Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Ивановская область
Собирается ежемесячно 15 409 из 50 000
  1. article
  2. Ивановская область

«Это не котики в приюте, на жалость не надавишь». Как и за чей счет сделать расписание общественного транспорта удобным — опыт активиста из Иванова

Наталья Мухина
Владимир Батурин
Фото автора

Еще восемь лет назад на остановках в Иванове не было аншлагов с графиком движения автобусов, расписания не было ни на одном сайте. Однажды активисту и члену общественного совета Иванова Владимиру Батурину в руки попало расписание, он переписал его себе, а листок отдал в ларек на остановке, чтобы другие пассажиры тоже могли им воспользоваться. С этого все началось. Сегодня аншлаги появились на 60 троллейбусных остановках. Семь шагов, которые нужно сделать, чтобы начать менять ситуацию с общественным транспортом в городе, — в монологе Владимира.

Шаг №1. Увидеть проблему

— Во многих городах общественный транспорт можно отследить со смартфона. Например, в Ярославле все автобусы, троллейбусы и трамваи отображаются в «Яндекс.Картах». В Иванове эта система не работает. Но, даже если бы и работала, не все могут пользоваться смартфоном, например многие пожилые люди. Расписание на остановке — это одновременно напоминание водителям о графике и информация для пассажиров, которые могут отследить, насколько качественно работает общественный транспорт.

Я живу в районе, где не слишком много общественного транспорта. Часто его нужно долго ждать. Я подумал: было бы здорово, чтобы на остановке висело расписание. После рукописного варианта я решил сделать напечатанные таблички. Отдал макет в типографию, заплатил деньги, а потом оказалось, что перевозчик ставит на маршрут другое количество автобусов, превышая плановый выпуск, прописанный в конкурсной документации.

Тогда я решил вешать троллейбусное расписание — в нашем городе это единственный муниципальный транспорт. В целом эта идея подходит для любого городского транспорта с понятным и четким графиком движения.

 

Шаг №2. Создать сайт и группу в социальных сетях

— Я создал группу в соцсети «ВКонтакте» Transport Ivanovo в 2015 году, чуть позже сделал сайт. Там я выкладываю новости, связанные работой с общественного транспорта в городе, обращаю внимание на проблемы.

Например, показывал, что маршрутки №35 ездят переполненными. Публикации возымели эффект: со временем маленькие «мерседесы» заменили на пазики.

Сообщество позволяет собрать вокруг себя единомышленников. Некоторые из них помогали проекту деньгами или знаниями. 

За июль 2020 года сайт посетили 1527 человек, а каждый пост в группе в соцсети «ВКонтакте» просматривает в среднем от 500 до 1000 человек.

Шаг №3. Собрать информацию о расписании

— Чтобы получить данные о расписании, я обратился в МУП «Ивановский пассажирский транспорт». На старте проекта мне охотнее предоставляли данные. Сейчас приходится делать официальный запрос и ждать, например, 30 дней — тогда можно получить график.

Одна из проблем заключается в том, что у транспортников есть только данные по контрольным точкам — это может быть шесть остановок на маршруте из одного конца города в другой. Время для остановок, которые не входят в эти точки, мы просчитываем сами. С этим мне помогает Максим Таничев — он случайно нашел меня в 2016 году через группу в соцсети «ВКонтакте». Он до сих пор помогает корректировать спорные моменты, которые не отражены в стандартном расписании. Он включает в расписание неполные рейсы, смотрит, какие троллейбусы идут в депо, знает, когда водители заворачивают на обед, и так далее.

Мы разместили расписание на нашем сайте. Сейчас оно есть и на сайте МУП «Ивановский пассажирский транспорт» (ИПТ), еще три года назад наш ресурс был единственным, где можно было посмотреть, где, когда и какой троллейбус будет находиться.

У меня есть ощущение, что мы мотивировали транспортное предприятие повесить расписание на сайте. Если раньше они могли сослаться на то, что, мол, «оно у нас не висит, соблюдать не обязаны», то теперь можно крыть тем фактом, что график есть на сайте, а значит, ему нужно следовать.

 

Шаг №4. Найти деньги на таблички

— Первый раз таблички я печатал на свои деньги в мастерской, которая делает рекламные короба. После этого люди узнали о проекте и захотели мне помочь. Тогда я разместил на табличках номер «Яндекс.Кошелька», а на сайте — кнопку «Оказать помощь». Все это осталось до сих пор.

В самый активный год мы собрали порядка 30 тысяч рублей. Подготовка и установка одной таблички стоит в пределах 750 рублей. В сумму уже включен крепеж — болты и гайки. Тогда мы смогли сделать достаточно много табличек.

Проект поддерживали финансово депутаты и мэр города. 

Однажды я пришел к мэру на прием, хотел попросить помощи в реализации проекта, а он предложил мне помощь как частное лицо.

На тот момент это стало хорошим подспорьем, но, конечно, лучше, чтобы суммы были скромными, но постоянными. Не могу сказать, почему глава города не решился вывести мою идею на уровень города. Думаю, это связано с законодательными сложностями.

Шаг №5. Получить согласие на размещение

— Сейчас у нас нет официального согласия на размещение табличек. Можно сказать, что проект существует вне правового поля и только до тех пор, пока на нем нет никаких рекламных объявлений.

То есть, скажем, взять кого-то в спонсоры, чтобы потом разместить логотип на табличке, не получится. Сейчас же, по сути, я ничего не нарушаю: это не реклама, просто набор цифр. Хотя некоторые недоброжелатели писали, мол, вы портите остановки.

Администрация сейчас тоже вешает таблички с расписанием, но там указан только интервал движения: например, написано, что троллейбус ходит раз в 30–40 минут. Это соответствует нормам, но по факту неудобно. Когда нет четкого времени, непонятно, стоит ли ждать свой маршрут. 40 минут — это большой интервал.

Мы предлагали администрации города сотрудничество, они вроде бы согласились, но пока из этого ничего не вышло.

Пассажирские перевозки регулируются Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. №112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Вот что там сказано по поводу расписаний на остановках: «Расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспортного средства». При этом конкретный внешний вид расписания не регулируется: «Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта».

Шаг №6. Что делать, когда кажется, что все готово

— После того как основная часть табличек повешена, нужно поддерживать их в нормальном состоянии и отслеживать, если расписание на каком-то маршруте изменилось. Тогда табличку нужно заменить или, если сейчас денег нет, хотя бы просто снять.

Следить за состоянием аншлагов мне помогают подписчики группы в соцсети «ВКонтакте» — пользователи пишут, если какую-то табличку разрисовали или сломали. Если такое происходит, то я стараюсь чистить их своими силами — сейчас у меня нет помощников в этом деле. Где-то все получается сделать быстрее, а где-то испорченная табличка висит долго. Таблички покрываются пылью. Если расписание грязное, это отталкивает. Если вижу, что табличка испачкалась, то покупаю влажные салфетки и протираю ее.

Чтобы эта история работала, нужно не больше 100 тысяч рублей в год. За эту сумму можно было бы увеличить число табличек с 60 до 96, устранять поломки и следить за чистотой.

Обидно, когда графики меняются или табличку повредили вандалы, а у тебя нет средств, чтоб заменить. Что-то я делаю из своих денег: сейчас у проекта практически нет финансовой поддержки — пожертвований простых людей немного, а спонсора я пока не нашел. Заниматься этим постоянно невозможно — это даже родные не всегда понимают. В этом году я повесил всего две новые таблички.

 

Шаг №7. Не опускать руки

— Иногда от такого отношения к проекту, конечно, становится грустно, но забрасывать его не хочется: вижу, что делаю что-то полезное. Я стараюсь найти спонсора, но это не всем интересно. Людям иногда кажется, что если у человека много денег, то он обязан помогать. Это не так. К тому же расписание — это не котики в приюте. На жалость не надавишь.

Сейчас я рассматриваю два варианта: поиск постоянного спонсора или увеличение числа маленьких пожертвований, а для этого надо постоянно вкладывать в проект дополнительные силы, заниматься продвижением и стараться, чтобы он не выпадал из поля зрения читателей, которые могут отправлять маленькие переводы.

Наталья Мухина, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Свежие материалы

Рубрики по теме

Благоустройство

Транспорт

Открытия

Общество

Ивановская область

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности