В микрорайоне Кальное и районе Торгового городка на севере Рязани в последние годы появились десятки высотных домов. Чиновники, выдавая разрешение на строительство, не предусмотрели места для школы. Сейчас они, несмотря на протест жителей микрорайона, предлагают возвести школу в лесопарке — единственной в этой части города зеленой зоне. К чему может привести строительство в лесопарке и кому это выгодно — разбирался корреспондент «7x7».
Мест нет
Новые микрорайоны на севере Рязани запроектированы так, что там нет места для школ. Дефицит учебных мест — 3,5 тыс.
Мама двоих детей Ольга Власенко живет в микрорайоне Кальное и пока не знает, в какую школу пойдет учиться ее старший четырехлетний сын. Ближайшая школа №73, рассчитанная на 1100 мест, работает в три смены, записаться в нее практически невозможно. В конце июня рязанские депутаты начали обсуждать идею строительства школы в Кальном напротив ТЦ «Глобус». Семье Власенко было бы удобно водить туда детей, но городские власти от этого варианта отказались и решили возвести школу в 1,5 км от микрорайона — в городском лесопарке.
— Мы с мужем против строительства школы в лесопарке, туда мы ездим гулять с детьми, показываем им зверюшек и птиц, рассказываем о деревьях и просто дышим свежим воздухом. Если начать строить соцобъекты в лесопарке, тогда можно будет ждать и застройки Центрального парка культуры и отдыха, к примеру, — предположила Власенко.
Дело не только в самом парке, но и в безопасности для детей: им нужно будет сначала ехать на общественном транспорте, потом переходить многополосную автотрассу.
Парк
Лесопарк заложили на северной окраине Рязани в 1950-е годы, чтобы во время разлива Оки не смыло только что построенный комплекс Рязанской областной сельскохозяйственной, промышленной и строительной выставки.
«Ежедневно к берегу Орехового озера, что близ Оки, идут люди с лопатами, где они высаживают молодые березки, липы, тополя. Закладывается большой городской сад-парк. Примерно месяц тому назад начались здесь работы. А сколько уже сделано! Высажено свыше 2 тысяч деревьев», — писала в июне 1955 года газета «Сталинское знамя». К окончанию работ площадь лесопарка разрослась до 45 га — здесь поместилось бы 750 дачных участков стандартных размеров в 6 соток.
В 1990-е годы парк начал зарастать, но в 2018 году центральные аллеи благоустроили, появились детская площадка и спорткомплекс, здесь стали проводить народные гуляния. Многим не понравилось обновление парка, но он так и остался единственным местом для прогулок в этой части города — местом, где еще можно увидеть белок, ласок, полевых мышей, разных птиц. И это единственный зеленый рубеж между городом и полями Рязанского района.
Участок, который выбрали для школы, находится в лесопарке, на поле с кадастровым номером 62:29:0081004:45, его назначение — «для спортивной площадки (летнего стрельбища из лука или арбалета)». С одной стороны он граничит с прогулочной зоной лесопарка, с другой — с торгово-развлекательным центром «Круиз» и высотками вокруг него, с третьей — с Солотчинским шоссе и густонаселенными микрорайонами Кальное и Пески. С юго-западной стороны — комплекс Торгового городка. За северной границей участка — речка Дунайчик, Северная окружная дорога и поля бывшего совхоза «Овощевод», которые в 1990-е годы поделили на паи.
Слушания
Рязанцы узнали о планах построить школу в зеленой зоне на площади 2,7 га в мае 2019 года. Чиновники настаивали, что другого подходящего участка для школы нет.
В июне состоялись общественные слушания, участники единогласно проголосовали против изменения статуса земли, проект “отправили на доработку”, а в октябре на сайте администрации Рязанской области появилось сообщение — чиновники снова заявили о планах построить школу на 1100 мест на площадке за ТРЦ “Круиз”. И снова люди возмутились. В середине декабря администрация на запрос “7х7” ответила: «Руководствуясь отрицательным общественным мнением граждан, администрацией города Рязани принято решение об отказе от размещения школы по указанному адресу». В феврале 2020 года губернатор Николай Любимов поручил председателю гордумы Юлии Рокотянской и главе Рязанской администрации Елене Сорокиной найти участок под строительство школы. Если не найдут до 1 апреля, город не получит из федерального бюджета 1 млрд руб. на эти цели.
Аргументы чиновников и депутатов
В общественной приемной региональной партии “Единая Россия” 18 февраля депутаты городской и областной дум провели прием. Жители микрорайона Кальное, Окского проезда и Солотчинского шоссе пожаловались на нарушение конституционного права их детей на бесплатное образование.
Руководитель фракции «Единая Россия» в Рязанской гордуме Елена Волкова рассказала: изучили 10 площадок, но ни одна из них не подходит или из-за маленькой площади, или из-за формы собственности, или из-за высокой цены на перенос коммуникаций. Единственный подходящий участок, утверждает Волкова, — место за торговым центром «Круиз» рядом с лесопарком.
Еще одну школу планируется построить на улице Макаренко — сейчас там находится школа-интернат. Детей-инвалидов предлагают перевести ближе к окраине города на 3 км, в Шереметьево-Песоченский детский дом.
Градозащитники: строить нельзя, но очень хочется
Активисты настаивают: строить в лесопарке нельзя. Они ссылаются на санитарно-эпидемиологические требования к общеобразовательным учреждениям и еще ряд причин. Во-первых, это подтопляемая территория. Во-вторых, по градостроительным нормам общеобразовательное учреждение должно быть не далее 500 м от жилья. Рядом с участком в лесопарке уже построено несколько высоток, если изменить статус земли и разрешить на ней строительство, то вслед за школой на этой территории вырастут новые микрорайоны, город лишится такой важной для него зоны отдыха.
Третья причина: школа в лесопарке не решает вопроса безопасности для детей из микрорайона Кальное — им придется переходить через Солотчинское шоссе и идти до школы по дороге, заросшей с обеих сторон кустами. Если кусты и деревья вырубить, то опять же пострадает зеленая территория.
Зампредседателя Рязанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Игорь Кочетков считает, что риск застройки лесопарка очень высокий: в 2020 году в Рязани будут разрабатывать и принимать новый генплан, с появлением школы застройщики смогут пролоббировать изменение назначения окружающих сельхозземель на земли для жилой застройки. И тогда появятся еще несколько микрорайонов с высотками по типу Кального. Каменные джунгли на месте бывших полей.
Игорь Кочетков
— Школа нужна для принятия проекта планировки, потому что однозначно на публичных слушаниях будут вопросы: в какую школу пойдут дети, если дома появятся в поле? Это однозначно, ведь школу собираются построить на 1100 мест, но сейчас в округе нет столько детей. Значит, она будет строиться на перспективу, — подозревает Кочетков. — Строительному лобби выгодно, если социальная инфраструктура для домов, которые появятся тут в перспективе, будет создана за счет бюджета.
Экс-председатель рязанского отделения Союза архитекторов России, архитектор Александр Корольков подсчитал: вокруг школы на 1100 мест может быть застроено 24 га при условии, что дети будут учиться в одну смену. Если школа будет двухсменной, можно будет застроить около 50 га (больше 60 футбольных полей).
— Застройка, вероятнее всего, сначала пойдет за лесопарком в районе улиц Рыбацкой и Лесопарковой, потом плавно переместится в лесопарк. Есть вероятность, что она «перешагнет» за Северную окружную дорогу — на земли «Овощевода» вплоть до Оки. Для этого нужно будет делать дорогостоящий прокол [тоннель], этим вряд ли будут заниматься застройщики, — считает он. — Но город — это как раковая опухоль, которая выстреливает метастазами во все стороны.
Градозащитник Игорь Кочетков считает, что не допустить строительство школы в лесопарке и дальнейшую застройку полей можно, если против выскажется весь город, а не несколько активистов, которых принято называть «городскими сумасшедшими» и «пособниками Госдепа». Даже сильному строительному лобби не удастся «протащить» свои идеи.
— За время обсуждения темы в социальных сетях рязанцы задались вопросом, кто виноват в такой плотной застройке, что не осталось места для строительства школы. Много нехорошего сделал для города заслуженный строитель Российской Федерации Олег Ковалев [губернатор Рязанской области, занявший пост в апреле 2008 года], которого заменили на другого три года назад. Ему не так легко справиться с требованиями строительного лобби, представители которого расставлены на ключевых постах, — предположил Кочетков.
Землевладельцы
Фамилии землевладельцев на бывших полях «Овощевода» связаны со строительным, инвестиционным бизнесом и рынком недвижимости.
По левую и правую стороны от Солотчинского шоссе расположены участки разной площади.
Часть из них принадлежит Дирекции благоустройства города, часть — в долевой собственности бывших работников «Овощевода», еще один участок находится во владении Алексея Томашевича — совладельца ЗАО «Песочинская ярмарка». Среди землевладельцев — основатель компании «Вимм-Билль-Данн» отец некогда популярного модельера Киры Пластининой Сергей Пластинин, совладелец и руководитель Фонда строительных инвестиций, компании «Рязанская недвижимость» Сергей Ореханов, владелец группы компаний «Атрон» Дмитрий Малахов (строительство, ремонт, купля-продажа и аренда недвижимости), депутат областной думы от “Единой России” владелец агромолочного комбината «Рязанский» (бренд молочных продуктов «Амка») Станислав Подоль (его имя связывают с застройкой поймы реки Трубеж на Московском шоссе от ТД «Барс» до автовокзала «Центральный»).
Самый большой участок вдоль Солотчинского шоссе с 2015 года принадлежит Сандину Роману Семеновичу, чьи отчество и фамилия совпадают с отчеством и фамилией депутата городской думы на платной основе, члена фракции «Единая Россия» предпринимателя в агромолочной сфере Сандина Юрия Семеновича. Сейчас стоимость участка площадью в 67 га, по версии Росреестра, не превышает стоимость квартиры в «хрущевке» — 1 млн 805,3 тыс. руб. Градозащитники предполагают: если построят школу, а вслед за ней изменят статус земель, стоимость участков увеличится в десятки раз.
Корреспондент «7x7» попытался узнать о планах на земельные участки Дмитрия Малахова и Юрия Сандина, но они не ответили на письменные вопросы.
В большинстве сделок земельные участки приобретены у Натальи Журиной — учредителя организации-преемника совхоза «Овощевод». Право собственности в 90% случаев зарегистрировано летом 2008 года.
Игорь Кочетков не исключает возможного конфликта интересов во власти. Например, курирующий вопросы строительства первый заместитель главы Рязанской администрации Сергей Савин — председатель той самой комиссии, которая проводила публичные слушания об изменении статуса земли в лесопарке под строительство школы. Савин — член семьи депутата облдумы Михаила Агапкина, члена регионального политсовета партии «Единая Россия», владельца предприятия по производству железобетонных изделий ЖБИ-5. До 2012 года Сергей Савин был совладельцем и гендиректором этого предприятия. Этот пункт биографии не отражен на сайте администрации.
Опрос
20 февраля депутаты гордумы планировали рассмотреть изменения в генплан по лесопарку, но вопрос с повестки сняли — вместо него начался недельный онлайн-опрос среди рязанцев на сайте «Наш Дом.62». Такое изучение общественного мнения по социально значимым вопросам чиновники инициировали и раньше. Активисты обвиняли инициаторов в накрутке голосов. Опрос по поводу школы впервые проводится на ресурсе, где необходима регистрация.
По словам архитектора Александра Королькова, законодательство позволяет местным властям вносить изменения в градостроительное законодательство, чтобы решать сиюминутные задачи:
— Закон же есть, для них это естественно. И будете вы со своей человеческой точки зрения говорить: «Как же так, вы пилите дерево, оно живое, оно сок дает, жалко». А они: «У нас закон».
— Самый главный момент, почему нельзя строить школу в лесопарке, — это нельзя дать лазейку олигархам-застройщикам, которые уже всю землю раскупили вокруг лесопарка. И ждут не дождутся принятия нового генплана, который в этом году должен быть разработан. Будут лоббировать это и пытаться легализовать застройку данной территории. Так как территория подтопляемая, то окупаются многоэтажные дома (20 этажей). А школа нужна для принятия проекта планировки, — говорит Игорь Кочетков. — Своими домами они хотят фактически уничтожить одну из немногих рекреационных зон Рязани. Поэтому надо исходить из ценностей, чего хотят власти города и чего хотят рязанцы.
Кочетков считает, что городские власти заранее готовились к застройке этих территорий. В 2018 году вокруг Рязани создали лесопарковый зеленый пояс, в него включили территорию лесопарка, но не включили участок, на котором предполагается построить школу.
Екатерина Вулих, «7х7»
Огонь статья, похожа на правду