Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Республика Карелия
Собирается ежемесячно 28 105 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. «И я решил: ладно, если вы хотите, чтобы я был открытым геем, — я буду открытым геем». Монолог ЛГБТ-активиста из Карелии о каминг-ауте, патриотизме и железном занавесе

«И я решил: ладно, если вы хотите, чтобы я был открытым геем, — я буду открытым геем». Монолог ЛГБТ-активиста из Карелии о каминг-ауте, патриотизме и железном занавесе

Сергей Маркелов
Алексей Клес
Фото Али Грач

ЛГБТ-активиста из Карелии Алексея Клеса часто били в школе и потом, когда вырос. Однажды он решил, что скрывать свою ориентацию бессмысленно: все равно бьют, а так хоть будут бить "за правду". После каминг-аута Клес занялся активизмом и начал рассказывать о том, что он пережил. В международный День молчания, который посвящен замалчиванию проблем дискриминации и насилия, «7х7» публикует монолог Клеса о его детстве в деревне, каминг-ауте, правозащите и уроках патриотизма, которые он проводил в карельских школах.

Про каминг-аут. «Мне надоело сидеть в темноте»

— Семья у меня была нормальная. Мама у меня — работник культуры по образованию, папа по образованию — заслуженный зек, тиран и деспот, строил не только свою семью, но и в поселке его все боялись. У них родился я. От мамы мне досталась любовь к прекрасному, от папы — обостренное чувство справедливости. Меня по большей части воспитывали мама и бабушка. Папа не особо занимался моим воспитанием, ему глубоко пофиг было.

В школу я пошел в шесть лет, потому что был вундеркиндер. У нас был самый большой класс в деревне, 13 человек. 10 парней, три девочки, и периодически меня причисляли к ним. Дружил я только с девочками, потому что у меня была психологическая травма: в восемь лет меня изнасиловал взрослый мужик.

По сути, с того мужика все и началось. Если какой-то мужик на меня начинал бычить, у меня ступор, я не могу ничего ответить. Будет бить — я лягу и буду лежать, пока он меня не добьет. И в школе понимали, что я слабый и не могу ответить, и самоутверждались за счет меня.

Я вспоминаю школьные годы. Это же деревня, там делать особо нечего, и классе в восьмом, в шестом начались какие-то костры за поселком, куда все ходили, покупали полторашку крепкой «Охоты», ужирались в хлам 20 человек с нее, и туда было очень престижно ходить. Меня туда не брали. Могли взять, чтобы повеселиться, постебаться надо мной. Иногда мы приходили туда с моими подругами чисто потусить, но это было, пока все не ужрутся и не захотят меня *** [избить].

Всю школу меня били. Все на гомофобии было завязано, потому что я, во-первых, всю жизнь занимался танцами, соответствующая походка у меня, сам манерный какой-то, говорю как-то не так, выгляжу как-то не так, к участковому прихожу — он говорит: «Вы своим внешним видом провоцируете, чтобы вас били».

Меня как-то вывозили в лес на карьер в деревне. Один раз шел по дороге, никого не трогал, меня попытались под машину толкнуть. Сводный брат на своем дне рождения избил меня за то, что я гей. Это все Шалговаара [поселок в Медвежьегорском районе Карелии] — моя альма-матер. Так меня закаляло, закаляло и, наверное, закалило до конца.

Папа меня не принял. Мама сказала: все нормально. Но как у нас все нормально? Мы не говорим вообще ни о чем связанном с моей личной жизнью, но у нас все хорошо. Но это же не хорошо. Я понимаю, что пытаюсь ей что-то доносить, а она говорит: «Куда мне? Мне 70 лет скоро, я ничего не понимаю, для меня все это ой-ой-ой и плохо-плохо».

Я посмотрел какое-то видео в YouTube, тоже про гея, у него спрашивают: «Почему вы не боитесь говорить о себе?» Он отвечает: «Меня что, мало били? Ну побьют меня еще раз, что изменится? Так хотя бы за правду».

Да и устаешь: тебе надо врать родителям, друзьям, на работе, еще каким-то людям, в интернете стараться, чтобы тебя никто не вычислил, врать самому себе. Я один раз так врал, что самому себе поверил.

Когда меня в последний раз *** [избили], я лежал в крови и думал, как же мне себя защищать-то уже? Сидеть дома и молчать уже не получается. Многие же думают: «Сижу такой дома, никого не трогаю, никто меня не трогает», сидят в своих квартирах и боятся даже высунуться оттуда, не дай бог кто-то узнает, что они живут, там, парень с парнем или девушка с девушкой. Я так же думал: «Буду молчать — и меня никто не будет трогать».

И я решил: ладно, если вы хотите, чтобы я был открытым геем, — я буду открытым геем, хотя бы получать если буду, то за дело и мне не будет стыдно перед самим собой. Поэтому я и открылся — мне надоело сидеть в темноте.

Видимо, эта открытость действительно помогает. Пишет мне кто-то во «ВКонтакте» — я сразу его скриню, выкладываю, и его даже блочить не надо. В последнее время меня никто не бьет, больше боятся.

 

Про патриотизм. «Петрозаводск, Пудож, Сегежу, Кемь проехал с уроками мужества»

— В восемь лет я прочитал книжку «За чертой милосердия», написал ее Дмитрий Яковлевич Гусаров [главный редактор литературного журнала «Север» с 1956 по 1990 годы]. Мне стало так интересно, потому что в этой книге написано о тех местах, где я родился. Оказалось, что моего поселка в годы войны не было и там проходили партизанские тропы, бои местного значения.

Я, помню, так этим загорелся. У нас в поселке жила женщина, которая как-то на 9 мая пришла в клуб и рассказала про поисковый отряд, в котором они этих партизан ищут. Я ходил сначала на какие-то встречи, потом на субботники, а потом в первый раз попал в лес, поднял своего первого партизана, потом второго, третьего, четвертого, а потом мне исполнилось 18, и я подумал: «Надо свой отряд открывать». Потому что уже информации был целый вагон и помимо этих партизан были другие, которых вообще никто не ищет.

Стал заниматься, организовал свой отряд, мы вошли в объединение поисковых отрядов «Хранители» в Петрозаводске. Поставили памятник летчику, разбившемуся в 1942 году у нас недалеко от поселка. Правда, самолет в 1980-е на металлолом сдали, а кости так и не нашли, но мы установили личность летчика, родственникам сообщили, они в Донецке живут, приехать не смогли.

Мы проводили уроки мужества, и не только в Шалговааре. Я ездил по близлежащим деревням, Петрозаводск, Пудож, Сегежу, Кемь проехал с уроками мужества. Я приходил в какую-нибудь школу, притаскивал все, что находил во время поисков в лесах — какие-то ржавые котелки и каски, — раскладывал это на столах, включал презентацию, готовил интересные интерактивные лекции. А потом я не смог этим заниматься: появилась статья о пропаганде ЛГБТ, а в моем отряде были дети, ну я и закрыл отряд.

Про активизм активный и пассивный

— Люди боятся. Помимо того, что у нас есть куча неправомерных законов, настроенных против населения, есть целая система для подавления в человеке желания выходить на улицу и отстаивать свои права. Но, если мы не будем заниматься активизмом, кто же будет знать о таких ситуациях, как на Шиесе [железнодорожная станция в Архангельской области, где планировалось строительство полигона для московского мусора], в «Каменном бору» [жители Петрозаводска защищают парк от застройки], о деле Юлии Цветковой [ЛГБТ-активистка из Комсомольска-на-Амуре, которую обвиняют в распространении порнографии]?

Активизм — это добровольное желание каждого, никто к этому не призывает. Если человек чувствует внутри какую-то необходимость отстаивать, защищать, требовать, то он идет [в активисты].

Активизм делится на активный и пассивный — как геи. Ну типа можно быть активистом-надомником, сидеть писать статьи, репостить их, это же тоже своеобразный активизм — распространение информации. А можно идти в самое пекло — на пикеты, на митинги, в палатках в лесу жить.

Мы решили объединиться и охватить этот необъятный регион, который находится в состоянии вечного сна, где люди боятся, молчат, и создали инициативную группу Equality Dignity Pride. Мы защищаем права всех униженных, оскорбленных, обделенных, потому что у нас очень мало организаций, которые этим занимаются.

Мы опубликовали отчет о нарушении прав человека в Баренц-регионе, и он показывает, что нарушений прав у нас очень много, но многие не фиксируются в СМИ, а если и фиксируются, то все какое-то совсем местечковое, поэтому надо на эту тему говорить более обширно.

В июне мы проведем фестиваль в Карелии, он будет называться Dignity fest — фестиваль о достоинстве, о равенстве, о гордости в целом. Но повестка ЛГБТ в нем тоже присутствует. Это не попытка обойти закон, потому что, как я уже говорил, мы не ЛГБТ-организация в целом, мы будем проводить фестиваль для всех.

Мы делаем все это самостоятельно, без чьей-либо поддержки. У меня нет зарплаты. Это не НКО, а инициативная группа. Чисто физически мы нигде не существуем. У нас есть сайт, есть площадка в Facebook, «ВКонтакте», в Instagram, в свободное время мы их ведем. Психологи и юристы подключаются из разных точек. Когда у нас есть запрос на это, они подключаются и ведут онлайн-консультации.

В ситуацию с «Каменным бором» мы сейчас вписались, потому что понимаем, что такие протестные акции могут привести к более плачевным ситуациям — к задержаниям, неправомерным действиям со стороны сотрудников. Если что-то, не дай бог, произойдет, мы сможем предоставить помощь защитникам.

Мы не раскачиваем лодку. Все, что я делаю, — это фиксирую. Я не кричу людям: «Давайте встанем, не пустим бульдозеры и прыгнем под ковш». Моя задача — предотвратить, а не организовать. Я думаю, это задача активистов всей России.

И все-таки после нескольких акций в «Каменном бору» за мной была слежка три дня. А до этого меня искал Центр «Э», когда я провел акцию в поддержку чеченских геев в Мурманске.

«У нас железный занавес пропал, но он есть»

— Один же в поле не воин. Один ты точно ничего не добьешься. Двое ничего не добьются. Массовость привлекает, общественный резонанс должен быть. Общественный резонанс могут только власть имущие организовать. От того, что какие-нибудь Гриша или Света выйдут из своих квартир и скажут: «Я — гей», «Я — лесбиянка», особо ничего не изменится. А вот если какой-нибудь Дима Билан [врать] перестанет, что он натурал, и скажет: «Да, мы нормальные люди и мы хотим жить», это очень сильно повлияет. Но даже им страшно говорить, что они геи, потому что им закроют на фиг все концерты.

В принципе, какая-то же ведь положительная динамика в эту сторону прослеживается… что там… нет, наверное, не прослеживается.

Но я надеюсь, что мировая общественность должна же как-то продавить эту глухую стену. По сути у нас железный занавес пропал, но он есть, мы все равно живем в коммунизме, у нас культ личности есть, законы против населения есть, цензура есть. Нет у нас статьи за мужеложство, но есть статья за пропаганду.

Но все равно что-то должно измениться, иначе зачем мы это все делаем?


Акция «День молчания» проходит с 1996 года по всему миру. Впервые акцию ненасильственного протеста провели около 150 студентов из США, в 2006 году в ней участвовали уже около 450 тыс. студентов, к которым присоединилась и Европа. Это акция против замалчивания психологического и физического насилия, дискриминации, преступлений на почве ненависти и негативного отношения по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

В России акция впервые прошла в 2008 году. Ее посвятили памяти 15-летнего школьника Лауренса Кинга из Калифорнии, которого в феврале того же года убил 14-летний одноклассник. Убийство было совершено из-за сексуальной ориентации Кинга.

Сергей Маркелов, «7х7»

Комментарии (11)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Блевать хочется
25 апр 17:11

от таких откровений, честно говоря. Разве что только, если быть пассивным геем у кого-то это предмет особой гордости...

Спасибо Алексею и Сергею.

Дежавю
25 апр 21:17

Припомнился один случай - произошло это в советской армии. Один военнослужащий подвергавшийся издевательствам так называемых «дедов» зайдя в оружейную комнату открыл стрельбу из автомата по старослужащим. Силы были неравными, но сдаваться он не собирался и его застрелили. Для информации - приехавший за ним отец, отказался от него, а возможно вынужден был отказаться…
Кое-кого он убил, кого-то ранил, вот и напрашивается вопросик, кто он - преступник или герой? Правильно ли он поступил, или должен был терпеть издевательства в «школе мужества» ради того чтобы вернутся живым домой, но с покалеченной психикой?
Вывод - как не крути, а выбор есть у каждого, но не у каждого есть мужество его сделать.

25 апр 21:58

Сергею. Автору поста: * Самое сложное в жизни — оставаться собой. Говорить то, что думаешь, даже если по правилам "хорошего" тона это неприлично. Не бояться, не знать чего-то! Задавать неудобные вопросы и быть абсолютно искренним в ответах. Никогда не делайте чего-то только потому, что вас могут одобрить или не одобрить окружающие. Храните Верность ... самому себе, своей индивидуальности.* Да, добавлю, что наша *значимость* ( в чьей-то жизни)... определяется нужностью. Нет нужности, значит нет и, значимости. Все предельно просто. Всё-таки лучше что-то сделать и пожалеть, чем ничего не сделать, а потом жалеть. Как-то ТАК. Выдержки и Удачи!

Vova
25 апр 22:04

Нужностью - кому? Вам, нам или им? Всем - не реально :)

25 апр 22:20

На 17 : 11. (25.04) * Мы ценим людей, которые не боятся испортить себе репутацию. Они, тоже, держат нас и вас... за *рук*, даже если против них повернулись многие из нашего общества. Последнее. Добавлю. *Есть люди — редкие, а есть С-КИ ...редкостные*! Главное НЕ стать последними. На всё, что *по-вашему*, другие смотрят *по-своему*! Усек?

Vova
25 апр 22:28

Не нравится - и не смотри. У каждого своё, свой Рай и свой Адъ...

Отличная статья о людях, которые не бояться быть собой и стараются менять Россию к лучшему, делая её инклюзивнее и человечнее. Спасибо за ту работу, которую вы делаете!

константин
19 май 10:26

ai lav uy , lbgt

Муха це-це
8 июл 10:31

Мне кажется, что гомосеков ненавидят уже, не за то что они гомосеки, а за то что они вечно орут о своих правах! Достали! Ну жили бы спокойно, делайте в своих постелях что хотите!и никому вы на фиг не нужны! Нет! Так им не интересно! Нужно побороться за какие то права. Собрать митинг! На каждом углу орать, что вас ущимляют! Вот за это вас и ненавидят и бьют!

Дмитрий
29 июл 14:38

Ты указал группу на английском языке, почему? Дал неправильный перевод, думаешь никто не проверяет? Даже девочки в школе защищая себя лезут в драку, значит ты не из Карелии.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
КарелияИсторииЛГБТ

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности