Как и зачем некоммерческим организациям создавать целевой капитал во время кризиса: советы экспертов пензенского благотворительного фонда «Гражданский Союз» · «7x7» Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия
  1. article
  2. Горизонтальная Россия

Как и зачем некоммерческим организациям создавать целевой капитал во время кризиса: советы экспертов пензенского благотворительного фонда «Гражданский Союз»

Екатерина Малышева
Коллаж Кирилла Шейна, фото «7х7» и из личного архива

Благотворительный Фонд Владимира Потанина объявил конкурс для некоммерческих организаций (НКО) на формирование целевого капитала. Победители получат годовой грант в 10 миллионов рублей. О том, почему кризис и пандемия не мешают накапливать «длинные деньги», с чего стоит начать, на какие доходы можно рассчитывать и как выбрать управляющую компанию, — рассказывают эксперты в финансовой сфере и представители пензенского благотворительного фонда «Гражданский Союз».

Кому нужен целевой капитал

Председатель правления пензенского фонда «Гражданский Союз», член правления фонда «Капитал местного сообщества» Игорь Зайдман:

— Целевой капитал нужен тем организациям, чья деятельность будет осуществляться достаточно долго — так же долго, как будет существовать сама проблема. Например, проблему бездомных животных, думаю, в ближайшие 25 лет, хуже или лучше, но как-то решат. А вот проблема сохранения чистоты океанов будет актуальна столько же, сколько существуют сами океаны.

Я бы сказал, что создавать целевой капитал меньше, чем на 20–25 лет не стоит. Лучше вообще думать про 100 лет. По закону минимальный срок — 10 лет. Но они пролетают так быстро, что не успеете почувствовать все прелести отдачи от накоплений. С этой точки зрения театрам и музеям в регионах точно хорошо бы иметь свой целевой капитал.

Если нет понимания, зачем вам нужен целевой капитал, то лучше даже не лезть в эти дебри. Вам будет крайне трудно убедить ваших доноров. Поэтому сначала убедите в его необходимости самих себя, потом — всех остальных.

Целевой капитал НКО, или эндаумент (англ. Endowment — целевой капитал некоммерческой организации) — сумма, которую организация формирует за счет благотворительных пожертвований, чтобы получить доход и финансирование своей деятельности.

Почему кризис — время накапливать

Исполнительный директор фонда «Гражданский Союз», генеральный директор фонда «Капитал местного сообщества» Олег Шарипков:

— Не питайте иллюзий, если вы прямо сейчас начнете накапливать целевой капитал, он не поможет вам пережить коронакризис. Он не позволит сохранить вашу текущую операционную деятельность и вообще ничего не даст. Но в то же время, вы ничего не потеряете.

Это, как и любые инвестиции в экономике, так называемые «длинные деньги». Первый доход вы увидите минимум через год. Но не бойтесь: финансовые рынки на длинном временном отрезке всегда растут, даже если проваливаются прямо сейчас. Длинные деньги — это длинная перспектива.

Почему начать стоит именно сейчас? Сейчас Фонд Потанина дает деньги на целевые капиталы, есть возможность рискнуть. Прекрасный шанс взять и попробовать этот инструмент. Риски минимальны, потому что вы сами не фандрайзите [не собираете пожертвования] — вам дают деньги, чтобы создать стабильный финансовый инструмент.

Плюс целевого капитала еще в том, что он не облагается налогом. Это вообще фантастика для России — такое «недоразумение», которое редко случается в российском законодательстве. Так что и тут вы ничем не рискуете.

Как работать с донорами в кризис

Партнер фонда «Капитал местного сообщества» Снежана Французова: 

— Возможно, вы просто не пробовали собирать пожертвования не на сиюминутную борьбу, а на целевой капитал. Но сейчас не лучший момент разговаривать с бизнесом о деньгах. Все напряжены, потому что нет ресурсов. Надо взять паузу.

Сейчас самое вредя для того, чтобы проанализировать донорскую структуру региона, перетряхнуть ее и посмотреть, кто выживет, что сейчас происходит с экономикой. Да, придется еще больше думать и взвешивать свои действия.

Стоит, наконец, начать писать письма донорам, но делать это не в духе «дайте денег». Поинтересуйтесь, что происходит в жизни доноров, расскажите о своей ситуации. Сейчас мы можем позволить себе чуть больше откровенности. Вы получите не только новую информацию о доноре, о его состоянии, но и сможете протянуть межкорпоративные ниточки и «софтскиллс» [soft skills — гибкие навыки и рекомендации не «в лоб»], подогреете будущую встречу после кризиса. В общем, использовать кризисное время, чтобы вплотную заняться подготовкой к переговорам и накидать несколько новых планов фандрайзинга [сбора пожертвований и источников].

Олег Шарипков:

— Продвижение самой идеи создания целевого капитала фонда в регионе — дело небыстрое. Если мы произносим где-нибудь в Челябинске слово «эндаумент», хорошо если нас там не побьют! Сейчас можно постепенно приучать свою территорию и доноров к эндаументу и постепенно собирать совет фонда по управлению целевым капиталом. Потому что хороший совет — 50% успеха. Особенно, если члены совета из разных сфер. Это не просто набор «генералов» и регалий, а реальные люди, которые могут что-то посоветовать в трудную минуту.

Про разделение рисков

Олег Шарипков:

— Рекомендую делать фонд целевого капитала не внутри своей, а в отдельной организации. Хоть и кажется, что внутри себя сделать проще – добавить две строчки в устав, и готово. Но если что-то случается с основной организацией, это риски. Например, «Гражданский Союз» когда признали иноагентом, целевой капитал продолжил жить своей жизнью в отдельном фонде. У него нет своего штата и офиса – он существует только как техническая организация. Привлекает деньги на расчетный счет, отдает в управляющую компанию, получает доход и распределяет на нужды основного фонда.

Пока ни одну организацию с целевым капиталом не признали иноагентом. Но все же это риски — дополнительные проверки и аудиты, совершенно идиотская отчетность и другой головняк. Не считая того, что это серьезный удар по репутации.

Снежана Французова:

— Другой риск связан с финансовым наполнением целевого капитала фонда. Тут есть две стратегии. Первая — когда у вас выделенный фандрайзер [ответственный за сбор средств в целевой капитал]. Вторая — когда у вас распределенная функция фандрайзинга. В этом случае целевым капиталом занимаются все в организации — и директор, юрист, и бухгалтер.

Так вот единственный, уникальный и неповторимый в своем роде фандрайзер может уйти на более хлебное место — туда, где предлагают кофе покрепче и послаще. Это несомненный риск. С другой стороны, обучение всего персонала навыкам формирования целевого капитала — это рост расходов. Нельзя позвонить по телефону и сразу же получить от донора 3 миллиона рублей. Это иллюзия, в западню которой попало немало хороших людей.

Про доходность в кризис

Олег Шарипков:

— Заниматься целевыми капиталами могут не только те, кто обладает суперзнаниями о фондовом рынке. Для этого есть управляющие компании. Ваша задача — собрать деньги и передать им пожертвования.

Обычная доходность целевого капитала — примерно 10% годовых: в какой-то месяц выше, в какой-то ниже. За три месяца этого года мы получили 0,87% прибыли. В нынешних условиях это офигенный результат. За прошлый год наша доходность была 11,51% годовых — не самая большая, но приличная.

Сейчас аналитики рынка обещают около 4% годовых, если у нас будет месяц или два кризиса, и 10% — если кризис перейдет в лето. По целевым капиталам доходность, вполне вероятно, будет нулевая или даже минусовая. Но это временно: потом фондовый рынок обязательно пойдет вверх.

Как выбрать управляющую компанию для целевого капитала

Заместитель управляющего операционным офисом Пензенский АО "Банк Агророс", специалист по фондовым рынкам Григорий Романов:

— Первое, на что нужно смотреть — длительность работы управляющей компании на рынке. Если ей меньше пяти лет, лучше поостеречься. Второе — это размер собственных средств компании. И третье — самое главное — отчетность о доходности. Как правило, управляющие компании — это просто дочерние компании крупных государственных и частных банковских групп. Крупнейшие компании, управляющие эндаументами по итогам 2018 года — «ВТБ Капитал Управление инвестициями», «Газпромбанк — Управление активами» и «Сбербанк Управление активами». Крупнейшая частная управляющая компания — «Альфа-Капитал». Общий объем целевых капиталов под управлением 15 управляющих компаний по итогам 2018 года составил 25,7 миллиардов рублей.

Олег Шарипков:

— По целевым капиталам ни одна компания, как правило, не показывает доходность — это только сбивает с толку. Чаще всего все зависит от суммы и портфеля инвестиций. Можно ориентироваться по доходности компании от пенсионных накоплении, можно посмотреть данные рейтинговых агентств, а можно поспрашивать у партнеров. А партнеров можно найти в нашей базе, мы собрали туда все работающие в России фонды целевых капиталов.

Управляющая компания берет деньги за свои услуги — не выше 10% от полученной прибыли. Я бы рекомендовал смело торговаться от 3%. Они, конечно, будут верещать, но на уровне 5–6% можно сторговаться. Это для них плюс в строчке рэнкинга — они тоже бьются за любой лишний капитал.

Екатерина Малышева, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Свежие материалы

Рубрики по теме

Пензенская область

Благотворительность

Коронавирус

НКО

Истории

Бизнес

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных