Собирается ежемесячно 52 500 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. «Мне страшно, что людям уже на фиг будет не нужна вся эта экология». Как магазины без упаковки в провинции справляются с «коронакризисом»

«Мне страшно, что людям уже на фиг будет не нужна вся эта экология». Как магазины без упаковки в провинции справляются с «коронакризисом»

Елена Жолобова
Коллаж Марии Старцевой, фото «7х7» и из личных архивов героев

Ограничительные меры, связанные с эпидемией коронавируса, сильно ударили по малому бизнесу во многих регионах России. Спад продаж почувствовали и магазины, исповедующие концепцию zero waste ('ноль отходов'), хотя все они в период всеобщей самоизоляции не прекращали работу. С какими вызовами столкнулись магазины без упаковки из-за коронавируса и как они меняются, чтобы выжить, — в обзоре «7х7». 

В опросе «7х7» приняли участие:

Павел Караваев, владелец интернет-магазина товаров без упаковки «Амбар» (Киров). Магазин открыт в сентябре 2019 года. 

Александра Ляшок, владелица интернет-магазина товаров без упаковки «Кулек» (Сыктывкар). Магазин работает с сентября 2019 года.

Любовь Сорокина, основательница двух магазинов продуктов на развес «Магазин без упаковки» (Петрозаводск). Сеть основана в августе 2017 года.

Анастасия Трофимова, совладелица и исполнительный директор магазина разливной косметики и бытовой нехимии «Зелёная точка» (Архангельск). Магазин открыт в ноябре 2019 года. 

Вызов первый: эпидемия совпала с низким сезоном

Торговля продуктами в формате zero waste в России — довольно молодой бизнес, возникший в ответ на запрос горожан на осознанное потребление. Многим магазинам без упаковки в регионах нет еще и года, некоторые из-за небольшого оборота пока существуют только в онлайн-режиме. По словам их владельцев, эпидемию коронавируса все они переживают по-разному: кто-то оптимизировал все процессы еще до кризиса и теперь проходит его с минимальными потерями, а кто-то лишился 30% выручки и теперь не может поддерживать прежний ассортимент. 

По словам zero waste предпринимателей, эпидемия коронавируса совпала с сезоном сниженного покупательского спроса, который в этой сфере традиционно начинается в мае и длится все лето. Режим самоизоляции даже ускорил наступление «несезона»: в мае на дачи уехали не только пенсионеры, но и семьи с детьми, так как детские сады и школы были закрыты.

Павел Караваев

Владелец кировского интернет-магазина «Амбар» Павел Караваев говорит, что продажи ежемесячно росли на 10%, но с начала эпидемии рост прекратился.  

25% выручки за время самоизоляции потерял сыктывкарский онлайн-магазин «Кулек». Как говорит его хозяйка Александра Ляшок, многие постоянные покупатели отказывались даже от бесконтактной доставки: одни из соображений безопасности, другие — потому что уехали за город и доставка выходила слишком дорогой. 

Анастасия Трофимова

В архангельском магазине без упаковки «Зелёная точка» продажи во время режима самоизоляции шли «то пусто, то густо», а выручка осталась такой же, как и до эпидемии.  

— Полгода прошло [с открытия] — мы все еще не вышли в прибыль. Но прямой связи с эпидемией нет, — считает исполнительный директор магазина Анастасия Трофимова. — Вся прибыль, которая приходит в магазин, тратится на расширение ассортимента. Он у нас вырос в семь раз. 

Основательница двух магазинов в Петрозаводске Любовь Сорокина из-за спада продаж, который, по ее оценке, составил около 30%, не может поддерживать даже прежний ассортимент. Ей пришлось отказаться от закупки зеленой гречки, макарон и хлопьев из полбы, бурого и черного риса и прочих более-менее экзотических продуктов.

— Большинство поставщиков работают с нами по предоплате. Если я куплю зеленую гречку, она будет долго продаваться и отбиваться, — объясняет она. — Поэтому все деньги, которые у меня сейчас есть в наличии, я трачу на обычную гречку и обычные макароны, которые быстро раскупают.  

Вызов второй: ажиотажный спрос на маски, антисептики и… муку

Режим самоизоляции заставил магазины zero waste пересмотреть свой ассортимент. Например, владельцы «Зелёной точки» с появлением коронавируса в Архангельске оперативно запаслись 100 л антисептика без упаковки и распродали его за три дня. В самом начале карантина в магазине решили продавать многоразовые маски.

— Спрос на них был очень хороший, — говорит Анастасия Трофимова. — Их нам заказывали целыми предприятиями. Любопытно, что маски выбирали по цвету и по фасону, а не по удобству или степени защиты. 

Александра Ляшок

Александра Ляшок тоже хотела ввести в продажу многоразовые маски и антисептики, но поставщики, с которыми она работала, припозднились с их производством: 

— Когда мои поставщики начали производить маски, у нас в Сыктывкаре эпидемия уже начала сходить на нет и это перестало быть актуальным. При этом возникала проблема доставки, так как в Москве на тот момент все еще был строгий карантин и я опасалась, что этот товар мне не доставят. 

В интернет-магазине Александры с началом эпидемии снизились продажи так называемых альтернатив пластику — металлических трубочек для напитков, авосек и многоразовых сумок, бутылок и складных стаканчиков, хотя раньше спрос на них держался наравне со спросом на косметику и продукты. 

Любовь Сорокина

Аналогичную тенденцию в своих торговых точках заметила и Любовь Сорокина. Но, по ее мнению, это может быть вызвано насыщением рынка: кто хотел купить многоразовые трубочки и бамбуковые зубные щетки, уже их купили. Экопредпринимательница заметила еще одну особенность — в период самоизоляции резко вырос спрос на муку:   

— Я это связываю с тем, что люди сидят дома, а поскольку закрыты кафе и рестораны, люди стали больше готовить сами и в том числе стали больше печь домашний хлеб и выпечку. В целом на простые продукты спрос действительно вырос. До этого в ходу были сладости (зефир, пастила), сейчас они ушли на второй план, а на первый план вышли продукты первой необходимости. Мы никогда не продавали столько муки и гречи. Сейчас они мешками уходят, я не успеваю заказывать. Мы на этом почти ничего не зарабатываем, наценка магазина на этот товар минимальна. 

Вызов третий: эпидемия как кризис или точка роста

Участники zero waste рынка по-разному оценивают влияние коронавируса на свой бизнес. Александра Ляшок время эпидемии воспринимает скорее как кризис: ее магазин не мог развиваться, так как многие его постоянные и потенциальные покупатели «сидели без зарплат и экономили деньги». 

Анастасия Трофимова считает, что время диктует новые условия и надо адаптироваться к ним. Она прошла курс SMM, чтобы развивать онлайн-продажи магазина в соцсетях.  

Павел Караваев тоже воспринимает период эпидемии как время возможностей: 

— Взять даже аренду помещений. Свободных мест стало намного больше, и цены на аренду стали «приятнее». Честно, не знаю, как в других городах обстоят дела, но, я думаю, если кто-то планирует открыть такой магазин в своем городе — самое время действовать. 

Сам Павел переходить из онлайна в офлайн планирует не раньше чем через год. Пока, по его словам, в Кирове не настолько развито движение zero waste, есть риски быстро прогореть. 

 

У Любови Сорокиной эпидемия вызвала неоднозначное отношение. С одной стороны, был серьезный спад продаж, а с другой — за май ее магазины приобрели более 1000 новых покупателей. Сыграло роль то, что была доставка плюс аудитория приросла за счет людей, которые гуляли по городу, случайно обнаруживали диковинный магазин и заглядывали в него, поскольку зайти больше было особо некуда. 

Перспективы магазинов zero waste

Несмотря на кризис, все опрошенные владельцы магазинов без упаковки уверены, что их бизнес выдержит эпидемию, а движение zero waste в России продолжит набирать обороты. 

Александра Ляшок считает, что тренд на экологию есть и он продолжает развиваться, осознанность людей растет, а вместе с ней и сфера «ноль отходов». 

По мнению Анастасии Трофимовой, когда кто-то в период эпидемии предлагает перейти на одноразовые, чаще всего пластиковые, вещи или отказаться от раздельного сбора отходов, это показатель необразованности: 

— Никто глубоко не копает и не понимает, что происходит. Тот же перчаточный режим — это же не подкрепленное ничем указание, которое только усугубит положение: ведь на пластике вирус живет семь дней, тогда как на бумаге или ткани — всего два часа.

Любовь Сорокина уверена, что сфере zero waste в ближайшее время будет сложнее развиваться, чем это было до эпидемии коронавируса: 

Я понимала, что будет кризис, что очень много людей останутся без средств к существованию. Мы вернемся к стадии выживания. А когда у человека задача просто выжить, ему неинтересны проблемы климата или раздельного сбора мусора. И мне страшно, что людям уже на фиг будет не нужна вся эта экология и защита окружающей среды. 

Поэтому в ближайшее время предпринимательница планирует изменить ассортимент своих магазинов: добавить в него больше простых продуктов и пересмотреть позиционирование. 

— Возможно, сейчас надо ориентироваться не на продвинутую аудиторию, которая уже и так борется за защиту окружающей среды, а потихоньку заниматься экологическим просвещением масс. И рассказывать им про экопродукцию. Например, продвигать не многоразовые прокладки и трубочки для коктейлей, которые теперь, очевидно, не будут суперактуальной вещью, а курагу и орехи как полезный перекус для всей семьи. Нужно как-то встраиваться в эту нашу новую реальность, — рассуждает Любовь Сорокина. 

Материалы по теме
Мнение
1 сен
Алексей Власов
Алексей Власов
Почему раздача агитации является пикетом и подпадает под действие антиковидных указов
Мнение
30 июл
35
Игорь Бобраков
Игорь Бобраков
Виктор Савин и другие. Седьмая акция памяти репрессированных деятелей культуры
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ЭкологияКировская областьАрхангельская областьКарелияКомиИсторииБизнесОбщество
Хватит читать
Москву!
Хватит читать Москву!
Подпишись на рассылку
о настоящей жизни в российских
регионах
Подпишись на рассылку о жизни в регионах
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!