Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. «Было восемь исторических домов, осталось три». Пензенские градозащитники устроили под окнами мэрии пикет с чаепитием в защиту «старой Пензы»

«Было восемь исторических домов, осталось три». Пензенские градозащитники устроили под окнами мэрии пикет с чаепитием в защиту «старой Пензы»

Екатерина Малышева
Чаепитие "за старую Пензу"
Фото Евгения Малышева
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Градозащитники Пензы потребовали от чиновников остановить снос старинных исторических зданий и законсервировать их. 23 марта они провели акцию протеста под окнами мэрии – устроили чаепитие с баранками и самоваром за столом со столетней резьбой. О том, чего добивались активисты, как реагировали на акцию чиновники и полиция – репортаж «7х7».

Гоголя, 20. Не сохранился

Дом на Гоголя, 20. Не сохранился. Фото Михаила Кирикова

Столетняя резьба, баранки и самовар

В акции приняли участие три градозащитника – Михаил Кириков, Юрий Вобликов и местный активист Денис, который попросил не указывать его фамилию. Они нарисовали новые плакаты, но надписи на них остались прежними: «Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто старое забудет — тому оба» и «Я люблю старую Пензу».

Активисты принесли к мэрии стол со старинной деревянной резьбой – столетнюю «розетку», украсившую стол, Михаил Кириков снял с дома на ул. Гоголя. Сейчас этого дома уже нет «в живых».

На стол поставили самовар, два термоса с чаем и баранки. Участники акции приглашали проходящих мимо чиновников попить вместе с ними чаю и обсудить проблемы сохранения «старой Пензы».

— [Замглавы мэрии Магомед] Агамагомедов обещал нам в пятницу [20 марта] дать ответ – правда, мимо пробежал. Но мы посидим, подождем. Попьем чайку, — сказал корреспонденту «7х7» Юрий Вобликов.

Набережная Мойки, 11. Не сохранился

Дом на Набережной Мойки, 11. Не сохранился. Фото Михаила Кирикова

— Мы предложили [мэрии] консервировать старые и красивые расселенные дома, которые имеют ценность, предложили свою помощь, — продолжил Михаил Кириков.  — Начать с простого: забить окна и двери, чтобы их не растаскивали. Чтобы они успели дожить до того прекрасного момента, когда будет подготовлена правовая база для их сохранения. Мы знаем, что такая работа [в мэрии] идет. Но надо ускориться, а консервацию начать уже сейчас. Рискуем потерять эти дома: их ломают на глазах.

По словам Кирикова, еще недавно таких домов — расселенных, но исторически ценных — в Пензе было восемь. Сейчас их осталось три. Дома на ул. Набережной Мойки, 11, ул. Гоголя, 14 и 20, дом у совтехникума и дом на Мироносицкой площади власти уже снесли.

Гоголя, 14. Не сохранился

Дом на Гоголя, 14. Не сохранился. Фото Михаила Кирикова

«Со зданиями ничего не случится»

Депутат Пензенской городской думы от КПРФ Илья Селиванов, который проходил мимо, поддержал акцию:

– Ребята взяли правильную позицию – чтобы сохранить историческую часть города. Потому что коммерческие силы продавливают свои интересы, находят законодательные уловки. Надзор плохо осуществляется – оценку, которую мы хотели давать на сессиях [Законодательного Собрания Пензенской области], нам давать не разрешили.

Илья Селиванов

Илья Селиванов. Фото Евгения Малышева

Во время пикета 20 марта к активистам подходили за объяснениями сотрудники полиции, 23 марта они пришли снова. Один из них – сотрудник УМВД России по Пензе Урал Валиев, который часто сопровождает городские акции протеста. К пикетирующим вышел и один из чиновников – начальник отдела по профилактике правонарушений и работе с общественными организациями администрации Пензы Олег Викулов.

Юрий Вобликов пишет объяснительную

Юрий Вобликов пишет объяснительную. Фото Екатерины Малышевой

Активисты пояснили, что будут сидеть у мэрии и пить чай до тех пор, пока чиновники не дадут ответ по консервации трех зданий.

– А че, другого места [попить чай] нет? Кафе для этого есть, – спросил Олег Викулов. – Какие у вас проблемы?

– У меня проблем нет. Проблемы у города – мы теряем историческое наследие, – объяснил ему Михаил Кириков. 

Олег Викулов

Олег Викулов. Фото Евгения Малышева

Олег Викулов сказал, что не видит смысла в пикете, потому что «пока здания не признаны объектами культурного наследия, решить вопрос сложно». Кириков сказал, что ждать некогда и нечего. Он напомнил, что когда активисты только начали поднимать этот вопрос, таких домов было восемь, а теперь осталось три.

Пока активисты давали объяснения полиции в фойе администрации, к ним спустился замглавы Пензы Магомед Агамагомедов.

Магомед Агамагомедов (в центре) и Юрий Вобликов (слева)

Магомед Агамагомедов (в центре) и Юрий Вобликов (слева). Фото Екатерины Малышевой

Он быстро сказал, что «есть [законодательная] процедура», что «со зданиями ничего не случится» и поспешил вернуться на совещание. Активистам предложили записаться к нему на личный прием в апреле – из-за коронавируса он будет дистанционным.

После записи на прием Михаил Кириков написал на снегу перед ступеньками мэрии: «Жду».

Мироносицкая площадь, 1/2. Не сохранился

Дом на Мироносицкой площади, 1/2. Не сохранился. Фото Михаила Кирикова

Четвертый пикет за месяц

Градозащитники Михаил Кириков и Юрий Вобликов провели пикет за сохранение исторической застройки Пензы в четвертый раз за последний месяц.

В первый раз они вышли на пикет после того, как городские власти уничтожили 100-летний дом. Тогда же они передали обращение губернатору Ивану Белозерцеву с требованием остановить снос исторических зданий.

Второй пикет активисты провели 11 марта – за сохранение старинной усадьбы купца Алексея Кузнецова на ул. Лермонтова, 24.

Красная, 77. Сохранился, горел, сейчас закрыт баннером

Дом на Красной, 77. Сохранился, горел, сейчас закрыт баннером. Фото Михаила Кирикова

Третий – одиночной сидячий пикет – градозащитники устроили у здания администрации 20 марта. Они просили чиновников законсервировать три расселенных исторических здания – на ул. Красной, 70 и 77 и ул. Чкалова, 14.

10 февраля активисты обращались в мэрию с этой же просьбой. По их мнению, чиновники отделались отпиской. Замглавы администрации Магомед Агамагомедов ответил, что готовится проект об утверждении границ исторического центра Пензы, в том числе, с учетом консервации «отдельных объектов, представляющих ценность». О судьбе зданий по ул. Красной и Чкалова в ответе не говорилось.

Четвертый пикет активистов 23 марта стал продолжением третьего. Требование то же – законсервировать три исторических здания на ул. Красной и Чкалова.


Власти Пензенской области охраняют чуть более десятка исторических домов — памятников деревянного зодчества, которые входят в список объектов культурного наследия. Но в городе, по подсчетам гражданских активистов, есть десятки других зданий, которые нуждаются в восстановлении: это старинная архитектурная среда и дома на улицах Гоголя, Старочеркасской, Революционной, Ключевского. Они не включены в реестр памятников регионального значения.

По подсчетам активистов, до конца 2020 года власть намерена снести большую часть оставшихся старинных зданий, которые не включены в реестр памятников регионального значения. Чиновники называют их «ветхим фондом», активисты — «старинными архитектурно-привлекательными сооружениями», «историей и богатством города».

В июле 2019 года в Пензе стартовал первый межрегиональный фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест». За лето его организаторы и участники обновили фасад дома со 120-летней историей по адресу: улица Красная, 12.

Материалы по теме
Мнение
13 марта
Алексей Серёгин
Алексей Серёгин
Викторина по учету явки избирателей на выборы президента? Или я фантазирую?
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
24 мар 2020 12:39

Огромное спасибо авторам статьи и пикетирующим во главе с Юрием Владимировичем. На фоне этих рыцарей по защите старинной Пензы мерзко смотрятся лживые физиономии Викулова и Агамагомедова. и да, господин зам мэра проездом из Сердобска - тоже нарисовался рядом с Агамагомедовым. После того, как в Сердобске наплюсовал миллионы за природный газ и помог области стать должником.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
АкцииГрадозащитаПензенская областьПротестСобытия