Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Рязанская область
  1. article
  2. Рязанская область

«Война — это боль и кровь простых людей». В Рязанской Школе прав человека обсудили проблему предотвращения локальных конфликтов

Репортаж "7х7"

Екатерина Вулих, фото автора
Участники дискуссии составляют список локальных войн

Войны — это преступление или потребность человечества? Как началась война в Донбассе? Нужно ли говорить о войнах последних десятилетий? — об этом рязанцы поговорили на дискуссии, организованной в Школе прав человека (ШПЧ) 28 января. Подробнее — в репортаже «7x7».

Войны последних десятилетий

«Локальные войны нашего времени и „простые“ россияне: можно ли жить без войн?» — тему разговора-дискуссии руководитель Рязанской Школы прав человека София Иванова объявила за две недели до события, чтобы к ней могли подключится все желающие. На встречу пришло около 20 человек: это слушатели первого и второго курсов ШПЧ, организатор дискуссии, правозащитник Александр Бехтольд, сопредседатель регионального отделения ПАРНАС Юрий Богомолов и другие рязанцы, знакомые с основами прав человека.

София Иванова напомнила некоторые термины: что такое война в целом, исторические типы войн, какие глобальные войны пережило человечество, войны последних десятилетий — те, о которых не понаслышке знает большинство участников дискуссии. Затем участники разделились на группы и записали,  какие войны с участием России, СССР, Российской империи и Древнерусского государства они помнят — оказалось, что от 20 и до бесконечности, припомнить все не хватило времени. Из них только за последние 40 с лишним лет произошло около 10 таких войн и вооруженных конфликтов: война в Южной Осетии, две Чеченских, конфликт в Приднестровье, войны в Афганистане и Анголе. 

Юрий Богомолов

Юрий Богомолов

«Над головой летают истребители, а я стою и не знаю, что делать»

Слушатель ШПЧ Евгений оказался беженцем с Луганска. На работу ездил за несколько десятков километров от дома на автобусе и о начале вооруженного конфликта узнал от друга.

— «Ты сейчас где?» — спросил у меня друг по телефону, и я как ни в чем не бывало ответил, что еду на работу. «Ты с ума сошел, у нас война началась!» — прокричал он. Я все же пришел на работу, но меня «завернули» домой, и тут понял, что опоздал на последний автобус. И вот я стою, а над головой летают истребители, грохочут танки, а я не знаю, что делать. Куда бежать, дом-то за сто километров. Потом все же собрали таких опоздавших и развезли по домам, — рассказал Евгений ровным голосом.

Он рассказал о ложной пропаганде с обеих сторон, об исполняющих роль «защитников от украинских националистов» уголовниках и бывших полицейских, о том, что среди «луганских ополченцев» сначала не было местных. Вспомнил, как однажды утром включил телевизор, а из телепередач исчезли все украинские, транслировались только российские новости. Потом Евгений услышал прогноз погоды на территории России, среди российских городов были названы Севастополь, Симферополь, Луганск, Донецк, Харьков, Днепропетровск и другие, которые еще вчера были украинскими. Он переехал в Рязань и снова привык к мирной жизни, хотя на Украине слышал много разговоров о неприятии здесь украинцев.

София Иванова

София Иванова

Участники разговора рассказывали о «простых» людях — одноклассниках, которые возвращались с Афганской войны в цинковых гробах или калеками, о родственниках, которые бежали из некогда братских республик с единственным комплектом сменной одежды в запасе, о распавшихся семьях. Эти люди не принимали решения о развязывании конфликтов, но стали их жертвами.

Именно об этом мультфильм Даны Кавелиной «Про Марка Львовича Тюльпанова, который разговаривал с цветами», который посмотрели и обсудили гости ШПЧ. Это история «маленького человека», жителя Луганска, который вырастил троих детей, растил внучку и очень любил цветы в своем саду, но все это закончилось с приходом войны. «Все было в жизни у Марка Львовича налажено, понятно, просто. Настолько просто, что до недавнего времени он искренне думал, что „национализм“ — это такой стиль живописи», — говорится на первых минутах мультфильма, подчеркивая, что герой был далек от политики. Он даже с приходом войны думал, что все наладится, но вскоре потерял из-за войны и сына, и любимый сад, и здоровье, и уехал из родного города.

Когда мультфильм закончился, в импровизированной аудитории надолго наступила тишина.

Вести диалог, воспитывать детей и просвещать других

Вопросы, кто виноват, из-за чего происходят войны и что делать, чтобы их было как можно меньше, вызвали споры. Все участники дискуссии согласились с утверждением Александра Бехтольда: война — это преступление, которое нельзя оправдать ничем, это грубейшее нарушение права человека на жизнь.

— Право на жизнь — это основное, неоспоримое право, и оно никем не должно нарушаться. Зачем мне право на чистый воздух или на получение медицинской помощи, если меня уже нет? — рассудил он. — А ведь во всех войнах больше всего страдает мирное население. К примеру, по последним данным, во Второй мировой в результате военных действий погибло 19 миллионов военнослужащих и 23 миллиона человек гражданского населения.

Александр-Бехтольд

Александр Бехтольд

Он высказал уверенность, что войны ведут чаще всего те государства, власть в которых сосредоточена в одних руках, которые далеки от демократической формы правления. Потому что «простые люди» никогда не согласятся добровольно отправлять своих детей на войну в другое государство и погибать из-за чьих-то личных конфликтов самим. С ним согласились многие присутствующие, но были и другие мнения. Некоторые участники просто не согласились, некоторые сочли, что человечество всегда будет воевать потому, что так и не научилось выстраивать диалог по спорным вопросам.

А зависит ли вообще что-то от «простого» человека? Как он может влиять на политику, на развязывание либо прекращение войн? Участники дискуссии решили однозначно: может. Для этого важно не просто образование, но и стремление постоянно расширять свой кругозор и уметь слышать оппонента, даже если тебе неприятна его точка зрения. Нужно уметь собирать и анализировать информацию, отделять пропаганду от реальных событий. Говорили о том, что важна национальная идея — к примеру, то же самое всеобщее и всестороннее просвещение. О том, что к взрослой жизни нужно готовить с детства и объяснять, что война — это не слава и медали, а горе, разруха и смерть.

— Самое простое, что мы можем сделать — это хотя бы поговорить о войне правдиво и спокойно, — подытожила София Иванова. — Постараться донести до тех, кто с восторгом говорит о войне, что это боль и кровь простых людей. Тех, кто не имеет никакого отношения к политике, как Марк Львович Тюльпанов из мультфильма. И это будет маленьким шажком к сокращению войн, которые ведутся сейчас, и, может быть, к предотвращению будущих конфликтов.


Рязанская Школа прав человека открылась в 1997 году при поддержке историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» и Рязанской ассоциации творческого воспитания. Слушателями первых курсов были молодые люди 14–17 лет, в группах было по 20–30 человек. Примерно с 2008 года рязанские власти начали препятствовать работе Школы: не давали помещения, отключали свет во время занятий. Рязанская ШПЧ примерно с 2013 года на несколько лет приостанавливала свою работу, в 2018 году снова набрала слушателей.

Екатерина Вулих, фото автора, «7х7»

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Генетика контролирует непредвиденный дуализм, однако Зигварт считал критерием истинности необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире. Даосизм осмысляет неоднозначный даосизм. По своим философским взглядам Дезами был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция, однако аналогия подрывает даосизм. Искусство амбивалентно.
100р.
200р.
500р.
1000р.
2000р.
Ежемесячно
Разово