Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Республика Карелия
Собирается ежемесячно 16 396 из 50 000
  1. article
  2. Республика Карелия

«Где 60 миллионов?» Петрозаводский урбанист и блогер Кирилл Прохоров — об обещанных велодорожках, заборах и о том, как уговорить подрядчика сделать тротуар «для людей»

Тезисы лекции

Аля Грач
Кирилл Прохоров
Фото автора

Что не так с велодорожками в Петрозаводске, на что потрачены миллионы рублей из бюджета, как организовать комфортную инфраструктуру и разговаривать с подрядчиками — об этом в Agriculture_club в своей лекции говорил урбанист, общественник и автор блога «Горожанин» Кирилл Прохоров. Интернет-журнал «7х7» публикует тезисы лекции и иллюстрации.

Рабочая группа и бюджет

— Все мы знаем, что последние лет шесть в городе Петрозаводске проходили велопарады, появилось велодвижение «VELOVE Карелия», которое очень сильно прокачивало город мероприятиями и пыталось наладить диалог с администрацией города, но, несмотря на это, в течение последних шести-семи лет особо ничего не поменялось.

В этом году впервые за последние 30 лет на велоинфраструктуру выделили очень большую сумму — 60 миллионов рублей, и сейчас мы посмотрим, как ее освоили.

Министерствам транспорта и спорта Карелии было поручено создать рабочую группу для создания концепции развития велоинфраструктуры в республике с участием управления по туризму, министерства внутренних дел республики и других ведомств. По факту такая рабочая группа не была создана, все делало управление по благоустройству и экологии. Они занимались велоинфраструктурой, которая проходит через парковые и зеленые зоны. То есть именно транспортную функцию велосипеда как части городской инфраструктуры в этом году вообще не рассматривали. В связи с этим мы попросили не говорить, что эти проектные решения согласованы с велообщественностью, так как это неправда. Также мы были готовы участвовать в процессе контроля качества работ и не только.

 
 
 

Про асфальтирование берега реки Лососинки

— Ни на какие приемки и контроль нас не приглашали. Те исправления, что удалось сделать на улице Лизы Чайкиной, — это чистая случайность. Я проезжал мимо, увидел дичь и после этого связался с управлением и общался с подрядчиком на месте.

Мы всегда говорили, что мы против асфальта вдоль реки. Во-первых, потому что у нас не умеют качественно укладывать асфальт. Во-вторых, потому что это очень дорого и экономически нецелесообразно. В-третьих, при создании асфальтированной дорожки придется вырубить деревья. На самом деле это очень грустно и повлечет за собой негодование экосообщества.

Про парки и набережную

— На набережной Онежского озера у нас была велодорожка, нарисованная с помощью одной банки краски, в этом году полностью переложили асфальт и сделали некий Smart Track, который подсвечивается и по которому точно так же можно гулять с коляской, и это будет удобно. Проблема этого места в том, что не разграничены потоки движения и все нововведения никак не влияют на движение по набережной.

В парке Победы тоже сделали дорожки, но к велоинфраструктуре это не имеет отношения — в этом парке стало просто удобно гулять и кататься.

А по отношению к велосипедам правильнее говорить не «кататься», а «ездить». Потому что «катаются» в рамках развлечения, а езда на велосипеде имеет какую-то конечную цель: это работа, дела, магазин и так далее.

Парк «Патриот»

В парке «Патриот» висят знаки велопешеходной инфраструктуры, но это все такой же прогулочный парк, благо в этом году решили не тратить треть всего бюджета на него и не делать еще одну рекреационную зону. Я хотел бы отметить, что тут же находятся улицы Сыктывкарская и Университетская, которые в следующем году планируют соединить. Там, где сейчас зеленая зона, хотят построить четырехполосную автодорогу, и многие жители района Древлянка с этим решением не согласны, сейчас это очень активно обсуждается.

Маршруты велодорожек

 

— Вот так выглядела велодорожка в 2018 году, это 7,5 км дорожек от набережной до начала лыжной трассы «Фонтаны» — лесного маршрута, пролегающего от границы города по левому берегу реки Лососинки.

 

Вот так стала выглядеть велодорожка в 2019 году. Хочется задать вопрос: «Где 60 миллионов?», потому что ничего не изменилось.

Про климат

Автор: Владимир Басунков

— Вот такой казус случился этой осенью на свежеасфальтированной дорожке. У нас в городе есть две реки, озеро, иногда есть перепады высот и уровня воды, что обязательно нужно учитывать при строительстве дорожек. И большой вопрос, не повторится ли эта ситуация.

Автор: Кирилл Прохоров

Вот, например, красивая осенняя фотография. Эти березы растут ближе чем в полуметре от дорожки, и с течением времени их корни могут повредить ее. Возможно, нужно было что-то с ними сделать, например спилить или найти другой выход.

Про подрядчиков

Автор: Кирилл Прохоров

— Вот пример работ на улице Лизы Чайкиной, до этого там была тропинка, и со временем там было решено сделать дорожку. Мы сразу сказали подрядчикам, что люди не ходят по прямым углам, обязательно нужно отсыпать эту тропинку, сделать ее удобной, а не создавать ненужную новую дорожку.

Сначала подрядчик нам ответил, что это невозможно, но потом все-таки сделал большую площадку и сдвинул столб освещения. Вот пример, как при большом желании повлиять на ситуацию.

Автор: Кирилл Прохоров

Еще похожая ситуация: засыпали новую дорожку, но видно, что за рабочим проходит тропинка, так называемая «линия желания» — тот путь, которым обычно ходят люди. И благодаря контакту с подрядчиками удалось расширить эту зону и там теперь будет комфортный проход.

Автор: Кирилл Прохоров

Здесь велодорожка выходит в парковку. То есть дорожка сделана, но удобство не продумано. Наверняка там будут стоять бетонные полусферы [ограничители] для ограждения пешеходной зоны от проезжей части, но почему не поставить их сразу, чтобы автомобилисты знали, что тут будет выход и что тут не нужно парковаться?

Про заборы, грязь и пыль

— На этом фото, казалось бы, ничего плохого: видим сухую велодорожку и рядом грунтовую, на которой собираются лужи. Я вставил эту фотографию, чтобы показать: здесь будет трехметровый забор вокруг стадиона «Юность». И будет забавно бегать между двух заборов.

Автор: Кирилл Прохоров

Сейчас повсеместно устанавливают заборы, вначале это были ж/д вокзал, аэропорт, школы и так далее. Сейчас и спортивные объекты будут во имя безопасности «озаборивать».

Автор: Вадим Гусев

Вот так выглядит, когда накидали кучу грунта, потому что в смете нужно обязательно на это деньги потратить. Постепенно это превращается в какое-то болото. К сожалению, открытый грунт — это беда всех российских городов, потому что это пыль, грязь, «русский дрист», как сказал Лебедев [российский дизайнер, изобретатель, предприниматель, блогер, путешественник Артемий Лебедев].

На самом деле есть СНиП [строительные нормы и правила], в котором говорится, что грунт должен быть ниже уровня поребрика/бортовой доски. Здесь есть явные нарушения.

Автор: Кирилл Прохоров

На этом фото — уставшая скамеечка, которая хочет прилечь. Здесь также не видно грамотного подхода, нужно вдоль всей велодорожки накидать грунта — его и накидали. О том, что люди хотят подойти к скамейке, не испачкавшись, никто уже не думает.

Автор: Кирилл Прохоров

Вот так выглядел монтаж на набережной Онежского озера. Видно, что нет никакого разграничения и в целом изменения велодорожки. То есть появляется какая-то красивая картинка, фотографии, упоминания в сториз, что у нас на набережной есть умная велодорожка, а на деле изменений не случилось. Я, например, как велосипедист на набережную не езжу и там не катаюсь.

Про бюджет

— Не было никакого конструктивного диалога с разными городскими сообществами. Были встречи только с велосипедистами, но на самом деле эта зеленая зона, которая проходит через весь город, вовлекает многие слои населения — собачников, бегунов, велосипедистов, мам с колясками и другие группы.

В Петрозаводске будут проводиться работы с велоинфраструктурой, и очень хотелось бы, чтобы этим занималось не управление по благоустройству и экологии, а какая-нибудь сторонняя организация, которая сделала бы акцент на дороги и рассматривала бы велосипеды как средство передвижения по городу. То есть нужно создать междисциплинарную рабочую группу с транспортниками, ГИБДД, архитекторами и теми, кто занимается транспортными потоками, чтобы велодорожка была частью тротуара или проезжей части либо обособленной полосой движения.

 

Примерно так выглядит концепция всех велопешеходных дорожек в Петрозаводске. В этом году разработали КСОД [комплексная схема организации движения], и спустя какое-то время концептуально весь город должен быть в велодорожках. Но мы видим, что на данный момент не все дорожки связаны между собой. Подробнее о планах развития велоинфраструктуры на следующий год и на ближайшие пять лет мы сможем узнать в декабре, когда соберемся с рабочей группой в администрации и попросим их отчитаться о 2019 годе и попробуем выстроить план на следующие годы.

А напоследок хочу дать вам лайфхак: когда вдоль автодороги есть велодорожка, то заборы можно не устанавливать — и заборов в городе станет меньше, и велоинфраструктура будет развиваться.

Аля Грач, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Свежие материалы

Рубрики по теме

Лекции

Благоустройство

Открытия

Карелия

Петрозаводск

Общество

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности