Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. «Основное доказательство моей вины — „признание“ под пыткой». Подсудимый по делу «Сети»* Илья Шакурский попросил приостановить суд в Пензе до расследования пыток подследственных

«Основное доказательство моей вины — „признание“ под пыткой». Подсудимый по делу «Сети»* Илья Шакурский попросил приостановить суд в Пензе до расследования пыток подследственных

Екатерина Малышева
Илья Шакурский
Коллаж Кирилла Шучалина
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Подсудимый по делу «Сети»* Илья Шакурский 7 ноября попросил суд приостановить процесс в Пензе до нового расследования пыток, которым, по его утверждению, подвергались подследственные по этому делу. Как на это отреагировали судьи, защитники и гособвинитель — в репортаже корреспондента «7х7» из зала суда.

«Прошу перестать игнорировать»

Илья Шакурский объяснил, почему вынужден снова говорить о пытках в деле «Сети»*. Он заявлял о них вместе с другими фигурантами на следствии и на протяжении нескольких судебных заседаний:

— Я, конечно, понимаю, что все уже устали слушать о наших заявлениях по поводу пыток и давления. На самом деле и мне не хотелось бы все это еще раз озвучивать. Но мне приходится. По той простой причине, что никаких мер по нашим заявлениям — а их поступало довольно-таки много и от подсудимых, и от свидетелей — так и не принимается. А учитывая, что мне грозит от 15 лет тюрьмы до «пожизненного» [заключения] и основным доказательством моей вины являются признательные показания, я думаю, что расследование [о пытках] — это важная часть [дела «Сети»*].

Шакурский попросил считать его слова официальным обращением к общественности и уполномоченным лицам, которые могут содействовать проведению расследования заявлений о пытках фигурантов «Сети»*. Последних он попросил «перестать игнорировать эти заявления».

Шакурский напомнил, как проводились проверки по его заявлениям о пытках, как проходили закрытые суды по их обжалованию и как несколько раз выносились отказы. Последний из них 21 марта 2019 года вынес Приволжский (c 1 октября — «Центральный») окружной военный суд в Самаре. Судьи из этого же суда сейчас ведут основной процесс по делу «Сети»* в Пензе.

Доводы Шакурского

Шакурский перечислил судьям несколько фактов, которые, по его мнению, говорят о необъективности расследования по пыткам весной 2018 года.

  • Самого Шакурского во время расследования ни разу не опрашивали. Следователь военно-следственного отдела Следственного комитета России по Пензенскому гарнизону Меркушев, который проводил расследование, отказался брать у него пояснения, когда Шакурский заявил что даст их только в присутствии своего адвоката Моргунова.
  • Медицинские экспертизы, которые могли бы доказать пытки током, не проводились. Шакурский обратил внимание суда, что современные экспертизы позволяют обнаружить последствия электротока даже спустя длительное время и без видимых внешних повреждений на теле.
  • Не запрашивались видеозаписи с камер наблюдения СИЗО.
  • Следователь опросил нескольких «сокамерников» Шакурского спустя год после его заявлений о пытках. Как пояснил подсудимый, они не были его сокамерниками и того, кого он указал в заявлении, следователь так и не опросил.

— То, что расследование было проведено необъективно, указывает как раз-таки на то, что пытки и давление были, —  предположил Шакурский. —  Если бы этого не было, то следователю ничего бы не стоило запросить видео [с камер наблюдения изолятора]. Или хотя бы допросить сотрудника СИЗО, который вел меня в карцер. Или провести [медицинскую] экспертизу — и был бы документ, что пыток не было. <…> Если я был бы виновен, то неужели все обвинения снялись бы после того, как были доказаны пытки? Нет, они бы остались. Но следователь этим сам показывает, что кроме [моих] признательных показаний ничего не доказывает моей принадлежности к террористическим организациям.

«Постановлением будут прикрываться все»

После заявления Шакурского выступили адвокаты подсудимых.

Адвокат Андрея Чернова Станислав Фоменко:

— Экспертиза по току не делается потому, что государство не хочет этого делать. Ему достаточно объяснений опрошенных лиц [следователей], что «мы пояснили, что мы никаких пыток не делали». И все.

Адвокат Дмитрия Пчелинцева Оксана Маркеева:

— Это [расследование пыток] вопрос не столько к суду, сколько к обвинителю. У нас тут в судебном заседании находится представитель обвинения [Сергей Семеренко] — как у нас говорят, «око государево». И каждый раз, когда заявляется о пытках, прокуратура должна реагировать на это. И мы, и наши подзащитные, и родственники, и все, кто проникся душой к этому делу [«Сети»*], говорят мне: «Ну почему не проводится расследование?»

Адвокат Ильи Шакурского Сергей Моргунов:

— У нас [в материалах дела] есть постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению о пытках. Естественно, обвинение и суд будут ссылаться, что «провели проверку, пришли к выводу, что преступления не совершено», и указывать на это постановление как на доказательство, что пыток не было. А фактически никаких мероприятий и объективной проверки, которые бы позволили бы это установить [факт пыток], не проводилось. Но этим документом [постановлением] будут прикрываться все, к сожалению.

Судья Юрий Клубков сказал, что так и не понял, что адвокат Моргунов имел в виду.

«Вопрос правомерности действий ФСБ неуместен»

По просьбе Шакурского суд приобщил к материалам дела постановление Приволжского окружного военного суда от 21 марта 2019 года об очередном отказе по расследованию пыток — на постановление Пензенского военного гарнизонного суда от 30 января 2019 года. В отказе Приволжского суда сказано, что на момент рассмотрения жалобы предварительное следствие в Пензе было уже завершено — дело ушло в суд. Действия сотрудников ФСБ должны были быть обжалованы на стадии досудебного производства.

В связи с этим подсудимый попросил нынешних судей дать оценку проведенной проверке по расследованию пыток и рассмотреть вопрос о проведении новой. Судья Юрий Клубков пояснил Шакурскому, что сейчас в Пензе рассматривается «дело не об этом».

– К нам в суд дело поступило только 4 апреля. К тому времени все проверки были уже проведены, с отрицательным для вас результатом, — пояснил судья. — <…> Когда у нас начинался процесс в конце мая, адвокат [Анатолий] Вахтеров обратил внимание, что отказы в возбуждении уголовного дела получены, все с ним ознакомлены. В настоящее время защита посчитала необходимым не обжаловать дальше указанные решения в Верховном суде и иных судебных инстанциях. Посему вопрос о рассмотрении сейчас каких-то мероприятий, связанных с проверкой о правомерных действиях сотрудников ФСБ в данном судебном заседании неуместен. У нас предмет немножко другой.

Шакурский попросил суд приостановить процесс по делу «Сети»* до нового расследования пыток. Судья ответил, что основной судебный процесс этому никак не препятствует.

— Никто не возражает — пусть проводятся проверки. Для этого надо обжаловать уже состоявшиеся решения и доказать их неправомерность, — подсказал Юрий Клубков. — По какой причине вы их не обжаловали дальше, это вопрос к защитникам. У нас законом срок [обжалования] не установлен. На этом мы и закончим с этим.

Шакурский на это сообщил суду, что ЕСПЧ начал рассматривать жалобы по пыткам. Гособвинитель Сергей Семеренко заявления Шакурского и адвокатов о пытках не комментировал.

Следующее заседание состоится 8 ноября, на нем подсудимые намерены продолжить давать показания. Судья Юрий Клубков напомнил сторонам, что процесс подходит к завершению и пора переходить к прениям.


Дело «Сети»* ФСБ возбудила в октябре 2017 года, по нему задержали 11 молодых людей из Пензы и Санкт-Петербурга. Судебные процессы по делу «Сети»* идут параллельно в обоих городах: суды отказались объединить два дела в одно.

Подсудимые не признали свою вину и заявили, что «сознались» под пытками. Ни одно уголовное дело по заявлениям о пытках фигурантов дела не возбуждено.

Сторона обвинения в Пензе закончила представлять доказательства в конце июля, с начала сентября сторона защиты представляет суду свои доказательства. Результаты независимой экспертизы аудиозаписей из материалов дела разошлись с результатами экспертизы ФСБ.  В конце октября Центральный окружной военный суд объявил, что судебное следствие окончено и пора переходить к исследованию дополнительных доказательств и готовиться к прениям.

Адвокаты сказали, что представили еще не все доказательства и намерены продолжить заявлять о них суду. На заседании 6 ноября они представили рецензии независимых экспертов — психолога и лингвиста, — которые раскритиковали несколько экспертиз ФСБ.

*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.

* В материале упомянута организация Сеть, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
12 апреля
Иван Звягин
Иван Звягин
Наша память — всего лишь иллюзия?
Мнение
17 февраля
Юрий Самодуров
Юрий Самодуров
Карикатура на правосудие
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Дело «Сети»*Пензенская областьПрава человекаПыткиСобытияСуд