Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Костромская область
  1. article
  2. Костромская область

Не детский бизнес. Как центры развития интеллекта Евгении Дюбиной в Костроме помогают растить думающих людей

Евгения Дюбина
Фото Алексея Молоторенко, видео Николая Суворова

Идею открыть в Костроме курсы ментальной арифметики Евгении Дюбиной подсказал муж. Он увидел телепередачу про интересную методику развития интеллекта и предложил: «Посмотри, есть ли у нас такое». В то время Евгения была в декрете с третьей дочкой. Так в январе 2017 года в Костроме открылся первый центр развития интеллекта AMAKids. Об успехах и трудностях образовательного бизнеса, его влиянии на жизнь города и о своей мечте Евгения Дюбина рассказала «7х7».

Как все начиналось

От принятия решения до открытия первого центра на ул. Суслова, 2а прошло полгода, в течение которых Евгения с мужем ездили по разным городам, смотрели различные методики, изучали нюансы организации учебного процесса. В итоге остановились на франшизе от столичной компании AMAKids.

Есть несколько методик ментальной арифметики — японская, азиатская, китайская, малазийская. Основатели московского центра AMAKids взяли за основу все четыре, выбрали лучшее, адаптировали под российский менталитет, опробовали на своих центрах и только после этого создали франшизу и начали ее продавать.

— Я решила приобрести франшизу, так как по образованию инженер-технолог деревообработки, а не педагог. Франшиза — это и готовая методика, и программная платформа, и обучение педагогов в Москве, — поясняет предпринимательница.

 

В выборе помещения для центра она руководствовалась интуицией. Плюс два важных критерия — комфорт и безопасность: чтобы дети могли самостоятельно добраться до центра, нужно, чтобы рядом были пешеходные переходы и светофоры.

— С набором педагогов все было очень просто: я предложила перейти в наш центр воспитателю моего старшего ребенка Любови Вячеславовне и первой учительнице средней дочери Надежде Леонидовне. Они были первыми педагогами, которые согласились пройти обучение. Это люди, которым я доверяю на все сто процентов и в некоторых вопросах больше, чем себе, потому что у них колоссальный педагогический стаж, а это очень важно, — рассказывает Евгения.

Когда центр начал работать, объявлений о наборе педагогов не понадобилось — желающие преподавать сами звонили и спрашивали, можно ли пройти обучение. В основном это были педагоги дополнительного образования и учителя начальных классов. Но брали не всех, претендентам нужно было пройти отбор, включающий беседу с руководителем центра и пробную коммуникацию с детьми. Потом — обучение ментальной арифметике на курсах в Москве, тренировка своего навыка и экзамен. Только после его успешной сдачи для нового педагога набирают группу детей.

— На открытие 16 января 2017 года у нас детей пришло немного, потому что никто не знал, что это такое и с чем это едят. А потом начало работать сарафанное радио, мы стали принимать участие в конкурсах, ходить на различные мероприятия, показывать навыки детей, — вспоминает Евгения.

Бизнес развивался стремительно. В течение четырех месяцев в Костроме открыли еще два центра — чтобы детям было комфортно добраться из любой части города. Увеличился штат сотрудников — в каждом центре работали два-три педагога и обучались 40-50 детей.

Потом появились филиалы в поселке Красное-на-Волге и в Нерехте. А вот в Волгореченске открыть центр не получилось — не нашли подходящего помещения.

— Мы выучили несколько новых методик, обучили всех педагогов меморике (развитие памяти), либерике (развитие скорости чтения), каллиграфии, курсу грамотности, быстрой сборке кубика Рубика, — рассказывает Евгения.

 
 
 

Воображаемые счеты

Создательница костромских центров AMAKids призывает не сравнивать ментальную арифметику с традиционной математикой, поясняя, что с помощью арифметических вычислений дети, занимающиеся ментальной арифметикой, тренируют оба полушария головного мозга. Ментальная арифметика развивает память, концентрирует внимание и даже формирует лидерские качества. А быстрый счет в уме — просто побочный положительный эффект.

— Мы не учим детей методу счета, мы учим их мыслить образами, проявлять творчество. Дети-калькуляторы нам не нужны, — признается Евгения. — С помощью ментальной арифметики у детей открываются творческие способности. У нас одна из девочек 13 лет пришла и говорит: «Хочу заниматься в художественной школе». Мама была удивлена, ведь раньше дочь не проявляла такого интереса. У ребенка открылся творческий потенциал, на который мы, родители, может быть, и не обратили бы внимания.

Абакус развивает воображение

Основа курса ментальной арифметики — работа с абакусом, это древние японские счеты. Многие сравнивают абакус с русскими счетами, но в них 10 косточек, удержать которые в воображении сложно. Уже на первом занятии дети начинают работать с воображаемыми счетами: они представляют абакус и помогают себе считать с помощью пальчиков. Потом эти движения со временем уходят и дети умножают в уме двухзначные числа на трехзначные быстрее, чем на калькуляторе.

В центрах AMAKids нет парт, вместо них — один большой овальный стол, за которым сидят от четырех до восьми детей и педагог. Получается не как в школе, а как дома в большой, дружной семье. Тетрадями в AMAKids стараются пользоваться минимально на уроке и совсем чуть-чуть дома, потому что детям этого и в школе хватает. Акцент сделан на игровую форму, но все игры направлены на расширение угла зрения и развитие фотографической памяти.

Основа всего обучения, помимо учебных пособий, — программная платформа.

— Мы занимаемся в центре раз в неделю: у дошкольников занятие — 35 минут, у школьников — 45. А после занятия дается домашнее задание, которое ребенок выполняет на протяжении недели на нашей онлайн-платформе. Педагог видит каждого ребенка: сколько раз он заходил, с какой правильностью выполняет домашнее задание и выполняет ли вообще. Платформа настроена таким образом, что, если ребенок задание первого раунда не сделает, он не сможет приступить к заданиям второго раунда. Чтобы была мотивация, после прохождения четвертого раунда ребенку открывается мультфильм. Система мотивации у нас сильно развита: дети на занятиях получают звездочки, которые потом можно обменять на подарки, — рассказывает Евгения.

 

По словам Евгении, на родительских собраниях она всегда говорит, что эффект будет только в том случае, если ребенок станет тренироваться ежедневно:

— Мозг — та же мышца, которую нужно тренировать. Если ребенок будет раз в неделю приходить к нам в центр, а дома будет валять дурака, то ничего не выйдет. И тогда есть три пути: либо мы расстаемся, либо возвращаемся на уровень ниже, либо догоняем ребят из своей группы и работаем дальше.

В подтверждение, что все индивидуально, она приводит случаи, когда пятилетние дети занимаются с семи- и восьмилетними. Есть дети, которым нужно идти медленными шагами, они занимаются с теми, кто младше. Главное, чтобы ребенку было комфортно.

Некоторые родители хотят отдать свое чадо сразу в несколько кружков и секций. В костромских центрах AMAKids смотрят на заинтересованность самого ребенка.

— Если интереса нет — не таскайте — не будет результата, — уверена Евгения. — Если ребенка из-под палки заставляют, да еще каждый день, он скажет: «Да не нужна мне ваша ментальная арифметика, скорочтение и все остальное!» Я даже родителям говорю: «Не приходите, не тратьте деньги, потому что это наша репутация: вы потом будете говорить, что ментальная арифметика не работает, что это полная ерунда».

Онлайн-центр

— Бывают сложности с набором персонала: человек, на которого ты возлагаешь надежды, через два-три месяца сдувается и говорит: «Это не мое, я не тяну», — признается Евгения.

К конкуренции она относится спокойно, говорит, что, когда появляется что-то новое, конкуренты всегда вырастают как грибы. Но уже два подобных AMAKids центра в Костроме закрылись, проработав всего несколько месяцев. Предпринимательница считает, что каждый центр имеет право на существование, а родители — выбрать тот центр и того педагога, с кем ребенку комфортно и интересно.

Отношение городских властей к малому бизнесу создательница костромских центров AMAKids характеризует как дружественные, говорит, что никаких сложностей за все это время не возникало.

— Я предприниматель, и если бы центры не приносили доход, я бы этим не занималась. Но первые два года мы всю прибыль направляли на развитие, благодаря этому удалось обойтись без заемных средств, — раскрывает Евгения финансовую сторону своего бизнеса.

На вопрос, как удается сочетать руководство сетью образовательных центров с ролью многодетной мамы, она отвечает, что весь секрет — в правильном распределении времени и в помощи семьи: мамы, мужа и старших дочерей, которым уже 17 и 18 лет.

Когда в Костромской области был введен режим самоизоляции, центры AMAKids перешли к работе в онлайн. У многих детей возникли сложности, так как школьное дистанционное обучение стало занимать больше времени и дополнительные курсы стали им в тягость.

— Часть клиентов у нас «отвалились» до лучших времен. Кто-то остался, и чтобы их поощрить, мы снизили стоимость услуг. Педагогам стало сложнее, им пришлось учиться работать в Zoom [приложение для конференций]. К тому же при общении онлайн гораздо сложнее удержать внимание детей, чем в реале. Нагрузка на педагогов возросла, — комментирует Евгения. — Мы обучили педагогов работе с людьми пожилого возраста. Но, к сожалению, на экзамен из-за коронавируса не попали (должны были ехать в конце марта). Однако как только ситуация позволит, мы начнем заниматься с новым для нас контингентом, — оптимистично сообщает Евгения.

Хочешь поумнеть? Пиши красиво!

На вопрос об успехах Евгения рассказывает, как через год после открытия первого центра она с тремя учениками ездила на большую международную олимпиаду в Москву. И один из ребят, Андрей Данченко, занял третье место в своем уровне среди 120 учеников. Андрей хотел поступить в лицей в Москву, но первые тесты не прошел. А после года занятий в AMAKids он успешно сдал тесты, и его приняли. Сейчас он живет и учится в Москве.

Другой пример — уже не про выдающийся результат на олимпиаде, а про скромный, но важный успех одного ребенка:

— У нас есть ограничения. Например, если ребенок читает менее 40 слов в минуту, то на курс либерики мы его не берем, потому что ему будет сложно, не будет результата, а будет выброс денег на ветер. Но в виде исключения мы взяли ребенка, который читал 23 слова в минуту.

Мама слезно просила, возьмите, он по всем предметам отстает, потому что медленно читает. На выходе, через полгода ребенок читал 198 слов в минуту.

Все, чем занимаются центры AMAKids, - это развитие творческого потенциала ребенка. Например, каллиграфию Евгения называет йогой для мозга. Во многих школах отменили чистописание, а это — мелкая моторика, столь важная для развития мышления и речи. Исследования показали: чем красивее почерк у человека, тем лучше у него работает голова. Это справедливо не только для детей, но и для взрослых. Поэтому в перспективе предпринимательница планирует открыть курсы каллиграфии и для них.

 

Евгения признается, что если через много лет нынешние воспитанники ее центров, повзрослев, станут успешными людьми (учеными и артистами, общественными деятелями и политиками, или просто высокопрофессиональными врачами, адвокатами, педагогами), она будет ощущать свою причастность к их успеху:

— Для нескольких сотен ребят, которые прошли обучение в наших центрах, полученные навыки могут определить дальнейшую жизнь и стать тем импульсом, который раскроет их интеллектуальный и творческий потенциал. Ради такого результата стоит этим заниматься.

Я понимаю, что появление даже нескольких центров интеллектуального развития детей не перевернет жизнь в городе, не окажет какого-то существенного влияния. Но ведь наша жизнь состоит из мелочей.

Перспективы работы своих центров Евгения видит в расширении числа преподаваемых методик. Но глобальная цель и заветная мечта — открытие собственной частной школы, у которой будет все свое — и здание, и штат педагогов, и программы обучения. Бизнес-план уже готов. Евгению не останавливает тот факт, что в Костроме уже были эксперименты с организацией частных гимназий, и успешными оказались не все: в жизнеспособность костромских центров AMAKids тоже изначально некоторые не верили, предрекали «детскому» бизнесу недолгий век. Евгения объясняет:

— Я хочу открыть свою школу не потому, что государственных школ мало или они плохие. Во-первых, мне это интересно — на примере своих центров я поняла, что получаю удовольствие от работы с детьми, хотя это и очень непростой труд.

Во-вторых, я вижу нераскрытый потенциал данного направления бизнеса в Костроме и неудовлетворенный спрос со стороны родителей, заинтересованных в качественном образовании своих детей. Ну а в-третьих, мне кажется логичным развить успех центров дополнительного образования через создание с нуля учреждения общего образования.

Частная школа — совсем иной не только масштаб, но и уровень ответственности в сравнении с центром допобразования. Если то, чем занимаются центры AMAKids, можно назвать предоставлением услуги по передаче детям определенного набора умений и навыков, то школьное обучение включает не только образование по широкому кругу предметов, но и воспитание, и всестороннее развитие личности ребенка. За качество этих процессов школа отвечает не только перед родителями учащихся, но и перед государством, которое устанавливает образовательные стандарты.

— Я понимаю, что будет сложно, но не вижу непреодолимых препятствий. Да, чтобы открыть развивающие центры по франшизе, нужно было всего лишь добросовестно следовать алгоритму. С частной школой придется импровизировать, искать, набивать шишки. Но я к этому готова — дорога к мечте не может быть прямой и ровной, — говорит Евгения.

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Свежие материалы

Рубрики по теме

Лица

Дети

Феминизм

Бизнес

Костромская область

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных