Новости, мнения, блоги
Архангельская область
  1. article
  2. Архангельская область

Важное — в деталях. Графический дизайнер и арт-директор Студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров — о том, как дизайн-код поможет городу сохранить свою уникальность и уменьшить отток населения

Карина Заболотная
Эркен Кагаров
Фото Карины Заболотной и Михаила Шишова, коллаж Марии Старцевой

Как дизайн-код поможет городу сэкономить деньги, чем плохи зеленые урны в парках — об этом 15 февраля в Архангельской областной библиотеке в своей онлайн-лекции рассказал арт-директор Студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров. «7х7» приводит основные тезисы лекции и комментарии архангельских активистов.

Эркен Кагаров: Дизайн-код нужен, чтобы уменьшить визуальный шум

Про наружную рекламу

— Ситуация с рекламой в городах похожа на гонку вооружений, когда столько не нужно для защиты. То же самое происходит и с магазинами: кто-то сделал одну вывеску, другой — две, этот — три, и так получается невероятно избыточное количество вывесок. Самое интересное, что новые вывески могут быть даже дешевле [после применения дизайн-кода]. Они становятся меньше по размеру, убираются все лайтбоксы [рекламные конструкции с большой поверхностью и источником света]. Нагрузка на предпринимателя снижается.

 
 
 

Про скамейки

— Обычно, когда речь заходит о городском урбанизме, все очень часто говорят про лавочки. Это такой маркер хорошей среды. Но необходимо знать и понимать, где необходима, например, лавочка со спинкой, а где — без. Со спинками нужны в местах, где человек проводит много времени — это зоны рекреации, парковые зоны, скверы, дворы. В транзитных зонах, таких как тротуары, чаще всего уместнее делать скамейки без спинок, чтобы можно было сесть с любой стороны и чтобы они не уменьшали обзор, не добавляли визуального шума рекламой или цветом. Скамейки со спинками, на которых размещается реклама, я называю профанацией урбанизма.

Про урны

— Во многих странах, например в Нидерландах, регламентируется высота урн и место для приемного отверстия. Наша отечественная практика привела к возникновению самых маленьких урн в мире, мне кажется. Наши урны настолько маленькие, что для того, чтобы что-то туда бросить, к ним нужно наклоняться, иначе ветром может бумажку сдуть. И их приходится намного чаще освобождать, что обходится городу дороже.

 

В Москве, например, урны в парках принято красить в зеленый цвет. Сторонники такого метода говорят, что зеленый цвет гармонирует с листвой и деревьями. Но они забывают, что зеленой трава у нас остается недолго, а в остальные времена года ярко-зеленые урны отвлекают внимание от природы, создавая дополнительный визуальный шум. Нейтральные цвета, такие как черный и серый, гораздо более уместны, потому что привлекают к себе меньше внимания. В любой вазе важнее всего цветы, а не сама ваза. Черный цвет столбов гораздо дешевле обходится — их реже нужно очищать и подкрашивать.

О заборах

— Отдельный вопрос — городские заборы. Где-то их вполне может заменить живая изгородь. Но если забор необходим, то черный цвет выглядит гораздо уместнее, потому что он не привлекает к себе внимания и люди могут видеть растения. Это важная вещь. В некоторых случаях забор может быть не черным, а серым. Например, когда он отделяет пешеходную зону от проезжей. Это связано и с тем, что там довольно много пыли и грязи. И серый цвет уменьшает контрастность для водителей.

 

О стиле городской мебели

— У нас принято делать закупку только одного предмета: мы закупим урны, потом закупим скамейки, и они все вместе почему-то получаются не согласованные по стилю и цвету. Даже хорошего вида предметы городской среды, соединенные случайным образом, создают странные композиции. Для разных зон важны комплектность и единый стиль.

Нужно учитывать и уместность малых форм в общей среде. В современном районе не имеет смысла ставить фонари, стилизованные под ретро. Это выглядит комично. Есть особенность: поскольку мелкие предметы городской мебели, например фонарные столбы, меняются довольно часто, а здания стоят веками, люди привыкли, что здания могут быть гораздо старее мелких деталей. Сочетание современных элементов со старинной архитектурой выглядит естественно, а обратное сочетание современной архитектуры и старинных предметов почти всегда нелепо.

Об экономии бюджетных денег

— Сегодня города вынуждены тратить большие суммы на расчистку от графического вандализма. Клеить объявления на неровную поверхность гораздо менее эффективно, а срывать их легче. У нас чаще всего используются простые кустарные методы, например сетка-рабица, но, конечно же, это не лучшее решение. И дизайн-код это может сразу запроектировать. В мировой практике часто устанавливаются скамейки без плоских поверхностей, на них написать или приклеить что-то почти негде.

О сохранении уникальности городов

— Москва не похожа на Торжок, маленькие города не похожи на большие. При этом и маленькие не похожи друг на друга. Многие вещи выровнялись типовой советской застройкой или хаосом 1990-х, который во многом продолжается и сегодня. Это хаос не только в вывесках, но и в безумных и пошлых архитектурных проектах. Такого много в разных городах, и это нас роднит. Но разница есть, и ее можно и важно проявить, тогда будут проявляться лучшие стороны, а худшие, наоборот, спрячутся. Это важная тема для дизайн-кода.

Главное — это контекст. Неправильно взять дизайн-код Москвы и применить его везде. Он, конечно, даст определенный эффект, но он не сможет подчеркнуть или использовать местные черты, которые очень важны для каждого уникального города. Это могут быть баки, которые раньше использовались на местных предприятиях и стали теперь арт-объектами, или причалы-кафе.

О чем нужно помнить при разработке дизайн-кода

— Для создания хорошей городской среды и дизайн-кода нужны:

  • Сдержанность. Имеются ввиду типовые решения, которые можно будет применять в дальнейшем, не затрачивая усилий и денежных средств.
  • Естественность материалов. Лучше всего использовать камень, металл или дерево. Естественность важна и в ландшафте. Не стоит делать пошлых и вычурных конструкций для цветов или выкладывать из цветов фигуры на газонах. Они, может, кажутся работникам ЖКХ интересными, возможно, стоит запроектировать так, чтобы было ощущение живой природы.
  • Функциональность. Чтобы было удобно ходить, чтобы урны были высокими, дерево было закрыто приствольными решетками и грунт не разносился, а вода утекала в ливневые стоки.

О пользе для будущих поколений

— Немного утрирую, но, я думаю, вы согласитесь. Зачем тратить деньги на дороги, когда у нас в больницах дети умирают? Вы же согласны, что дети гораздо важнее дорог? Но это не значит, что не надо дороги ремонтировать. Дети, которые будут вырастать в городах с ужасным дизайном и разбитыми дорогами, будут уезжать, потому что они не захотят тут оставаться. Умные и талантливые люди чаще всего более требовательны к качеству жизни. Сейчас происходит конкуренция за людей между странами и городами, поэтому я считаю, что дизайн-код — это инструмент, который позволяет улучшить качество наших городов, уменьшить отток населения и, соответственно, улучшить здоровье детей. Чем больше образованных и богатых людей в городе, тем здоровее будут дети.

 

Активисты — о дизайн-коде

Организатор лекции, дизайнер Виктор Тяпков:

— В Архангельске переизбыток рекламных носителей и коммуникации. А почему она появляется? Потому что у предпринимателя, который открывает пекарню или парикмахерскую, нет компетенций, связанных с дизайном.

Виктор Тяпков

Он обращается в какую-то компанию, которая разрабатывает вывеску, но поскольку нет никаких регламентирующих правил, то “клиент всегда прав”. Он хочет 2,5 метра — он себе 2,5 метра и сделает. Ребята, которые занимаются дизайном этой вывески, конечно, могут предложить сделать ее поменьше или использовать другой материал, но им все равно главное — продать свою услугу. Дизайн-код поможет и тем, и другим. Это нужная штука, главное, чтобы она работала и на уровне контролирующих органов тоже.

Администратор паблика «Архангельск: архитектура и градостроительство» Владислав Дреко:

— В отношении дизайн-кода у меня изначально были большие сомнения. Мы обращаем внимание на внешний вид и пытаемся его нормативным документом зарегулировать, а за отступления от этого вида каким-то образом наказывать. Мне это кажется странным. Нормативно нужно регулировать то, что влияет на безопасность людей. Все остальное — субъективизм. Какова доля субъективности при работе специалистов над дизайном? Один может так сделать, другой — так. Объективной истины нет, за что тогда наказывать?

Владислав Дреко

Да, проблем в городе много. Но, на мой взгляд, истинный правильный способ — работать мягкой силой, то есть образованием, примерами и рекомендациями. Да, он не быстрый и в краткосрочной перспективе не действенный. Когда мы говорим о внешнем виде, когда-нибудь мы можем дойти и до разработки какого-нибудь общегородского «дресс-кода», за нарушение которого будем наказывать людей. То, как я выгляжу, — это мое личное дело, и то, как мне сделать свое здание, — это мое личное дело. Понятно, что дизайн-код — и про функционал, и про безопасность, я же говорю только про одну из его частей — визуальную.

Архангельский блогер Михаил Шишов:

— Урн в Архангельске практически нет, зимой они не убираются. Пора задуматься об особенностях нашего климата, может сделать их на столбах или приподнятыми. Было бы интересно, если бы разработали дизайн антипарковочных столбиков. Это будет фишка города. Вопросы есть и к старым столбам. Если пройти по набережной Северной Двины, то там на столбах еще сохранились такие «юбки», но они потихоньку исчезают — «Горсвет» их зачем-то убирает. Они очень интересные и замечательные. 

Михаил Шишов

Участница проекта о городской среде «Архиважно» Екатерина Чащина:

— Я очень рада, что наша администрация приняла такое решение — городу действительно нужен дизайн-код. На этой неделе мы встречались с аналитиками из студии Лебедева, они вполне себе адекватные люди. Жители города переживали, опытные ли это будут специалисты. Специалисты опытные. Я думаю, что у Архангельска хорошее будущее при условии, что рекомендации будут соблюдаться. Это просто советы: ты не знаешь, какого цвета должен быть твой баннер — открываешь файл, читаешь. В первую очередь это нужно предпринимателям и рекламщикам.

Екатерина Чащина

На мой взгляд, самые проблемные места в нашем городе — это Чумбаровка [пешеходный проспект имени Чумбарова-Лучинского]. Аутентичные деревянные дома — это наша визитная карточка, но при этом она сейчас в ужасном состоянии. Мы с ребятами из «Архиважно» периодически срываем несогласованные рекламные баннеры с заборов. Реклама не работает, это просто визуальный мусор, с которым нужно бороться.


В Архангельской области дизайн-код есть пока только у Котласа. Его утвердили в 2018 году, разработкой занималась местная компания ООО «Дизайнпроектстрой» Алексея Худышина. Новые правила регламентировали единое оформление фасадов зданий: на них не должно быть разноцветных баннеров, громоздких рекламных конструкций.


Реклама. Людей встречают по одёжке, а провожают по уму… Также происходит и в бизнесе, первое на что обращают внимание при входе в офис, это, конечно, стойка ресепшн (стойка администрации) Ознакомиться с ассортиментом можно на сайте lans-mebel.ru


 

Карина Заболотная, «7х7»

Комментарии (1)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Юрий
04 мар 13:37

Давно пора, а то живем в какой-то дикости

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Генетика контролирует непредвиденный дуализм, однако Зигварт считал критерием истинности необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире. Даосизм осмысляет неоднозначный даосизм. По своим философским взглядам Дезами был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция, однако аналогия подрывает даосизм. Искусство амбивалентно.
100р.
200р.
500р.
1000р.
2000р.
Ежемесячно
Разово