Альтернатива ширпотребу. Как хендмейд-ярмарка «Минт Маркет» в Мурманске приобщает покупателей к идеям разумного потребления и экологии · «7x7» Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Мурманская область
  1. article
  2. Мурманская область

Альтернатива ширпотребу. Как хендмейд-ярмарка «Минт Маркет» в Мурманске приобщает покупателей к идеям разумного потребления и экологии

Анастасия Жухневич
Фото автора и из архивов героев

В Мурманске перед новогодними праздниками состоялся самый большой за последние годы фестиваль handmade — альтернатива потребительству и массовому производству вещей, сувениров и еды. В этом году на ней побывали более 400 посетителей. Инициаторы рассказали «7х7», как их мероприятие с идеей экологичности и разумного потребления стало популярным.

Мятный Мурманский

В 2016 году в Мурманске проходило несколько сезонных ярмарок, но не было площадки, которая объединяла бы вещи, философию и образ жизни. «Минт Маркет» придумали для того, чтобы мастера и рукодельники могли встретиться друг с другом и со своими покупателями лично, предложить рынку свои, действительно оригинальные, экологичные и полезные продукты и придумать новые форматы.

Эта ярмарка отличается от других тем, что, во-первых, на ее прилавках — только то, что своими руками сделали сами северяне, жители Мурманской области. Во-вторых, каждый автор придумал концепцию продукта. Это может быть что угодно — от десертов, в основе которых только агар-агар из водорослей, собранных на берегах Белого моря, до деревянных домиков в стиле северной прибрежной архитектуры для украшения интерьера. В-третьих, покупатель здесь — долгожданный гость, а продавец — радушный хозяин. Люди общаются и отдыхают. Ничего общего с гипермаркетом, где толпы людей затаривают целые тележки.

 
 
 

Индивидуальность в массы

Организаторы «Минт Маркета» — две девушки. Анна Борисенко — владелец магазина изделий ручной работы Womo Space, человек с организаторскими навыками и тягой к прекрасному. С супругом она собирает для своего магазина работы мастеров с разных уголков мира и часто ездит на разные выставки. Наталья Новак работает в мурманском отделении Красного Креста» с 2015 года и организует «Минт Маркет» вместе с Анной. Идею девушки разрабатывали вместе и продолжают развивать ее сообща.

Анна Борисенко

— До «Минт Маркета» я уже делала ярмарки, но безымянные или другого формата. Мне хотелось, чтобы был какой-то постоянный формат и люди запоминали его. Сначала мне было просто интересно. Хотелось, чтобы индустрия ручной работы в Мурманске развивалась скорее, ведь это важно для города и для нас как владельцев магазина с подобным ассортиментом. Раньше мы не знали, кого позвать, интересных участников было очень мало, а сейчас мы удивляемся, как их стало много. Это здорово, — рассказала «7х7» Анна Борисенко.

Наталья Новак

— Меня всегда вдохновляли ярмарки в других городах, на них была какая-то особенная атмосфера. По возвращении домой это ощущение терять не хотелось. А потом оказалось, что формат таких ярмарок интересен и близок многим, и эта ниша требовала развития, — поделилась с «7х7» руководитель молодежной группы мурманского Красного Креста и соорганизатор ярмарки Наталья Новак.

Название для ярмарки искали такое, чтобы говорило об экологичности — о том, что произведено не промышленным способом из природных материалов. Даже провели опрос среди знакомых и потенциальных участников. Вариантов было два: либо мятный, либо лавандовый. Связь с растением в этом случае — символ живого, естественного и здорового. За первый вариант проголосовало большинство.

Первый «Минт Маркет» проходил далеко от торгового центра города. Мебель, украшения для зала, инвентарь — все собирали сами едва ли не по знакомым. В этом году ярмарка прошла в холле делового центра.

— Мы меняли площадки, пробовали разные форматы, но идея оставалась всегда неизменной — познакомить мурманчан с handmade-продукцией местных мастеров и сделать мероприятие чем-то большим, нежели просто ярмарка. Зимняя площадка 2019 года позволила нам вместить «исторический максимум» — более 400 человек. При этом не было снижения потока. Он был стабильно большой на протяжении дня с 14:00 до 19:45. Мы предполагаем, что это не предел, — сказала Наталья Новак.

Ярмарки проводят два раза в год. Поначалу они прибыли не приносили или давали небольшой плюс. Часто организаторы не могли полностью рассчитаться за работу со звукорежиссером и выступающими. Сейчас они стараются оплачивать любой труд полностью.

Тренды

Посетители «Минт Маркета» — родители с детьми, студенты, работающая молодежь, пенсионеры. Все, кто выбрал продукцию местных производителей, а не фабричные подарки к зимним праздникам. Сторонники движения за разумное потребление считают это одним из самых ценных результатов ярмарки.

Лучшей рекламой оказалось «сарафанное» радио. Платные объявления о том, когда, где и во сколько откроется «Маркет», организаторы размещают в местных СМИ и социальных сетях.

— Мы приглашаем мастеров абсолютно разных направлений — от кондитеров до портных. Раньше мы рыскали сами по интернету, а теперь они находят нас. Мы ввели обязательный отбор участников. Я считаю, это важно для маркетов, иначе не будет общей картинки и нужного имиджа мероприятия. Критерии отбора заявок: актуальность, визуальная концепция и дизайн вещей, — пояснила Анна Борисенко.

 
 
 

Тренд последнего года — экопродукция. На зимнем «Маркете» 2019 года мурманчанка Наталья Романенко представила альтернативы неразлагающимся губкам и пакетам — связанные из натуральной пряжи мочалки для тела и посуды, многоразовые диски для умывания и авоськи для покупки продуктов. Продаж было мало, мастер не смогла окупить аренду столика, но не отчаивается:

— «Экотема» только добирается до нашего региона, но уже есть шаги в эту сторону. Люди постепенно отказываются от чрезмерного потребления и интересуются многоразовыми и экологичными продуктами. Это классно.

В «Минт Маркете» участвовали два лектора из Петербурга. Основательница IDIOTSTYLE, проекта «Тихий комикс» Анна Головкова рассказала, как запустить самиздат. Татьяна Киселева — создатель этичной косметики Elska. Она поделилась опытом, как запустить бизнес, даже если в кармане всего 2 тыс. руб., и как наладить экологичное производство. Антон Смирнов привез кассетную портастудию, провел экскурс об истории музыки и познакомил с музыкантами, которые все еще выпускаются на пленочных носителях.

 

Волонтеры

У проекта есть стабильная команда волонтеров. Волонтеры Красного Креста участвуют в самой ярмарке в качестве фандрайзеров и помогают на всех этапах организации. Зимой они традиционно собирали пожертвования на детские обеды, для участников программы «Социальная защита детей» и на новогодние подарки этим детям. За пожертвование волонтеры угощали гостей ярмарки домашним печеньем и дарили открытку. Все, кто хотел присоединиться к движению Креста, узнал больше о волонтерстве и программах организации.

 

— По большей части именно из молодежной команды Красного Креста мы набираем основной костяк волонтеров «Маркета». Иногда мы делаем для них «закрывающую» встречу, собираемся вместе, обсуждаем прошедший «Маркет», что-то дарим. Иногда раздача подарков происходит непосредственно на ярмарке. В любом случае работа каждого волонтера отмечается и поощряется, — сказала Наталья Новак. 

Пока организаторы ярмарки не планируют менять ее формат. Одна из идей — провести «Минт Маркет» на природе.

Анастасия Жухневич, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Свежие материалы

Рубрики по теме

Мурманск

Экология

Открытия

Мурманская область

Бизнес

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных