Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Курская область
Собирается ежемесячно 15 609 из 50 000
  1. article
  2. Курская область

«Ты слышишь?» Студентка из Курска и актриса театра мимики и жеста — о том, как через искусство помочь людям с нарушениями слуха

Мария Набатчикова
Елизавета Емельянова
Фото предоставил театр мимики и жеста «Ты слышишь?»

В Курском государственном университете есть экспериментальная студия «Мой маленький театрик», одно из его направлений — жестовый спектакль. Зрители таких постановок — люди с нарушениями слуха. Как найти деньги на гастроли и почему важно работать с теми, кто не слышит, «7х7» рассказала студентка университета, актриса театра Елизавета Емельянова.

О любви и проекте

— Я уже два года играю в студенческом театре «Мой маленький театрик» (ММТ), где есть направление жестового спектакля. Для каждого человека из "Театрика" темы, касающиеся людей с ограниченными возможностями слуха, — «больные». Эта проблема и побудила меня написать проект на грант про театр мимики и жеста «Ты слышишь?», тем более что у коллектива на данный момент есть готовый жестовый спектакль.

Это спектакль-концерт «Люди как окна», в нем задействовано 24 актера. Они рассказывают истории людей, которые разворачиваются за окнами. Каждая история, конечно, о любви, потому что именно она сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Оригинальный сценарий написали режиссеры Ольга Мошенко и Людмила Мусатова и актеры специально к областному фестивалю студенческого творчества «Студенческая весна Соловьиного края - 2019». С этим спектаклем мы стали лауреатами III степени. Придумывали историю, к каждой искали песню, текст, форму окна. Например, есть история, которую мы связали с Каем и Гердой, там окно в виде кристалла, разбитого пополам. В конце половинки соединяются, Кай растопил сердце Герды. Все окна в итоге составляют единую композицию-круг, который олицетворяет круг жизни.

В этой сцене окно не символизирует что-то абстрактное – это простое окно, которое есть в каждом доме

 

Спектакль поставлен, реализован как идея, но нужны были деньги на восстановление декораций и перевозку. Поэтому грант в 70 тысяч рублей очень пригодился.

Писать проект было тяжело, я делала это в первый раз. Ребята, которые сталкивались с написанием проектов, поймут меня. Там много подводных камней и тонкостей, скрывающихся, например, в тех же формулировках. Пришлось во всем разбираться самой, советчиков у меня не было.

Плюс ко всему трудностей прибавил карантин, который ввели как раз в тот момент, когда мы начали писать проект. Стало понятно, что мы не успеваем собрать необходимые подписи и заключить соглашения с организациями-партнерами. Пришлось все делать очень быстро. Я даже не надеялась выиграть. Этот проект я рассматривала как опыт, а потом бы уже взяла что-то из него и продолжила пробовать себя в этой сфере. Но получилось так, что я выиграла. Для меня это до сих пор странно, но очень приятно.

Я давно хотела попробовать себя в проектной деятельности, но понимала, что если какой-то проект и писать, то он должен быть мне близок. Я решила создать проект, который поможет глухим людям. Я в этой теме «варюсь» непосредственно, но до прихода в театр не сталкивалась ни с жестовым языком, ни с глухими людьми, не понимала, как важно говорить о том, что существуют люди, у которых есть проблемы со слухом.

Оказывается, многие, как когда-то и я, не знают о существовании такой проблемы. В Курске нет мест, куда бы могли сходить люди с проблемами слуха. Точнее, они не могут сходить во все те места, куда ходят люди без ОВЗ [ограниченные возможности слуха], например, тот же театр, кино, какие-то концертные и развлекательные городские программы.

Как будто все это тихо игнорируется, очень-очень мало делается для того, чтобы наладить связь с такими людьми. Может быть, в Питере, Москве или других больших городах эта ситуация решается глобально. Но в Курске такого нет.

Почему экспертам понравилась идея? Сложно сказать. Иногда ты берешь в пример какие-то очень классные проекты, которые выигрывали многочисленные гранты и получали поддержку, равняешься на них, пишешь по их образцу, формулировкам, но не получаешь ничего. Или же как я — просто попробовала и почему-то выиграла. Не могу сказать, что я сидела и выверяла каждую букву и слово, как это делают некоторые. Я просто пыталась написать так, чтобы было понятно человеку, который в этой теме не разбирается. Возможно, экспертов привлекла как раз простота. Может быть, в комиссии были люди, которые тоже «болеют» этой темой. Тут все субъективно. А может мне просто повезло.

В последнее время в России некоторые люди стали уделять внимание тому, что для людей с ОВЗ мало творческих мероприятий. Возможно, поэтому эксперты тоже обращают внимание на такие проекты. Если мы не будем рассказывать другим о том, что кто-то в силу особенностей своего здоровья сталкивается с непониманием каждый день и для него это становится, к сожалению, чем-то нормальным, то кто будет это делать?

«Говорим на одном языке»

— Территориальный охват проекта — Курск и Курская область, команда — актеры и актрисы ММТ. Мы собираемся устроить в Курске два показа жестового спектакля «Люди как окна», рассчитанных на разный возраст. Первый показ пройдет в школе-интернате, где учатся дети с ограниченными возможностями слуха. Второй — во Дворце Молодежи, где основная аудитория — это взрослые люди из курского филиала Всероссийского общества глухих. На выступления могут приходить все желающие.

Мы налаживаем контакт с детьми и взрослыми, привлекаем их в мир театра, даем возможность наслаждаться искусством — это наша первая цель. Вторая состоит в том, чтобы люди, которые, слава Богу, не имеют проблем со слухом, задумались над тем, что есть такие проблемы.

Наш спектакль идет не просто с сурдопереводом, как обычный, когда актеры произносят реплики, а рядом стоит переводчик и транслирует. Каждый актер использует не только обычную речь, но и русский жестовый язык. Это очень красиво вплетается в общую картину. Мы обыгрываем жест на сцене, получается очень красивый ход, на который можно смотреть даже просто с эстетической точки зрения.

Самая счастливая история: начало отношений, безоблачное время влюбленности и идиллии. Окно в форме звезды — символ света, надежды, романтики

Но есть один важный нюанс. Такой спектакль могут смотреть глухие или люди с нарушениями слуха, но только те, кто знает русский жестовый язык. Не все им владеют. Дети, которым будет показан спектакль, его знают. Театр сотрудничает со школой-интернатом много лет.

Руководитель театра Ольга Мошенко работала учителем русского языка и литературы в школе для глухих, она знает русский жестовый язык.

Это самостоятельный язык со всеми законами и правилами, который признан в России и во многих странах мира государственным. К тому же он очень красивый сам по себе, и его сценическое воплощение достойно внимания широкой публики, не только глухих.

Таким образом, мы делаем точку соприкосновения: объединяем социокультурное пространство глухих, слабослышащих и слышащих, которые могут общаться на одном, сценическом языке.

Мне было несложно: учишь определенные реплики или текст песни, запоминаешь комбинацию с жестом. А вот учить сам жестовый язык тяжело. У нас в театре никто из актеров не владеет им в совершенстве, чтобы пойти и свободно поговорить на нем. Жестовый язык — это такой же язык, как и любой другой иностранный, который ты учишь. В нем есть свои диалекты, есть московская и петербургская школы. Все глухие ребята, с которыми мы общались, говорят: «А мы по-другому этот жест показываем». Сложность в том, как показать жест, чтобы он не был слишком плавным или слишком резким, чтобы он хорошо читался. Еще надо постараться не показывать жест самому, а считать его. Сложно. Ты смотришь, человек что-то говорит, но не понимаешь, потому что обычно люди, которые владеют жестовым языком, достаточно быстро говорят и ты думаешь: «Боже, что происходит».

Мы все это связали с такими персонажами, как Кай и Герда, нашли подходящую песню, окна сделали в виде кристалла, разбитого пополам - одна часть у него, другая у нее. В конце половинки соединяются - в нашей истории именно Кай растопил сердце Герды, тем самым «оживив» ее.

 

Начни с себя

— Во время самоизоляции работа театра была прекращена, к тому же сейчас лето, каникулы. На данный момент карантинные меры в городе снимают, поэтому с августа, как и прописано в проекте, планируем начать восстановление декораций и репетиций. Два спектакля должны состояться в любом случае, так как речь идет о реализации проекта, который требует отчетности.

Цели пишутся для того, чтобы их достичь. У нас много целей — от передачи эстетики до решения глобальной проблемы незамеченности людей с нарушением слуха. Я надеюсь, что кто-то узнает о нашем театре, что мы сделаем какой-то вклад в будущее, что глухих заметят, что кто-то поймет: от него тоже многое зависит, он тоже может что-то сделать для этих людей. Мы — не профессиональные актеры и не профессиональные сурдопереводчики. Хочешь изменить мир — начни с себя. Вот мы начинаем с себя и с малого.

Мария Набатчикова, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Свежие материалы

Рубрики по теме

Курская область

Истории

Культура

Без барьеров

Общество

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности