Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Коми
  1. article
  2. Республика Коми

Пешком по Усть-Сысольску: «Афанасий Суханов сделал погост городом не ради наживы, а потому, что это его родина»

«7х7» представляет видео с пешеходной экскурсии по Сыктывкару

Дмитрий Степановский, фото и видео автора
Вячеслав Слюсарев

Как погост Усть-Сысольск превратился в город, где была "граница двух миров", и почему жители города толпами собирались слушать стихи - об этом и многом другом узнали участники пешей прогулки «‎Город на старых картах», которую провели 28 сентября в Сыктывкаре члены регионального отделения Всероссийского историко-просветительского общества «Мемориал». Интернет-журнал «7x7» представляет фото и видео прогулки. 

 
 
 

О старых деревнях и селе Тентюково

Перед экскурсией общественник Вячеслав Слюсарев развернул план города столицы Коми 1784 года. На нем он указал ручей Сухановых, село Тентюково, границы деревень Верхний и Нижний Кодзвиль. На примере деревни Кулига он рассказал, что хоть в 1920 году тут было 107 дворов и жило 431 человек, спустя 19 лет близлежащие деревни объединили в село Тентюково, а потом и само село слилось с городом.

— Чем еще примечателен этот овраг? Фактически это граница двух миров. Мира городского — плановые кварталы, ровные улицы, дороги, дворы дома — как сказала Екатерина, так и будем делать. И другой мир — сельский: дома в разброс, деревеньки, село, фактически окружающее поля. Люди живут сельским хозяйством, не городской жизнью, но при этом все равно считаются горожанами, мещанами. Хотя, по сути, ничего не поменялось: они только продолжают держать коров скот, косить траву и так далее.

Подробнее на видео:

Литературные вечера и дома поэтов Савина и Лыткина

На слиянии Интернациональной и Тентюковской улиц Вячеслав Слюсарев рассказал о домах коми поэтов, которые стояли в этом месте. По его словам, в 1919 году известный поэт и лингвист Василий Лыткин познакомился с основоположником коми советской литературы Виктором Савиным, а спустя несколько лет они вместе стали устраивали литературные поэтические вечера, на которые собирались толпы местных жителей. Точное местоположение дома поэта Лыткина определить не удалось:

— Известно, что сам Виктор Савин посадил рядом с этим домом два дерева: черемуху и рябину. Возможно, что этих деревьев давно нет: прошла почти сотня лет. Я надеюсь, что какой-то из этих домов действительно нужно сохранить, потому что это история нашего города, история республики, без которой мы обеднеем. 

Подробнее на видео:

Деревня Изкар 

Дальше группа остановилась у обветшалого деревянного дома с дырой в крыше. По словам Слюсарева, это дом 1902 года постройки. Тут же находится еще один «именной» овраг с ручьем имени Прохора, а местечко рядом — Изкар - историческая деревня. Она упоминается вместе с городом в 1786 году. На русский «изкар» можно перевести можно как «каменный город», но это название закрепилось за деревней лишь в XX веке. 

— Все это нафантазировано историками, нашими современниками или нашими более ранними историками. На самом деле это просто каменное место. И Кодзвиль, и Изкар — это такие каменные топонимы, которые были в этом месте распространены. Может быть, было много гальки, каких-то камешков или было трудно копать, потому что было много камней. А, возможно, так как это такая возвышенность, в отличие от более низкого песчаного берега, это место было удобным, потому что оно было крепким, с каменным основанием, чтобы здесь можно было жить.

Подробнее на видео:

О жителях селения Тентюково и семье Сухановых

Вячеслав Слюсарев рассказал, что среди местных жителей в Тентюкове было много плотников. Они заготавливали лес не только для своих домов, но и для всего города. Но в целом тентюковцы занимались земледелием и животноводством, так как вокруг было расположено много полей. В селе было семь дегтярных заводов,  пять кожевенных фабрик и четыре торговые лавки, где продавали собственные товары: деготь, кожу, дрова, плотницкие поделки и другое. Из архивов Слюсарев узнал, что обязательно рядом с участком какого-нибудь крестьянина был участок Суханова. Афанасий Елисеевич Суханов — это человек, который сделал погост Усть-Сысольск городом. Вячеслав Слюсарев предположил, что из-за огромного количества сельхозполей в деревне Тентюково сами Сухановы пошли из этих мест:

— Раз этот человек владел такими большими землями, то ему действительно было важно торговать, производить, управлять. Поэтому теперь мы понимаем, что он хотел не просто сделать Усть-Сысольск городом, потому что ему хотелось богатств, а потому что это была его родина. Он заботился об этом не просто как меркантильный человек, как торговец, а как человек, которых хочет приумножить свое богатство и богатство своих соседей, потому что фактически был соседом практически всех крестьян в этих деревнях.

Подробнее на видео:

Самое историческое место города

Вячеслав Слюсарев рассказал легенду о деревне, которая располагалась на месте нынешних улиц Тентюковской и Петрозаводской. По его словам, после того как деревни начали разрастаться и объединяться в большое селение Тентюково, жителям Тентюков-грезда это не понравилось, и они сами решили изменить название на Убор-грезд. По легенде, название выбрали в честь бабушки, которая любила убирать свой проулок. Этот район в Сыктывкаре, по мнению Слюсарева, несправедливо забыт, потому что именно здесь находится исторический центр города. 

— Когда мы готовились к этой экскурсии, мы прогуливались по Тентюковской, искали, что рассказать интересного. И я понимаю, что это место очень важно показать, потому что это самое усть-сысольское место. Здесь устье Сысолы, а Усть-Сысольск — это город, который тесно связан с устьем. Почему-то мне кажется, что это место в городе не просто важно отметить какой-то табличкой или памятником, может быть, тут стоило бы разбить парк или сквер, который отмечал бы эту важную историческую ценность реки, этого места для всего города. Да, мы понимаем, что у нас была набережная, на набережной была пристань и это центр города. Но мне кажется, что это место намного древнее и важнее, чем какая-то пристань, построенная в 1780 году. 

Подробнее на видео:

Как село Тентюково стало городом

В 1934 году в селе началась коллективизация, в Сыктывкаре появилось семь колхозов, три из которых были в Тентюкове: Оплеснина, Карла Маркса и Сталина. В 1956 остался колхоз имени Сталина, на основе которого после создали совхоз «‎Пригородный». Имущество крестьян обобщили, отобрали землю и скот, заставляли практически бесплатно работать. Слюсарев отметил, что не нашел точной даты рождения села Тентюково и других близлежащих деревень, но указал, что зафиксирована дата ликвидации села — 3 января 1959. В этот день был упразднен сельсовет, село подчинили Сыктывкарскому совету, а потом Тентюково слилось с городом, осталась только улица с таким названием. 

— На этом история Тентюково, по сути, и заканчивается. Почти 400 лет, огромное количество деревень, невероятное количество фамилий людей, которые здесь жили: Сухановы, Комлины и прочие. Сохраните все это, передайте все это другим, рассказывайте об этом, приходите на экскурсии. Иногда я понимаю, почему люди называют это место Парижем, как приятно быть парижанином, «‎я живу в Париже». Хотя фактически интереснее и исторически вернее быть тентюковцем. Как звучит интересно.

Подробнее на видео:

 

Дмитрий Степановский, фото и видео автора, «7х7»

Комментарии (5)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Зырян-язычник
22 окт 2019 20:57

Мдааа... с таким изТОРЫкам, в церквях надо словесами петь.))))))))

Вы не в церкви вас не обманут.))))

Всё ж соврал.)))

Сами потомки Сухановых, уже давно раскопали, что родоначальником рода был Федька-Бес Суханов промышлявший на Сухоне разбоем, но позже поселившийся на пересечении Сысолы и Вычегды. Видимо удобно было грабить суда. Был у него сын ДАВИД (типичное зырянское имя), от которого и пошла ветвь рода на зырянской земле.
Давида убили зыряне. Детей не тронули. Сын Давида Леонтий продолжил Сухановский промысел, но уже как государственный сборщик дани РОМАновых, то есть целовальник. И возил дань Романовым , а из Москвы попутно привозил товары на продажу. Были ещё ЛЕВ и САМУИЛ Сухановы.
Земли Сухановы не скупали, а забирали за долги государю, точнее уплачивали ничтожный долг и забирали землю себе.

Сухановы небыли ни зырянами, ни купцами, ни князьми- а обыкновенными сборщиками дани для Романовых.
Потому и описывались, как наглые и высокомерные, что совсем не свойственно зырянам.






Зырян-язычник
22 окт 2019 21:24

Про ИЗ_КАР как город камней, совсем уж нелепица.

Пермь великая обозначена на карте в атласе ортелиуса ещё 1570 году.
Найден могильник X века в местечке изкар ещё в 1970-х годах.
Пермянами зырян называли ещё начале 20 века.

И вишенка. Попы пытаясь приписать стефану крапу местные корни писали, что мать его была ВЕЛИКОПЕРМЯНКОЙ или коми-зырянкой. То есть они считали, что это одно и тоже. )))

.....ИЗКАР-ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ-УСТЬ-СЫСОЛЬСК-КАР-СЫКТЫВКАР...
поселению пермян на пересечении двух рек-дорог сысолы и эжвы, как минимум от 1000 до 3000 лет.)))

Зырян-язычник
23 окт 2019 14:49

Заставил себя просмотреть большую часть. Златоперец отдыхает.)))

Понимаю, что тролинг 80-го уровня про инопланетян построивших Изкар отнимает много времения, но всё же надеюсь на ответы.

Государственный Коми язык обязателен в школах на территории Республики Коми?

Республика Коми это государство, губерния, колония или ещё что-то?

Коми край в 1917-1919 был захвачен и ограблен большевиками или коми-зыряне края сами приняли поддержали большевиков?

Запрет обязательного изучения государственного коми языка на территории РК - это нацизм? фащизм? шовинизм?имперскость или ничего страшного, детям РК он не нужен???

Зырян-язычник
24 окт 2019 00:48

Ликбез для Слюсарева.
О том, что зыряне большевиков не поддерживали абсолютно показали выборы в «Усть-Сысольскую ЗЫРЯНСКУЮ Городскую Думу" в июле 1917 года.


" Оставить «Общество обновления» в стороне от важнейших меропри- ятий общественно-политической жизни уезда было уже невозможно. Лиде- ры обновленцев стали самыми популярными и авторитетными фигурами в Усть-Сысольске и уезде. Это подтвердили состоявшиеся 13 июля (по другим источникам, 11 июня) первые в истории Усть-Сысольска демократические («на началах всенародного голосования... в порядке Временных Правил, ут- вержденных 15 апреля 1917 г.») выборы в городскую думу Усть-Сысольска. Из 141F избирателей (D41 мужчин, 1575 женщин), достигших 11 лет на мо- мент выборов, на выборы явились 1511 чел., F3 избирательные записки были признаны недействительными. В новую Думу сроком на полтора года (до января 1919 г.) были избраны 19 гласных, представлявших пять обществен- но-политических группировок города: торгово-промышленные организации (гласные В.П.Комлин, Н.И.Забоев, И.П.Комлин), организацию учащих г.Усть- Сысольска (Г.Г.Кассандров, Э.А.Смолковский, П.П.Ползунов, М.И.Тентюкова), группу домовладельцев г. Усть-Сысольска (А.Е.Суханов, А.С.Мале- винский), группу граждан (бывших мещан) г. Усть-Сысольска (В.И.Коданев, В.С.Сорвачев, И.П.Лыткин, М.Г.Сидоров, В.А.Прокопьев, И.В.Фролов, И.Д-
.Заболоцкий, А.К.Титов, П.И.Шешуков, И.Е.Кузнецов, Ф.Ф.Надеев, А.С.Ф- ролов, А.И.Лыткин, М.Д.Сорвачев, П.Ф.Осипов, П.А.Елькин), комитет «Об- щества обновления местной жизни крестьянского и трудового населения Усть- Сысольского уезда» (В.Ф.Попов, С.О.Латкин, Е.Ф.Вежева, Г.Н.Нестеров). О том, что в состав Усть-Сысольской городской думы впервые попали две жен- щины, сообщили все вологодские губернские газеты. На пост председателя новой думы выдвинули шестерых: В.Ф.Попова, Г.Г.Кассандрова, Э.А.Смол- ковского, Н.И.Забоева, С.О.Латкина и И.Д.Заболоцкого. В ходе выборов по- бедил В.Ф.Попов; городским головой по-прежнему остался А.Е.Суханов.
На своем первом заседании, состоявшемся 1 августа 1917 г., «Усть- Сысольская Зырянская Городская Дума, избранная всенародным голосованием, ...единогласно постановила выразить полное доверие коалиционному Временному правительству и в лицах министра-председателя Керенского и министра внутренних дел Авксентьева приветствовать твердое решение их со всей полнотой власти вести страну на путь борьбы с внешним врагом и с внутренней разрухой на счастье Свободной России».

Зырянин-язычник
24 окт 2019 00:51

Ликбез для Слюсарева.

О том, что во всем Коми Краем зыряне абсолютно не поддерживали большевиков.

" В ноябре 1917 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, наглядно показавшие расстановку политических сил в Коми крае в этот период. За список кандидатов № 1 (эССеРов, Питирима Сорокина) в Усть-Сысольском уезде проголосовало 83% избирателей, в Яренском уезде - 87%. В Пожегской волости Усть-Сысольского уезда за социалистов-революционеров проголосовали F55 человек из 713 участвовавших в выборах, в Пажгинской - 852 из 931, в Ручевской 876 из 911, в Ношульской - 1231 из 1268, в Усть-Сысольске - 1108 из 1735, и т.д."

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Генетика контролирует непредвиденный дуализм, однако Зигварт считал критерием истинности необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире. Даосизм осмысляет неоднозначный даосизм. По своим философским взглядам Дезами был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция, однако аналогия подрывает даосизм. Искусство амбивалентно.
100р.
200р.
500р.
1000р.
2000р.
Ежемесячно
Разово