Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Карелия
  1. article
  2. Республика Карелия

«Где 60 миллионов?» Петрозаводский урбанист и блогер Кирилл Прохоров — об обещанных велодорожках, заборах и о том, как уговорить подрядчика сделать тротуар «для людей»

Тезисы лекции

Аля Грач
Кирилл Прохоров
Фото автора

Что не так с велодорожками в Петрозаводске, на что потрачены миллионы рублей из бюджета, как организовать комфортную инфраструктуру и разговаривать с подрядчиками — об этом в Agriculture_club в своей лекции говорил урбанист, общественник и автор блога «Горожанин» Кирилл Прохоров. Интернет-журнал «7х7» публикует тезисы лекции и иллюстрации.

Рабочая группа и бюджет

— Все мы знаем, что последние лет шесть в городе Петрозаводске проходили велопарады, появилось велодвижение «VELOVE Карелия», которое очень сильно прокачивало город мероприятиями и пыталось наладить диалог с администрацией города, но, несмотря на это, в течение последних шести-семи лет особо ничего не поменялось.

В этом году впервые за последние 30 лет на велоинфраструктуру выделили очень большую сумму — 60 миллионов рублей, и сейчас мы посмотрим, как ее освоили.

Министерствам транспорта и спорта Карелии было поручено создать рабочую группу для создания концепции развития велоинфраструктуры в республике с участием управления по туризму, министерства внутренних дел республики и других ведомств. По факту такая рабочая группа не была создана, все делало управление по благоустройству и экологии. Они занимались велоинфраструктурой, которая проходит через парковые и зеленые зоны. То есть именно транспортную функцию велосипеда как части городской инфраструктуры в этом году вообще не рассматривали. В связи с этим мы попросили не говорить, что эти проектные решения согласованы с велообщественностью, так как это неправда. Также мы были готовы участвовать в процессе контроля качества работ и не только.

 
 
 

Про асфальтирование берега реки Лососинки

— Ни на какие приемки и контроль нас не приглашали. Те исправления, что удалось сделать на улице Лизы Чайкиной, — это чистая случайность. Я проезжал мимо, увидел дичь и после этого связался с управлением и общался с подрядчиком на месте.

Мы всегда говорили, что мы против асфальта вдоль реки. Во-первых, потому что у нас не умеют качественно укладывать асфальт. Во-вторых, потому что это очень дорого и экономически нецелесообразно. В-третьих, при создании асфальтированной дорожки придется вырубить деревья. На самом деле это очень грустно и повлечет за собой негодование экосообщества.

Про парки и набережную

— На набережной Онежского озера у нас была велодорожка, нарисованная с помощью одной банки краски, в этом году полностью переложили асфальт и сделали некий Smart Track, который подсвечивается и по которому точно так же можно гулять с коляской, и это будет удобно. Проблема этого места в том, что не разграничены потоки движения и все нововведения никак не влияют на движение по набережной.

В парке Победы тоже сделали дорожки, но к велоинфраструктуре это не имеет отношения — в этом парке стало просто удобно гулять и кататься.

А по отношению к велосипедам правильнее говорить не «кататься», а «ездить». Потому что «катаются» в рамках развлечения, а езда на велосипеде имеет какую-то конечную цель: это работа, дела, магазин и так далее.

Парк «Патриот»

В парке «Патриот» висят знаки велопешеходной инфраструктуры, но это все такой же прогулочный парк, благо в этом году решили не тратить треть всего бюджета на него и не делать еще одну рекреационную зону. Я хотел бы отметить, что тут же находятся улицы Сыктывкарская и Университетская, которые в следующем году планируют соединить. Там, где сейчас зеленая зона, хотят построить четырехполосную автодорогу, и многие жители района Древлянка с этим решением не согласны, сейчас это очень активно обсуждается.

Маршруты велодорожек

 

— Вот так выглядела велодорожка в 2018 году, это 7,5 км дорожек от набережной до начала лыжной трассы «Фонтаны» — лесного маршрута, пролегающего от границы города по левому берегу реки Лососинки.

 

Вот так стала выглядеть велодорожка в 2019 году. Хочется задать вопрос: «Где 60 миллионов?», потому что ничего не изменилось.

Про климат

Автор: Владимир Басунков

— Вот такой казус случился этой осенью на свежеасфальтированной дорожке. У нас в городе есть две реки, озеро, иногда есть перепады высот и уровня воды, что обязательно нужно учитывать при строительстве дорожек. И большой вопрос, не повторится ли эта ситуация.

Автор: Кирилл Прохоров

Вот, например, красивая осенняя фотография. Эти березы растут ближе чем в полуметре от дорожки, и с течением времени их корни могут повредить ее. Возможно, нужно было что-то с ними сделать, например спилить или найти другой выход.

Про подрядчиков

Автор: Кирилл Прохоров

— Вот пример работ на улице Лизы Чайкиной, до этого там была тропинка, и со временем там было решено сделать дорожку. Мы сразу сказали подрядчикам, что люди не ходят по прямым углам, обязательно нужно отсыпать эту тропинку, сделать ее удобной, а не создавать ненужную новую дорожку.

Сначала подрядчик нам ответил, что это невозможно, но потом все-таки сделал большую площадку и сдвинул столб освещения. Вот пример, как при большом желании повлиять на ситуацию.

Автор: Кирилл Прохоров

Еще похожая ситуация: засыпали новую дорожку, но видно, что за рабочим проходит тропинка, так называемая «линия желания» — тот путь, которым обычно ходят люди. И благодаря контакту с подрядчиками удалось расширить эту зону и там теперь будет комфортный проход.

Автор: Кирилл Прохоров

Здесь велодорожка выходит в парковку. То есть дорожка сделана, но удобство не продумано. Наверняка там будут стоять бетонные полусферы [ограничители] для ограждения пешеходной зоны от проезжей части, но почему не поставить их сразу, чтобы автомобилисты знали, что тут будет выход и что тут не нужно парковаться?

Про заборы, грязь и пыль

— На этом фото, казалось бы, ничего плохого: видим сухую велодорожку и рядом грунтовую, на которой собираются лужи. Я вставил эту фотографию, чтобы показать: здесь будет трехметровый забор вокруг стадиона «Юность». И будет забавно бегать между двух заборов.

Автор: Кирилл Прохоров

Сейчас повсеместно устанавливают заборы, вначале это были ж/д вокзал, аэропорт, школы и так далее. Сейчас и спортивные объекты будут во имя безопасности «озаборивать».

Автор: Вадим Гусев

Вот так выглядит, когда накидали кучу грунта, потому что в смете нужно обязательно на это деньги потратить. Постепенно это превращается в какое-то болото. К сожалению, открытый грунт — это беда всех российских городов, потому что это пыль, грязь, «русский дрист», как сказал Лебедев [российский дизайнер, изобретатель, предприниматель, блогер, путешественник Артемий Лебедев].

На самом деле есть СНиП [строительные нормы и правила], в котором говорится, что грунт должен быть ниже уровня поребрика/бортовой доски. Здесь есть явные нарушения.

Автор: Кирилл Прохоров

На этом фото — уставшая скамеечка, которая хочет прилечь. Здесь также не видно грамотного подхода, нужно вдоль всей велодорожки накидать грунта — его и накидали. О том, что люди хотят подойти к скамейке, не испачкавшись, никто уже не думает.

Автор: Кирилл Прохоров

Вот так выглядел монтаж на набережной Онежского озера. Видно, что нет никакого разграничения и в целом изменения велодорожки. То есть появляется какая-то красивая картинка, фотографии, упоминания в сториз, что у нас на набережной есть умная велодорожка, а на деле изменений не случилось. Я, например, как велосипедист на набережную не езжу и там не катаюсь.

Про бюджет

— Не было никакого конструктивного диалога с разными городскими сообществами. Были встречи только с велосипедистами, но на самом деле эта зеленая зона, которая проходит через весь город, вовлекает многие слои населения — собачников, бегунов, велосипедистов, мам с колясками и другие группы.

В Петрозаводске будут проводиться работы с велоинфраструктурой, и очень хотелось бы, чтобы этим занималось не управление по благоустройству и экологии, а какая-нибудь сторонняя организация, которая сделала бы акцент на дороги и рассматривала бы велосипеды как средство передвижения по городу. То есть нужно создать междисциплинарную рабочую группу с транспортниками, ГИБДД, архитекторами и теми, кто занимается транспортными потоками, чтобы велодорожка была частью тротуара или проезжей части либо обособленной полосой движения.

 

Примерно так выглядит концепция всех велопешеходных дорожек в Петрозаводске. В этом году разработали КСОД [комплексная схема организации движения], и спустя какое-то время концептуально весь город должен быть в велодорожках. Но мы видим, что на данный момент не все дорожки связаны между собой. Подробнее о планах развития велоинфраструктуры на следующий год и на ближайшие пять лет мы сможем узнать в декабре, когда соберемся с рабочей группой в администрации и попросим их отчитаться о 2019 годе и попробуем выстроить план на следующие годы.

А напоследок хочу дать вам лайфхак: когда вдоль автодороги есть велодорожка, то заборы можно не устанавливать — и заборов в городе станет меньше, и велоинфраструктура будет развиваться.

Аля Грач, «7х7»

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Генетика контролирует непредвиденный дуализм, однако Зигварт считал критерием истинности необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире. Даосизм осмысляет неоднозначный даосизм. По своим философским взглядам Дезами был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция, однако аналогия подрывает даосизм. Искусство амбивалентно.
100р.
200р.
500р.
1000р.
2000р.
Ежемесячно
Разово