Собирается ежемесячно 45 912 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Воронежская область
  2. Арт-исход. Почему Воронеж не стал региональным центром современного искусства в России

Арт-исход. Почему Воронеж не стал региональным центром современного искусства в России

Пять монологов об идее культурной революции и реальности

Лена Дудукина
Коллаж Никиты Пивоварова

Единственное выставочное помещение Воронежского центра современного искусства закроется с 1 сентября 2019 года. Один из основателей ВЦСИ Николай Алексеев объяснил это эмоциональной усталостью и нехваткой средств, чтобы содержать галерею. Центр продолжит работу как культурное сообщество. В 2010-е годы ВЦСИ был одной из многих инициатив сообщества местных художников, продюсеров и активистов, но к концу десятилетия большинство их проектов сошли на нет, а их авторы покинули регион. «7х7» публикует пять монологов о том, почему Воронеж не воспользовался шансом стать одним из региональных культурных центров России.

Художник Николай Алексеев: «Мы хотели споров об искусстве»

Николай Алексеев

Николай Алексеев

— ВЦСИ был создан во время встреч в [частной городской художественной] галерее Х.Л.А.М. и онлайн-бесед между Мишей Лыловым, мной, Ваней Горшковым, Арсением Жиляевым, Ильей Долговым и Лизой Бобряшовой в начале 2009-го. Результатом бесед стала выставка «Дальше действовать будем мы» в Петровском Пассаже [гостиничный и развлекательный комплекс] и фестиваль лэнд-арта «„Забота“ в Дивногорье [музей-заповедник в Воронежской области]. Из этого маленького фестиваля лэнд-арта выросло несколько крупных международных резиденций, в том числе усилиями директора [художественной группы] «Арт-Квадрата» Димы Большакова при содействии директора музея-заповедника. Выставки того времени проходили в неиспользуемых помещениях торговых центров. Потом мы запустили образовательную программу. Раз в неделю читали лекции по истории искусств в пабе «Сто Ручьев», потом добавили к ним спецкурс для художников.

С появлением у нас своего пространства мы показали почти весь срез актуальных художественных практик России от живописи и фотографии до перформанса и Relational Art. Мы хотели насыщенной жизни — с выставками, лекциями, доступом к текстам и картинкам, беседами об искусстве, спорами, которую могла предложить только Москва. Мы поставили перед собой довольно инфантильную задачу — сделать модель такой художественной жизни в Воронеже, конечно, в его масштабе.

 
 
 
%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0Центр современного искусства

У нас, несмотря на заявления местных СМИ и их тайных информаторов, за спиной никогда не было капиталистов, щедро спонсирующих мероприятия, и уж тем более государственного финансирования. За все время получили только два гранта. ВЦСИ — это сообщество друзей, которые тратили на общественные проекты собственные деньги со своих скромных доходов на основной работе, а НКО мы с Ваней Горшковым зарегистрировали только для того, чтобы была возможность арендовать помещение. У нас нет сотрудников — все действующие лица включались во внеэкономическую игру. Например, Ира Аксенова сделала кучу выставок российских и европейских художников. Таня Данилевская, благодаря которой мы провели две школы для художников, привезли звездных лекторов, сделали беспрецедентную выставку «Истории настоящего» с участием художников из Москвы, Петербурга, Воронежа и Старого Оскола, из Франции, Швеции, Финляндии и Германии. Они не заработали на этом ни рубля, а вот свое время и деньги потратили. Все наши мероприятия принципиально были бесплатными. 

За 10 лет мы показали воронежских художников и рассказали о них в России и Европе. Мы провели около 100 выставок и больше 500 лекций, круглых столов и мастер-классов.

Но главное, мы были отличной лабораторией, где можно было делать почти что угодно. Благодаря этой лаборатории сейчас десятки новых людей занимаются искусством. 

Мы отказались от помещения в связи с тем, что энтузиазм превращается в самоэксплуатацию. Мы выполнили задачи, которые ставили перед собой. Образовательных онлайн-программ по искусству только за последний год открылось штук десять, на любой вкус и достаток. В новых условиях заниматься тем же самым неэффективно, но по-прежнему тяжело. Лучше потратить силы на новые проекты. Конечно, закрытие крупного общественного пространства в городе — это потеря для города и откат назад. Но мы пока не планируем на пенсию, так что будет, чем утешиться. Мы продолжим сводить людей и искусство, но уже в виртуальных пространствах (книгах, видео, социальных сетях), местах, куда есть доступ по дороге на работу.

Ведущий специалист отдела выставочных проектов музея-заповедника «Петергоф» Ирина Аксёнова: «Я в Воронеже достигла потолка»

Ирина Аксёнова

Ирина Аксёнова, фото Музея стрит-арта

— В ВЦСИ я курировала проекты, работала с волонтерами, чуть-чуть занималась фандрайзингом. В итоге возникла так называемая «вторая воронежская волна», преимущественно женская. Мы сделали несколько ярких выставок: «Девочки пришли» в Воронеже, «Заветные сказки» в Петербурге, «Чем больше, тем больше» в галерее Х.Л.А.М. — о том, как меняется сексуальность в современном обществе. Апофеоз моей работы в ВЦСИ — выставка «В славном городе Воронеже»» на Московской международной биеннале молодого искусства. Это был один из двух спецпроектов, мы его курировали с Колей Алексеевым. На монтаж на Винзавод я приезжала уже из Петербурга. 

Я уехала по нескольким причинам. Во-первых, было совершенно непонятно, как зарабатывать в культурной среде. В музеях смешные заплаты. Получать иностранные гранты уже стало сложно. Попытки взаимодействовать с бизнесом не увенчались успехом, ВЦСИ его не интересовал: наверное, экспериментальное искусство как способ инвестирования не понятно меценатам. Во-вторых, в Воронеже я уже достигла определенного потолка, некуда было двигаться дальше. В-третьих, мне хотелось жить в среде, более дружественной к любым альтернативам, чем Воронеж. В среде, в которой много вызовов и сильная конкуренция, иначе как расти?

Я не могу сказать, что Питер идеален. Там свое болото. Но это бывшая столица империи, в нем сохранилось немало культурных слоев, несмотря на революцию, советскую власть и блокаду. Возможно, революция с блокадой играют роль в отношении взаимопомощи и формируют Петербург в симпатичном мне ключе: это город очень терпимый и разнообразный. В нем пожилые женщины красят волосы в яркие оттенки и делают пирсинг. Есть огромный пласт социальной поддержки для уязвимых групп — для бездомных, для детей, для матерей-одиночек и людей из трудных семей. Город тебя принимает. Около двух лет назад знакомый художник Илья Гришаев предложил мне делать вместе галерею. Галерея «Пятнадцать» (FFTN) — это 4,5 квадратных метра в центре от метро «Площадь Восстания». Она стала известным местом.

Сооснователь Арт-группы «Квадрат» Дмитрий Большаков: «Заниматься мелкими проектами мне было неинтересно»

Дмитрий Большаков

Дмитрий Большаков


— Первый фестиваль «Чернозем» проходил без государственных денег. Но крупный проект не может состояться без взаимодействия с департаментом культуры. В 2013 году государственные деньги появились: 200 тысяч рублей при общем бюджете в три миллиона, плюс нам снизили стоимость аренды выставочных и концертных залов. Департамент культуры вошел в соорганизаторы, [губернатор] Алексей Гордеев прислал приветственное слово в каталог фестиваля. 

В 2014 году департамент пообещал нам софинансирование в два миллиона рублей при общем бюджете в шесть миллионов. Это сказали на заседании общественного совета при департаменте, где защищались разные арт-проекты. Я помню, как член совета, худрук международного Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков тогда сказал, что даже два миллиона — это маловато для «Чернозема». Наш бюджет был расписан с учетом обещанного. Но в итоге нам дали только один миллион, уведомив о таком резком сокращении финансирования уже в ходе фестиваля. Совершенно непонятно, почему нельзя сразу было пообещать один миллион, а не два? Программу мы провели, но у организации возникли серьезные финансовые трудности. Все наши обращения и письмо губернатору об этой ситуации были проигнорированы. Получилось, что департамент сначала повернулся к нам лицом, а потом развернулся на 180 градусов. В следующие годы из-за финансового кризиса в стране спонсоры тоже сократили поддержку проектов культуры. Продолжать проект такого масштаба и уровня без поддержки государства было уже невозможно. Мы вынуждены были свернуть работу «Квадрата». 

Заниматься мелкими проектами мне было неинтересно. Появилась мысль поучиться и поработать в Европе. В 2017 году я уехал в Берлин. 

Композитор Ярослав Борисов: «Официальный Воронеж сказал мне: „Ты тут не нужен“»

Ярослав Борисов

Ярослав Борисов, автор: Владимир Годник

— Я получил предложение поступить в небольшой частный университет в США и принял его. Обучение дорогое, но мне дали стипендию. Это был спонтанный ход, продиктованный желанием что-то изменить, открыть для себя новую грань жизни, новую культуру и, конечно, продвинуть свою музыку. На момент поступления в Methodist я был в сложной ситуации, в глубокой финансовой яме. С Камерным театром отношения не сложились: многие надежды, которые я возлагал на эту работу, не оправдались. Будучи музыкальным руководителем театра, я был вынужден работать еще и в школе. Я делал спектакли с большими режиссерами, написал музыкальный проект «Fragile» — 12 аранжировок и связующий материал, но все это хорошо выглядит лишь на афишах. Обещанную мне зарплату театр не давал, стандартный авторский процент (2%) от постановки, которые обычно получают композиторы, худрук упорно из контрактов исключал. Два года работы изобиловали унизительными схватками за свои три копейки. Попутно прикрылись прекрасные «Культпоход» и «Чернозем». Официальный Воронеж меня не то что не удерживал, а сказал: ты тут (возможно, пока) не нужен. Спустя два года я в творческом аврале: музыки очень много, времени очень мало. Написал массу вещей как академический композитор, в репертуаре «Happy55» появились новые пьесы. Новую программу я с успехом показал в Бостоне и Нью-Йорке, получил первый серьезный отзыв от американской публики. Мои российские проекты тоже развиваются, мы их делаем дистанционно. Я рассматриваю возможность композиторской аспирантуры в каком-то из вузов США.

Предприниматель Александр Лукинов: «Не вышло стать точкой на культурной карте страны»

Александр Лукинов

Александр Лукинов

— Интерес к джазу позволил нам запустить в 2012 году многообещающий проект — «Воронежские джазовые сезоны». Концерты «Сезонов» имели успех: залы полные, музыканты с мировым именем… Но просуществовал он недолго, всего четыре года. Затем финансовая ситуация осложнилась. Покупательная способность интеллигенции снизилась, а это наша основная аудитория. Энтузиазм не может продолжаться вечно, и без поддержки государства не обойтись. Да, открыли эстрадно-джазовое отделение [в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей]. Но спросите музыканта Андрея Дудченко, который его возглавляет: материально-технической базы нет, инструменты не покупаются. Воронежский джазовый оркестр, который был создан в те же годы, работает на полставки. А для чего учат людей? Чтобы они потом, например, играли в оркестре. Если бы платили зарплату, хотя бы озвученную правительством как средняя (30 тысяч рублей), все было бы лучше. В общем, мы надеялись, что город станет одной из столиц на культурной карте страны, а не вышло.

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВоронежВластьКультураВоронежская область
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!