Как сделать офлайн-фестиваль в онлайне. Пошаговая инструкция от пензенского благотворительного фонда «Гражданский Союз» · «7x7» Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Пензенская область
  1. article
  2. Пензенская область

Как сделать офлайн-фестиваль в онлайне. Пошаговая инструкция от пензенского благотворительного фонда «Гражданский Союз»

Екатерина Малышева
Фото фонда "Гражданский Союз" vk.com/album-65062595_273094249 

Восемь лет подряд пензенский благотворительный фонд «Гражданский Союз» проводил уличный фестиваль «Добрая Пенза». В нем участвовали несколько десятков некоммерческих организаций, а горожане, прогуливаясь на фестивале по пешеходной улице Московской, могли узнать о волонтерстве, найти себе доброе дело по душе или сделать пожертвование. В 2020 году организаторам из-за ограничений в связи с коронавирусом пришлось изменить привычный формат «Доброй Пензы» и провести ее онлайн. Как сделать уличный фестиваль виртуальным, не потерять аудиторию и уложиться в бюджет — в пошаговой инструкции от заместителя директора фонда «Гражданский Союз» Екатерины Федотовой.

Екатерина Федотова

Екатерина Федотова. Фото Игоря Пантюшова

Шаг №1. Решить, что фестиваль будет

— Фестиваль «Добрая Пенза» мы, как обычно, запланировали еще в прошлом году. Но в марте увидели, что ситуация меняется [из-за коронавируса], и в мае мы поняли, что офлайн-мероприятие проводить невозможно, решили отложить фестиваль. Но нам стали поступать просьбы и вопросы от партнеров и участников прошлых фестивалей, а как же фестиваль «Добрая Пенза» в этом году. Некоторые люди и общественные организации уже не представляют свою жизнь и работу без него.

Мы поняли, что отказываться от фестиваля нельзя, нужно провести его в том или ином виде. Поэтому в конце мая мы решили, что фестивалю быть — и экстренно в июне, а не позже, потому что в этой ситуации [коронавируса] неизвестно, что будет дальше. Или мы погрузимся в помощь нашим подопечным, или все устанут от онлайн-форматов и будет уже неинтересно.

Пока все находились в растерянности и переживали по поводу ограничений (мы тоже, признаться, находились в этом состоянии и были обескуражены) нас подтолкнули друзья, и мы решились. Как оказалось, провели первый онлайн-фестиваль благотворительных организаций в России.

 

Шаг №2. Выбрать площадку

— Нам нужна была площадка, которая обеспечит формат, максимально близкий к тому, что мы делали в офлайне, и максимально близкий к живому общению.

Мы проанализировали мероприятия, которые уже проводились в период пандемии в онлайне, и их площадки: Zoom, Youtube, всяческие прямые эфиры.

Нам было важно, чтобы на площадке была возможность интерактивного общения, можно было «раздавать» листовки, собирать пожертвования, проводить мастер-классы, вести дискуссию. Чтобы человек пришел и увидел разнообразие благотворительных организаций, городских сообществ и социальных проектов, которые есть в Пензе. Помимо лекториев для мастер-классов, у нас на «Доброй Пензе» всегда была общая сцена для выступлений. В онлайне мы тоже хотели ее сохранить.

Мы остановили свой выбор на площадке выставочного и конференц-центра Eveon. Пришлось погрузиться в изучение онлайн-технологий, чтобы красиво и удобоваримо оформить фестиваль для посетителей. Опыта проведения таких масштабных мероприятий у нас не было, но площадка оказывала нам техподдержку.

Аренда площадки обошлась в 100 тысяч рублей, мы уложились в бюджет: уличный фестиваль обходился нам в 120–150 тысяч рублей.

Шаг №3. Организовать участников фестиваля

— После выбора площадки нам предстояло собрать участников фестиваля, которые готовы работать в новых условиях.

Некоторые НКО в период пандемии сосредоточились исключительно на помощи подопечным, кто-то временно самоизолировался, у кто-то не очень много ресурсов, чтобы быстро переформатироваться. Тех, кто был готов участвовать в онлайне, надо было обучить всем техническим тонкостям, чтобы они не испугались и поняли, как лучше подготовиться и эффектно представить себя в новом формате.

Когда мероприятие проходит на улице, все намного проще: ты взял себя, свои листовки и материалы, пришел, рассказал о своей деятельности и предложил сделать в копилочку пожертвование. Другое дело — онлайн-мероприятие: у организации должны быть качественные фотографии о ней и продукции, фото и видео. Как еще иначе рассказать в интернете о своей работе? Плюс нужно иметь минимальные навыки выступления на камеру и подготовить лекцию или мастер-класс.

Для многих НКО это вызов, новый уровень стресса и выход из зоны комфорта. Но некоторые участники быстро сориентировались. Например, общественная организация «Пензенские лучики» [организация родителей детей-инвалидов] первой подготовила свою площадку. Они знали, что не могут провести мастер-класс в прямом эфире, и заранее записали видео мастер-класса. Их стенд был у нас образцовым, на его примере мы учили другие НКО и сообщества оформлять свои онлайн-стенды.

Раньше сотрудник нашего фонда напоминала участникам о фестивале и бронировала места. В этот раз ей приходилось работать больше по технической части: помогать участникам заполнять шаблоны стенда, придумывать темы и формат выступлений.

 
 
 

Шаг №4. Составить программу, близкую к привычному формату

— Для онлайн-фестиваля нам пришлось переложить все на новый формат. В течение всего дня на виртуальной сцене трансляция шла без перерыва, там всегда что-то происходило. Посетитель, который «приходил» на фестиваль по ссылке, мог сразу «подойти» к сцене, а мог пойти «погулять» по стендам участников или пообщаться в чатах.

Трансляцию на сцене мы разбили на временные блоки по 20–40 минут для каждого участника. Дали возможность каждой организации представить себя на главной площадке. В итоге получилось 18 выступлений.

 

В этом была еще одна трудность — уместить в световой день выступления всех желающих. На улице каждый мог проводить свои мастер-классы в удобное ему время, на онлайн-площадке так не сделать, потому что это одна трансляция.

Обычно у нас на фестивале бывает концертная часть - это неотъемлемая часть праздника. Мы не хотели отказываться от нее, поэтому нашли ребят-рокеров из «Доброго Пскова» [из Содружества добрых городов], у них есть фестиваль «Добрый рок — доброму городу». Рокеры были со всей России, организаторы — из Пскова. Записи своих выступлений ребята оформили с символикой нашего феста, мы чередовали их с официальной программой фестиваля, создавая настроение.

Шаг №5. Подготовиться к тому, что аудитория в онлайне будет шире

— Как мы ни старались приблизить формат фестиваля к привычному, это не получалось, наверное, даже наполовину.

В онлайне стала шире аудитория: нас смотрели не только пензенцы, но и жители других городов. Отсюда вопрос: раз так, то как привлечь в Пензу зрителей из других городов и зачем им это надо? Мы решили, что основные усилия бросим на привлечение пензенцев. Посетителей из городов, откуда у нас были организации-участники, мы приглашали дополнительно.

Фестиваль получился всероссийским. В каком-то смысле мы стали первопроходцами, нас поддержали коллеги из других городов (более 30), они захотели посмотреть на этот формат изнутри и поучаствовать.

Содружество добрых городов тоже стоит перед этой проблемой. Кто-то, возможно, возьмет наши идеи, а кто-то просто зарядился смелостью на поиск нестандартных решений.

Поэтому неожиданно для нас получился не только ликбез [о благотворительности] для граждан, но еще и обмен опытом между НКО из регионов: было много мероприятий на тему профессионального роста и партнерства.

Преимущества онлайн-фестиваля. Выводы

— Новый формат фестиваля позволил нам выйти за рамки и посмотреть на новые возможности под другим углом. Мы поняли: раз смогли охватить больше людей и целевых аудиторий, значит, можем расширить цели фестиваля. Фестиваль стал доступнее для тех, кто не мог на него попасть раньше, стал площадкой для обмена опытом.

Отчасти мероприятие сработало и на повышение привлекательности нашего региона, хотя мы и не ставили себе такой цели: люди из других городов больше узнали про Пензу. У нас была секция с рассказами о городах, чем они знамениты и привлекательны. Классная штука для путешественников, можно было запланировать себе ближайшие путешествия по России.

Онлайн-формат фестиваля позволяет надолго сохранить то, что происходило на площадке, и открыть доступ к материалам. Сейчас материалы «Доброй Пензы» доступны до 30 июля: любой желающий может зарегистрироваться, посмотреть или скачать материалы.

Все основные активности участников и посетителей доступны до сих пор. Записи, которые были на секциях у НКО, пока есть только у них. Но скоро мы выложим на YouTube материалы со всех стендов фестиваля и создадим большой плейлист «Добрая Пенза - 2020».


Пензенский фонд местного сообщества «Гражданский Союз» объединяет ресурсы граждан, бизнеса, волонтеров и направляет их на решение социальных проблем и развитие благотворительности в регионе.

«Гражданский Союз» проводит конкурсы грантов для НКО и инициативных групп, ведет свои проекты для пожилых, детей, инвалидов и малоимущих. В 2019 году фонд привлек на эти цели 11,3 млн рублей. Фонд как федеральный центр знаний по накоплению целевого капитала выпустил инструкцию «Первые шаги при создании целевого капитала» и книгу «Эндаумент. Начало: как создать целевой капитал в регионе».

В мае 2019 года Минюст включил «Гражданский Союз» в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Организация обжалует решение в ЕСПЧ.

Екатерина Малышева, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Свежие материалы

Рубрики по теме

Пензенская область

Открытия

Благотворительность

НКО

Общество

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных