Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Карелия
  1. article
  2. Республика Карелия
Республика Карелия

«Мы никак не привыкнем, что вера представителям государства чревата большими потерями денег». Почему поставщики топлива считают, что отопительный сезон в Карелии оказался под угрозой срыва

Правительство Карелии в разгар подготовки к отопительному сезону неожиданно поменяло компанию, которая курирует котельные в районах республики. «Карелэнергоресурс» накопил большие долги перед поставщиками топлива и до сих пор с ними не рассчитался. По этой причине с новой компанией — ГУП «Карелкоммунэнерго» — поставщики опасаются работать, они не верят обещаниям чиновников. Правительство считает, что все под контролем, и отчитывается о плановой подготовке к отопительному сезону. В ситуации разбирался корреспондент «7х7».

Ликбез. Как устроена система теплоснабжения

В республике есть два вида котельных — в республиканской и частной собственности. К последним относятся новые, современные модульные котельные на газе или биотопливе — ими управляет та компания, которая их построила. Котельные в районах, принадлежащие республике, передаются в управление организации, которую специально для этих целей учредило правительство. Эта организация может готовить котельные к отопительному сезону, содержать их, ремонтировать оборудование, закупать топливо, производить тепло или передавать эти задачи субподрядной организации и зарабатывать на арендных платежах.

Прямое управление — более затратный, но и более надежный вариант, поскольку сохраняется контроль над котельными. По этой схеме работало созданное еще во времена губернаторства Андрея Нелидова ООО «Карелэнергоресурс». До июля 2019 года в управлении этой компании находилось большинство угольных и мазутных котельных Медвежьегорского, Суоярвского, Беломорского, Калевальского, Муезерского, Пудожского, Кемского, Сегежского (Надвоицы и Каменный Бор) и Лоухского районов.

По схеме с субподрядом работало ГУП «Карелкоммунэнерго», созданное правительством бывшего главы региона Александра Худилайнена в декабре 2015 года.

Кто и по каким критериям определял, какая из котельных достанется «Карелэнергоресурсу», а какая — «Карелкоммунэнерго», неизвестно. Эту ситуацию мог бы прояснить экс-министр строительства, ЖКХ и энергетики, бывший директор «Карелэнергоресурса» Дмитрий Матвиец, но в сентябре 2018 года он стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве (обвинение касается времени его работы в «Карелэнергоресурсе»). Связаться с ним «7х7» не удалось.

У прокуратуры Карелии есть претензии и к «Карелэнергоресурсу» (несмотря на бюджетные дотации, предприятие не смогло обеспечить беспроблемный отопительный сезон 2018–19 годов), и к «Карелкоммунэнерго» (есть вопросы к схеме получения доходов от аренды котельных).

«Нас попросили выручить республику»

Ежегодно правительство Карелии выделяло «Карелэнегоресурсу» сотни миллионов рублей субсидий из регионального бюджета. Но, несмотря на это, предприятие постепенно накапливало долги. Еще весной 2019 года правительство продолжало поддерживать предприятие и даже вело от его имени переговоры с поставщиками топлива, чтобы завершить отопительный сезон. К лету 2019 года общая сумма задолженности «Карелэнергоресурса» перед поставщиками, по информации правительства Карелии, достигла 326 млн руб.

По словам заместителя директора ООО «Агреман» Михаила Черина, в марте 2019 года руководители администрации Карелии попросили руководство «Агремана» и двух партнерских организаций «Энергоконсалт» и «СЗТК» срочно заключить договоры на поставку мазута и угля для ООО «Карелэнергоресурс». Черин говорит, что в администрации республики аргументировали свою просьбу тем, что предприятие на 100% принадлежит региону, регулярно получает бюджетные средства.

— Нас попросили выручить республику (именно в такой формулировке), так как на кону стоял срыв отопительного сезона и заморозка социальных объектов. Новому правительству осенью 2018-го уже ставили на вид, что они собираются обанкротить некогда неплохо работающее (с точки зрения выполнения своих функций и задач) предприятие. При общении с руководством компании и представителями правительства (на уровне вице-премьера) нам гарантировали, что банкротство уронит рейтинги новой команды главы Карелии и потому исключено, что запланированы большие субсидии, которые выведут предприятие из кризиса. Все выглядело логично и звучало от официальных лиц. Мы никак не привыкнем, что вера представителям государства, особенно в удаленных регионах, чревата большими потерями денег, времени и нервов, — рассказывает Михаил Черин.

Неожиданно для поставщиков, ожидавших платы за поставленное весной топливо, в июне 2019 года правительство решило досрочно расторгнуть концессионное соглашение с «Карелэнергоресурсом» и передать котельные разным коммунальным организациям и ГУП «Карелкоммунэнерго», в управлении которых уже находилась часть республиканских котельных. Долги «Карелэнергосурса» перед поставщиками мазута и угля, вопреки обещаниям, возмещать не стали, предложив кредиторам переуступку дебиторской задолженности предприятия. На балансе «Карелэнергоресурса» остаются 35 котельных, которые предприятие должно подготовить к зиме и создать запас топлива. Эти котельные не могут обеспечить прибыль и возврат долгов.

Различные потребители, по информации правительства Карелии, должны «Карелэнергоресурсу» от 483 млн руб. В феврале 2019 года только юридические лица должны были ему почти 160 млн руб.

По информации поставщиков топлива (они ссылаются на переговоры с «Карелэнергоресурсом»), треть задолженности потребителей перед предприятием — невозвратная из-за срока давности. Объясняют это тем, что взысканием долгов «Карелэнергосурс» в прошлые годы занимался неохотно, якобы рассчитывая на бюджетные субсидии. Вторая треть задолженности — «социальная». Для ее взыскания с потребителей судебные приставы буквально должны пойти по домам, описывать телевизоры и микроволновки, чтобы за счет их продажи гасить долги, но это, считают поставщики, очень долгий и маловероятный сценарий. Оставшаяся треть — долги самой республики (жилой фонд, муниципальные предприятия и так далее), по которым руководству «Карелэнергосурса» якобы запретило работать само правительство. Из-за долгов на предприятии начались задержки зарплаты, в суды периодически поступают иски от кредиторов с требованием признать компанию банкротом.

Доверия больше нет

Как следует из ответа правительства на запрос «7х7», причина разрыва соглашения с «Карелэнергоресурсом» — «не исполнение в полном объеме инвестиционной программы» из-за долгов населения.

В начале лета 2019 года правительство представило в Законодательное собрание региона свои планы по передаче котельных в управление ГУП «Карелкоммунэнерго» и еще ряду вновь создаваемых акционерных обществ. Предложение правительства не понравилось карельскому парламенту, обычно лояльному к инициативам исполнительной власти, поскольку подавляющее большинство мандатов принадлежит депутатам от «Единой России».

Экс-директор Корпорации развития Карелии (учредителя ООО «Карелэнергоресурс»), председатель парламентского комитета, ответственного за вопросы энергетики, Леонид Лиминчук отказался поддержать правительственные инициативы и заявил, что новые предприятия столкнутся с теми же проблемами, а «управлять ими будет на порядок сложнее». Против новой схемы была и Контрольно-счетная палата Карелии — эксперты говорили о потенциальном риске неэффективного использования или даже утраты 300 млн бюджетных рублей, которые планировалось внести в уставные капиталы вновь создаваемых акционерных обществ, размеры этих взносов не были обоснованы.

Но уже к концу июня депутаты «Единой России» изменили свое мнение и, несмотря на опасения аудиторов Контрольно-счетной палаты, согласились выделить на новую схему управления котельными 600 млн руб. Из них 365 млн руб. — это субсидия ГУП «Карелкоммунэнерго» (закон №2380-ЗРК о внесении изменений в бюджет приняли 20 июня на заседании Заксобрания). Часть этих денег, 155 млн руб., направят на подготовку котельных к отопительному сезону, другую, 210 млн руб., — на закупку топлива.

По словам замдиректора ООО «Агреман» Михаила Черина, отопительный сезон в Карелии может оказаться под угрозой срыва: поставщики топлива обмениваются между собой информацией и знают, что «Карелэнергоресурс» не расплатился за прежние поставки и теперь готовится к ликвидации. Поставщики топлива больше не хотят рисковать и иметь дело с юрлицами, созданными правительством Карелии, поскольку опасаются, что чиновники в следующем году могут провернуть ту же схему: создать новое юрлицо, теперь уже вместо «Карелкоммунэнерго», и снова отказаться платить за поставленные мазут и уголь.

— На запросы предложений для формирования начальной цены в конкурсе все поставщики дают цену, но делают сноску о том, что поставка возможна только при закрытии долгов прошлого отопительного сезона, так как, по сути, учредители и там, и там — правительственные структуры, — говорит Михаил Черин.

По данным сайта госзакупок на середину августа, «Карелкоммунэнерго» не смогла организовать тендеры и провести закупки топлива. К концу месяца ситуация изменилась: поставщики нашлись. На все конкурсы по поставкам топлива заявилось по одной компании, что довольно необычно для конкурентного рынка топлива. Одна из компаний, поставщик мазута «Ойл Логистик», создана в октябре 2018 года. В компании трудятся всего два человека. «Ойл Логистик» начинала свою деятельность именно с поставок топлива для «Карелэнергоресурса». Весной 2019 года она подала иск о неисполнении обязательств и выиграла дело и теперь снова готова сотрудничать с компанией.

 

Официально и не очень

Из-за отсутствия заявок большая часть торгов на выполнение ремонта сетей и котельных во многих районах республики не состоялась. По данным на конец августа, не заключены договоры как минимум в 28 случаях. А котельные должны быть готовы уже к 1 октября: необходимо создать нормативный запас топлива и получить паспорта готовности объектов. Это крайний срок для правительства и ГУП «Карелкоммунэнерго», так как отопительный сезон, по опыту прошлых лет и особенно в северных районах республики, может начаться раньше, с 15 по 30 сентября. По закону на проведение закупки топлива или заключение контракта на ремонт сетей и оборудования ГУП «Карелкоммунэнерго» необходимо минимум 19 дней. На сегодняшний день у предприятия не согласованы тарифы, нет паспортов готовности предприятий.

 
Что и у кого покупал ГУП «Карелкоммунэнерго»

 

 

На запрос «7х7» заместитель премьер-министра Карелии Оксана Чебунина ответила, что подготовка к зиме идет «в штатном режиме»: готовность котельных составляет 58%, сетей — 83%, запас топлива — 43% (уголь), 44% (мазут) и 62% (дрова) от норматива, а на поставку оставшегося объема уже заключены договоры с поставщиками. Правительство обещает проверить паспорта готовности объектов к сезону не позднее 1 ноября.

Представитель компании «Агреман» Михаил Черин сомневается в реальности цифр из правительственного документа:

— Правительство рисует эти цифры самостоятельно — так, как им надо. То, что топлива на котельных не было на момент окончания [предыдущего отопительного] сезона, — факт. Потому что дорабатывали «с колес», валялись в ногах у поставщиков за каждую машину. Каким образом у них за лето оказался почти сформирован, хоть и «на бумаге», запас — большой вопрос. Ведь многие конкурсы на момент получения вами их ответа еще не состоялись. Заключенных договоров тоже ранее не могло быть, так как информация об этом была бы отражена на портале госзакупок.

В ответе за подписью Оксаны Чебуниной говорится, что «Карелэнергоресурс» «является самостоятельным хозяйствующим субъектом и учредитель не вправе вмешиваться в его хозяйственную деятельность». По информации источника «7х7», знакомого с системой принятия решений в правительстве и Корпорации развития Карелии (в прямом учредителе «Карелэнергоресурса»), этот ответ не соответствует реальному положению дел.

— Все решения по «Карелэнергоресурсу» принимаются напрямую премьером и доводятся до корпорации для исполнения. Так же назначаются руководители «Карелэнергоресурса», — сообщил источник. — Правительство вообще очень не любит, когда кто-то пытается соваться в дела «Карелэнергоресурса». Руководству корпорации не дают никакой информации о деятельности «Карелэнергоресурса». Деньги за поставленную тепловую энергию идут через подконтрольный правительству Единый расчетный центр, а как они там распределяются и на что тратятся, известно только узкому кругу лиц. При этом долги «Карелэнергоресурса» перед поставщиками росли несколько лет. Предприятие неоднократно просило субсидию из бюджета, но каждый раз следовал отказ. Правительство давало указания «Карелэнергоресурсу»: с кем расплатиться, а кому ничего не оплачивать.

Глеб Яровой, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Свежие материалы