Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Жители карельского города устроили транспортный флешмоб на железнодорожном вокзале. Станция несколько лет не принимает пассажирские поезда

Активисты требуют вернуть сообщение с Санкт-Петербургом

Сергей Маркелов
Фото Сергея Маркелова

Жители Питкяранты (Карелия) 21 сентября организовали флешмоб в поддержку восстановления железнодорожного сообщения с Санкт-Петербургом, отмененного более десяти лет назад. Они пришли на перрон в ретро-костюмах с чемоданами, дипломатами и саквояжами. Как прошла акция и как Питкяранта живет без пассажирских поездов — в репортаже «7х7».

Сон в руку

На днях жителю Питкяранты Михаилу Нестерову приснился сон.

— Я выхожу из своего дома, бегу куда-то, тороплюсь и вдруг останавливаюсь, в шоке смотрю на дома соседние — один, второй, третий, все какие-то странные, серые, света нигде нет, и окна заколочены деревянными щитами, досками. Я думаю: «Война что ли началась?». Тут с пятого этажа спускается моя соседка, бабушка, ей 85 лет, и говорит: «А вы чего, не уехали отсюда?». Я говорю: «Нет». А она она мне: «Все уже уехали из этого города, одни вы остались». Я думаю, как это все уехали, а у меня окна не заколочены, еще свет горит. Хорошо хоть свет есть. Я весь мокрый проснулся, думаю: «Слава тебе, господи, это сон». Потом думаю: «Да нет, сон нехороший». Мне редко снятся сны, и все сбываются. Получается, что скоро все отсюда уедут, — рассказал «7x7» Нестеров.

Мужчине 48 лет, всю жизнь он живет в Питкяранте. Последние 15 лет работал на газораспределительной станции, пока ее не закрыли — перед этим ему тоже приснился вещий сон. Нестеров говорит, что из Питкяранты уже многие уезжают: днем, когда все на работе, на улицах встречаются в основном пенсионеры, врачей мало, учителей не хватает, школы оптимизируют.

— Я во двор тут вышел, смотрю молодежь вещи складывает в машину. Спрашиваю: «Вы куда? В путешествие собрались?». Они отвечают: «Да, навсегда в путешествие. Уезжаем мы отсюда». Никто не хочет в этом городе жить, — разводит руками Михаил Нестеров.

В Питкяранте больше десяти лет назад отменили пассажирский поезд на Санкт-Петербург. При Андрее Нелидове (глава Карелии с 2010 по 2012 год, в 2018 году был приговорен к восьми годам строгого режима и штрафу 27,5 млн руб. за взятку) ненадолго вернули одновагонную электричку, которая оказалась нерентабельной. Спустя некоторое время ее тоже отменили.

Питкяранта ждет поезд

В здании железнодорожного вокзала в Питкяранте две кассы — там продают билеты на автобусы. На дверях под надписью «Туалеты» висит замок — туалет платный, 15 рублей. На перроне стоят товарные вагоны. В стороне дежурит наряд полиции, на парковке — «Газель» с мужчинами в штатском.

— Питкяранта ждет поезд! Уже лет десять, наверное, ждем, состариться успели, — смеются люди на перроне.

В 11 утра жители Питкяранты пришли на железнодорожный вокзал, чтобы провести флешмоб #ПиткярантаЖдетПоезд.

— Если к столетию [100-летие Республики Карелия будут отмечать в 2020 году] нам не пустят поезд, то потом вообще не пустят. Молодежь уезжает, остаются одни старики. Я сейчас приехала из Ленинграда, приехала ночью, хорошо, что меня встречали. В маршрутке ехать невозможно — написано пять часов в пути, на самом деле семь, потому что в Приозерске дорогу ремонтировали, и мы стояли. А с моими спиной и ногами я вся издергалась и в больницу приехала никакая. Многие ведь ездят в больницу, — пояснила «7x7» Надежда Кюлюева.

Некоторые взяли с собой дипломаты и старинные чемоданы, надели одежду в стиле ретро.

— Я на автобусе езжу редко, потому что я плохо переношу дорогу, мне тяжело ездить на автобусе. Поэтому в Санкт-Петербург я езжу на такси, а это, представляете, как дорого? Поезд нам очень нужен, — говорит «7x7» Елена Гагарина.

Елена Гагарина

На перроне редактор местного телеканала Лариса Кокко собирает подписи за возвращение поезда.

— Я считаю, что надо возвращать пассажирское железнодорожное сообщение в такие населенные пункты, в такие районы, как наш, как Олонецкий, потому что есть категории граждан, которые оказались лишены транспортной доступности. Больные люди не могут доехать до Питера каким-то другим транспортом, семьи с маленькими детьми, старики. У меня мама, например, не может доехать до Питера в автобусе, потому что ей нужен теплый туалет, ей нужно двигаться, потому что спина болит, и так далее. Такси дорого. И получается, что тот, кто благополучен — защищен, а тот, кто неблагополучен — тех бросили на произвол судьбы, — рассказывает «7x7» Кокко.

Лариса Кокко

Супруга Михаила Нестерова Ангелина говорит, что подписей удалось собрать мало — некоторые боятся. Отсутствие железнодорожного сообщения с Питкярантой однажды едва не стоило ей жизни: когда женщина добиралась в Петрозаводск на медицинское обследование на автобусе, у него загорелся двигатель.

— Дым пошел, не продохнуть. Я кричу водителю: «Открой двери!», водитель мне говорит: «Здесь нельзя останавливаться», я ему: «У меня жена беременная, сейчас задохнется!», он в итоге проехал и становился там, где можно останавливаться, — вспоминает Михаил Нестеров.

Пока жители Питкяранты фотографировались на перроне, подошел автобус до Санкт-Петербурга — небольшой Mercedes. Автобус идет через Сортавала, Лахденпохья и Приозерск, в пути люди проведут десять часов. В автобус сели около пяти человек.

— Говорят, хорошо там, где нас нет. А я хочу, чтобы было хорошо там, где мы есть, — сказал Василий Воронин в конце акции.

Через час люди разошлись.

«Нет у полиции команды нас арестовать и задержать»

— Я считаю, что это очень хорошо, что есть небольшая группа активистов, которые и задают тон этому движению за спасение города. Люди откликаются, и, надеюсь, все будет двигаться в лучшую сторону, — рассказала «7x7» участница флешмоба Татьяна Воронова.

Флешмоб #ПиткярантаЖдетПоезд организовала местная активистка Анна Бойкова. Перед акцией 18 сентября она получила во «ВКонтакте» предупреждение с официальной страницы главы администрации района Дмитрия Трошина.

Анна Бойкова и Михаил Нестеров

«Добрый день, Анна Геннадьевна! Информируем вас, что призыв к гражданам через социальные сети об участии во флешмобе на вокзале в городе Питкяранта 21 сентября, является небезопасным и не соответствующим нормам законодательства», — сказано в сообщении администрации.

В предупреждении приведена длинная цитата из закона о митингах. За разрешением на проведение массового мероприятия в администрацию Бойкова не обращалась. Предостережение ей пришло и от местного отделения МВД — полицейские предупредили активистку, что во время акции нельзя использовать звукоусиливающую аппаратуру, плакаты, привлекать к участию во флешмобе экстремистские организации, использовать экстремистскую символику и нарушать общественный порядок.

— Эта акция не требует согласования, у нас юрист очень хорошо проверила это. Власти хоть и присылают нам всякие бумажки и предупреждения, они не препятствуют нам, и нет у полиции команды нас арестовать и задержать — они даже встали подальше, чтобы не смущать людей. Так что в этом плане у нас понимание есть. Осталось, чтобы власти начали прислушиваться к желаниям народа, — говорит Бойкова. — Все люди хотят поезд. Это и Питкяранта подпишет, и Видлица, и Салми — все готовы подписать. В Олонце тоже собираются такую акцию провести.

Недавно в Питкяранте закрыли родильное отделение — жители города выступили против, беременные женщины и другие жители города вышли на митинг в знак протеста, устроили флешмоб #НеМитинг, чтобы на их город обратили внимание федеральные и республиканские чиновники. В результате в питкярантской районной больнице оборудовали родильный зал вместо закрытого родильного отделения.

В Питкяранте есть железнодорожный вокзал, но пассажирские поезда не ходят. В Санкт-Петербург люди добираются либо десять часов на автобусе без туалета, либо на «маршрутке» — она доезжает за пять часов. 12 июля 2019 года одна из маршруток столкнулась на трассе с встречным автомобилем. Водитель маршрутного такси и двое пассажиров легкового автомобиля погибли. После этой аварии жители Питкяранты решили провести флешмоб #ПиткярантаЖдетПоезд.