Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Пензенская область
Собирается ежемесячно 39 095 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. Как сделать офлайн-фестиваль в онлайне. Пошаговая инструкция от пензенского благотворительного фонда «Гражданский Союз»

Как сделать офлайн-фестиваль в онлайне. Пошаговая инструкция от пензенского благотворительного фонда «Гражданский Союз»

Екатерина Малышева
Фото фонда "Гражданский Союз" vk.com/album-65062595_273094249 

Восемь лет подряд пензенский благотворительный фонд «Гражданский Союз» проводил уличный фестиваль «Добрая Пенза». В нем участвовали несколько десятков некоммерческих организаций, а горожане, прогуливаясь на фестивале по пешеходной улице Московской, могли узнать о волонтерстве, найти себе доброе дело по душе или сделать пожертвование. В 2020 году организаторам из-за ограничений в связи с коронавирусом пришлось изменить привычный формат «Доброй Пензы» и провести ее онлайн. Как сделать уличный фестиваль виртуальным, не потерять аудиторию и уложиться в бюджет — в пошаговой инструкции от заместителя директора фонда «Гражданский Союз» Екатерины Федотовой.

Екатерина Федотова

Екатерина Федотова. Фото Игоря Пантюшова

Шаг №1. Решить, что фестиваль будет

— Фестиваль «Добрая Пенза» мы, как обычно, запланировали еще в прошлом году. Но в марте увидели, что ситуация меняется [из-за коронавируса], и в мае мы поняли, что офлайн-мероприятие проводить невозможно, решили отложить фестиваль. Но нам стали поступать просьбы и вопросы от партнеров и участников прошлых фестивалей, а как же фестиваль «Добрая Пенза» в этом году. Некоторые люди и общественные организации уже не представляют свою жизнь и работу без него.

Мы поняли, что отказываться от фестиваля нельзя, нужно провести его в том или ином виде. Поэтому в конце мая мы решили, что фестивалю быть — и экстренно в июне, а не позже, потому что в этой ситуации [коронавируса] неизвестно, что будет дальше. Или мы погрузимся в помощь нашим подопечным, или все устанут от онлайн-форматов и будет уже неинтересно.

Пока все находились в растерянности и переживали по поводу ограничений (мы тоже, признаться, находились в этом состоянии и были обескуражены) нас подтолкнули друзья, и мы решились. Как оказалось, провели первый онлайн-фестиваль благотворительных организаций в России.

 

Шаг №2. Выбрать площадку

— Нам нужна была площадка, которая обеспечит формат, максимально близкий к тому, что мы делали в офлайне, и максимально близкий к живому общению.

Мы проанализировали мероприятия, которые уже проводились в период пандемии в онлайне, и их площадки: Zoom, Youtube, всяческие прямые эфиры.

Нам было важно, чтобы на площадке была возможность интерактивного общения, можно было «раздавать» листовки, собирать пожертвования, проводить мастер-классы, вести дискуссию. Чтобы человек пришел и увидел разнообразие благотворительных организаций, городских сообществ и социальных проектов, которые есть в Пензе. Помимо лекториев для мастер-классов, у нас на «Доброй Пензе» всегда была общая сцена для выступлений. В онлайне мы тоже хотели ее сохранить.

Мы остановили свой выбор на площадке выставочного и конференц-центра Eveon. Пришлось погрузиться в изучение онлайн-технологий, чтобы красиво и удобоваримо оформить фестиваль для посетителей. Опыта проведения таких масштабных мероприятий у нас не было, но площадка оказывала нам техподдержку.

Аренда площадки обошлась в 100 тысяч рублей, мы уложились в бюджет: уличный фестиваль обходился нам в 120–150 тысяч рублей.

Шаг №3. Организовать участников фестиваля

— После выбора площадки нам предстояло собрать участников фестиваля, которые готовы работать в новых условиях.

Некоторые НКО в период пандемии сосредоточились исключительно на помощи подопечным, кто-то временно самоизолировался, у кто-то не очень много ресурсов, чтобы быстро переформатироваться. Тех, кто был готов участвовать в онлайне, надо было обучить всем техническим тонкостям, чтобы они не испугались и поняли, как лучше подготовиться и эффектно представить себя в новом формате.

Когда мероприятие проходит на улице, все намного проще: ты взял себя, свои листовки и материалы, пришел, рассказал о своей деятельности и предложил сделать в копилочку пожертвование. Другое дело — онлайн-мероприятие: у организации должны быть качественные фотографии о ней и продукции, фото и видео. Как еще иначе рассказать в интернете о своей работе? Плюс нужно иметь минимальные навыки выступления на камеру и подготовить лекцию или мастер-класс.

Для многих НКО это вызов, новый уровень стресса и выход из зоны комфорта. Но некоторые участники быстро сориентировались. Например, общественная организация «Пензенские лучики» [организация родителей детей-инвалидов] первой подготовила свою площадку. Они знали, что не могут провести мастер-класс в прямом эфире, и заранее записали видео мастер-класса. Их стенд был у нас образцовым, на его примере мы учили другие НКО и сообщества оформлять свои онлайн-стенды.

Раньше сотрудник нашего фонда напоминала участникам о фестивале и бронировала места. В этот раз ей приходилось работать больше по технической части: помогать участникам заполнять шаблоны стенда, придумывать темы и формат выступлений.

 
 
 

Шаг №4. Составить программу, близкую к привычному формату

— Для онлайн-фестиваля нам пришлось переложить все на новый формат. В течение всего дня на виртуальной сцене трансляция шла без перерыва, там всегда что-то происходило. Посетитель, который «приходил» на фестиваль по ссылке, мог сразу «подойти» к сцене, а мог пойти «погулять» по стендам участников или пообщаться в чатах.

Трансляцию на сцене мы разбили на временные блоки по 20–40 минут для каждого участника. Дали возможность каждой организации представить себя на главной площадке. В итоге получилось 18 выступлений.

 

В этом была еще одна трудность — уместить в световой день выступления всех желающих. На улице каждый мог проводить свои мастер-классы в удобное ему время, на онлайн-площадке так не сделать, потому что это одна трансляция.

Обычно у нас на фестивале бывает концертная часть - это неотъемлемая часть праздника. Мы не хотели отказываться от нее, поэтому нашли ребят-рокеров из «Доброго Пскова» [из Содружества добрых городов], у них есть фестиваль «Добрый рок — доброму городу». Рокеры были со всей России, организаторы — из Пскова. Записи своих выступлений ребята оформили с символикой нашего феста, мы чередовали их с официальной программой фестиваля, создавая настроение.

Шаг №5. Подготовиться к тому, что аудитория в онлайне будет шире

— Как мы ни старались приблизить формат фестиваля к привычному, это не получалось, наверное, даже наполовину.

В онлайне стала шире аудитория: нас смотрели не только пензенцы, но и жители других городов. Отсюда вопрос: раз так, то как привлечь в Пензу зрителей из других городов и зачем им это надо? Мы решили, что основные усилия бросим на привлечение пензенцев. Посетителей из городов, откуда у нас были организации-участники, мы приглашали дополнительно.

Фестиваль получился всероссийским. В каком-то смысле мы стали первопроходцами, нас поддержали коллеги из других городов (более 30), они захотели посмотреть на этот формат изнутри и поучаствовать.

Содружество добрых городов тоже стоит перед этой проблемой. Кто-то, возможно, возьмет наши идеи, а кто-то просто зарядился смелостью на поиск нестандартных решений.

Поэтому неожиданно для нас получился не только ликбез [о благотворительности] для граждан, но еще и обмен опытом между НКО из регионов: было много мероприятий на тему профессионального роста и партнерства.

Преимущества онлайн-фестиваля. Выводы

— Новый формат фестиваля позволил нам выйти за рамки и посмотреть на новые возможности под другим углом. Мы поняли: раз смогли охватить больше людей и целевых аудиторий, значит, можем расширить цели фестиваля. Фестиваль стал доступнее для тех, кто не мог на него попасть раньше, стал площадкой для обмена опытом.

Отчасти мероприятие сработало и на повышение привлекательности нашего региона, хотя мы и не ставили себе такой цели: люди из других городов больше узнали про Пензу. У нас была секция с рассказами о городах, чем они знамениты и привлекательны. Классная штука для путешественников, можно было запланировать себе ближайшие путешествия по России.

Онлайн-формат фестиваля позволяет надолго сохранить то, что происходило на площадке, и открыть доступ к материалам. Сейчас материалы «Доброй Пензы» доступны до 30 июля: любой желающий может зарегистрироваться, посмотреть или скачать материалы.

Все основные активности участников и посетителей доступны до сих пор. Записи, которые были на секциях у НКО, пока есть только у них. Но скоро мы выложим на YouTube материалы со всех стендов фестиваля и создадим большой плейлист «Добрая Пенза - 2020».


Пензенский фонд местного сообщества «Гражданский Союз» объединяет ресурсы граждан, бизнеса, волонтеров и направляет их на решение социальных проблем и развитие благотворительности в регионе.

«Гражданский Союз» проводит конкурсы грантов для НКО и инициативных групп, ведет свои проекты для пожилых, детей, инвалидов и малоимущих. В 2019 году фонд привлек на эти цели 11,3 млн рублей. Фонд как федеральный центр знаний по накоплению целевого капитала выпустил инструкцию «Первые шаги при создании целевого капитала» и книгу «Эндаумент. Начало: как создать целевой капитал в регионе».

В мае 2019 года Минюст включил «Гражданский Союз» в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Организация обжалует решение в ЕСПЧ.

Материалы по теме
Мнение
9 май
Юлия Федотова
Юлия Федотова
Нет ничего ценнее жизни и свободы каждого человека
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Пензенская областьОткрытияБлаготворительностьНКООбщество

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!