Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Голосование по поправкам закончилось, что делать дальше? Отвечают гражданские активисты из российских регионов

Голосование по поправкам закончилось, что делать дальше? Отвечают гражданские активисты из российских регионов

Коллаж Кирилла Шейна

По предварительным данным Центризбиркома, почти 78% участвовавших в голосовании поддержали поправки к Конституции (явка - почти 68%, то есть за поправки проголосовало около 53% избирателей). Это означает, что главный документ страны изменят. Корреспонденты «7x7» опросили активных жителей в восьми регионах России, что они думают о будущем страны и что теперь делать тем, кто был против этих поправок. Многие из них считают, что в изменениях нет ничего позитивного, но уверены, что нужно объединяться и продолжать развивать гражданское общество.

«Страна не может жить в таком состоянии»

Михаил Секотов, член регионального отделения партии «Яблоко» в Пензе:

– В России постоянно что-то медленно меняется. К сожалению, не в лучшую сторону для большинства людей. Скорее всего, так же продолжится закручивание гаек, ограничение свободомыслия, альтернативного мнения, каких-то альтернативных взглядов.

Наверное, жить будем так же: будем всеми законными способами выражать свою гражданскую позицию, свой протест. Информировать население надо, конечно же, потому что население или не информировано, или плохо информировано.

Нужно выражать свою гражданскую позицию, учить знакомых, близких, родных мыслить свободно, не жить в страхе.

 

 

 

 

 

Дмитрий Магеря, юрист, градозащитник, гражданский активист из Смоленска:

- Когда мне было 16 лет, все боялись идти в армию: Чечня, дедовщина. Одной из значимых вещей было закрепленное в Конституции право на альтернативную службу в армии. В Конституции было - по факту нет. Комитеты солдатских матерей годами пропадали в судах, СМИ были завалены историями о беспределе. Сейчас единственно значимыми поправками в Конституции являются те, которые касаются не обычных людей, а будущего государственного устройства: возможность действующего президента избираться далее, создание мифического госсовета, ревизия сенатского корпуса, право снимать судей верховного суда. Все остальное по факту — синекура и не более чем спекуляция на желании, особенно людей старшего возраста, жить лучше.

Тяжело возразить против лозунга «Пенсионерам - достойную старость». Так же тяжело, как понять, почему право на достойную старость и уважение к труду человека должно быть закреплено в мифических статьях, а не в нашем воспитании или той части отношений, что как раз не регулируется законами.

Что делать дальше? Жить и понимать, что в первую очередь приняли не поправки, а изменили выборное законодательство, которое в условиях пандемии и нынешнего запроса уже не будет отвечать той букве закона, которая была закреплена в прежней Конституции.

Игорь Жулимов, адвокат из Пензы:

– Я считаю, дальше будет то же самое, что уже продолжается на протяжении последних, с присоединения Крыма, шести-семи лет. Собственно, эти поправки, которые приняты каким-то шутовским, клоунским образом, просто формально зафиксировали статус-кво, который уже в нашей стране существует. У нас регион и так не особо отличался какой-то такой активностью, поэтому что было, то и будет.

Кто из нас сомневался, что Путин покинет этот пост? Кто когда сомневался пять, шесть, 10 лет назад? Это еще было ясно, когда на место блюстителя престола был назначен Медведев, а Медведев якобы милостиво предложил Путину сохранить пост премьер-министра. Тогда уже стало ясно, что Путин от власти не уйдет. После Крыма это стало невозможно в принципе для него.

Гражданские активисты, которые выступали против этих поправок, - что бы я им порекомендовал чисто по-человечески? Продолжать эту борьбу и не опускать руки. Я бы им пожелал, если у них есть этот драйв, настрой на борьбу, — сохранить себя для будущих сражений, битв. Я думаю, недолго их ждать.

Страна не может жить в таком состоянии. В XXI веке цивилизованная европейская страна не может прозябать вот в такой дыре, в которую загнал Путин нашу страну. Поэтому все это скоро или в обозримом будущем должно измениться. Как – этого мы не знаем. Но сохранить себя для этих перемен я бы гражданским активистам посоветовал.

«Что делать? Объединяться!»

Наталия Кукушкина, председатель независимого профсоюза работников образования в Череповце:

- Для людей поправки преподносятся как великое благо. Людям внушили, что теперь их пенсии будут расти, что они получат качественную и бесплатную медицинскую помощь, что заработная плата их гарантированно не будет ниже МРОТ. Однако все эти нормы были и в Конституции 1993 года. Были и не соблюдались! А пропагандисты изменений «скромно» промолчали о том, что регулироваться все в итоге будет, как и прежде, федеральными законами. Не Конституция, а федеральный закон будет определять порядок и размеры индексации пенсий, не Конституция, а федеральный закон будет закреплять перечень бесплатных медицинских услуг в системе ОМС, не Конституция, а федеральный закон будет устанавливать минимальный размер прожиточного минимума и МРОТ. Так что людей ждут большие разочарования впереди.

Изменения, которые вносятся, например, в статью 132 Конституции, фактически лишают муниципалитеты самостоятельности. Пострадают в итоге люди. И главное, для чего все поправки собственно и задумывались, - «обнуление» сроков действующего президента и усиление его полномочий. В последние годы принято было «муссировать» тему о желании народа «сильной руки». К чему приведет авторитаризм во власти? Было уже все в нашей истории. Помнят люди и годы репрессий, и борьбу с инакомыслием, и годы застоя. Авторитаризм, на мой взгляд, это всегда тупиковый путь. Ни развитию, ни прогрессу он не способствует. Власть должна быть сменяемой.

Думаю, только внесением поправок дело не ограничится. Впереди нас ждут масштабные изменения в российском законодательстве, последствия которых сложно предугадать и спрогнозировать.

Что в этой связи делать гражданским и политическим активистам? Объединяться! Выдвигать независимых кандидатов на выборах всех уровней. Сделать это будет трудно, но, на мой взгляд, это единственный мирный путь для изменения ситуации в стране.

София Иванова, координатор движения «Голос» в Рязани:

- Во-первых, я считаю, нужно приготовиться к тому, что последуют репрессии в отношении людей с высокой гражданской активностью. Во-вторых, нужно понимать, что возможностей для обращения к правозащитникам внутри страны будет меньше, а выход на уровень международной правозащиты будет отсутствовать совсем. В-третьих, нужно быть готовыми к тому, что все свои проблемы придется решать самому. А лучший способ противостоять всему этому — объединяться и помогать друг другу. В любой деятельности, любых видах гражданской активности, любых видах общественной работы, в профессиональной работе — только объединяться.

 

 

 

 

 

Юрий Рябцев, директор Центра общественного контроля «Оберег» в Тюмени:

- Ждать каких-либо кардинальных перемен в стране после голосования не стоит, на мой взгляд. По крайней мере до выборов в Госдуму в 2021 году. Но Россия становится унитарным государством, и, чтобы этому противостоять, нам необходимо объединяться. После 1 июля нас ждёт федерализм, в том числе отмена прямых выборов градоначальников, регионы ослабнут. Изменятся правила наполнения региональных бюджетов: их размеры смогут уменьшать, чтобы поставить регионы в зависимость от финансовой помощи правительства.

Активистам необходимо объединяться, чтобы выжить и противостоять наступлению диктатуры, изобличать демагогию, обман и преступления чиновников. И обязательно участвовать в избирательных кампаниях вне зависимости от перспективы успеха - главное, что их можно использовать как публичные площадки.

Избирательный участок в Пензе вечером 1 июля

Избирательный участок в Пензе вечером 1 июля. Фото Екатерины Малышевой

«У нас были и намного более печальные времена»

Олег Шарипков, директор благотворительного фонда «Гражданский Союз» в Пензе:

– Поправки приняты, и что дальше? А дальше ничего, потому что Конституция на самом деле уже давно никого и ни от чего не защищала. То же самое она будет делать (то есть не делать) и теперь: она не будет никого ни от чего защищать. Это просто пустой формальный документ, на который все плюют вообще. Как все было лживо, так все и останется, то есть абсолютно никак не поменяется. Так же будут врать, так же будут обманывать на каждом шагу.

Как жить дальше? Как мы жили, так и будем жить. Оно само сдохнет. Кто-то говорит, через год, кто-то говорит, через пять лет. Но мы оптимисты, поэтому я думаю, что это сдохнет гораздо быстрее.

В общем, надо просто наблюдать, как это все будет разваливаться. И это все, как и в случае с Советским Союзом, потом просто упадет к ногам тех, кто это сможет потом поднять и вынести на своих плечах.

Николай Сорокин, председатель Костромского отделения Российского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал»:

— Я не думаю, что что-то заметно поменяется, потому что многие демократические свободы, закрепленные в Конституции, и раньше нарушались. Вроде бы изменения Конституции должны ознаменовать какие-то перемены к худшему, но я верю, что изменения будут к лучшему, потому что люди потихонечку прозревают и понимают, что так жить нельзя. В 1989 году я был совсем молодым, но хорошо помню настроения в обществе по отношению к прогнившему режиму и вижу, что сейчас настроения очень похожи на те, что были тогда.

Что делать? Не унывать и продолжать делать то, что делали: правозащитники — защищать права человека, экологи — сохранять экологию, демократические политики — отстаивать свою точку зрения. Мы видим, по какой странной процедуре принимались поправки, сколько было фактов принуждения. У меня все это вызывает глубокие сомнения в легитимности. Конституции этими поправками нанесен значительный ущерб. Очень неприятно, что так попортили основной закон нашего государства. Но я не думаю, что это — причина менять свою позицию.

Да, мы сейчас переживаем печальный период в нашей истории, но как историк могу сказать, что у нас были и намного более печальные времена. Путин тут как-то вспоминал, что Россия пережила половцев, так Россия и Путина переживет.

А региональную проекцию принятия поправок мы увидим 14 сентября, на следующий день после выборов [в Костромской области 13 сентября состоятся выборы губернатора, депутатов областной думы и думы Костромы]. Мы увидим, что какие бы фальсификации ни происходили, если население не хочет голосовать за «Единую Россию», оно не будет этого делать.

Денис Никитас, председатель фонда идей и инвестиций «Рывок», куратор креативного пространства «Штаб» в Смоленске:

- После подведения итогов «голосования» мы проснулись с бОльшим ощущением жизни не в правовом государстве. Россия всё больше становится «вещью в себе». Каких-то реальных изменений, мне кажется, не произойдёт вообще. Но органам власти теперь потребуется вносить множество поправок в федеральные законы и подзаконные акты, чтобы привести их в соответствие с «новой» конституцией.

Очень сложно будет строить гражданское общество и «горизонтальную Россию». С появлением поправки о «публичной власти» всё меньше надежд на реальное местное самоуправление. Россия станет ещё более централизованным государством с единой вертикалью власти. Идти избираться в представительные и законодательные органы власти станет ещё более бессмысленным.

Всё больше гражданских активистов поймут, что надо выстраивать параллельную гражданскую активность вне борьбы за политическую власть.

 

Екатерина Клоповская, депутат горсовета от КПРФ в Белгороде:

- Думаю, принципиальных изменений сразу не будет. Но, мне кажется, экономический ресурс у нас на исходе. Об этом свидетельствует то, что власть ищет денежные ресурсы у населения: вводит косвенные взносы, поборы, неналоговые обязательства. У нас есть еще ресурсы в виде стабилизационного фонда и так далее. Но когда они иссякнут, экономическая ситуация резко ухудшится. И многие из тех, кто проголосовал «за», возможно, тогда задумаются, что они поступили неправильно, потому что только сменяемость власти может на сегодняшний день изменить и экономическую ситуацию в стране. Та стабильность, которая сейчас, это стабильность стагнации, это не стабильность развития.

Нужно искать новые формы гражданского протеста. Политическим и гражданским активистам нужно более активно участвовать в местном самоуправлении: выдвигаться на выборы в местные и региональные органы. Нужно принимать участие в публичных слушаниях, во внесении законопроектов, активно взаимодействовать со своими депутатами. На самом деле избраться в депутаты местного законодательного органа не так сложно. Нужно набрать свою команду наблюдателей и можно победить. Вертикаль авторитарную, которую сейчас выстраивают путем принятия поправок, я считаю, расшатать можно только снизу. Больше активности снизу, и тогда власть поймет, что с жителями нужно считаться. А сейчас тон, политическую повестку задают не активисты, которые имеют знания и возможности как-то повлиять, а, по сути, политтехнологи. Вот эти политтехнологии хорошо работают: еще не проголосовали, но по опросам мы видели, что поддержка есть. И поддержка эта, я считаю, получена путем манипуляций.

«Этот режим делает с каждым днем все больше фатальных ошибок»

Владимир Жилкин, координатор движения в защиту прав избирателей «Голос» в Тамбове:

- Все происходящее – это голосование с вполне известным результатом, поэтому ожидать каких-то глобальных изменений в Тамбовской области, я считаю, не стоит. Особенно в сельской местности. Поражает, я бы сказал, унылое смирение с результатом, с безальтернативностью того, что происходит. Это чувство апатии, безысходности меня как активиста пугает гораздо больше. К сожалению, люди устали от того, что происходит.

Я думаю, нам стоит ожидать какой-то ответной реакции на сегодняшнее голосование уже ближе к сентябрю, когда будет Единый день голосования (выборы главы администрации Тамбовской области и в органы местного самоуправления). Возможно, будут какие-то протестные акции, связанные с тем, что не стоит так сильно давить на волеизъявление народа, пытаться людей принудить к голосованию.

С моей точки зрения, активистам нужно продолжать выполнять ту важную функцию, которую они и выполняли, то есть формировать гражданское общество, в том числе в Тамбове и Тамбовской области.

 

 

Андрей Поляков, рабочий из Тамбова:

- Я полагаю, что ничего радикального не произойдет сразу после принятия поправок, это история всего лишь для того, чтобы Владимир Владимирович правил еще некоторое количество времени. Для чего вообще, собственно говоря, прошло голосование, которое юридически незаконно – только для того, чтобы всегда Путин мог сказать: «Ребята, вы же сами за меня проголосовали, я здесь вообще ни при чем». Все остальное, все эти прекрасные поправки о том, как надо заботиться о животных, я полагаю, работать не будут никогда. Это вопрос финансирования: будут деньги на постройку приютов для животных, соответственно, будет возможность. Это такой мой пессимистический прогноз.

У меня нет готового ответа на все вопросы, но я полагаю, что самое главное — это делать хоть что-то, потому что на предыдущем этапе мы сделали недостаточно. Мы не дошли до каждого человека. Особенно до тех, кто, собственно говоря, и решает всегда, потому что молодежи здесь, как правило, нет. Здесь приходят старики, а вот до стариков как раз никто, кроме телевизора, не достучался. Эта категория вообще самая легкая добыча любого рода мошенников, мы это все тоже хорошо знаем, и в данном случае мошенничество удалось. А нам активистам надо найти способ дойти и до этих людей.

Что касается моих знакомых активистов тамбовских, самого меня, здесь в общем-то выбор вариантов очень-очень незначительный. Мы проигрываем информационную войну, в этом проблема. Но нет худа без добра, я в этом смысле неисправимый оптимист, и я полагаю, что ухудшение жизни людей сподвигнет их прийти к тем выводам, к которым мы пришли уже давно. И они перестанут доверять настолько телевизору, и они будут прислушиваться уже к альтернативным мнениям.

Некоторые люди предлагают вообще покинуть страну, потому что здесь никогда ничего не будет хорошего. Но я считаю, если мы проявим немножечко смелости, твердости, не убежим отсюда, не прекратим свою деятельность, то в конечном итоге когда-нибудь, а, возможно, даже очень скоро, еще при нашей жизни, это даст положительный результат.

Алексей Борисов, гражданский активист, водитель большегруза из Рязани:

- На самом деле, я даже рад тому, что сейчас происходит, потому что все маски сброшены. Я вижу, что в народе сейчас происходит смена представлений. Я понимаю, что ничего такого — никаких массовых волнений, которые на что-то повлияли бы, — не произойдет, но осадок в душах и сердцах людей теперь останется настолько серьезный, что свои плоды даст.

Я рад, что этот режим делает с каждым днем все больше фатальных ошибок, и это серьезнейшим образом изменит мнение людей о том, что происходит и кто у власти находится. И я вижу в этом только «плюсы».

 

 

 

 

 

 

 

Над текстом работали: Евгения Сибирцева, Екатерина Вулих, Алена Хлиманова, Надежда Шурховецкая, Татьяна Григорьева, Евгений Малышев, Алексей Уханков, Айгуль Хисматова.

Материалы по теме
Мнение
19 января
Александр Кынев
Александр Кынев
По поводу башкирских протестов
Мнение
26 февраля
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Запретная скорбь. Почему власти России боятся живых человеческих чувств
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Артем Благодатский
3 июл 2020 00:01

Нужно объединяться.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Гражданская инициативаГражданское просвещениеКонституция РоссииОбществоПрава человекаПраво на информацию