Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Рязанская область

Ветряная мельница, рынок для бабушек и арт-резиденция. Каким урбанисты предложили сделать рязанский Торговый городок

Обзор "7х7"

В Рязани градозащитники и специалисты-урбанисты предложили превратить заброшенный рязанский Торговый городок в центр городской активности. Что придумали с 16 по 18 августа 27 специалистов из разных городов и что сказал об их предложениях  губернатор Рязанской области  — в обзоре «7x7».

Торговый городок во время фестиваля "Город-Человек"

Торговый городок во время фестиваля "Город-Человек"

Как это было

Воркшоп «Эстетика неуместного» прошел во время фестиваля урбанистики «Город — Человек» на территории рязанского Торгового городка. И воркшоп, и фестиваль вошли в программу международного форума древних городов, который прошел в Рязани во второй раз. Специалисты по урбанистике прочли лекции, провели практические занятия и мастер-классы: можно было взять напрокат велосипед или позаниматься йогой, научиться составлять букеты из осенних цветов и узнать, как привлекать инвестиции в развитие социальных проектов. На фестивале 17 августа побывал губернатор Николай Любимов. Он послушал выступление урбаниста Святослава Мурунова и признался, что это было интересно.

Губернатор пообещал обратить внимание на комплекс Торгового городка, если городские активисты предложат реальный план дальнейшего его существования и развития. «Мы сегодня здесь собрались, чтобы понять, что здесь будет и для чего будет. Когда мы будем знать, сколько воды нужно будет и для чего, какая нужна канализация, тогда мы уже будем этим заниматься. Нам нужно четко понимать, что, для чего и сколько все стоит. Тогда и вода здесь будет, и канализация, я вас уверяю», — сказал Любимов.
 

Участники рязанского воркшопа решили, что их главная цель - создание на территории Торгового городка востребованного общественного и культурного пространства, повышение статуса и значимости этого места и привлечение экспертов и городских активистов к развитию этой территории. Для достижения этих целей они решили исследовать эту территорию и выяснить проблемы ее развития,  разработать концепцию развития пространства Торгового городка, подготовить предложения по функциональному наполнению территории, предложения  по ее архитектурному и визуальному образу, сгенерировать идеи для формирования узнаваемого образа этого места. 

Архитектор Илья Стюхин

Архитектор Илья Стюхин

"Здесь нужны были профессионалы"

Один из организаторов воркшопа, модератор, рязанский архитектор Илья Стюхин рассказал «7x7», в чем заключалась трудность подбора участников воркшопа, от которых во многом зависит дальнейшая судьба комплекса:

— Мы дали объявление в интернете, описали цели и задачи, предложили заполнить анкету. Торговый городок — это сложное пространство, оно должно стать визитной карточкой города, поэтому заниматься разработкой концепции должны были люди, искренне болеющие за «местную ВДНХ». Здесь не подходили ответы типа «хочу» или «не хочу», здесь нужны были профессионалы либо те, кто сам хочет развиваться и развивать город.

По его словам, из 49 человек организаторы отобрали 27, семь из них пригласили из других городов. Участница воркшопа дизайнер Екатерина Киселева сказала, что урбанисты из других регионов со стороны посмотрели на комплекс Торгового городка, на его архитектуру, учли в работе свое первое впечатление и знания, полученные в ходе обсуждений. Именно поэтому их вклад в общее дело очень важен, для них рязанский комплекс — новый объект, который «не намозолил глаза», который не связан с воспоминаниями бабушек и дедушек.

Среди участников были архитекторы и дизайнеры, проектировщики и социологи — специалисты с опытом и студенты. Некоторые имели опыт участия в совместной разработке проектов и «зажигали» тех, кто работал так впервые.

Три дня участники воркшопа провели в павильоне Торгового городка «Мебель», построенном, как и все остальные, в 1955 году. Добровольцы расчистили его от скопившегося хлама и привели в относительный порядок. Организовали рабочую зону, подвели электричество, обеспечили «перекус». Три дня 27 человек изучали, придумывали и спорили между собой, с модератором воркшопа и 18 августа подготовили презентацию развития «Рязанской ВДНХ».

 

"Это будет, и это будет невероятно круто!"  

Комплекс должен снова стать любимым местом для детей и взрослых — рязанцев и гостей города. В нем должны «прижиться» постоянные кружки, обучающие курсы, секции и временные мероприятия: фестивали, конкурсы, съезды. В Торговом городке останутся старые объекты и появятся новые. О этом «7x7» рассказала Екатерина Киселева. Она заметила, что это был самый жаркий спор: оставить ли все как есть, только постараться отреставрировать, или привнести что-то совершенно новое. Сошлись на «золотой середине»:

— Точно поняли, что Торговый городок — это про Рязань и про рязанцев. Чтобы это было любимым местом проведения досуга для всех возрастных и социальных групп, если, к примеру, нет возможности уехать в выходные за город. Еще ключевой момент: здесь точно не должен быть хозяином какой-то состоятельный господин или городская администрация, это должно быть коллективное пользование пространством, какое-то общество волонтеров, которые будут работать по уставу.

По словам Киселевой, в Торговом городке должны появиться павильоны, которые будут работать и привлекать посетителей круглый год: хостел, арт-резиденция. Последнее понятие — новое для Рязани: это место, куда будут приезжать творцы-добровольцы. Кто-то пожелает изготовить красивую лавочку, новую скульптуру, другой решит создать невероятной красоты клумбу — эти люди смогут приехать к нам из другого города, пожить в хостеле и оставить на память о себе новый интересный арт-объект.

Несколько павильонов будут предназначены «для свободного доступа», чтобы кто-то мог бы занять их временно: к примеру, обучить пенсионеров компьютерной грамоте, научить составлять гербарии в осеннее время, рисовать весенние пейзажи. Часть зданий следует отдать под постоянные кружки и секции.

Дизайнер Екатерина Киселева

Дизайнер Екатерина Киселева

Предполагается возродить одну из главных утерянных ценностей Торгового городка — ветряную мельницу. «Ветряк» станет брендовым образом комплекса. На его изготовление и установку будет объявлен сбор средств. Добровольное денежное участие в создании обновленной площадки и есть один из смыслов дальнейшего развития: человек будет жертвовать не кому-то для его нужд, а для самого себя и своих детей.

- Еще важное: участники воркшопа намерены оставить на месте стихийно возникший пару десятилетий назад стихийный рынок, на котором бабушки торгуют вязаными носками, молоком, грибами и ягодами. Они составляют часть уже привычного пейзажа этого места и бытовой необходимости многих иногородних, которые идут со стороны города на автовокзал. Было принято решение не строить новое на руинах старого, чтобы никого не обидеть и не лишить средств к существованию. Но стоит обновить торговые павильоны, чтобы они вписались в новую площадку.

По словам Киселевой, она уверена: все получится, потому что все меняется. Один из лекторов форума сказал: «Мы — то поколение, которое может самостоятельно принимать решения».

Илья Стюхин был более лаконичен:

— Это будет, и это будет невероятно круто!  

Фестиваль урбанистики завершился вечером 18 августа презентацией программы развития "Рязанской ВДНХ".


«Рязанская ВДНХ» несколько лет работала как выставка, затем павильоны стали продовольственными магазинами, одно время здесь был детский оздоровительный лагерь. В 2000 годы большинство павильонов оказались заброшенными, в 2016 году рязанский инженер Алексей Бирюков начал расчищать территорию комплекса от грязи и зарослей. К нему присоединились добровольческие отряды и организации.

Екатерина Вулих, фото автора, «7х7»

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости