я раскрутила свою страницу в Instagram так, что число подписчиков выросло в 10 раз – с тысячи до 11 тысяч подписчиков, – и страница начала приносить доход. Это немного для уровня Пензы, у нас есть блогеры и сообщества со 100 тысячами подписчиков. Но в Instagram важно не количество, а качество людей, которые скрываются за цифрами. Из этих 11 тысяч подписчиков почти половина смотрит мою страницу каждый день.

Чтобы поддерживать лояльность и вовлеченность аудитории, нужен качественный контент и «визуал» [картинки] каждый день.

В общей сложности я трачу на Instagram около 36 часов в неделю, не считая съемок и монтажа контента.

  • «Визуал»: начинаем с банального – протертая камера объектива и не сотни селфи на одном и том же фоне. Кроме того, я почти всегда снимаю без фильтров: они удешевляют и упрощают. Моя аудитория – это мамы 30–40 лет, поэтому, при всей важности картинки, им не нужна анимация и рамочки, им нужен хороший инфопродукт.


  • Технология создания контента в Instagram проста: проводим анализ нашей целевой аудитории, проводим анализ ее «боли» и даем ответ на эту «боль». Чередуем полезные и развлекательные посты, приглашаем подписчиков к дискуссии. Например, один из востребованных постов у меня был о том, как молодая мама добилась пособия через прокуратуру. Я сохранила этот кейс в актуальных сториз [историях], его смотрит много подписчиков. А «вирусный» ролик про грудное вскармливание глазами мужчин набрал у меня больше всего просмотров.


  • Личный пример. Как говорят опытные блогеры, люди ходят на людей. Новостная лента представителя организации в Instagram тоже помогает налаживать коммуникацию и партнерство. Я показываю свою семью, свою жизнь, своего ребенка – вплоть до того, как он одет на улице. Так я начинаю с подписчиками тему закаливания в духе «Почему ребенок без шапки?». Я не сажусь перед камерой и не говорю: «Так, ребята, сегодня мы обсуждаем тему закаливания».


  • Гивы [giveaway – конкурс в Instagram с призами. Суть конкурса – подписаться на всех спонсоров и ждать розыгрыша призов] и взаимный пиар партнерских страниц. Главное – найти партнеров-организаторов гивов со схожей целевой аудиторией. Останутся они у вас после розыгрышей или нет, зависит от качества вашего контента. Каждый из трех моих гивов давал мне плюс две тысячи подписчиков, почти все из них остались.


  • Оперативные комментарии как под своими постами, так и под постами партнеров, клиентов и спонсоров. Комментинг у блогеров-миллионников, если вы первым оставите полезный или интересный комментарий, поможет серьезно увеличить число подписчиков. Разумеется, оперативные комментарии в вашем аккаунте – правило хорошего тона. Я стараюсь отвечать максимум за час.

Екатерина Малышева, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Свежие материалы

Рубрики по теме

Пензенская область

Открытия

НКО

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности