Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. «На большинстве региональных выставок, к сожалению, есть цензура». Независимый арт-куратор Елена Шипицына — об актуальности современного искусства

«На большинстве региональных выставок, к сожалению, есть цензура». Независимый арт-куратор Елена Шипицына — об актуальности современного искусства

Интервью «7x7»

Андрей Новашов
Фото Андрея Новашова, коллаж Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Новокузнецке Кемеровской области проходит межрегиональная выставка «Форма», которой в этом городе официально открылся Сибирский центр современного искусства. На «Форму» приехали не только художники, но и искусствоведы. Независимый куратор из Екатеринбурга Елена Шипицына рассказала «7x7» о том, каким критериям должно соответствовать искусство ХХI века, роли интерпретатора в понимании современных произведений, инерции традиционных подходов и революционерах-передвижниках.

Новокузнецкая «Форма» позиционируется как выставка современного искусства. Насколько современны и сами работы «Формы», и то, как эти работы поданы?

— Нужно договориться о терминах. В ХХI веке, когда говорят о современном искусстве, имеют в виду искусство, занимающееся актуальными проблемами. Уже невозможно делить художников по принципу «абстракционисты — фигуратисты» или по видам: живописцы, графики, скульпторы.

Елена Шипицына

Термин «contemporary», который во всем мире воспринимается как «современное искусство», а в России неправильно переведен как «актуальное», — он предполагает, что современный художник — тот, кто визуализирует проблемы современности, либо высказывает свое, может быть спорное, странное, но именно свое ощущение происходящих процессов. Понятие «современное искусство» предполагает широкий спектр медиа. Здесь [на выставке «Форма] мы видим в основном традиционные медийные подходы — графика, живопись, скульптура — то, что присуще веку прошлому, причем первой его половине. Во второй половине ХХ века ситуация принципиально изменилась, а Россия в этом отношении запаздывала, только в 90-е годы вступила во взаимоотношения с остальным миром.

Нынешняя выставка, сделав срез межрегионального ресурса, пока не ставит перед собой задачу строгого отбора. Следующую выставку [«Форма» — рассчитанный на несколько лет проект, предполагающий серию крупных межрегиональных выставок] нужно собирать, уже привлекая кураторов из разных регионов, которые в тот интервал, который есть между выставками, будут заниматься исследованием художественного процесса на своих территориях. Потому что современное искусство — это и фотография, которая давно музеифицируется, целые коллекции музеи собирают. И, безусловно, видеоарт, который уже имеет российскую прописку. И инсталляции как вид искусства, которые в последние годы возвращаются уже в новом формате. На нынешнюю «Форму» я смотрю как на фронтальный срез, высвечивающий проблемы экспозиции концептуального плана. Очень важно, чтобы «Форма» не пошла по пути некоторых всероссийских выставок, имеющих своей целью отчетность.

 
 
 

Еще один момент, касающийся «Формы»: важно понять, какие есть яркие имена в регионах. И тут тоже можно выйти за пределы территориальные, потому что в наших регионах — Урал, Сибирь, Дальний Восток — сложились художественные школы, где выросли интересные личности. Кто-то из них уехал — В Москву, Петербург и даже за рубеж, — но их художественный язык сложился именно в этих школах. И присутствие в экспозиции произведений таких авторов просто необходимо. Что касается Урала — на выставке «Форма» есть такие имена. Например, Сергей Брюханов, который давно живет в Москве, но он яркий представитель нижнетагильской школы и таковым себя ощущает. Или замечательный проект Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной «Медведь на память». Это художники, которые продолжают жить в Перми, но у них уже большой зарубежный опыт, они неоднократно выставлялись в Черногории у Марата Гельмана, сейчас успешно участвуют в программе Международного симпозиума современного искусства «Аланика» во Владивостоке. И это дает им возможность переосмыслить уральскую тему — тему литья сувенирной продукции из чугуна. Чугунный медведь «ожил» на их ковриках. Художники работают с мифологией Урала, которую прекрасно знают, им ничего не надо заимствовать. Переформатируют, переводят эту мифологию на современный язык текстильных инсталляций. В этом есть иронический и в то же время проникнутый любовью компонент. А игровой компонент — это основной принцип, который русскому искусству был свойственен на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Теперь это возвращается как способ обновления смыслов.

Вы говорили о «фронтальном срезе». Каким он получился на «Форме»?

— Выставке не хватает форм новых медиа и работ злободневной тематики для того, чтобы соответствовать понятию «Современное искусство XXI века». Если говорить о персоналиях. На мой взгляд, уральские художники, представленные в экспозиции, больше отвечают концепции «Формы» и Центра современного искусства. И не только потому, что я с этим регионом связана. На Урале давно идут эти процессы художественного анализа современности. Уфимский художник Ринат Миннебаев создает вещи абсолютно современные, потому что он — участник проектов международного уровня, включен в мировой контекст. Работает со своей идентичностью. У него большая серия. Бумага ручного литья. В еще не застывшей бумаге он делал оттиски национальной атрибутики. Потом стал работать с оттисками рук — тема родовой памяти. Вышел на тему геоглифов [нанесенный на землю геометрический или фигурный узор, который надо рассматривать с большой высоты], работал с фотографиями «Гугла», рассматривая поверхность Земли как некую карту ладони. Своеобразный синтез…

Ринат Миннебаев (Уфа), диптих «Предки»

На «Форме» представлены авторы, у которых есть свой художественный язык и которые этот язык развивают. Такого художника ни с кем не спутаешь.

Искусство ХХI века — это искусство индивидуального высказывания, поэтому сейчас так важна роль интерпретатора. Современные художники, если только они не ставят сугубо коммерческих целей, погружены в себя, в свою глобальную рефлексию, которая рождает все большее одиночество. В творчестве, во всяком случае. В то же время они работают с технологиями, к которым есть интерес во всем мире: бумага ручного литья, коллажная технология, mixed media.

Живописец Сергей Брюханов — представитель нижнетагильской школы новой абстракции, которая формировалась в 70-е годы. Он вышел на тему переосмысления абстракций, на тему синтеза жанров. Даже когда он обращается к жанру пейзажа, видишь, что это отчасти взгляд с высоты птичьего полета. У него пейзаж иногда похож на натюрморт. Если это Урал — это тема обобщенного взгляда на мир своего детства. И так же он смотрит на страны, в которых побывал — Норвегию, Финляндию, Грецию. Можно сказать, у него в голове свой «Гугл».

Возвращаясь к вашему вопросу о срезе. Мы понимаем трудности первого проекта и сейчас не выносим оценок. Срез, на мой взгляд, получился, но не полный.

Кого из сибирских художников не хватает в экспозиции «Формы»?

— Красноярца Василия Слонова — он не член Союза художников, но Слонов — это бренд международного уровня. Дамира Муратова, который давно уже работает в Москве и в Петербурге, не уезжая из Омска, и которого омичи очень любят. Сергея Баранова, который живет на Дальнем Востоке, по-моему в Салехарде. Коли Рыбакова — красноярского художника. Почему его нет — не могу понять. Нам здесь говорят, что были свои причины: нехватка времени, оповещения. Необходимо, чтобы все, отбросив свои амбиции, объединились вокруг этих проектов [выставки «Форма» и новокузнецкого Сибирского центра современного искусства]. Потому что в глубине России должно быть место, притягивающее международный интерес. И — я согласна с коллегами — здесь не востребованы художественные ресурсы…

Чего еще здесь, возможно, не хватает? Думаю, стоит открыть на базе новокузнецкого Центра школу молодых искусствоведов, чтобы ребята попробовали себя в качестве медиаторов, работающих с публикой, или пишущих арт-критиков. И, может быть, стоит приглашать сюда, в Новокузнецк, в резиденцию художников из других регионов. Урал уже идет по этому пути: накануне индустриальной биеннале в течение года приезжали резиденты, которые работали с уральской идентичностью. Для уральского сообщества это очень важно — такой немножко отстраненный взгляд. Потому что взгляд в упор не всегда позволяет увидеть свежую информацию. Здесь, на новокузнецкой «Форме», много работ, сделанных по инерции. Вот человека научили в художественной институции работать с темой пейзажа и натюрморта — и он продолжает это делать, совершенствуя мастерство.

Современное искусство демонстрирует не мастерство автора, а визуализированную мысль. Конечно, для этого тоже нужен профессионализм, но демонстрировать собственно мастерство — это задача даже не ХХ, а ХIХ века. Мне всегда приятно напомнить, что с холодной демонстрацией мастерства боролись уже передвижники, не признанные художественным сообществом своего времени, считавшиеся маргиналами. На передвижников мы смотрим как на классиков-традиционалистов, а на самом деле они были революционерами, представляли новый этап развития искусства, делавший акцент на злободневность темы. В результате это направление стало и выставочным, и коллекционным, и это стали покупать, и была заложена традиция нового искусства, прорастающая в следующий, ХХ век.

Мне кажется, что здесь, в Новокузнецке, может родиться такая площадка, которая тоже объединит силы нового искусства, даст студентам возможность делать что-то отличное от того, что делают в учебных заданиях, а мой кураторский опыт подсказывает, что уже в студенческие годы зреют смелые мысли, которые ищут площадку для высказываний. От одной до другой глобальной выставки в таких Центрах, как открывшийся в Новокузнецке, полезны выставки промежуточные, на которых молодежь может показать действительно что-то новое, отличное от того, что мы привыкли видеть.

Увидев на этой выставке охранников в камуфляже, понял, что сегодня слово «форма» у меня в первую очередь ассоциируется с силовиками, с их спецодеждой. Но остросоциальное искусство на «Форме» почти не представлено. У художников включается самоцензура, они сторонятся этой темы?

— Я сама член Союза художников, и должна сказать, что на большинстве региональных выставок, к сожалению, есть цензура. Во всяком случае, выставкомы с подозрением относятся к актуальной проблематике, и художники об этом знают. Выставочный ареопаг говорит: «Мы политикой не занимаемся». Поскольку часть работ привезена или прислана на «Форму» председателями региональных отделений Союза художников — есть инерция таких подходов: мы показываем мастерство. Хотя, как уже говорила, современное искусство не об этом… [Елена Шипицына переключает внимание на произведение «В тумане» омского живописца Георгия Кичигина]. Хочу обратить ваше внимание — здесь тема жертвы, распятия, хотя нет явных отсылок к евангельскому сюжету. Но это актуальное прочтение: человек в невесомости, прочитывается и тема пророка, и тема жертвенности художника, и растерянность нашего современника. И пермская серия «Медведь на память», которая позади нас. Это и «шкура неубитого медведя», и медведь на фоне Кремлевской стены. Современные ассоциации.

Екатеринбургский художник Игорь Шуров, который работает в стилистике «русского бедного». Его «Отцы и дети» — ассамбляжи на деревяшечках с использованием традиционных проводов и компьютерных кабелей — метафора разъединения поколений. Детям уже ничего не нужно из опыта отцов, у каждого свои способы коммуникации.

Игорь Шуров (Екатеринбург). Ассамбляж «Отцы и дети»

Ассамбляж, инсталляция — это то, что было известно в России еще в начале ХХ века, но, по понятным причинам, перестало существовать. В 90-е российские художники вернулись к этим «скупым» средствам, чтобы быть похожими на авангардистов революционных лет. Вот эта форма «косноязычного» уральско-сибирского высказывания — тоже форма некоего протеста. И у Игоря еще триптих очень хороший, который иронизирует по поводу пикселя: самодельный уральский экран, и на этом черном экране из разных деревяшечек набирается цветной пиксель. Этот художник специально к выставке переосмыслил понятие «Форма». Но художников, которые бы это сделали, здесь, действительно, меньше, чем ожидалось. Тем интересней будет увидеть следующий проект. Труд организаторами проделан колоссальный, и я убеждена, что итогом «Формы» станет большая аналитическая работа.


Реклама. Если вам нужна доставка груза в Салехард, то транспортная компания «Транс Экспресс Карго» осуществляет их. Качество работы основано на многолетнем опыте, перевозки отлажены по всем направлением России. Доставка груза в Салехард осуществляется ж/д и авиа транспортом.


 

Материалы по теме
Мнение
24 октября 2023
Павел Колосницын
Павел Колосницын
Как городские власти работают «на благо» новгородцев
Мнение
27 октября 2023
Виктория Ивлева
Виктория Ивлева
Российские «каннибалы», или Тюремный быт Саши Скочиленко
Комментарии (3)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Константин
19 сен 2019 14:55

..."Сергея Баранова, который живет на Дальнем Востоке, по-моему в Салехарде.." Это что? Это как? )))

сообщество
2 окт 2019 10:28

Культурным сообществом ставится под сомнение профессионализм женщины шипицыной Е. из Екатеринбургской галереи. Как-то обратились к ней за консультацией по предмету искусства и убедились в её некомпетентности, профанации, меркантильности. Это непорядочный, завистливый, злой человек, не сведущий ничего в арт-банкинге.

имя
2 окт 2019 10:33

Культурным сообществом ставится под сомнение профессионализм женщины шипицыной Е. из Екатеринбургской галереи. Как-то обратились к ней за консультацией по предмету искусства и убедились в её некомпетентности, профанации, меркантильности. Это непорядочный, завистливый, злой человек, не сведущий ничего в арт-банкинге.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ИнтервьюКультураЛица