Новости, мнения, блоги
Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия

Главред томского «Агентства новостей ТВ-2» Виктор Мучник: Под давлением оказываются уже не только СМИ, но и обычные граждане

Спецпроект «7x7» и АНРИ «Слово и дело»

С тех пор как телекомпанию ТВ-2 (Томск) отключили от эфира в 2015 году, она работает только в сети. Главный редактор «Агентства новостей ТВ-2» Виктор Мучник для спецпроекта «7x7» и АНРИ «Слово и дело» рассказал о государстве, которое порождает фейки, репутации и доверии.

Закон давления

— Как вы можете прокомментировать принятый весной закон о фейках? Какая, на ваш взгляд, у него цель?

— Если содержательно рассуждать о законе, совершенно непрозрачна практика правоприменения: кто решает, что фейк, а что нет? Прокуратура? Роскомнадзор? Полиция? Как этот механизм будет работать во внесудебном порядке? У меня есть предположение, что этот закон, как и любые другие законы, в наших условиях будет применяться произвольно: иногда случайно, а иногда неслучайно — как способ давления на медиа.

— Обычно закон работает понятно. Например, ты не воруешь — ты не нарушаешь закон, а здесь правила игры не совсем понятны. Понимаете ли вы, что нужно делать, чтобы не нарушить закон?

— Правила игры непонятны давно. Они неочевидны для медиа и поэтому удобны для тех, кто над медиа надзирает. В принципе, этот очередной инструмент для давления ничего не меняет. Представим, вдруг государство озаботилось, чтобы медиа распространяли правдивую информацию — для этого государство тоже должно поменяться. Сейчас у власти есть заинтересованность в обратном: она сама является важнейшим источником дезинформации.

— Как такая система может измениться и начать работать?

— В первую очередь, качество медиа может улучшаться с помощью конкуренции и появления внутрикорпоративных правил. Это повышает профессионализм и уровень проверки информации. С какого-то момента начинает работать институт репутации: медиа заботится о том, чтобы распространять достоверную информацию. В обществе должна быть атмосфера, которая способствует развитию таких медиа, но, поскольку наше государство на протяжении многих лет работало ровно в противоположном направлении, появляются такие законы, внешне вроде бы препятствующие распространению фейков, а на самом деле становящиеся сто пятым инструментом для давления на медиа.

Главная мотивация — сохранить репутацию медиа

— Поменялось ли что-то в работе редакции после принятия закона?

— Принципиально ничего не поменялось. «Агентство новостей ТВ-2» — это СМИ с давно выработанными внутрикорпоративными правилами. Мы — как и двадцать лет назад, так и сейчас — стараемся следить за достоверностью. Фактчекинг стал даваться нам сложнее из-за того, что у нас сейчас усилиями государства нет лицензии СМИ, но я всегда говорю журналистам: «Ваша задача — все проверить, репутация создавалась поколениями людей, которые работали в этой редакции до вас». Это самая главная мотивация для тех, кто сегодня работает на ТВ-2.

— Насколько в работу ТВ-2 включена юридическая поддержка?

— Сейчас мы себе не можем позволить юриста в штате, но мы сотрудничаем с юристом в режиме аутсорсинга. Плюс у нас достаточно серьезные взаимоотношения с томским юридическим сообществом, возникшие в ходе развития нашего проекта «Знай свои права». Есть и не томские юристы, старые наши знакомые, которые при необходимости оказывают нам помощь. Так что юридически мы достаточно защищены. Но при этом хорошо понимаем, что живем в неправовой стране.

— Есть ли какой-то чек-лист в редакции, по которому работают ваши журналисты?

— Фактчекинг — используй несколько источников информации. В случае конфликта — выслушай все стороны. Чем сложнее история — тем меньше оснований торопиться. Всегда перепроверяй. Если история сложная и запутанная — покажи материал юристу. Будь осторожен с информацией из соцсетей — она оперативна, поэтому для нее нужен дополнительный фактчекинг. Не доверяй никому — независимо от того, какие были источники новости.

Пока не свернет резьбу

— Как вы считаете, местная власть может влиять на региональные СМИ с помощью этого закона?

— Это механизм взаимодействия нескольких уровней власти. Независимое региональное СМИ по своей природе больше раздражает местные власти, с какого-то момента власть начинает сообщать наверх: «вот смотрите, что происходит, вот эти совсем распоясались», и тогда включаются в работу федеральные структуры. Именно так и было с нами. А иногда (как, я думаю, в случае со Светланой Прокопьевой) есть общая атмосфера, и на месте находится человек, который зарабатывает на этом лычки.

— Как, на ваш взгляд, есть ли еще что-то, что можно так же закрутить и проконтролировать в медиа? Или же этот этап контроля скоро закончится?

— Возможность закручивать есть всегда, пока окончательно не свернет резьбу у государства. Мы видим, что сейчас акцент смещается в сторону давления на обычных людей. 

Обыватель, который еще вчера вообще о политике не думал, по случайности запостит какой-нибудь мемасик, а лейтенант увидит и подумает, что ему неплохо бы стать старшим лейтенантом.

В существующей атмосфере под давлением оказываются уже не только СМИ, но и обычные граждане. Законов, которые используются для того, чтобы давить на людей, уже достаточно. Никто не мешает законодателю написать новый закон ради демонстрации лояльности, которая в наше время — наиглавнейшее условие успешной карьеры. Начальство не успело подумать, а ему уже новый закон принесли и объяснили, почему это нужный закон. Так это и будет работать до поры до времени, пока не начнет рушиться все разом.


«Агентство новостей ТВ-2» прекратило вещание 1 января 2015 года в связи с тем, что Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС) отказалась продлевать телекомпании договор на ретрансляцию сигнала с телевышки. Из-за этого ТВ-2 потерял лицензию СМИ и исчез из эфирного и кабельного вещания.

ТВ-2 — одна из первых частных телекомпаний в России. Первый выход в эфир состоялся 15 мая 1991 года. За годы работы телекомпания получила самое большое количество наград ТЭФИ среди всех региональных телекомпаний в стране. 10 октября ТВ-2 запустил краудфандинг. Ежегодный бюджет телекомпании — около 7,5 млн руб. Средства нужны продолжения работы и развития сайта. Поддержать проект можно здесь.

Мария Аникина, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости