Горизонтальная Россия
  1. article
  2. Горизонтальная Россия

Главред томского «Агентства новостей ТВ-2» Виктор Мучник: Под давлением оказываются уже не только СМИ, но и обычные граждане

Спецпроект «7x7» и АНРИ «Слово и дело»

Мария Аникина
Виктор Мучник
Фото Марии Аникиной

С тех пор как телекомпанию ТВ-2 (Томск) отключили от эфира в 2015 году, она работает только в сети. Главный редактор «Агентства новостей ТВ-2» Виктор Мучник для спецпроекта «7x7» и АНРИ «Слово и дело» рассказал о государстве, которое порождает фейки, репутации и доверии.

Закон давления

— Как вы можете прокомментировать принятый весной закон о фейках? Какая, на ваш взгляд, у него цель?

— Если содержательно рассуждать о законе, совершенно непрозрачна практика правоприменения: кто решает, что фейк, а что нет? Прокуратура? Роскомнадзор? Полиция? Как этот механизм будет работать во внесудебном порядке? У меня есть предположение, что этот закон, как и любые другие законы, в наших условиях будет применяться произвольно: иногда случайно, а иногда неслучайно — как способ давления на медиа.

— Обычно закон работает понятно. Например, ты не воруешь — ты не нарушаешь закон, а здесь правила игры не совсем понятны. Понимаете ли вы, что нужно делать, чтобы не нарушить закон?

— Правила игры непонятны давно. Они неочевидны для медиа и поэтому удобны для тех, кто над медиа надзирает. В принципе, этот очередной инструмент для давления ничего не меняет. Представим, вдруг государство озаботилось, чтобы медиа распространяли правдивую информацию — для этого государство тоже должно поменяться. Сейчас у власти есть заинтересованность в обратном: она сама является важнейшим источником дезинформации.

— Как такая система может измениться и начать работать?

— В первую очередь, качество медиа может улучшаться с помощью конкуренции и появления внутрикорпоративных правил. Это повышает профессионализм и уровень проверки информации. С какого-то момента начинает работать институт репутации: медиа заботится о том, чтобы распространять достоверную информацию. В обществе должна быть атмосфера, которая способствует развитию таких медиа, но, поскольку наше государство на протяжении многих лет работало ровно в противоположном направлении, появляются такие законы, внешне вроде бы препятствующие распространению фейков, а на самом деле становящиеся сто пятым инструментом для давления на медиа.

Главная мотивация — сохранить репутацию медиа

— Поменялось ли что-то в работе редакции после принятия закона?

— Принципиально ничего не поменялось. «Агентство новостей ТВ-2» — это СМИ с давно выработанными внутрикорпоративными правилами. Мы — как и двадцать лет назад, так и сейчас — стараемся следить за достоверностью. Фактчекинг стал даваться нам сложнее из-за того, что у нас сейчас усилиями государства нет лицензии СМИ, но я всегда говорю журналистам: «Ваша задача — все проверить, репутация создавалась поколениями людей, которые работали в этой редакции до вас». Это самая главная мотивация для тех, кто сегодня работает на ТВ-2.

— Насколько в работу ТВ-2 включена юридическая поддержка?

— Сейчас мы себе не можем позволить юриста в штате, но мы сотрудничаем с юристом в режиме аутсорсинга. Плюс у нас достаточно серьезные взаимоотношения с томским юридическим сообществом, возникшие в ходе развития нашего проекта «Знай свои права». Есть и не томские юристы, старые наши знакомые, которые при необходимости оказывают нам помощь. Так что юридически мы достаточно защищены. Но при этом хорошо понимаем, что живем в неправовой стране.

— Есть ли какой-то чек-лист в редакции, по которому работают ваши журналисты?

— Фактчекинг — используй несколько источников информации. В случае конфликта — выслушай все стороны. Чем сложнее история — тем меньше оснований торопиться. Всегда перепроверяй. Если история сложная и запутанная — покажи материал юристу. Будь осторожен с информацией из соцсетей — она оперативна, поэтому для нее нужен дополнительный фактчекинг. Не доверяй никому — независимо от того, какие были источники новости.

Пока не свернет резьбу

— Как вы считаете, местная власть может влиять на региональные СМИ с помощью этого закона?

— Это механизм взаимодействия нескольких уровней власти. Независимое региональное СМИ по своей природе больше раздражает местные власти, с какого-то момента власть начинает сообщать наверх: «вот смотрите, что происходит, вот эти совсем распоясались», и тогда включаются в работу федеральные структуры. Именно так и было с нами. А иногда (как, я думаю, в случае со Светланой Прокопьевой) есть общая атмосфера, и на месте находится человек, который зарабатывает на этом лычки.

— Как, на ваш взгляд, есть ли еще что-то, что можно так же закрутить и проконтролировать в медиа? Или же этот этап контроля скоро закончится?

— Возможность закручивать есть всегда, пока окончательно не свернет резьбу у государства. Мы видим, что сейчас акцент смещается в сторону давления на обычных людей. 

Обыватель, который еще вчера вообще о политике не думал, по случайности запостит какой-нибудь мемасик, а лейтенант увидит и подумает, что ему неплохо бы стать старшим лейтенантом.

В существующей атмосфере под давлением оказываются уже не только СМИ, но и обычные граждане. Законов, которые используются для того, чтобы давить на людей, уже достаточно. Никто не мешает законодателю написать новый закон ради демонстрации лояльности, которая в наше время — наиглавнейшее условие успешной карьеры. Начальство не успело подумать, а ему уже новый закон принесли и объяснили, почему это нужный закон. Так это и будет работать до поры до времени, пока не начнет рушиться все разом.


«Агентство новостей ТВ-2» прекратило вещание 1 января 2015 года в связи с тем, что Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС) отказалась продлевать телекомпании договор на ретрансляцию сигнала с телевышки. Из-за этого ТВ-2 потерял лицензию СМИ и исчез из эфирного и кабельного вещания.

ТВ-2 — одна из первых частных телекомпаний в России. Первый выход в эфир состоялся 15 мая 1991 года. За годы работы телекомпания получила самое большое количество наград ТЭФИ среди всех региональных телекомпаний в стране. 10 октября ТВ-2 запустил краудфандинг. Ежегодный бюджет телекомпании — около 7,5 млн руб. Средства нужны продолжения работы и развития сайта. Поддержать проект можно здесь.

Мария Аникина, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Свежие материалы

Рубрики по теме

Лица

СМИ

Свобода слова

Слово и дело

Интервью

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных